1000 почему для детей. Зачем люди живут на земле? Зачем человек рождается и живет? ➢ Что делают рыбы зимой, когда вода замерзает

Дети очень часто задают вопросы. Их бесконечные «почему?» выливаются на взрослых бурным потоком, ставя иногда в тупик. Предлагаю ответы лишь на некоторые детские вопросы. И даже если ваш малыш не задал вам тот или иной вопрос, вы можете просто рассказать о любопытных фактах из жизни животных и насекомых, об окружающем их мире и о них самих.

Тема: Животные

➢ Животные это кто?

Животные — это существа, принадлежащие к животному миру от самых простых организмов, таких как губки, до человека. Это как минимум три четверти всех видов живых существ на земном шаре! Они отличаются от растений и других организмов тем, что способны передвигаться. Многие растения питаются при помощи корней. У животных же есть мышцы. Именно они помогают животным передвигаться в поисках пищи или партнера для продолжения рода. Мышцы также помогают животным спасаться от врагов.

➢ Какие животные меняют к зиме окрас на белый?

Все знают, что к зиме белеет заяц. Его так и называют — заяц-беляк. Но не он один готовится таким образом к зиме. Белой становится шерстка песца, горностая и ласки. Среди птиц белеет куропатка. А вот белый медведь и полярная сова белые круглый год.

➢ Почему после дождя на асфальте много дождевых черней?

На этот вопрос ученые не могут дать точный ответ. Считается, что черви вылезают из земли, потому что их домики-туннели залило водой. И, хоть червям и нужна влажная земля, в воде они просто напросто захлебнутся.

Однако оставаться на поверхности им долго опасно. Они могут оказаться раздавленными или просто высохнуть от солнца и погибнуть.

➢ Существуют ли светящиеся животные?

Да. И их не мало. Больше всего светящихся животных обитает в морях и океанах. Светятся в темноте медузы, коралловые полипы, головоногие моллюски, инфузории-ночесветки и многие глубоководные рыбы. Среди обитателей суши светятся известные всем жуки-светляки.

➢ Почему некоторые животные ночью не спят?

Действительно, есть животные, которые спят днем, а ночью охотятся. Но не все из них хищники.

Часто встречаются ночные активные животные в пустынях. Почему? Потому что днем в пустыне нестерпимо жарко, и вся живность словно вымирает. На самом деле многие отсыпаются до наступления ночи и лишь с наступлением темноты выходят из своих укрытий.

У «ночных» животных глаза приспособлены к темноте. Так, кошкам и совам достаточно очень слабого света, чтобы хорошо видеть. Все дело в особенном строении глаз.

Есть и такие животные, которым и глаза ни к чему. Они ориентируются в пространстве при помощи звуковой локации. Этими удивительными животными являются летучие мыши.

Большое значение для «ночных» животных имеют не только слух и зрение, но и обоняние. По запаху они выслеживают добычу

➢ Какие животные быстро меняют окраску?

Моментально меняет свою окраску хамелеон. Для него не существует преград в выборе цвета. Он может быть коричневым или зеленым, красным или синим, в зависимости от того, нужно ли ему отпугнуть врага, замаскироваться или, наоборот, привлечь внимание. Так, если хамелеон ухаживает за самкой, то может окраситься во все цвета радуги сразу.

Не уступают хамелеону и головоногие моллюски. Они замечательно маскируются под цвет грунта. Рассерженные кальмар и осьминог в один миг могут стать красными, черными или бордовыми, а каракатица с легкостью наряжается в разные цвета, играя и завораживая ими.

➢ Почему не все животные имеют защитный окрас, а некоторые и вовсе в момент опасности выставляют себя напоказ?

Выставляют себя напоказ животные, которые хорошо защищены. Как правило, они имеют яркую окраску, «говорящую» другим животным о том, что их лучше обходить стороной. К таким животным относится скунс. Дикобраза также можно заметить издалека. Лишь молодые хищники, не знакомые с ними, попробуют их атаковать. Но, получив неприятный опыт, навсегда его запомнят и уже не повторят такой попытки.

➢ Какие животные считаются в Индии священными?

Священными в Индии считается корова и обезьяна. Если коровы не доставляют особых хлопот жителям этой страны, то обезьяны наносят огромный ущерб садам и огородам.

➢ Какие животные помогают человеку на охоте?

Все знают, что верная помощница охотника — собака. Действительно, легавые находят птицу, делая стойку, пугают ее и поднимают на крыло. Гончие собаки гонят зверя на охотника. Борзые, наоборот, догоняют зверя и останавливают его. Норные собаки забираются в норы и выгоняют животное на охотника. Лайки загоняют зверя на дерево и, отвлекая лаем, позволяют охотнику подойти незамеченным.

Но собака не единственная помощница человека на охоте. В некоторых странах для охоты за антилопами человек использует быстроногих гепардов. Для охоты на птиц издавна приручались беркуты и соколы. Для охоты на кроликов в Австралии используют ручных хорьков. В Китае и Японии добывать рыбу помогают бакланы. Иногда дельфины также помогают рыбакам. Прежде чем все эти животные и птицы становятся помощниками охотников и рыбаков, они долго и упорно приручаются человеком.

➢ Может ли у животных вырасти новая лапка или хвост?

Этот процесс называется регенерацией, или, другими словами, восстановлением. Вы, может быть, удивитесь, но происходит он на определенном уровне у всех живых существ. И у людей в том числе. Мы способны заменять старые клетки кожи на новые. Некоторые виды плоских червей способны восстановить голову и хвост, то есть, в сущности, создать нового червя из любой части своего тела. Гидра — беспозвоночное животное, обитающее в пресной воде и имеющее тело трубчатой формы с несколькими щупальцами на одном конце, обладает поразительной способностью к регенерации. Из крошечного кусочка этого Животного может вырасти новая гидра. К восстановлению способны и некоторые насекомые. Если они еще не стали взрослыми и вдруг потеряли лапку, то через некоторое время у них отрастает новая. Ракообразные, такие как крабы и омары, часто теряют свои клешни, но вряд ли от этого расстраиваются, ведь вскоре у них отрастут новые. Что уж говорить об известных всем ящерицах (правда, лишь о некоторых их видах), способных вырастить себе новый хвост взамен оторвавшегося. Птицы способны отрастить не только новые перья, но иногда даже клювы. Не отстают от них и млекопитающие. Так, у оленя, например, каждый год вырастают новые рога. Но, как бы ни хотелось, никакое млекопитающее не способно вырастить новую конечность или хвост.

➢ Зачем оленю рога?

Олень использует свои красивые рога в качестве оружия в турнирах. А еще они помогают ему спастись от врагов.

Некоторые люди думают, что из рога носорога можно приготовить редкое лекарство. Вот и гибнет это удивительное животное от рук браконьеров.

➢ Для чего нужны бивни моржу?

При помощи бивней морж рыхлит дно океана, словно граблями, а затем добывает моллюсков, которыми он питается

Тема: Насекомые

➢ Могут ли насекомые слышать ногами?

Такими удивительными способностями обладают кузнечики. Органы слуха расположены у них на голенях передних ног.

➢ Какой груз могут поднять муравьи и гусеницы?

Гусеницы могут поднять груз в 25 раз больше своего веса, а муравьи — в 100 раз!

➢ Все ли муравьи полезны?

Многие виды муравьев безусловно полезны. Они борются с вредителями леса. Но есть и такие, которые уничтожают посевы. Их называют огненными. А аргентинский муравей поселяется в стенах и разрушает жилище человека.

➢ Существуют ли домашние насекомые?

Существуют. И это не пауки и тараканы. Домашними считаются медоносные пчелы. А еще одомашнены человеком шелкопряды.

➢ Почему комариные укусы вызывают зуд?

Когда комар вонзает свой тонкий хоботок в кожу человека, он вводит ядовитую слюну. Именно она и вызывает зуд. А еще слюна комара содержит анестезирующее вещество, поэтому комариный укус начинает чесаться не сразу, а лишь после того, как анестезия проходит.

➢ Сколько ног у пауков и сколько их у остальных насекомых?

У пауков восемь ног, а у остальных насекомых их шесть.

➢ У каких насекомых такие же названия, как и у животных?

Существует жук-носорог, жук-олень и жук-слоник. А еще есть бабочка-медведица.

➢ Почему светлячки светятся в темноте?

Светлячки действительно светятся в темноте. Тем самым они привлекают особей противоположного пола. У светлячков на брюшке имеется орган, который преобразует особое биохимическое вещество во вспышки света. Такая способность вырабатывать собственный свет у живых существ называется биолюминесценцией.

➢ Почему пауки не попадаются в свою сеть?

Пауки делают два вида паутин. Одни — липкие, в которые и попадают различные насекомые. А другие — не липкие. По ним пауки и передвигаются. Бывает так, что паук попадает в липкую паутинку, но выбирается из нее благодаря жировому покрытию на его теле.

➢ Зачем бабочки перелетают с цветка на цветок?

Если понаблюдать за бабочками, то мы увидим, что они постоянно перелетают с цветка на цветок. Делают они это затем, чтобы полакомиться сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветов. В нектаре содержится сахар. Он обеспечивает бабочек необходимой энергией. А в пыльце есть белок, жир, витамины и минералы (микроэлементы).

А еще, когда бабочка садится на цветок, к ее брюшку прилипает пыльца. Перелетая с цветка на цветок, насекомое переносит ее на другие цветы, тем самым опыляя их. Пыльца — это мельчайшие зернышки, которые, попадая на другой цветок, оплодотворяют его. Вскоре после этого в цветке, на который бабочка принесла пыльцу, начинают образовываться семена.

Тема: Пресмыкающиеся

➢ Как отличить гадюку от ужа?

У ужа зрачок круглый, а у гадюки — словно щелка и распложен вертикально. Отличаются эти змеи и окрасом. На спине гадюки четко виден зигзагообразный рисунок. Хотя существуют и одноцветно окрашенные гадюки. Но главное отличие их в том, что по бокам головы ужа имеются яркие желтые пятнышки, а у гадюки их нет.

➢ Могут ли ящерицы охотиться на крупных животных?

Могут. Самая крупная ящерица — варан с острова Комодо. Он охотится на оленей и кабанов. Сначала он сбивает их своим мощным хвостом и лишь потом пускает в ход зубы.

➢ Какая польза от лягушек и жаб?

Многие лягушки и жабы уничтожают множество вредных насекомых, принося тем самым огромную пользу.

Тема: Рыбы

➢ Зачем рыбам хвост?

О том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, знает, наверное, каждый. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем.

Есть и еще несколько интересных способов использования хвоста, которыми с удовольствием пользуются некоторые рыбы. Так, скат-хвостокол использует свой длинный хвост для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.

➢ Что делают рыбы зимой, когда вода замерзает?

Если вода в водоеме промерзает не полностью, то рыбы вполне нормально переживают зиму. Они могут выжить даже в очень холодной воде так же, как переживают зиму сухопутные животные, например, медведи, которые просто впадают в спячку. Их жизненные процессы замедляются, потребность в пище и кислороде очень слабая. Но, несмотря на все это, для рыб в зимних условиях опасен не столько мороз, сколько то, что они могут задохнуться. Из-за корки льда на поверхности воды кислород воздуха не может растворяться в воде.

Если же вода в водоеме промерзает полностью, то есть от поверхности до дна, рыбы не могут жить. Исключение составляет корюшка — рыба, обитающая в Антарктике.

➢ Кто тяжелее — слон или большая акула?

Может быть, это покажется странным, но вес большой акулы во много раз превышает вес крупного слона. Слон весит всего 6 тонн. А вот большие китовые акулы попадаются весом до 30 тонн!

➢ Правда ли, что рыбы не умеют разговаривать?

Нет, поговорка «нем, как рыба» не верна. На самом деле многие виды рыб общаются на своем языке. Они сигнализируют друг другу об опасности, отпугивают врагов, «мило беседуют» во время ухаживания в брачный период.

➢ Пользуются ли рыбы удочкой?

Некоторые виды рыб действительно пользуются удочкой. Все они — хищники, и удочка нужна им для того же, для чего и человеку — чтобы поймать рыбу. Одна из таких хищниц так и называется — рыба-удильщик. У нее даже не одна, а целых три удочки. Заманивает удочкой свою добычу и морской черт. А у морского угря даже светится кончик хвоста-удочки.

Тема: Птицы

➢ Какие птицы не летают?

Как многим известно, не летают страусы. У этих больших птиц хоть и есть крылья, они совсем не годятся для того, чтобы поднять в воздух их огромное тело. Но страусы не единственные птицы, не умеющие летать. Не летают также австралийские птицы казуары, новозеландские киви и пингвины.

➢ Всели птицы высиживают яйца?

Нет, не все. В наших лесах живет одна из птиц, совсем не заботящаяся о том, чтобы высидеть и выкормить своих птенцов. Это кукушка. Так же поступают и медоуказчики, некоторые шалашники и вдовушки (ткачики).

➢ Могут ли птицы измерять температуру?

Одна из птиц, хоть и не высиживает яйца, но о температуре в гнезде-инкубаторе все же заботится. Они замеряют температуру... Чем, как вы думаете? Клювом! Эти удивительные птицы называются австралийские сорные куры.

➢ Какая птица не боится выводить птенцов зимой?

Клесты совсем не боятся морозов и смело выводят птенцов зимой. Живут эти удивительные птицы в наших лесах.

➢ Дарят ли птицы друг другу подарки?

Как это ни удивительно, но многие птицы действительно дарят друг другу подарки. Подарки эти разнообразны и интересны. Так, пингвины адели и кронштепы дарят друг другу камешки. Самец крачки преподносит своей самке рыбу.

➢ Какие птицы прилетают к нам весной первыми?

Первыми прилетают к нам весной грачи, а следом за ними скворцы и жаворонки.

➢ Кто кроме птиц может летать?

Летать могут очень и очень многие. Замечательно это делают летучие мыши и насекомые. Но рыбы, лягушка квакша и ящерица с названием дракон тоже умеют летать. В наших лесах живут летающие белки. Они так и называются белки- летяги.

Тема: Рекордсмены животного миро

➢ Правда ли, что кит — самое большое млекопитающее, живущее на Земле в настоящее время?

Это правда. Если поставить синего кита на хвост, он будет высотой с девятиэтажный дом. Его масса — 150 тонн, а длина — 33 метра.

➢ Кто из птиц плавает быстрее всех?

Самый лучший пловец — пингвин. Он может обогнать катер, идущий со скоростью 40 километров в час.

➢ Правда ли, что жираф выше всех животных?

Это правда. Жираф — самое высокое животное на Земле. Его рост достигает пяти метров.

➢ Кто из животных самый умный?

Многие ученые спорят над этим вопросом. К самым умным относят нескольких животных. Это касатка и многие виды дельфинов. Также очень умными считаются слоны и свиньи. И все же самыми умными являются приматы (шимпанзе, гориллы, орангутанги, бабуины, гиббоны и мартышки). Они имеют большой, сложный мозг, могут общаться между собой, и у них развиты определенные языковые навыки, они умеют обучаться каким-либо действиям и использовать предметы в качестве орудий труда (например, палкой раскапывать землю или сбивать ею плоды с деревьев).

➢ Кто плавает, бегает и летает быстрее всех?

Если провести соревнования среди птиц, животных и рыб, то победили бы меч-рыба, гепард и иглохвостый стриж. Гепард бежит со скоростью до 120 километров в час. С такой же скоростью плавает меч-рыба. А иглохвостый стриж летает со скоростью 160-170 километров в час.

➢ Какое животное живет дольше всех?

Известные долгожители — черепахи. Одна из них, по имени Мариона, прожила 152 года! Не уступают черепахам по продолжительности жизни двустворчатые моллюски венус. Они живут около 150 лет. Есть долгожители и среди людей. Зарегистрирован рекорд — 122 года.

➢ У каких животных самые большие глаза?

Самые большие глаза у головоногих моллюсков, таких как осьминоги. У гигантского осьминога они достигают 30 сантиметров в диаметре.

➢ Кто может дольше всех не есть?

Рекордсменами в вопросе голодания стали клещи. Они могут обходиться без пищи 7 лет! Наземные черепахи значительно отстают от клещей. Но и они смогут обойтись без пищи почти год. Альбатрос стоит на третьем месте. Он выдержит без еды 35 дней.

Тема: Окружающий мир

➢ Откуда берется ветер?

То, что ветер — это просто воздух, знает, наверное, каждый ребенок. Действительно, воздух, который движется вдоль поверхности Земли, называется ветром. Это может показаться странным, но то, каким будет ветер, во многом зависит от Солнца. Начинается он около экватора. Здесь Солнце нагревает воздух. Он становится легче и поднимается вверх. На его место передвигается более прохладный воздух, и так происходит снова и снова. Наша Земля вращается вокруг своей оси. Добавляем к этому движению солнечное тепло, и вот вся эта система постоянно перемещающегося воздуха уже движется вокруг земного шара по экватору. Это и порождает ветры во всех частях земного шара.

➢ Сколько лет Земле?

По мнению ученых, нашей Земле 4,5-5 миллиардов лет. К этому выводу они пришли, изучив горные породы и камни, падающие на нашу Землю из космоса, которые называются метеоритами.

➢ Почему на Земле бывает ночь и день?

Земля вращается не только вокруг Солнца. Она еще вертится вокруг своей оси, поворачиваясь, то одной, то другой стороной к солнышку. Полный оборот происходит за 24 часа, или за одни сутки. Когда та сторона, где мы живем, повернута к Солнцу, у нас день, а когда отвернута от него, то ночь. Когда у нас день, у людей, живущих на противоположной стороне Земли, наступает ночь и наоборот.

➢ Что такое облако?

На нашей планете очень много влаги. Это моря и океаны, реки и озера. Когда Солнце нагревает Землю, влага испаряется, то есть превращается в пар. А пар, как известно, поднимается вверх. При охлаждении этот пар оседает очень маленькими капельками (конденсируется) на микроскопических частичках пыли и других веществах, плавающих в воздухе. Когда этих капелек накапливаются миллиарды, образуются облака, которые остаются висеть в воздухе.

Дождевые облака называются тучами. Капельки воды в них очень крупные и тяжелые. От этого тучи такие темные, а иногда даже черные. Сила тяжести заставляет эти капли падать на Землю. И в это время у нас идет дождь.

Когда из туч на землю идет дождь или падает снег, большая часть влаги опять возвращается в океаны, озера и реки. Затем она снова испаряется под действием солнечного тепла, и весь процесс повторяется снова и снова, и называется он круговоротом воды в природе.

➢ Что такое гром?

Гром — это звук взрывающегося при движении молнии быстро нагревающегося воздуха. Сильный гром может казаться страшным, но бояться его не стоит, он совершенно не опасен. Вы можете спросить, почему, если гром и молния происходят одновременно, мы не видим и не слышим их одновременно? Дело в том, что свет от вспышки молнии доходит до наших глаз практически сразу. Это происходит потому, что световые волны распространяются со скоростью света — примерно 300 ООО км/с. Звук же доходит до нашего слуха значительно позже, ведь звуковые волны распространяются гораздо медленнее — 335 м/с.

Если вы хотите узнать, как далеко ударила молния, подсчитайте количество секунд между вспышкой молнии и звуком грома и разделите это число на пять. Вы узнаете, сколько километров было между вами и молнией.

Если гром следует практически сразу после вспышки молнии, знайте, что молния ударила очень близко. Чем больше времени между тем, как вы увидели молнию и услышали гром, тем дальше от вас гроза.

➢ Что такое радуга и откуда она берется?

Радуга — это дуга, образующаяся в результате отражения света водяными каплями и разделения белого цвета на составляющие его волны разной длины. Радуга состоит из семи цветов, которые всегда располагаются в одном и том же порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Для того чтобы запомнить, в каком порядке расположены цвета в радуге, выучите фразу, в которой первая буква каждого слова — это первая буква названия цвета: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Радуга появляется в части неба напротив Солнца. А так как Солнце при этом должно быть ближе к горизонту, то лучше всего наблюдать ее во второй половине дня, ближе к вечеру. Радуга появляется, когда солнечный свет проходит через капельки воды, а затем преломляется или отклоняется от их закругленной поверхности. Самая красивая и большая по размеру радуга появляется на небе в то время, когда идет дождь и светит солнце. Но иногда ее можно увидеть в струях распыляемой на газонах воды и в тумане около водопадов.

➢ Может ли ураган перенести человека с одного места на другое так, чтобы он остался целым и невредимым, как Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»?

Нет, такое возможно только в сказке. Маловероятно, что человек или какое-то строение, в котором он укрылся, может выдержать сильнейшие вихри внутри урагана.

Ураганы часто поднимают предметы или живых существ с земли и переносят их по воздуху на много километров от того места, где они были. Но, в конце концов, все они падают на землю. Уцелеть после такого «полета» удается только неодушевленным объектам. Так, в 1979 году в штате Оклахома пошел денежный дождь. Купюры пролетели расстояние более 322 км и прибыли из штата Техас.

➢ Что такое бабье лето и когда оно наступает?

Бабьим летом называют период теплой, сухой погоды, который иногда наступает осенью. Считается, что настоящее бабье лето — это период, когда тепло наступает после первых ночных заморозков.

➢ Откуда берутся реки?

Если весной, когда тает снег, вы выйдете на улицу, то увидите множество ручьев. Как вы думаете, куда они так торопятся? Вода весной (или летом во время ливней) стекает большими и маленькими ручейками, которые соединяются в более крупные потоки, а те — в реки. Большинство рек начинаются с дождевых или снеговых вод, стекающих вниз с возвышенных местностей. Но некоторые начинаются из подземных потоков или из воды, образующейся в результате таяния ледников.

➢ Откуда берутся волны?

В основном волны появляются от ветра, который дует над водой. Чем сильнее ветер, тем выше волны. Волны порождает «спор» между ветром и силой тяжести. Ветер толкает воду на поверхности перед собой, а сила тяжести заставляет ее оставаться на месте, как бы толкая обратно. Под действием этих двух сил волны двигаются вверх и вниз. Волнующаяся вода, хотя и выглядит так, будто она движется, на самом деле, если не считать движения вверх и вниз, остается на месте. Так, чайка, сидящая на волне, будет подниматься и опускаться с волной, но вперед, к берегу, двигаться не будет.

Тема: Расскажи мне обо мне

➢ Почему, когда я долго нахожусь на солнце, моя кожа становится сначала красной, а потом коричневой?

Солнечное излучение обжигает нашу кожу, и она краснеет. Точно так же реагирует кожа на прикосновение чего- то горячего, например, утюга. При сильных ожогах на коже даже могут образовываться шрамы.

Чаще солнечные ожоги получают люди со светлой кожей. Все дело в меланине, который вырабатывается в специальных клетках. У людей со светлой кожей его меньше. Темнея, кожа защищается от повреждения, укрывая в тени более глубокие ее слои. В результате образуется загар. У людей со смуглой кожей, когда они находятся на солнце, меланин вырабатывается быстро и его много, то есть они быстро загорают. А вот люди со светлой кожей в таких случаях обгорают, их организм не успевает защититься. Светлокожие люди могут получить красивый и ровный загар, не обгорая при этом, если они делают это постепенно, находясь на солнце каждый раз понемногу.

Ученые считают, что цвет кожи у людей на земном шаре определяется тем, где когда-то жили их предки. В жарких, солнечных районах темная кожа образовалась в качестве защиты. В более прохладных местах, где солнце грело не так сильно, у людей кожа стала светлее.

➢ Почему у старых людей вся кожа в морщинах?

Пока люди молоды, их кожа очень эластичная. Чем старше становится человек, тем менее эластичной и более тонкой становиться его кожа. Морщины появляются в тех местах кожи, в которых она растягивалась. Например, от улыбки. Но гораздо больше морщин бывает не от улыбки, а оттого, что человек хмурится. Попробуйте сначала улыбнуться, а затем нахмуриться, стоя перед зеркалом. Вы сразу увидите, что на хмуром лице гораздо больше морщинок. Способствуют появлению морщин курение и длительное нахождение на солнце. И то, и другое наносит значительный вред коже.

➢ Почему я дрожу, когда мне холодно?

Наш мозг первым получает сигнал о том, что нам холодно. Получив его, он, как самый умный компьютер, решает, какие меры предпринять для того, чтобы организму стало тепло, и включает целый ряд команд. Получив нужную команду, наши мышцы начинают очень быстро поочередно сокращаться и расслабляться. При этом тратится большое количество энергии и вырабатывается необходимое телу тепло. Можно согреться и по-другому. Человек, который активно двигается, не замерзнет. Другими словами, когда нам холодно, наш организм начинает вырабатывать тепло, которое нас согреет.

➢ Почему в холодную погоду у меня изо рта идет пар?

Иногда мы сами можем делать свои собственные облака! Это происходит в холодную погоду, когда наше дыхание значительно теплее воздуха на улице. Содержащийся в нашем дыхании водяной пар смешивается с наружным холодным воздухом и начинает конденсироваться, то есть превращается в мельчайшие водяные капельки и висит в воздухе как маленькое облачко.

➢ Почему, когда я долго купаюсь, кожа на пальцах моих рук и ног становится сморщенной?

Находясь долго в воде, ваша кожа расширяется. Наружный слой кожи — самый толстый как на руках, так и на ногах. Почему? Потому что эти части тела изнашиваются больше всех остальных. Ведь руки мы очень часто моем, а ноги вынуждены носить нас, шагая без устали по дорогам жизни. Во время купания жировое покрытие кожи смывается и наружному слою кожи ничто больше не мешает начать жадно впитывать воду. Впитав значительное количество воды, кожа на пальцах рук и ног расширяется. А когда под кожей воды уже нет, этот расширившийся слой сморщивается. Но вы, наверное, уже знаете, что вскоре после того, как вы выберетесь из воды, морщинки на пальцах рук и ног исчезнут.

Обсуждая такую интересную жизнь вокруг, не ждите, пока малыш задаст тот или иной вопрос. Не переставайте задавать их сами. О чем? Да обо всем. Как ты думаешь, почему небо голубое? Почему мяч не тонет в воде? Почему в вечерних лужах есть звезды и луна? Наши дети гениальны. Даже в самом раннем возрасте — даже в полтора года — у них на все есть свой ответ. Если они не смогут ответить, то, во всяком случае, обязательно задумаются и сделают свой СОБСТВЕННЫЙ ВЫВОД.

Дети очень любознательны от природы, их бесконечные «а почему?», ставят в тупик даже родителей со стажем, что уже говорить о молодых родителях. Чаще всего, взрослые могут ответить лишь на немногие вопросы правильно и по существу. На некоторые вопросы им не хочется отвечать честно, приходится врать, отмахиваться или игнорировать их. Между тем, важно не оставлять вопросы малыша без ответа, чтобы познавательный интерес не сошел на нет.

Почему эти «почему»?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает своё «я» всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша - возраст «почемучек» . Малыши вступают в него по-разному - кто-то в 2,5-3 года , кто-то ближе к 4-5 годам . На самом деле, этот возраст - явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растёт, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днём голубое, а ночью - чёрное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слонёнку из сказки Киплинга хочет знать обо всём на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти «что» и «почему» - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех учёных и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Малыш открывает для себя закон постоянства, а ответы на вопросы рождают новые вопросы. Каждое новое знание расширяет границы мира, а в нём ещё так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности - это старательно отвечать на вопросы малыша. Именно сейчас, в возрасте «почемучек», закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это - основа дальнейшего успешного школьного обучения .

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…» ). Пару раз посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. Пару раз на вопрос «почему?» ответить «по качану!», ещё лучше «по качану и по капусте!» . А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что!» . Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите «по качану» в ответ на какой-нибудь свой вопрос…

Не получая ответы на вопросы, ребёнок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребёнка, признак его одарённости. И если он задаёт вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задаёт! Наберитесь терпения, заручитесь поддержкой бабушек и дедушек, объясните им, как важно отвечать на каждое «почему», даже если ваш малыш в десятый раз задаёт один и тот же вопрос, ни в коем случае не срывайтесь и, уж конечно не кричите на малыша. Ведь проще всего убить в ребёнке любознательность, и рано или поздно он найдёт того, кто расскажет ему много чего «интересного», но это будете уже не вы.

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу вспоминается очень старый анекдот:

Идут папа и пятилетний сын, сын жуёт яблоко:

- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, - железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трёхвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно.

Для примера рассмотрим детский вопрос «Почему солнце не падает?» и как можно на него ответить.

Ответ-пустышка

"Ну потому что не падает и все".

"Потому что. Ты еще маленький и не поймешь".

"Иди спроси у бабушки".

"Подрастешь - поймешь".

Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах.
Ответ-провокация

"А почему ты считаешь, что оно должно упасть? "

"А почему Земля не падает на Солнце?"

Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (заглянуть в энциклопедию или другие источники).
Ответ со ссылкой на мироздание

"Так устроен мир."

"Законы физики не дают ему упасть".

"Так захотел Бог".

Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. А главное ребенку - нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего.
Научные, слишком длинные ответы "Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему - в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…" Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же такой ответ просто не оставит ребенку шансов что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено.
Сказочные и антропоморфные ответы

"Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем. "

"Потому что оно лучиками держится за небо. "

Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы - очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания.
Ответы с вариациями

"Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. "

"А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…"

Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывает разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?».
Лаконичный ответ по существу

"Солнце не может упасть".

"Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. "

"А упасть может только то, что близко от земли."

Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе - хорошо. Вы ответили по сути простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ваш ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям.


Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все.

Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесёт ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: «А ты сам как думаешь?» Малыш начнёт выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал - и сам нашёл ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребёнок осознаёт свои возможности, поймёт, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Но не всегда можно дать простой ответ, особенно если ребёнок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка?

Дети - существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали.

Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти ещё можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребёнка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребёнок - человечек очень умный, вдумчивый, в чём-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определённый смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Что бы чистой была». «Зачем что бы чистой была?» «Что бы есть из неё было приятно». «Зачем что бы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребёнок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример.

Маше 3,10, спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: « Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!»

Не бойтесь ситуаций, когда малыш задает вопрос, на который вы, к сожалению, не знаете ответ.

Откровенно признайтесь ребёнку в этом, но пообещайте обязательно выяснить или предложите разобраться во всём вместе. Это только укрепит ваш авторитет в глазах ребёнка, покажет ему, что мама или папа могут всё. Всячески поощряйте интерес вашего малыша к окружающему его миру, задавайте ему встречные вопросы в ответ, продолжая развивать заданную тему. Все дети обожают загадки, с их помощью можно научить ребёнка размышлять, расширить его словарный запас, развить чувство юмора.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать - это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёте вы, а ребёнок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?»

Ответы могут быть как серьёзными, так и шуточными: «Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в «почемучку» наоборот, задавая вопросы «цепочкой»: «Зачем тебе велосипед?» «Что бы кататься» «Зачем кататься?» «Потому что мне нравится» «Почему нравится?» и т.д.

Предложите малышу поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии. Например, о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите малыша за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!

Немного перефразируя одного из великих, сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать. Почему так? Потому что любознательность и кипучая энергия большинства малышей способны любого родителя, даже самого терпеливого, вывести из себя, причем несколько раз за полчаса.

Примерно с трех лет дети задают вопросы тоннами, пачками, буквально оптом, и каждый ответ лишь становится основой для составления нового вопроса. Очевидная причина - дети просто хотят знать, даже если не понимают, зачем это им. Но есть и другие разгадки многочисленных детских вопросов. Например:

  • родители - главные авторитеты, и дети верят, что те знают ответы на все вопросы о мире и жизни, а ритуал «спрошу у мамы» - своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам;
  • дети задают вопросы просто из потребности пообщаться (тогда они слушают ответы), от желания поговорить или привлечь внимание (тогда в ответах не особо нуждаются);
  • некоторые вопросы «вырастают» из страха («почему лает собака?» - спрашивает малыш, который побаивается собак, даже если не признается в этом);
  • многие вопросы повторяются, так как ребенок не сразу усваивает ответы;
  • дети ищут место новому, с которым сталкиваются, в существующей картине мира и системе знаний;
  • иногда новые знания вступают в противоречие с прежними, и детям приходится искать уточнения;
  • по мере накопления знаний и опыта дети приобретают крепкую уверенность в том, что все имеет причину, нужно только до нее «докопаться»;
  • если раньше ребенок неосознанно решал поставленные перед ним вопросы и задачи прикладным способом, методом «научного тыка», то в возрасте 3-5 лет он учится осознавать внутреннюю природу вещей и возможность находить ответы абстрактно; ну и - ему приходится много спрашивать;
  • из-за скачка в развитии: поставленные вопросы подразумевают, что ребенок осознает вероятность более чем одного ответа, кроме того малыш может сформулировать вопрос так, чтобы взрослый понял, о чем речь.

Если мы еще вас не убедили, что нескончаемым детским вопросам нужно радоваться, то вспомним мнение ученых, которые (в частности, исследователи из Вашингтонского университета) считают, что формулировка вопросов и обдумывание ответов на них ускоряют процесс развития детского мозга. Во время «родительских пыток» в голове ребенка формируются нейронные связи, а там недалеко и до хороших оценок в школе и хвалебной характеристики «умница».

Вероятно, тема детских вопросов действительно болезненная, ведь ею заняты многие научные умы. Так, несколько групп исследователей разное время пытались оценить количественно нагрузку на родительскую психику. Оказалось, что в день дети задают до 300 вопросов . Вероятно, ученым попались очень любопытные испытуемые. Согласно данным других ученых, все не так страшно: в среднем до 8 вопросов в день, правда, не менее половины ставят родителей в тупик. Наконец, третья группа исследователей сосчитала, что за период от двух до пяти лет среднестатистический ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов , то есть в среднем 35-36 в день.

И на эти бесконечные «что? где? когда?» - а гораздо чаще «почему» - мамам и папам нужно отвечать. Более того, как бы пугающе для родителей, уставших от детских вопросов, это ни звучало - они должны побуждать детей спрашивать, то есть фактически создавать тем самым способствующую интеллектуальному развитию среду. Нужно регулярно хвалить ребенка за умение спрашивать - за хорошие, интересные вопросы.

По мнению психологов и педиатров, полное отсутствие вопросов в возрасте от 3 до 5 лет должно насторожить. Среди причин могут быть задержка речи, отставание в когнитивном развитии (то есть в развитии всех мыслительных процессов, в том числе памяти, логики, воображения, восприятия и др.) или же эмоциональные проблемы.

Главная задача взрослого на «вопросительном» этапе развития ребенка - сохранить интерес к знаниям, любознательность, удовольствие от анализа нового, от процесса познания. Единственный способ - отвечать, и делать это так, чтобы ответы детей устраивали. Помните, что, не отмахиваясь от детских вопросов и не отвечая на них формально, вы тем самым вы развиваете своего ребенка, а заодно выражаете уважение к нему, принимаете его всерьез.

Все ответы родителей на детские вопросы можно условно классифицировать.

Ответ-«пустышка»

Примеры: «Подрастешь - узнаешь», «Потому что!», «Вот научишься Интернетом пользоваться - и сам выяснишь».

Достоинства: экономия времени и сил.

Недостатки: мы неосознанно говорим ребенку, что он задал глупый вопрос (читайте: он сам глупый); мы не оправдываем надежд и теряем авторитет.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Примеры: «Так устроен мир» или «Так Бог решил»

Достоинства: экономия времени и сил; в некоторой степени правда; ответ, направленный на религиозное воспитание (если это цель).

Недостатки: для ребенка такой ответ - та же «пустышка», в зависимости от характера и упорства ответ либо не даст ребенку пищу для размышления, либо спровоцирует новые вопросы («Что такое мир / Бог / Вселенная?»)

Эти вопросы вы слышали от своих детей наверняка:
- Почему небо голубое?
- Почему травка зеленая?
- Почему солнце не падает?
- Почему самолеты летают, а крыльями не машут?

Ответ «по науке»

Пример: «Солнце не падает на Землю, потому что находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, весит в 332 940 раз больше Земли, и гравитационное поле Земли не способно притянуть к себе Солнце».

Достоинства: весьма познавательный и подробный ответ.

Недостатки: ребенок едва ли его поймет - в этом случае невелик шанс на додумывание и домысливание; такой ответ «гасит» детскую любознательность.

Вердикт: условно плохой ответ.

Ответ-«сказочка»

Пример: «Солнце не падает, потому что на самом деле оно - ярко светящийся волшебник, летающий по небу».

Достоинства: любая выдумка - универсальный ответ, когда нет времени или желания разобраться в вопросе.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ с вариациями

Пример: «Некоторые думают так [пояснение], а некоторые иначе [пояснение]».

Достоинства: предлагая несколько вариантов ответов, мы расширяем кругозор ребенка, поощряем его размышлять.

Недостатки: а кто же прав?

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, при наличии вашего собственного аргументированного мнения).

Ответ-вопрос

Пример: «А сам ты как думаешь?»

Достоинства: развитие логики, аналитических способностей, речевых навыков ребенка; дает время «погуглить» и найти ответ, не потеряв «лицо».

Недостатки: иногда вариантов ответа у ребенка просто нет - уж слишком сложный или абстрактный вопрос; провоцирует волну новых вопросов.

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, если мы готовы продолжать разговор, обсуждать, дискутировать)

* Хороший ответ - тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы или блеснете знаниями.

Ответы о вопросах

Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз - это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.

Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны. Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы - указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет).

Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).

Почему дедушка курит, если это вредно?

Почему нельзя писать в парке?

Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?

Почему обзываться плохо?

Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?

Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?

Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети - и громко)…

Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.

Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы - вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.

Как отвечать, если не знаешь ответ?

Разбираться вместе - или признаться, что не знаешь ответ, и пообещать, что выяснишь его, а потом действительно выяснить и рассказать. Достоинства такого подхода:

  • ребенок осознает, что нет универсальных знаний, но есть возможность их добыть (на детском языке это может звучать как «я тоже могу стать умным, как все взрослые»);
  • ребенок познакомится со способами добычи знаний;
  • у ребенка возрастет доверие к вам, ведь вы честно признаетесь в своих недостатках (незнание ответов на «суперважные» вопросы вроде «Почему травка зеленая?» - это определенно недостаток), а потом стремитесь их исправить.

Искать и не сдаваться

Расскажем о способах «добыть» ответы на каверзные детские вопросы.

1) Поисковые системы - их алгоритмы поиска постоянно совершенствуются, так что при большом желании можно найти в них ответ на любой детский вопрос; «продвинутые» варианты поиска с использованием команд-операторов вам в помощь.

2) «Глупые часто задаваемые вопросы» (sfaq.ru) - теоретически сайт для взрослых, но многие вопросы могут прозвучать и от детей, например «Сколько весит миллион долларов?», «Если кошка перебежала дорогу, а потом перебежала в обратную сторону - это отменяет примету или подкрепляет ее?», «Почему у лошади одна пара коленей назад, а другая - вперед?» и т.д.

3) «Взрослые» сервисы вопросов - ответов: русскоязычные TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), Генон - удобный поиск ответов на вопросы (genon.ru) и англоязычная Quora (quora.com). Их достоинство - в основательности ответов и в том, что отвечают зачастую эксперты (либо ссылаются на достоверные источники). Сюда же можно отнести ЗнайКак.ру - ответы на все вопросы Как? (znaikak.ru) - сервис специализируется на тех вопросах, которые начинаются со слова «как».

4) «Детские» сайты ответов на вопросы:

  • проект «Карманный ученый» (pgbooks.ru/life_with_kids/researcher/) - ответы придется искать внутри выпусков, зато вы сэкономите время на их интересную формулировку и подачу;
  • Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы;
  • 100 тысяч почему - ответы на детские вопросы (allforchildren.ru/why) - вопросы рассортированы по вопросительным словам, что упрощает поиск;
  • ПочемуЧка (pochemu4ka.ru/index/pochemuchka_otvety_na_voprosy/0-576) - ответы на вопросы можно найти и по списку, и в рубриках.

5) Ответы на некоторые вопросы вы найдете

Фото - фотобанк Лори

Свет знания

Пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук.

Знания дороже богатства.
Знайка бежит, а незнайка лежит.
Знание приобретешь - не пропадешь.
Знай больше, говори меньше.
Красна птица перьями, а человек знанием.
Не гордись званием, а гордись знанием.
Знание - половина ума.
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Руки поборют одного, знание - тысячи.
Веревка крепка повивкой, а человек - знанием.
Гордись не знанием верхушек, а знанием корней.
Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.
Знание трудом добывается.
Знания на плечи не давят.
Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.
Не насытится око зрением, а человек - знанием.
От знаний уйдешь - в хвосте пойдешь.
Знать птицу по перьям, а молодца - по речам.
Знайка на дорожке бежит, а незнайка на печке лежит.
Знайку вперед толкают, а незнайка за печкой сиди.
Знание лучше богатства.
Знание не только свет, но и свобода.
Знание человека возвышает, а невежество унижает.
Знания границ не знают.
Знания не даются без старания.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Люди тянутся к знаниям, как растение к солнцу.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без знаний и лаптя не сплетешь.
У кого знания - у того и сила. (белорусская пословица)
Сила - в знании, знание - в силе. (узбекская пословица)
Знание старого - сила молодого. (азербайджанская пословица)
Знание - опора в жизни. (мордовская пословица)
Сила - в знании. (мордовская пословица)
Знания молодят сердце старика. (таджикская пословица)
Стремись завоевать не мир, а его знание. (осетинская пословица)
Могуществен, кто овладел познанием. (таджикская пословица)
Знающий тысячи ведет, а незнающий к тысячам идет. (киргизская пословица)
Знание да сила - врагу могила. (грузинская пословица)
Борются не силой, а знанием. (грузинская пословица)

У кого руки умелые, тот и мед ест.
Руки работают, а голова кормит.
Умелые руки - помощники науке.
Для умелых рук дело всегда найдется.
Умелые руки голодными не останутся.
Не бывает скуки, коли заняты руки.
Золотые руки на серебро не купишь.
Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
Для рук умелых - всюду дело.
От добрых рук ничего не уходит.
С трудовыми руками нигде не пропадешь.
Каков добытчик, такова и добыча.
Руки ценят не по рукавам, а по делам.
Нетодорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Рукам - работа, душе - праздник.
У умелого и долото рыбу ловит.
Умелые руки работы не боятся.
Не будет скуки, если заняты руки.
Ремеслу везде почет.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Золотой человек, золотые руки.
Умелая рука бьет наверняка.
Не учись безделью, а учись рукоделью.
Глазам страшно, а руки сделают.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Вопросам "как?", "почему?", "зачем?" человечество обязано большей частью великих открытий. Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе.

1. Как появилась наша планета
2. Кто жил на земле много миллионов лет назад.
3. Есть ли жизнь на других планетах?
4. Можно ли путешествовать во времени?
5. Существуют ли волшебники?
6. Можно ли создать элексир вечной жизни?
7. Как создать космический корабль?
8. Как внутри устроен человек?
9. Как испечь вкусный торт?
10. Как научиться красиво рисовать?
11. Как раньше учились в школе?
12. В каких сражениях победили русские войны?
13. Существовали ли былинные богатыри в реальной жизни?
14. Как научиться много и легко запоминать?

Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.
Хвойное растение называется Псевдотсуга Мензиса . По внешнему виду очень напоминает голубую ель, но отличают его крылатые шишки. Кроме того растение превосходит ель по продолжительности жизни в десятки раз. Это вечнозелёное хвойное дерево из семейства Сосновые. Происходит из западных областей Северной Америки. Мощное, красивое, достигающее высоты 100 м при толщине ствола до 4 м. Образует огромные леса по всему побережью Тихого океана от Британской Колумбии до Калифорнии, в Монтане, Колорадо, Техасе и Нью-Мексико.

Ваш ребенок вступил в возраст почемучек и засыпает вас вопросами, но вы не всегда знаете, как правильно объяснить ему то или иное явление? Ну что ж… Запаситесь терпением и… подходящей книгой! Перед вами - как раз такая.

Почему у них так много «почему»?

Детская энциклопедия «Почему?» написана для детей от трех до семи лет и призвана помочь родителям ответить на такие простые и такие сложные детские вопросы.

В чем психологическая роль возраста почемучек?

Если раньше малыш познавал мир, ощупывая и облизывая предметы, то в возрасте 3-5 лет наступает новый этап. Речевая активность ребенка растет, он знает уже много слов и начинает догадываться, что вещи, окружающие его, устроены не так просто, как кажется. Наступает пора теоретического познания.

Простые правила для родителей почемучек

1. Проявите уважение и искреннюю заинтересованность.


Фото © Cat Johnson

В мире взрослых вопрос трехлетки может звучать нелепо, но в мире ребенка в этот момент идет серьезный поиск истины. От того, как отреагируют родители на интерес малыша, будет зависеть формирование его личности.

Кроме того, потребность в познании мира у детей связана с потребностью в уважении со стороны взрослых. Когда вы внимательно относитесь к вопросам почемучки, ребенок чувствует, что вы проявляете уважение к его личности. Книга «Почему?» - хороший способ ответить на вопросы малыша, проявить уважение и похвалить за любознательность.

2. Помните: он должен получить ответ независимо от того, сколько раз уже задавал этот вопрос.


Фото © Spiegel

Почему ребенок повторяет вопрос снова и снова? Вряд ли он забыл ответ. Скорее всего, он проверяет сам себя: правильно ли он вас понял, не упустил ли чего-то важного? Если раньше ребенок опирался на наглядность (потрогать предмет, взять его в руки, облизать), то теперь он переходит в область умозрительного. Это нормально, что в новой области он чувствует себя неуверенно и задает одни и те же вопросы десятки, а то и сотни раз.

Если вам надоело, что ребенок задает один и тот же вопрос, предложите ему вместе отыскать ту страницу книги, на которой находится нужный ответ.

3. Ответ не должен порождать еще больше вопросов


Фото © Anek-Worlds.ru

Если ребенок когда-нибудь спросит вас, почему небо голубое, посмотрите ему в глаза и скажите: «Это из-за квантовых эффектов в рэлеевском рассеянии вместе с недостатком приемников фиолетового цвета в нашей сетчатке».

Учитывайте особенности детского восприятия. Объяснение должно быть простое, ясное, без лишних деталей и заумных фраз. Не у каждого родителя получается найти удачное объяснение, которое поймет ребенок трех-семи лет. На этот случай и существует эта книга.

Вопросы и ответы в книге вплетены в историю и сопровождаются наглядными иллюстрациями. Дети креативны, у них образное мышление, поэтому они хорошо запомнят сравнения и иллюстрации из книги.

4. Отложите фоновые дела


Фото © Safewithulli

Ребенок может быть недоволен тем, что вы отвечаете ему, продолжая заниматься повседневными делами. В таком случае он начнет требовать, чтобы вы безраздельно посвятили ему свое внимание.

Заведите ритуал. Усадите ребенка рядом с собой, ответьте на его вопрос и предложите вместе поискать ответы на другие интересные вопросы «по ситуации». Для такого случая в книге «Почему?» есть несколько разделов:

  • вопросы в ванной
  • вопросы в супермаркете
  • вопросы перед сном
  • вопросы на прогулке
  • вопросы на кухне
  • вопросы в деревне

Такое ситуативное разделение вопросов поможет вам всесторонне развить начальную эрудицию ребенка.

5. Предложите ребенку выдвинуть свою версию


Фото © Em.Pelle

Пусть он пофантазирует. Почему у деревьев есть листья? Почему кошки мяукают?

Если ребенок не сможет ответить, просто расскажите ему, как в действительности обстоит дело. Поощряйте его выдвигать свои идеи. Ведь одна из главных задач этапа почемучек - сформировать умение обсуждать явления и вещи. От раза к разу уверенность ребенка окрепнет, и от «почему?» вы перейдете к «а я знаю!».

Пять самых обескураживающих детских вопросов

Просмотрите этот список. Задавал ли ваш ребенок какие-то из этих вопросов? Если да, то вы наверняка вспомните, как трудно было подобрать простое и точное объяснение. Но автор «Почему?» на любой вопрос находит подходящий ответ - убедитесь сами:

1. Куда солнце прячется ночью?

Иллюстрация из книги

Оно никуда не прячется. На самом деле оно продолжает светить, даже когда мы его не видим. Мы живем на планете Земля. Она вращается вокруг Солнца, и мы вместе с ней. Каждый день наша планета делает один оборот вокруг своей оси. Солнце освещает ту часть Земли, которая ближе к нему. Когда часть Земли, где мы живем, поворачивается к Солнцу, у нас настает день. А когда Земля поворачивается к Солнцу другой стороной, у нас ночь.

2. Почему пальцы покрываются морщинками, если их долго держать в воде?

Иллюстрация из книги

Потому что они ничем не защищены! Наша кожа покрыта тонким-тонким слоем жира. Когда ты долго сидишь в теплой воде, этот жир смывается. Вода просачивается под кожу, та набухает, и появляются морщинки. На ладонях и ступнях кожа толще, поэтому она морщинится сильнее.

3. Что такое тень?

Иллюстрация из книги

Это место, где нет света. Свет не может пройти сквозь все предметы, которые встречаются на его пути. Когда солнце освещает тебя, твое тело задерживает часть лучей, а другие лучи проходят мимо и доходят до земли. Там, где ты мешаешь солнечным лучам достичь земли, образуется темное очертание - твоя тень. Поэтому тень по форме похожа на тебя! И в солнечные дни она ходит вместе с тобой повсюду. Если солнце позади тебя, то тень будет впереди, и наоборот.

4. Почему персики мохнатые?

Иллюстрация из книги

Ворсинки на кожице защищают персик. У всех фруктов разная кожица: у яблок - гладкая, у апельсинов - бугристая, у ананасов - колючая, а у персиков - мохнатая. Кожица защищает мякоть фруктов от насекомых и различных болезней - в общем, от всего того, что может им навредить. А ворсинки персика, например, помогают ему уберечься от инфекции, которая называется бурой гнилью. Именно она является причиной гниения фруктов в тех местах, где повреждается кожица. Поэтому чем мохнатее персик, тем он дольше не портится!

5. Как пчелы делают мед?

Иллюстрация из книги

Они высушивают нектар. Нектар - это сладкая бесцветная жидкость, которую пчелы собирают с цветов. Пчелы приносят нектар в ульи и складывают его в соты - крошечные коробочки. С помощью крылышек пчелы обдувают соты с нектаром. Затем они перемешивают новый нектар со старым, перекладывая их из сот в соты. Постепенно нектар высыхает и густеет. Когда соты наполнятся нектаром, пчелы запечатывают их восковой пробкой. Мммм - получается мед!