Ментальная арифметика как называются счеты. Что такое ментальная арифметика и зачем она нашим детям? «Матемагия

На сегодняшний день набирает популярность занятия по ментальной арифметике. Открываются курсы, школы и небольшие развивающие центры, где преподают ментальную математику. Возможно вы посмотрели ролики в сети, где дети считают быстрее калькулятора или у ваших знакомых, ребенок ходит на эти курсы и уже начал показывать хорошие результаты в сложении и вычитании двухзначных чисел. И вас появилось несколько вопросов: Что это и зачем это нужно и как влияет на развитие ребенка. А также, как научится ментальной арифметике? Ниже рассмотрим все эти вопросы и подробно разберем примеры счета и какие дополнительные материалы нам для этого понадобятся. Посмотрим бесплатные видео-уроки по ментальной арифметике.

Ментальная арифметика - это процесс обучения быстрому счету в уме. Родоначальником этого метода был турок Шеном. Весь метод строится на применении счет придуманных в Китае примерно пять тысяч лет назад. Называются такие счеты – абакус. Возможно кто-то может подумать, что нужно было назвать этот метод абакус арифметика или еще как-то, используя название счет, но счеты - это лишь инструмент, который облегчает решение арифметических задач. Вся суть метода - это подсчет в уме. Слово ментальная происходит от лат. mentalis — умственный, рассудочный. Когда считают с помощью данного метода, в уме представляют эти счеты, передвигают бусины в нужном порядке и производят подсчет нужного примера.

В 1993 году это образовательная программа, впервые начала работу в Азии. На данный момент более 5000 обучающих центров занимаются по данной методике по всему миру. Больше всего эта программа развивается таких странах как США, Канада, Австрия, Таиланд, Китай и Австралия.

В России сейчас открывается много подобных школ и курсов по обучению ментальной арифметике. Стоимость занятий от 500 рублей за один урок или от 4000 рублей за абонемент. Не всем такие суммы по карману и многие хотят научится этому методу самостоятельно и в дальнейшем обучить своего ребенка.

Ментальная арифметика на первый взгляд может показаться трудным способом для решения примеров. Но если набраться не много терпения и прочитать статью до конца и про решать все примеры. Этот способ будет не таким трудны как был до прочтения данной статьи.

Что нужно для обучения

Первое что нам понадобится для обучения ментальной арифметикой это счеты абакус или соробан. В отличии от стандартных счет, советского времени, эти счеты в два раза меньше по ширине. У них на горизонтальных линиях всего пять бусин, а у наших десять. И один столбец с одной бусиной в каждом ряду, от делен от остальной вертикальной перегородки, это если держать счеты вертикально, так как мы бы держали наши обычные счеты. Абакус обычно держат в горизонтальном положении и с верху располагается ряд с одной бусиной, в низу расположены столбцы по 4 бусины в каждом.

Купить их можно здесь (купить счеты ) , там они не дорогие, многие покупаю и оставляют хорошие отзывы. Можно поискать в магазинах своего города, но они уже будут по дороже, да и времени по больше уйдет на поиск.

Можно сделать абакус своими руками из старых счет. Разберите счеты, уберите оттуда 5 бусин из каждого ряда. Отделите вертикальной перегородкой одну бусину, в каждом ряду и счеты готовы. Чтобы они были больше похожи на китайские можно укоротить спицы на которых держаться бусины и горизонтальные направляющие с верху и снизу.

Если нет старых счет и не хочется что-то изобретать или пока ждете, когда придут ваши новые счеты, стоит воспользоваться онлайн тренажерами для тренировки и обучения счету. В Google Play наберите «соробан», там много этих игр. В этой статье используются скриншоты из приложения Simple Soroban. Очень удобное приложение для обучения.

Со счетами определились нужно переходить к обучению.

Основы ментальной арифметики

Как выглядят счеты абакус и из чего состоят вы уже знаете. Сейчас нужно понять, как набирать числа.

Располагаем соробан как на рисунке выше. Перед нами столбики, у стандартного соробана их 13. Мы будем использовать абакус с девятью столбиками (такой же как в приложении Simple Soroban). Начиная с крайне правого столбика, в этом столбце единицы. Т. е. здесь можно составить цифру от 0 до 9. Следующий столбец - это десятки, здесь числа от 10 до 90. В последующих соответственно сотни, тысячи и т. д. На верху соробана размещено по одной бусине, в соответствии со своим столбцом они обозначают число кратное пяти, т. е. в первом столбце это 5, во втором 50, в третьем 500 и так далее. Чтобы нам показать цифру пять, нужно опустить верхнюю бусину вниз, это будет пять. В исходном положении, когда верхние бусины в верху, а нижние внизу это ноль. Чтобы больше было понятно разберем несколько цифр:

  • Чтобы составить цифру 7 нужно опустить верхнюю бусину в первом столбце, это будет 5 и поднять две бусины с низу, т.е. мы к 5 прибавили 2 получилось 7.
  • Цифра 9 это опущенная верхняя бусина и 4 нижние бусины, поднятые вверх до разделительной планки.

Как только научились быстро набирать единицы, переходим к двухзначным числам, т.е. к десяткам.

Набираем число 73, для этого опускаем верхнюю бусину из второго столбика, это получилось 50, поднимаем еще две нижние бусины из этого же столбца с десятками, получилось 70. В первом столбце поднимаем три нижних бусины, и в итоге получаем 73.

Несколько раз потренируетесь и все будет понятно, потом переходите к сотням и так далее.

Все передвижения бусин нужно делать определенными руками и не менять последовательность. В столбце единиц мы все делаем правой рукой, при этом поднимаем бусины большим пальцем, а опускаем указательным. Например, когда мы хотим составить цифру 5 нужно указательным пальцем правой руки опустить верхнюю бусину. Если нужно составить цифру 2 нужно большим пальцем правой руки поднять две бусины из первого столбца. Запоминаем правило вверх это большой палец, вниз указательный. В столбце с десятками все тоже самое только левой рукой. Если смотрели видео как дети считаю, можно было заметит, как они крутят пальцами. Так они представляют, как передвигают бусины на счетах и тем самым производят у себя в голове, подсчет на воображаемом соробане.

Так как вся суть метода сводится к тому чтобы все вычисления происходили в уме и без каких-либо вспомогательных инструментов, нужно научится запоминать цифры и комбинации из бусин. Для этого нам понадобятся вспомогательные карточки, которые можно сделать самим. На одной стороне пишем цифру, а на другой ее графическое обозначение в виде фрагмента счет. Пример на фото ниже.

После того как научились пользоваться карточками и быстро называть цифры расположенные на них, переходим к простым арифметическим вычислениям, первое что мы разберем это сложение.

Сложение

Первое арифметическое действие, которое мы рассмотрим это сложение. Это самое простое действие, производимое на соробане. В качестве примера возьмем: 13+23
Выкладываем число 13: в первом столбце поднимаем три нижние бусины, во втором одну нижнюю получаем 13.

Чтобы прибавить 23 в первом столбце, с единицами, нужно добавить три бусины, так как в низу осталась не задействована только одна бусина, нужно опустить бусину из верхней части соробана, так мы прибавим 5, после этого опускаем две бусины из нижней части и получается в столбце с единицами цифра 6.

Для закрепления материала и лучшего понимания рассмотрим более сложный пример: 17+14.

Сначала составим число 17, описывать как мы его составляем не будем, просто напишем итог для проверки, и чтобы скоординировать наши действия. Что получилось смотрите на фото.

Далее переходим к сложению, прибавляем 4, так как 7+4=11 то поднимаем в первом столбце одну нижнюю бусину и сразу переходим к десяткам и там поднимаем одну нижнюю бусину, которая получилась при сложении единиц, далее прибавляем 10, которая осталась от первоначального числа 14, для этого так же поднимаем одну бусину с низу. Итого 17+14=31

Видео урок: Сложение

Вычитание

Переходим к следующему действию, вычитанию. Для примера возьмем 83-56.

Выставляем на соробане число 83, что получилось сверяем по фото.

При вычитании все действия нужно производить в обратном порядке и начинать нужно с десяток. Нам нужно у десяток убрать 5 бусин, для этого поднимаем верхнюю бусину. От единиц нужно отнять 6, так как у нас только 3 единицы, берем из второго столбца десятку, т. е. опускаем одну бусину. В единицах нужно из 13 вычесть 6 получается 7, выставляем эту цифру на соробане. В итоге 83-56=27

Видео урок: Вычитание

Умножение

Следующее действие - это умножение, тут уже нужно не много больше напрягать свои извилины. Для примера перемножим два двухзначных числа: 13*22

Сначала перемножаем десятки обоих чисел 10*20=200 выставляем на абакусе 200:

Потом единицы первого числа с десятками второго 3*20=60:

Последние действие, перемножаем единицы обоих чисел 3*2=6:

В итоге получилось 286

Видео урок: умножение

Деление

Следующее действие деление. Для примера разделим 62 на 2. Для этого разделим соробан по полам или, например, на две части относительно точки на соробане. С права мы выставляем число, которое нужно разделить, а слева оставляем место для ответа, если число двухзначное, то для ответа оставляем максимум 2 столбца, если трехзначное, то три и т. д. И так нам нужно 62/2 выставляем справа число 62. В левой части будем писать ответ, предлагаю писать его начиная с крайне левого столбца, чтобы если вам попадется число, при делении которого появится остаток, то для записи остатка были свободные столбцы. Число выставили, делим сначала цифру 6 т. к. она кратна двойке и дает полное число без остатка и это будет 3, набираем тройку в крайне левом столбце. А в правой части отнимаем 6 из столбца с десятками, остаётся 2. Дели 2 на 2, получается 1, набираем его во втором, от левого края, столбце. В итоге у нас получился ответ 31.

Видео урок: Деление

Это способ деления соответствует тому, который показан на видео выше, но, если вы по рекомендации из этой статьи, используете для обучения приложение Simple Soroban (это приложение бесплатное) из магазина Google Play. То удобнее число, которое нужно разделить записывать с лева, а ответ с права. Тем самым вы не запутаетесь и будите быстро решать тесты из данного приложения. Пример как считать тесты в приложении Simple Soroban:

Мы рассмотрели все арифметические действия, которые можно посчитать с помощью счет абакус. Вроде бы ничего сложного нет, нужно только часто тренироваться и вы научитесь ментальной арифметике в домашних условиях, так же, как если бы посещали одноименные курсы за деньги.

Уникальную методику четверть века назад придумал турецкий исследователь Халит Шен . Сегодня работает уже более пяти тысяч центров обучения этой премудрости, расположенных в 5 десятках стран мира.

Наперегонки с калькулятором

Дети, владеющие ментальной арифметикой, кажутся окружающим вундеркиндами - ведь они с лёгкостью в уме жонглируют многозначными числами: складывают, вычитают, делят, умножают буквально за секунды. Именно поэтому их приглашают на телешоу, ими хвалятся перед знакомыми. Но не стоит думать, что ментальная арифметика нужна только для удовлетворения родительских амбиций. Ведь, как утверждают преподаватели таких школ, быстрый счёт в уме - лишь «побочный эффект» обучения. Цель методики куда обширнее. И пригодиться она может не только технарям, но и гуманитариям.

Спицы и костяшки

Основателя метода вдохновили древние китайские счёты, известные более 5 тысяч лет. В Поднебесной это устройство называют абакус, в Японии - соробан. Кстати, в Стране восходящего солнца и по сей день их используют для обучения устным вычислениям в начальной школе.

Счёты для ментальной арифметики представляют собой прямоугольную раму с рядами спиц, которые обозначают единицы, десятки, сотни и так далее. На каждой спице по 5 косточек, разделённых по всей длине перекладиной. Считать полагается слева направо, то есть, чтоб получить двузначное число, надо сначала левой рукой откладывать десятки, а потом правой - единицы. Со временем движения рук доводятся до автоматизма.

Представьте себе

Когда ребёнок хорошо овладевает вычислениями на абакусе, он переходит к следующему этапу. Перед глазами юного математика остаётся лишь изображение счётов (так называемая ментальная карта). Глядя на неё, ребёнок учится передвигать костяшки не наяву, а в воображении. Затем необходимость и в этой карте отпадает, и тогда абакус дети лишь представляют в уме. На этом этапе развиваются уже не только мелкая моторика, зрительная память и быстрота реакции, но и воображение, фантазия, интуиция. Всё обучение занимает 10 ступеней, каждая из которых длится 2-3 месяца. Весь курс можно пройти за 2-3 года.

Логика и образы

Ментальная арифметика, по мнению разработчика метода, позволяет активизировать оба полушария головного мозга, при этом формируя устойчивые связи между ними. Считается, что это помогает мозгу развиваться более гармонично. Как известно, левое полушарие отвечает у нас за логику, а правое - за образное мышление. Соответственно методика, при которой сначала задействуются обе руки (а значит, оба полушария мозга), а потом ещё и воображение, развивает не только логику и способность к математическим вычислениям, но и умение мыслить творчески, нетривиально.

Развивая синхронно оба полушария мозга, ребёнок становится более внимательным и уверенным в себе, легче запоминает любой материал, что пригодится ему в учёбе по всем предметам. Да и в жизни тоже.

И внукам, и бабушкам

Лучше начинать обучение ментальной арифметике с 4 до 12 лет, когда мозг наиболее пластичен. Впрочем, эта методика не будет бесполезной и для взрослых, а особенно пожилых. Ведь это один из способов профилактики старческого слабоумия.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. В группе должно быть не больше 10 человек. Уроки построены в игровой форме. У малышей есть возможность не только считать, но и двигаться, рисовать, отгадывать ребусы и головоломки. Ведь если ребёнку тяжело или неинтересно, толку от занятий не будет. Поэтому преподаванием на таких курсах должны заниматься только дипломированные педагоги и психологи. Но всё же лучше сначала посетить первое пробное занятие (во многих школах оно бесплатное). Понравится ребёнку и вам - хорошо, а если нет - отдавайте своё чадо в музыкальную школу или на шахматы, пользы от этого будет ничуть не меньше.

Мнение специалиста

За

Психолог Марина Богомолова :

Обучение счёту в виде занимательной игры лучше для развития мотивации, чем что-то скучное и серьёзное. Полезным представляется и наличие постепенного перехода от оперирования материальными объектами к счёту в уме, что позволяет гармонично перенести навык на другие виды деятельности.

Против

Доцент РГГУ, кандидат экономических наук Михаил Гладков :

Метод достаточно спорный, так как главным образом направлен на получение вычислительного результата, а не на решение проблемы. У обучаемых может потеряться понимание смысла действий. Впоследствии могут возникнуть проблемы с логическими построениями и решением уравнений. В любом случае это неуниверсальная методика.

28.03.2019 22:13

Всем доброго времени суток))

Порой я готова петь хвалебные оды социальным сетям)) Как и случилось сегодня, в одной из таких сетей меня "нашла" моя давняя подруга детства. С ней мы вместе ковырялись в песочнице,играли в куклы барби, потом гоняли на велосипедах, пока я не уехала и мы потеряли друг друга. долго разговаривали и когда стали спрашивать кто чем занимается, так моя замечательная подруга, мамочка трех сыночков и лапочки дочки преподает детишкам МЕНТАЛЬНУЮ АРИФМЕТИКУ.... эммм... прости.. что..)))

Ментальная арифметика - что это такое простыми словами?

Тысячи лет назад в Азии начало зарождаться уникальное искусство быстрого счета .

Ментальная арифметика - это методика обучения быстрому (почти мгновенному!) счету. Она подходит для развития детей 4 - 12 иногда 16 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет - абакуса и соробана.

По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там детки учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная?

В настоящее время 52 страны мира используют это искусство в процессе обучения детей.

Кому подходит эта методика обучения?

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 12 иногда 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Несмотря на долгий период обучения, который занимает около двух лет, первые результаты начнут проявляться через 2-3 месяца обучения . Рекомендуется начинать занятия в раннем возрасте.

После 16 лет мозг человека будет трудно обучать новому и необычному мышлению, поэтому процесс обучения будет более тяжелым и долгим.

Польза ментальной арифметики для ребенка

1. Укрепление межполушарных связей

Ассиметричные вычисления позволяют задействовать все участки мозга, а также стимулирует их работу. Это происходит с помощью использования при счете большого и указательного пальцев на правой руке и среднего и указательного на левой.

Автор методики считает, что его способы обучения способствуют совершенствованию обоих полушарий мозга, а следовательно и гармоничному разностороннему развитию.

2. Развитие мелкой моторики

На первых этапах обучения дети используют счеты. Для успешной и быстрой работы ребенок со временем привыкает перебирать костяшки на спицах все быстрее. Это способствует увеличению точности движений пальцев и кистей рук.

3. Тренировка памяти

Вычислительные процессы в уме развивают память ребенка. Чем выше уровень мастерства устного счета, тем лучше будет развита способность запоминать большие числа.

4. Ускорение мыслительных процессов

Частые устные вычисления оказывают положительное влияние на способность быстро и грамотно мыслить. В дальнейшей жизни это умение поможет ребенку незамедлительно реагировать на различные ситуации и находить рациональные пути решения.


Применение в повседневной жизни

- Счет без калькулятора

Основное преимущество владения быстрым счетом. Всю последующую жизнь человек сможет проводить в уме различные вычисления. Это будет экономить время и вызывать восхищение окружающих.

- Уверенность в себе

Развитие умственных способностей в детском возрасте способствует уверенности в себе. Ребенок привыкает к мысли, что любая задача должна иметь решение. С такой жизненной позицией человек менее склонен к пессимизму.

- Творческий подход

Ментальная арифметика предполагает развитие воображения . В будущем дети смогут активно применять свое нестандартное мышление в повседневной жизни.


Плюсы методики

    Развитие мышления и мелкой моторики
    Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.

    Улучшение памяти
    Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.

    Повышение интереса к учебе
    Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.

    Высокая концентрация внимания
    Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики


Мнение и отзывы родителей о ментальной арифметике

Родители на собственном опыте выяснили, что четырехлеток еще рано отдавать на занятия по ментальной арифметике. Курс очень интенсивный, приходится много заниматься и у ребенка может пропасть охота учиться вообще.

В общем и целом мнение родителей об этой методике разделились. Одни отмечаю рост успеваемости по всем предметам, другие говорят о том, что ребенок очень спешит, допускает много ошибок. В отрицательных отзывах родители отмечают также, что, решая сложные примеры в уме, ребенок не способен мыслить логически, затрудняется в решении уравнений, т. е. умножить, сложить, разделить и прибавить может за несколько секунд, а найти неизвестную величину в уравнении не может по нескольку часов.

В обучении все строго индивидуально. Если ребенок не проявляет интереса к ментальной математике и не хочет посвящать ей время, то и нет смысла заставлять его посещать занятия. Дети, занимающиеся с охотой и интересом, добиваются высоких результатов, и родители получают как результат все заявленные преимущества этих занятия: от развития двух полушарий головного мозга, до роста творческого потенциала.

Мое мнение. Ментальная математика - это один из методов обучения устному счету и тренировки мозга. Хотела бы я отдать своего ребенка на такие занятия? Безусловно да!! Просто порой я смортю на своего папу, супруга и как они лихо складывабт и вычитают в уме (хотя они не занимались по этой методике) и смотрю на меня 2+2 считаю с калькулятором уж грубо говоря... я хочу чтоб мой сын владел устным счетом)) что то брость никогда не поздно, главное начать и может быть результаты предвзойдут все ожидания.

Популярная методика обучения и развития детей пришла к нам из Азии — педагоги Японии и Китая уже давно практикуют ментальную арифметику. Специалисты убеждены — занятия на абакусе (счетах) помогут юным ученикам развить таланты и подтянуть успеваемость в школе. Хотите узнать, нужна ли ребенку ментальная арифметика? Тогда эта статья для вас!

Ментальная арифметика - а что это такое?

Многие родители спрашивают, для чего нужна ментальная арифметика и что это такое. Ментальная арифметика — уникальная методика разностороннего развития ребенка, основанная на устном счете. Умение считать в уме — эффективный механизм для достижения высоких результатов, но не главная цель занятий. Задача этой методики — полноценно развить ребенка, способствовать активным проявлениям его способностей и талантов.

Японская методика ментальной арифметики существует уже более 2 000 лет. В настоящее время она имеет большую популярность не только в странах Азии, но и во всём мире. Занятия по данной методике способствуют развитию у детей обоих полушарий мозга, то есть в полной мере раскрывают его интеллектуальный потенциал.

Во время обучения ребенок использует одновременно две руки. Он вычисляет на абакусе (древних японских счетах) обеими руками, стимулируя при этом работу обоих полушарий. Параллельно с этим дети решают арифметические примеры, представляя счёты в своём воображении. Таким образом, работает правое полушарие, ответственное за образы, и левое, отвечающее за логику.

Для чего нужна ментальная арифметика детям?

Зачем нужна ментальная арифметика? Дело в том, что программа современного школьного образования делает акцент на точных науках: математике, физике, химии, забывая о развитии творческих способностей ребенка. Уроки рисования или музыки отходят на второй план, маленький ученик быстро устает от скучных предметов, начинает лениться и не проявляет никакого интереса к новым знаниям. Правое полушарие головного мозга, отвечающее за творческую жилку ребенка, отстает от своего соседа слева, тем самым перегружая левое полушарие. Успеваемость снижается, замедляется реакция и внимание, начинаются проблемы с усвоением нового материала. Ментальная арифметика позволяет гармонизировать работу обоих полушарий и повысить навыки. Во время занятий:

  • развивается память и мышление;
  • появляется инициативность и самостоятельность;
  • воспитываются лидерские качества;
  • открывается творческий потенциал;
  • увеличивается уверенность в себе;
  • совершенствуются навыки наблюдения и анализа;
  • развивается воображение и креативность;
  • улучшается концентрация внимания.

Ребенок учится мыслить творчески, находить креативные решения обычных задач, не поддается стереотипам. Успешный результат достигается с помощью смешанного обучения: упражнений на левое и правое полушарие головного мозга. Детей обучают счетам на абакусе, юные ученики делают вычисления в уме, развивая логику и мышление. Педагоги разбавляют сложные задания творческими, уделяют внимание смекалке и воображению, подогревая интерес детей к занятиям.

Есть ли конфликт между обучением счету в школе и ментальной математикой?

Напрашивается вопрос, если счет по абакусу не такой, как в школе, и при этом используются другие приемы запоминания, не будет ли проблемы в освоении школьного материала?

Существует два мнения и соответственно два ответа на этот вопрос. Так, учителя счета говорят, что проблем не будет, так как детский мозг на много более гибкий и способен обрабатывать и фильтровать много информации. К тому же, развитие двух полушарий мозга будет способствовать лучшему запоминанию школьного материала.

А так же есть мнение родителей, которые говорят, что на первых порах ребенок может запутаться с методами вычисления в школе и на уроках ментальной арифметики. Но дети быстро адаптируются и подстраиваются и впоследствии не имеют с этим проблем.

Но если родители волнуются, что кроха не справится с нагрузкой в школе и на курсах, рекомендуется попробовать заниматься на летних каникулах. Но лучший вариант, если кроха начал свои занятия еще до школы.

Как быстро ждать первых результатов?

В академии развития ребенка SMARTUM работают профессионалы своего дела - опытные педагоги, которые отлично разбираются в детской психологии и знают, как отыскать нужный подход к каждому ученику. Исходя из этого, не один ребенок не остается без внимания.

Учитывая основные преимущества продуманных занятий, каждый родитель и будущий ученик могут ознакомиться с результатами обучения:

  • Первое занятие знаменуется тем, что детей знакомят со спецификой работы со счетами абакус.
  • Дети возрастом от 5 лет, после первого месяца активной учебы, смогут считать и решать заданные примеры в уме.
  • Дети возрастом от 7 лет, после первого месяца обучения, могут считать в уме быстрее, чем среднестатистический взрослый.
  • Дети возрастом от 7 лет, после двух месяцев обучения по заданной программе, могут выполнять два дела одновременно - рассказывать на память любой стих и при этом решать в уме заданный пример.

Нужна ли ментальная арифметика детям младшего возраста?

Многие мамы и папы задаются вопросом, для чего нужна ментальная арифметика детям младшего возраста. Отвечаем: занятия на абакусе будут очень полезны для развития детей 5-6 лет. Малыши уже умеют считать до 10, и самое время приступать к активному развитию обоих полушарий головного мозга ребенка. На этом этапе уже ни к чему просто игровые занятия — ребенок готов в себя впитывать новые знания, как губка, поэтому важно умело выбрать правильную форму подачи материала. В «Смартуме» все ученики распределены по возрастным группам, и преподавание ведется с учетом психологических особенностей детей.

Академия«Смартум» приглашает юных гениев от 5 до 16 лет на уроки ментальной арифметики. Систематические групповые занятия с педагогом, а также самостоятельные домашние задания помогут развить логическое мышление школьника, повысить его успеваемость по всем предметам. Положительные результаты заложат первый фундамент в успешное будущее вашего ребенка, дадут сильный толчок к развитию и самореализации во взрослой жизни. Опытные специалисты готовы раскрыть детский потенциал, учитывая индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого маленького ученика. Воспользуйтесь бесплатным пробным занятием — педагоги и психологи ответят на все дополнительные вопросы.

В то время как большинство из нас жертвует навыком счёта в уме, некоторые люди развивают его с особым усердием с помощью ментальной арифметики. Они похожи на гениев, потому как совершают вычисления с многозначными числами быстрее, нежели калькулятор. Разбираемся, что это за методика, как проходит обучение и кто может заниматься по ней.

О методике

Ментальная арифметика - это одна из методик устного счёта без вспомогательных инструментов, которая задействует воображение.

Методика кажется новой, так как широкую известность она получила относительно недавно. На самом же деле техника древняя, её использование связывают с изобретением счётов суанпан в Китае, которые впервые упоминаются в книге «Восточная династия Хан» в 190 году н.э.

Под ментальной арифметикой подразумевают обучение вычислениям сначала с помощью деревянных счётов, абакуса, и постепенный переход к выполнению сложения, вычитания, умножения и деления в уме. Особенность методики – дети выполняют не абстрактные вычисления, они работают с цифрами через визуализацию и воображение. Техника позволяет научиться скоростному счёту, что практически недостижимо с помощью классических школьных методов.

Несмотря на широкое распространение калькуляторов, занятия на абакусе до сих пор практикуются в азиатских странах. Вычисления на соробане, японской версии абакуса, изучают в начальных классах и частных учебных заведениях Японии. С его помощью детей учат системе десятичных чисел и счёту не абстрактно, а с помощью визуализации. Попутно учителя дают детям песенные инструкции, что воздействует на аудиальное восприятие.

После того как дети начинают уверенно использовать соробан, их учат совершать вычисления в уме при помощи воображаемой счётной доски. Это одна из причин, по которой японские родители отправляют детей к частным педагогам, преподающим данную методику.

Что такое абакус?

На занятиях для детей используют соробан - японскую версию абакуса. Название же «абакус» используется как обобщённое для всех видов счёт: от китайских до российских.

Абакус для занятий ментальной арифметикой представляет собой прямоугольник, разделённый тринадцатью вертикальными спицами по вертикали, и одной горизонтальной линией. На каждой спице находится по 5 косточек: 1 над горизонтальной перегородкой и 4 под ней.

Как проходит обучение?

Полная программа обучения длится от двух до трёх лет и разделена на несколько этапов. Во время учёбы дети чувствуют прогресс, так как после освоения новых навыков переходят на уровень выше.

Следующая ступень - представление абакуса в уме. Вы могли видеть как дети считают, совершая непонятные действия руками в воздухе. Таким образом они передвигают воображаемые костяшки на воображаемых счётах.

Высшую ступень мастерства демонстрируют участники соревнований по ментальной арифметике, которые решают примеры с многозначными числами за несколько секунд.

Кто может научиться?

Программы ментальной арифметики, как правило, рассчитаны на детей от 4 до 16 лет. Правда, отзывы родителей говорят о том, что начинать лучше немного позже, оптимальный возраст 6–12 лет. Хотя вычисления в уме могут быть полезны для взрослых и в большей степени для пожилых людей.

Ребёнок, отправляющийся на занятие, обязательно должен уметь считать до 10.

Также нужно учитывать, что придётся заниматься не только в классе, но и дома хотя бы по 15 минут ежедневно.

Если вы заинтересовались курсами ментальной арифметики для детей, предлагаем познакомиться с программами на TeachMePlease , и выбрать ту, которая подойдёт вам по местоположению, цене и условиям проведения занятий.