Приемы эффективного повторения и запоминания. Три секрета долговременной памяти Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Было бы здорово, если бы наш мозг мог отправлять в долговременную память и закреплять в ней новые выражения и грамматические закономерности с первого раза, с первого взгляда, прослушивания и прочтения. Но, к сожалению, механизмы памяти работают не так. Поэтому повторение, как известно, по-матерински сопутствуя учению, неразрывно с ним связано и необходимо.

Психологи предпринимали множественные попытки в поиске нужного количества повторения слова, которое было бы достаточным для его запоминания. Одно из последних исследований показало, что человеческое сознание начинает отвечать на новое слово, как на знакомое, после 160-ти его последовательных прослушиваний. Что же, казалось бы, проще - просто послушать все английские слова по паре сотен раз, и дело в шляпе. Что же оставим подобные эксперименты британским ученым и попробуем разобраться, как эффективно организовать повторение в процессе реального продуктивного овладения языком.

Для того, чтобы языковой материал отложился в вашей долговременной памяти и мог быть использован вами, действительно нужно встретиться со словосочетанием несколько раз в понятном для вас контексте. На наших занятиях в Языковой школе Дмитрия Никитина в Ярославле мы работаем с учебными комплексами, в которых выстроена система повторения из урока в урок. Уже изученный материал появляется в новых диалогах, упражнениях, текстах, заданиях. Кроме того учебники включают в себя специальные странички для проверки, усвоенных вами знаний, тесты и вопросники. Преподаватель также тщательно следит за тем, чтобы та или иная, усвоенная вами лексика периодически "всплывала" в новых контекстах. Конечно, многое зависит и от вас. Что же именно?

Как говорят, даже самый тупой карандаш, лучше самой острой памяти. Ваши заметки в тетради - могут послужить вам отличную службу в освоении лексики, с которой вы знакомитесь на курсах английского языка. Напомним, что не стоит записывать отдельные слова с переводом, лучше заносите в тетради коллокации, слова в контексте, которые объясняют его. Объясняйте их синонимичными выражениями или, напротив, антонимами. После занятий обязательно просматривайте свои записи, здорово даже переписывать их, приводя в некую систему. К примеру, вы можете расставить все изученные выражения по возрастанию их пользы в вашей личной жизни. Отдельно выделить слова, которые вы будете использовать часто. Кроме того, можно связывать каждое выражение со страной, человеком, комнатой в квартире или любым предметом, с которым оно у вас ассоциируется. Затем желательно вслух пояснить свой выбор, таким образом, вы еще раз повторите значение выражения и свяжете его с личным опытом, что способствует его запоминанию. На наших занятиях мы также предлагаем нашим учениками пересматривать записи с прошлых уроков, находить те, значение которых они не запомнили, и просить других учеников разъяснить их. Полезно бывает сравнить свои записи с записями других студентов и дополнить их. Или, например, вспомнить, как то или иное слово, появилось в тетради, в каком контексте, кто произнес его впервые и почему. Все, что вы записали, старайтесь использовать в новых ситуациях. Не стесняйтесь, прошуршать листами вашего блокнота, чтобы припомнить какое-нибудь подходящее выражение. Произнося слова, вы сокращаете нужное для запоминания количество повторений в разы.

Тестирование - не самый приятный момент обучения. Но не нужно относиться к контрольным, как лишь к проверке ваших знаний. Мало того, что вы повторяете и пересматриваете материал перед контрольными, само по себе тестирование - отличный способ повторить что-то, выявить "западающие" моменты, снова вспомнить некие правила, восполнить пробелы.

Но проверка не обязательно должна быть строгой и формальной. На наших курсах английского языка в Ярославле мы часто предлагаем ученикам поиграть, чтобы проверить то, как они запомнили лексику. Отлично играть в шарады, объясняя ранее изученные словосочетания, с помощью жестов, мимики, рисунков, ну, и конечно лучше всего слов. Например, мы предлагаем нашим ученикам карточки со словами, один из них должен объяснить свое слово, а второй отгадать. Либо же один из игроков задает вопросы на да/нет, чтобы разгадать нужное слово, как можно быстрее. Кроме того можно составлять вопросники по пройденному материалу и затем разгадывать их, обменявшись в классе.

Очень полезно бывает просто вернуться к заданию на разговор из прошлых тем. Попробовать выполнить его снова. Попробовать пересказать текст, который вы читали на прошлой неделе, а затем проверить, сколько новой лексики, вы использовали, когда восстанавливали его. Прослушивая уже пройденные аудирования, ставить их на паузу и заканчивать фразы дикторов.

Зачем нужно домашнее задание и рабочие тетради?

Как бы ни хотелось увильнуть от работы дома, она необходима, но, конечно, остается на вашей совести. Чтобы помочь себе усвоить то, что было пройдено на уроке, вы можете попробовать составлять диалоги по аналогии с теми, которые были прочитаны в классе, переводить по памяти выражения, о которых шла речь, находить интересные коллокации для новых слов. Выполнять задания, похожие на те, с которыми вы поработали в классе. Такие задания обычно содержатся в рабочих тетрадях, с которыми вы вполне можете работать самостоятельно, контролируя себя по ключам. Многие специалисты советуют работать с упражнениями из рабочей тетради после того, как вы закончили тему по учебнику. Несколько отложенное повторение способствует более глубокому запоминанию.

Известный английский писатель, журналист и литературный критик Ивлин Во (Evelyn Waugh) однажды написал:

One forgets words as one forgets names. One"s vocabulary needs constant fertilizing or it will die.
Слова забываются также как и имена. Словарный запас нужно постоянно обогащать иначе он просто зачахнет.

Сказал он это о своём родном языке - английском. Для нас английский не родной, однако принцип остаётся тем же: если язык не работает, то он медленно угасает. Впрочем, по своему опыту могу сказать, что он не умирает совсем и при необходимости оживает и даже расцветает всеми красками, но происходит это только тогда, когда вы начинаете использовать язык, то есть активно говорить на нём. Так когда-то случилось с моим немецким. Но это уже совсем другая история...

Словарный запас можно представить в виде последовательности, в начале которой находятся те слова, которые мы можем хоть как-то вспомнить и понять, а в конце те, которые мы свободно употребляем по своему желанию. Как вы понимаете, в начале находится пассивный словарь, который плавно переходит в активный. Однако употребление это не что-то окаменевшее, так как оно включает в себя весь спектр значений слов и множество словосочетаний (англ. collocations ). А словосочетания - это тот бесценный капитал, о котором мы постоянно талдычим, и который вы можете получить здесь же совершенно бесплатно.

И в заключение ответ на вопрос, поставленный в заголовке: исследования, проведённые министерством образования США (U.S Department of Education), показали, что для того, чтобы слова или фразы записались в нашу долгосрочную память, их необходимо повторить 17(!) раз, причём сделать это нужно не за один подход, а в течение 6-7 дней, равномерно распределяя по времени. Повторить - значит прочитать, услышать, произнести вслух. Выводы делайте сами!

Спасибо всем, кто присылает нам добрые отзывы и конструктивную критику , всё это очень важно для нас.
Для того, чтобы тренажёр продолжал своё развитие - поддержите его - поделитесь адресом этой (или любой другой) страницы тренажёра со своими друзьями в социальной сети:

Включите звук!

Включайте и выключайте любую колонку таблицы!
По-русски По-английски Комментарии
недорогое (бюджетное) решение low-cost solution Технической задачи, проблемы и т. п.
перебои в энергоснабжении (электроснабжении) energy outages
прозрачные, полупрозрачные (матовые) и непрозрачные объекты transparent, translucent, and opaque objects
кленовый сироп maple syrup Сладкий сироп, особенно популярный в Канаде.
берёзовая роща birch grove
плотный график busy agenda
Мы должны придерживаться расписания. We have to keep up with the schedule.
Нам нужно идти в ногу со временем. We have to keep pace with the times. Это выражение обычно используют, когда говорят о передовых технологиях.
Я не пойду на репетицию хора. I will not go to the choir practice. Слово choir - одно из множества чудес английской орфографии. Произносится оно [куайэр]
Я читаю много поэзии. I read a lot of poetry.
истинное значение слова the true sense of a word
Я потратил целую вечность на то, чтобы найти ваш сайт. It has taken me ages to discover your website.
Я так скучаю по тебе. I miss you so much.
Ты просто милашка. You are so cute.
путешествие вокруг света trip around the world
капризные дети, озорники naughty children

Если с памятью все плохо

Наверняка, вы не раз замечали, что полезная информация, такая как новая английская лексика, например, достаточно быстро вылетает из головы, в то время как какая-нибудь незатейливая песенка заседает в ней на долгое время. Все дело в том, что эту песню мы слышим несколько раз в день, а вот повторить пройденный материал еще нужно себя заставить. Сегодня мы рассмотрим, как быстро запомнить текст, слова или грамматические правила.

Сегодня мы предлагаем тебе несколько лайфхаков, которые помогут повторять материал по так, чтобы он оставался в памяти долгое время.

Зачем нужно повторять

Во-первых, давай разберемся, зачем вообще нужно повторять, неужели нельзя просто выучить что-то так, чтобы не забывать? Дело в том, что наш мозг работает точно так же, как и наши мышцы. Когда мы пробуем сделать что-то впервые, у нас может не получиться, но регулярно упражняясь, мы будет оттачивать свои навыки. Например, человек, который начал играть в баскетбол, может не забросить мяч в корзину с первого раза. Но при регулярных тренировках у него будет получаться с каждым разом все лучше. Так же и с английским: каждый раз, используя новое слово или новую конструкцию, ты будешь чувствовать себя более уверенно и реже ошибаться.

Часто даже те, кто достиг высокого уровня владения английским, может словить себя на том, что забыл какие-то элементарные вещи: слова, правила и т.д. А все потому что, двигаясь вперед, человек сосредотачивается на более сложных конструкциях и словах, иногда забывая об основах.

Именно поэтому важно повторять не только недавно пройденный материал, но и периодически выделять несколько минут на повторение материала, который был выучен давно, если ты не используешь его в повседневном обиходе.

Сколько раз нужно повторять материал

По мнению ученых, за день мы забываем 60% выученной информации, если не повторяем ее. Для того, чтобы слово закрепилось в памяти, нужно повторить его несколько раз с временными интервалами.

Повтори новые слова:

  • через 15 минут после того, как выучил;
  • затем через 30 минут;
  • на следующий день;
  • через 3 дня;
  • через неделю;
  • через месяц;
  • через 3 месяца.

Такое количество повторений может показаться слишком большим, но все намного проще. Стоит учитывать, что ты можешь повторять выученные слова, используя их во время общения или во время написания сообщений, писем, эссе. Ты можешь вести дневник, и стараться использовать в нем новые слова. Кроме того, ты можешь слышать новые слова в фильмах или сталкиваться с ними во время чтения книги – это тоже будет считаться повторением. Так же можно работать и с грамматикой: попробуй нажать на паузу фильм или отложить книгу и объяснить, почему актер или автор употребил в том или ином предложении такую конструкцию.

Очень полезное упражнение:

Запиши слова сначала на английском, а через некоторое время запиши их перевод на родной язык, пытаясь не использовать словарь. Если какое-то слово не удалось вспомнить, подсмотри первую букву в словаре, может, тогда оно всплывет в памяти. Если нет – посмотри его перевод еще раз и повтори это слово несколько раз. Затем, напиши значение этого слова на родном языке, и на этот раз через некоторое время переведи его на английский. Придумай ситуации, в которых ты мог бы его использовать, и как бы ты это сделал: составь предложения для реальных ситуаций.

Грамматические конструкции ты также можешь повторять, выполняя различные упражнения или составляя с ними предложения.

Когда лучше повторять

Специалисты утверждают, что лучше всего повторять материал за 10-15 минут до сна, поскольку в течение дня ты получаешь огромное количество различной информации, которая, как бы, вытесняет из головы выученный ранее материал. Такая методика называется ретроактивным торможением.

Есть метод и, так называемого, проективного торможения, который заключается в том, чтобы повторять пройденный материал или учить новый сразу же после пробуждения. Сторонники этого метода утверждают, что лучше всего запоминается информация, которую мы получаем первой после сна.

Ты можешь выбрать ту методику, которая более удобна именно тебе. Если ты сова, то, скорее всего, тебе будет не очень удобно учить что-то утром, а жаворонкам, может быть, наоборот, сложно заставить себя учиться перед отходом ко сну. Как вариант, ты можешь попробовать оба метода и определить, какой работает лучше.

Теперь вы знаете, как быстро запомнить текст или другую важную информацию. Главное, не ленитесь применять советы из статьи на практике 😉

Вы замечали, что очень часто полезный материал по английскому языку недолго задерживается в памяти, зато какая-нибудь навязчивая песенка запоминается легко и надолго? А все потому, что эту самую песенку мы слышим по несколько раз в день. Повторение - мать учения, а мозгу нашему, к счастью, абсолютно все равно, что учить. Что ж, давайте заставим его запоминать не очередной «супермегахит», а полезную информацию.

Слово «повторение» редко вызывает радость и воодушевление, ведь не все знают интересные способы усвоения информации. Поэтому мы решили дать вам несколько подсказок, которые помогут сделать процесс повторения увлекательным. Кроме того, мы постараемся объяснить вам, как лучше закреплять материал и для чего это нужно.

Для чего нужно повторять материал

Для начала разберемся, почему человеку нужно что-то повторять. Неужели нельзя просто выучить и забыть?! В том-то и дело, что можно, а вот выучить и при необходимости вспомнить уже сложнее.

Повторение - лучший способ помочь своей памяти надежно усваивать информацию. Давайте приведем пример. Представьте, что вы не студент, а спортсмен, и хотите стать чемпионом по стрельбе из лука. Вряд ли вам удастся попасть в яблочко с первого раза, для этого придется выстрелить 100-200-300 раз. Постепенно руки перестанут дрожать, движения станут уверенными, а стрела будет попадать все ближе к заветной «десяточке». Так и в обучении: постоянно повторяя материал, вы не будете бояться использовать различные конструкции, речь станет уверенной, а вы постепенно приблизитесь к заветной цели (например, к уровню ).

Некоторые возразят: «А что, если я попаду с первого раза? Может мне и не надо утруждать себя?». Надо, случайный выстрел может быть метким, но не частым. На соревновании (на экзамене или деловой встрече) вы можете промахнуться (провалиться), ведь без постоянных тренировок о метких выстрелах и прочных знаниях можно забыть.

Сколько раз нужно повторять материал?

Ответ прост: до тех пор, пока не закрепите его в памяти. Есть определенная схема запоминания, разработанная профессиональными психологами и педагогами. Приведена она в статье «Повторение пройденного - нужно ли и зачем? ».

Схема повторения нового материала

Когда повторять Пример
0 Выучили 10 новых слов 1 октября в 16:00
1 Через 15 минут после ознакомления 1 октября в 16:15
2 Через час после последнего повторения 1 октября в 17:15
3 Через три часа после последнего повторения 1 октября в 20:15
4 На следующий день 2 октября
5 Через два дня после последнего повторения 4 октября
6 Через четыре дня после последнего повторения 8 октября
7 Через неделю после последнего повторения 15 октября
8 Через две недели после последнего повторения 29 октября
9 Через месяц после последнего повторения 29 ноября

Выглядит немного пугающе, возникают мысли: «Чтобы запомнить слово, мне нужно будет повторить его 9 раз! Да неправда, я учусь намного быстрее!». Многие люди не верят этому, однако уже научно доказано, что знания усваиваются и забываются неравномерно. Ученый Эббингауз даже предложил так называемую кривую забывания (представлена ниже). В результате исследований, он выяснил, что мы начинаем забывать информацию сразу после изучения, а за первый день теряем до 60% знаний! Далее процесс выветривания материала из головы замедляется. Однако из графика видно, что при периодическом повторении информации мы приходим к надежному закреплению ее в памяти.


Да, трудно грызть гранит науки! Но не спешите огорчаться, можно облегчить себе эту задачу, для этого используйте разные виды повторения и уловки, которые помогут сделать его нескучным.

Виды повторения, которые нужно использовать

  • Активное повторение. Означает отключение «автопилота». Если вы периодически «пробегаете» новую лексику глазами, не задумываясь над тем, что учите, то тратите время впустую. Вовлекитесь в обучение, попытайтесь не только выучить, но и «почувствовать» новые слова или грамматическую конструкцию. Включайте воображение, ассоциативное мышление, внимание. Необходимо осмысливать новый материал, пропускать его через себя. Старайтесь находить новые способы употребления лексики или придумать короткий рассказ с выученной идиомой. Лучше всего сделать новый материал «своим», то есть придумать историю о себе.
  • Пересказ. Это разновидность активного повторения. Пересказ вовсе не означает заучивание наизусть. Намного полезнее пытаться изложить информацию из текста своими словами. Это заставит вас использовать новую лексику, вы потренируетесь перефразировать тексты, да и грамматика в контексте хорошо запомнится.

Как быстро и нескучно повторять материал, небанальные методы

1. Любимые книги

У каждого автора есть свой стиль и определенная лексика. При чтении достаточно длинного произведения незнакомые слова будут часто повторяться. В первый раз вам понадобится помощь словаря. Мы рекомендуем сразу выписать новое слово. Во второй раз вам нужно будет заглянуть в свои записи, в третий раз вы с трудом, но все же вспомните его, на 4-5 повторе не обратите на него внимания, так как уже запомните его. Это удобное пассивное повторение: пока вы будете читать книгу, все указанные нами этапы (те пугающие 9 раз) пройдут незаметно.

2. Увлекательные сериалы

Герои сериалов, как правило, оперируют определенным словарным запасом, редко выходящим за рамки общеразговорного английского. При просмотре первой серии вам нужно потрудиться, посидеть со словарем, разбираясь с новой лексикой. Во втором-третьем эпизоде вы уже будете узнавать знакомые выражения без перевода, а к концу сериала пройдете не 9, а все 39 стадий повтора. Очень приятный способ сделать повторение ненавязчивым. Благо сериалов сейчас много, можно найти что-то себе по вкусу.

Однако хотим вас предостеречь от выбора сериалов со специфической лексикой. Например, популярный нынче «Доктор Хаус» пополнит ваш словарный запас не слишком полезными словами вроде названий редких болезней и прочих медицинских терминов. Как выбрать подходящий для вашего уровня знаний сериал или фильм и как по нему учиться, вы узнаете из статьи « ».

7. Закон ярких впечатлений

Что мы лучше всего запоминаем? Праздники, счастливые моменты, значимые события - все, что связано с сильными положительными эмоциями, яркими впечатлениями. Значит, и обучение, в том числе этапы повторения, нужно сделать яркими. Мы вовсе не советуем вам учить английский за праздничным ужином, иногда нужно менять не обстановку вокруг, а себя. Пусть повторение будет для вас приятным времяпровождением. Положительный настрой - важная составляющая успеха. Поменяйте отношение «как скучно повторять» на «ура, я запомнил новые слова». Психологи советуют представить ситуацию, где эти знания принесли бы вам пользу, помогли в трудной ситуации. Такой подход позволит создать в голове прочную связь между изученным материалом и положительными эмоциями.

8. Законы ретроактивного и проективного торможения

Несмотря на устрашающее название, законы простые и важные. Суть ретроактивного торможения: если после изучения какой-то информации вы перейдете к изучению следующего блока, первый инфоблок быстро сотрется из памяти. Помешать нормальному запоминанию может просмотр телевизора, серфинг в Интернете, чтение книги и т. п. Так что мы рекомендуем учить и повторять что-то перед сном. Минут за 10-15 до сна повторите пройденный материал, это сработает лучше, нежели обучение в течение дня.

Суть проективного торможения: если до момента обучения к нам не поступала никакая информация, запомнить новый материал или повторить старый будет легче. Говоря простым языком, старайтесь повторять изученное утром, когда мозг отдохнул и не переполнен разнообразной информацией.

Подводя итог, хотим сказать, что без повторения пройденного материала будет сложно надолго удержать его в памяти. Однако этот важный этап усвоения информации можно сделать интересным и быстрым. А чтобы материал еще лучше закреплялся в памяти, используйте его на практике. Предлагаем делать это с преподавателем на наших . Учитель поможет вам быстро запомнить новую лексику и правильно использовать ее на практике.