Где стоит клеймо на самоваре. Старинные самовары: обзор, описание, стоимость

Стоимость самовара зависит от его формы, наличия медалей и штампов, был ли самовар подарен Николаем II персидскому шаху (то есть история). Сколько добавит к стоимости антикварного самовара каждый элемент – примеры рассчёта.

Если кто-то уже задавался ранее этим вопросом, то первое, к чему прибегают рядовые пользователи интернета – это изучение самоварных форумов, блогов коллекционеров и мониторинг цен в магазинах самоваров. Там выясняется, что до сих пор единого каталога и общепринятых цен на старинные самовары нет и врядли появится по понятным причинам: каждый самовар, выпущенный до революции, уникален. Усреднить, «причесать под одну гребенку» антикварные самовары не получается в силу множества факторов.

Что влияет на стоимость старинного (антикварного) самовара:

  • многообразие медалей и штампов производителей и их сохранность;
  • оригинальность сборки;
  • внешний и внутренний вид деталей самовара;
  • форма самовара и его вес и размер;
  • качество реставрации самовара и многое другое.

Основа для оценки старинного самовара

Сегодня мы раскроем секретные приемы оценки самоваров, которыми пользуемся сами. Но при этом не заставляем считать их единственно правильными, это только наш личный опыт (за 10 лет наша мастерская ).

Самый распространённый антикварный самовар и база для оценки – “банка” Баташева

При наших расчетах мы отталкивались от стоимости классического самовара формы «Банка» производства фабрики Василия Баташева на 7 л ~ 1900-1906 г.в. По нашей практике, это одна из самыхраспространенных и популярных моделей, чаще всего встречающаяся в магазинах и у частных продавцов.

При этом надо учитывать, что стоимость отреставрированного самовара зависит от личной истории конкретного самовара. Один и тот же самовар может стоить от 25 до 50 тысяч рублей. Например, разорванная топка самовара прибавляет к его цене 3-5 тысяч рублей. Итак, возьмемся оценить один самовар.

Базовая стоимость самовара (на фото) в очень хорошем состоянии, форма – “банка”. С медалями императорских выставок и клеймами Николая II. Цена такого самовара 25000 рублей.

Что увеличивает стоимость антикварного самовара:

Наличие медалей и штампов

Медали и клейма фабрики производителя (могут быть на всех элементах, а не только на основной части). Дороже стоят именные самовары. Например, у нас был самовар, подаренный лично Персидскому Шаху Николаем II. +50-100% (в зависимости от количества и редкости производителей)


Самовар с клеймом, медалями, именной надписью может стоить дороже почти вдвое!

Форма самовара

Если за основу брать банку Баташева, то более редкие формы старинных самоваров увеличивают стоимость минимум на треть, а то и в три раза. Ниже примеры, как разные формы самоваров влияют на цену:

Форма “репка” добавляет к стоимости старинного самовара +30+70%

Антикварный самовар-репка Воронцова

Плюсы к стоимости
Форма “Банка” с гранями +20-50%
“Рюмка” +30-70%
“Ваза” +100-200%
“Шар” +100-150%
“Яйцо” +150-200%
«Фонарик» +100-150%
Необычные и нестандартные элементы Витые, кованные, литые в виде зверей и т.д. +30-70%
Размер Самовары менее 3 литров, и более 12 ценятся выше, цена пропорционально увеличивается уменьшению или увеличению размера. Самые дешевые банки 5-8 литров, +30-100%
Материал Посеребрение +200-500% реже до 700-1000%
Томпак +20-40%
Мельхиор +40-80%
Никель +20-30%
Минусы к стоимости
Самовар не чищен (не реставрирован) Под толстым слоем накипи могут быть скрыты трещины, механические повреждения корпуса и трубы, а также при снятии накипи, родной слой пищевого олова может сойти – придется заново покрывать. -20-40%
Неродные элементы (или новоделы) В зависимости от количества -20-70%
Отсутствие некоторых элементов В зависимости от количества утраченных элементов -10-50%
Вмятины (погнутость элементов) В зависимости от возможностей восстановления, от формы самовара (на граненых формах, а также на сложных формах: шар, яйцо, фонарик очень сложно делать рихтовку) -30-60%
От толщины металла и степени износа жаровой трубы Тонкий металл, а также проржавевшая или прогоревшая труба влияют н сложность реставрации -10-30%

Чаще всего люди прибегают к оценке самовара в силу следующих ситуаций:
– нашли старый самовар на чердаке, в сарайке, в амбаре. В 90% случаях это будет деревенский самовар-«банка». Цена после всех«минусов» будет порядка 1000-1500 рублей

– приняли в подарок коллекционный самовар необычной формы с медалями. В этомслучае он может стоить от 30 до 100 тысяч рублей.

– купили (или планируют купить)отреставрированный с помощью запчастей обычныйсамовар-«банку» с клеймами. Такая затея может стоить от 25 тысяч рублей.

Обратите внимание, слово «отреставрированный» не означает, что самовар просто натерли доблеска. понимается долгий и кропотливый процесс по восстановлению первоначального вида. Естественно, что после реставрации использовать самовар по назначению можно и нужно!

Андрей Кислый, Алексей Орешкин

Как узнать в каком году сделан самовар?

Дорогие и современные самовары

Стоимость самовара и год его выпуска не всегда напрямую связаны. Существуют самовары недавнего выпуска, например 1990 даже более современных годов, например 2005-х – 2018-x, при этом стоящих 100 – 150 тысяч рублей. При этом они богато украшены, разнообразными накладными деталями, но главное в этих самоварах не украшения, а то, для кого они предназначались. Есть два типа таких самоваров. Самовары дорогие, но подаренные – это например самовар тульского умельца Владимира Башкина, дарованный Святейшему Патриарху Всея Руси Алексию II.

И самовары тоже дорогие, но за которые заплачены немаленькие деньги – это эксклюзивные самовары производства завода Штамп подаренные Владимиру Путину. Все остальные самовары тоже могут стоить 50 тысяч и даже 500 тысяч, как например самовар Назара Лисицына 1820-х – 1830-x годов, принадлежащий Алексею Борисовичу Миллеру, главе “Газпрома”.

И все же есть одна отличительная черта, отличающая их от современных самоваров всего одного завода Штамп – наличие в конструкции самоваров штампованных, а не литых деталей. Как узнать год выпуска самовара завода Штамп? Очень просто – самовар 60-x годов – непременно стоит на штампованном основании. Эта мода появилась от упрощения конструкции, стремления минимизировать затраты. Появилась мода в начале 1950-х годов, в меньшей степени в середине 1930-х годов. Все массовые самовары стоят на штампованных основаниях.

Завод Штамп им.Ванникова возродил после войны производство самоваров в 1949 году, именно эта дата зафиксирована на подавляющем большинстве послевоенных самоваров. Кроме того на этих самоварах, дата выпуска которых неизвестна, но с большой вероятностью это именно 1949 год, появился маркировка в виде звезды. По одной из версий такие самовары, именно со звездой, дарили участникам Великой Отечественной Войны, как наградные. Они сделаны более качественно, чем обычные серийные самовары – у них литое основание, характерная форма крана, зачастую литой паровичок, в общем самовар сделан надолго, и он еще много лет проработает, как старые дореволюционные самовары.

На самоварах времен времен НЭПа, в отличие от первых послевоенных, так или иначе стоит знак серпа и молота.

Повышает ли стоимость самовара никелировка?

В 1880-х годах медные и латун­ные самовары начали никелиро­вать. Никель – цветной металл желтовато-белого цвета с сильным блеском. На воздухе он не тускне­ет, в чистом виде не окисляется. Открыт никель был в XVIII веке, но его широкое промышленное ис­пользование началось во второй половине XIX века. Никелирование самоваров проводилось в защитных и декоративных целях. Тонкий слой никеля за­щищал латунную поверхность самовара, придавая ему на­рядный, праздничный вид. Кроме того, такие самовары не нуждались в чистке, тем более что различные тогдашние смеси могли просто содрать тонкий защитный слой.

В Советское время почти все, 95 % самоваров выпускались никелированными. Никелировка повышает стоимость самовара процентов на 10-20, но это относится только к самоварам царским с родным, сохранившимся никелем до 1917 года. Просто потому, что таких самоваров мало. Стоимость советских самоваров никелировка, наоборот, понижает. Особенно плохо сохранившаяся. Часто никелировка наносилась на самовары впоследствии, например, на царский самовары, во времена массового самоварного ремонта. Она, конечно, улучшала внешний вид самовара, но ценой частичной потери клейм, иногда вплоть до полной потери. Такие самовары очень хорошо заметны.

Первые свидетельства о появлении и практическом использовании самоваров появились свыше двух тысячелетий назад. В те давние времена они пользовались немалым спросом. И по сей день этот спрос только растет. Причем, использование должно быть как при прямом назначении, так и для коллекционирования. И если раньше считалось, что цена такого агрегата зависела от тяжести и качества металлов, объема заливаемой жидкости, то сегодня ценовая политика несколько изменилась.

При приобретении этого национально русского чайника немаловажную роль играет его стоимость. Самыми дорогостоящими признаются старинные модели, выполненные из драгоценных металлов с камнями. Нередко обращается внимание и на наличие наград. Некоторые модели встречаются в единичных экземплярах. Разнообразные штампы проставлялись как на сами чайные агрегаты, так и подставку. Абсолютно полагаться на них без подтверждения экспертов не нужно. При продолжительной службе они могут стираться. Некоторые производители или коллекционеры умышленно проставляют штампы для увеличения их ценности. Зачем переплачивать за это? Высшие награды, проставляемые на поверхности, должны подтверждаться документально. Так, в качестве примера можно привести фабрику Баташева, которая имела право штамповать производимые товары.

Какие факторы определяют стоимость?

Помимо основных параметров (дата производства, материал, габариты и функциональность), определяющих финансовую значимость такого оборудования, следует обратить внимание и на дополнительные факторы, к которым относятся:

  • Условия хранения прибора – важно уточнить, каким именно образом происходило хранение, как ухаживали ранее, поддавалось ли оно воздействию негативного влияния внешней среды. При активном воздействии холода или постоянной пыли на чердаке цена значительно снижается.
  • Тип запчастей – высокую значимость имеют элементы агрегата (кованные или литые, собранные или заводские). При сохранении оригинальных деталей, он будет иметь наиболее высокую цену. Также стоит отметить и присутствие ручной росписи, прибавляющей оригинальности.
  • Правила и особенности ухаживания – принимаются во внимание способы очищения, шлифовки и полировки. Раньше посуда и подобные устройства чистились кирпичной крошкой, от чего на поверхности могли проявляться царапины. Соответственно, после реставрации внешний вид изделия улучшался, но стоимость при этом снижается. Чтобы определить данный фактор, важно произвести экспертизу, чтобы не столкнуться с мошенниками и не переплачивать.

Реставрация раритетов производится двумя методами. Самым простым вариантом является натирание до блеска с целью улучшения привлекательности. Более сложным выступает музейная реставрация, при которой оборудование полностью разбирается и каждая деталь тщательно отполировывается. Эта мера позволяет изделию сохраняться на протяжении более длительного периода времени. Но стоит понимать, что от этого уменьшается толщина стенок. Учитывая, что подобные раритеты приобретаются лишь для коллекционирования и украшения интерьера, это не страшно. Готовить чай в них уже нельзя.

Самовары известны с XIX века, поэтому сегодня можно встретить коллекционные старинные модели. Безусловно, приготовленный в них чай отличается неповторимым вкусом и ароматом. Ранее такие напитки ценились даже за целительные свойства. В зависимости от собственных предпочтений и финансовых возможностей можно подобрать экземпляр любого типа, формы и конфигурации.

При определении экономической значимости учитывается и его вид. Самую дорогостоящую категорию составляют раритетные изделия, имеющие художественное оформление ручной работы, а также дошедшие до наших дней в единичных экземплярах. Встретить их можно в музеях или частных коллекциях. Дешевле стоят предметы уникальной формы или отлакированные серебром. Приобрести их может каждый человек с заработком несколько выше среднего. В зависимости от того, какой именно применялся драгоценный металл и какова его толщина, цена может уменьшаться вплоть до 80% от первоначальной.

Последнюю группу составляют обычные бытовые приборы, располагаемые в достаточно низком ценовом диапазоне (5-50 т.р.). В старину люди приобретали одновременно по два устройства – для повседневного применения и праздничных дней. В зависимости от частоты их эксплуатирования и соблюдения правил ухода и хранения, определяется и ценовой диапазон, исчисляемый исходя из таких параметров, как: внешняя отделка, тип материала, из которого он был произведен, а также дата его выпуска. В последние годы цена на такие чайники возросла примерно в 15 раз. В интернет-магазине «Самоварная лавка» вы можете купить

На протяжении почти полутора веков самовар был неотъемлемой частью русского быта. В. И. Даль, так описывал самовар в своем словаре: «Водогрейный для чаю сосуд с трубою и жаровнею внутри». В Европе самовар называли «Русской чайной машиной».

В наше время уже нет жаровых самоваров, они давно вышли из употребления, на смену самовару пришли электросамовары и электрочайники. Однако за последнее время интерес к таким самоварам стал неуклонно возрастать, в первую очередь это связано с массовой застройкой пригородов. Такая тяга к самовару с жаровней вполне объяснима, он был и остается воплощением русского гостеприимства.

Желающие иметь у себя в загородном доме или коттедже антикварный самовар, могут без особых проблем приобрести его на антикварном рынке, который довольно успешно снабжает всех желающих старинными самоварами. Самоваров на рынке достаточно, но внешний вид, качество и художественные достоинства различны. Они различаются по времени изготовления, объемом, внешним видом, ценой. Простому покупателю, в отличие от коллекционера, очень сложно разобраться во всех тонкостях, хотя и коллекционеры порой не знают, как оценить тот или иной самовар. Ведь, к примеру, только одна самоварная фабрика В. С. Баташева в Туле производила более пятидесяти форм различных самоваров. Еще больше самоваров различных форм и размеров, выпускала фабрика И.Ф. Капырина, а если еще учесть и других производителей самоваров, то становится не так-то просто определить методы расчета цены этого популярного рыночного товара.

Главный вопрос рынка - что почем? Ответить на него можно, лишь зная все о товаре. Кроме, того покупателю, нужно знать о состоянии раздела антикварного рынка в целом. Решение такого сложного вопроса при наличии большого числа материала, всегда связано с систематизацией предмета исследования.

Проведем свою систематизацию. Условно все самовары мы разделим на три категории. К первой категории отнесем самовары редкие, они, как правило, изготовлены на высоком художественном уровне и из дорогих материалов. Редкие самовары на антикварный рынок попадают не часто, и цену здесь определяет продавец, и покупатель либо приобретает за ту цену, которую дает продавец, либо начинает поиски самовара по другой цене. Ко второй категории относятся самовары, изготовленные с хорошей художественной проработкой имеющие нестандартную форму, покрытые серебром. На рынке, таких самоваров гораздо больше, и здесь и продавец и покупатель могут достигнуть договоренности в цене. Здесь покупатель также должен иметь представление о состоянии рынка и предлагаемого товара. К третьей категории самоваров относятся изделия, которые выпускались массово, обыкновенные, чисто функциональные. Цену на такие самовары, как правило, предлагает сам покупатель, которую он сможет заплатить, но и здесь ему необходимо знать конъюнктуру рынка на подобные самовары.

Категория первая. К ней относятся самовары экстра-класса, которые изготавливались в штучном экземпляре по индивидуальным заказам, либо малыми сериями. Такие самовары, как правило, изготавливались в стиле русской классики и ампира, а благодаря своей высокохудожественной отделке, становились предметами декоративно прикладного искусства, которые в большинстве случаев использовались в качестве украшения интерьера, чем в качестве сосудов для приготовления чая. Самовары, которые изготавливали по индивидуальным заказам, делали, как правило, из серебра, реже из меди покрытой серебром, и очень редко из меди или латуни.

Вот несколько примеров. Один из редких экземпляров самоваров, который выполнен в стиле ампир, форма его напоминает классическую вазу, которая покоится на бронзовом квадратном основании, декорированном растительным узором, с четырьмя круглыми с вертикальной насечкой ножками. Сам самовар украшен позолоченным ажурного литья бронзовым поясом в виде лозы с гроздьями винограда. Слив крана, сделан в виде стилизованной морды коня, верток в виде маленькой птицы, ручки изготовлены в виде крылатых божеств, с цветочными гирляндами. Материал, из которого изготовлен самовар в основном медь и латунь, большинство деталей самовара покрыто золотом.

Для определения его стоимости, в данном конкретном случае, необходимо знать: 1) когда он был изготовлен - начало 19-го века, 2) какой художественный стиль - это ампир, 3) качество изготовления самовара - высокое, 4)на российском антикварном рынке, самовары такого уровня очень редки, они практически не встречаются.

Антикварные салоны, видимо ориентируясь на эти особенности, установили цену на самовар в пятьдесят тысяч долларов.

Еще один пример из той же категории, это самовар, изготовленный московской фабрики Карла Фаберже - «Леший». Самовар изготовлен в необычном стиле, который подсказали русские народные сказки. По своей форме, самовар представляет собой классический образец - вазу с двумя ручками. Поверхность вазы самовара, выполнена в виде стилизованной головы человекообразного существа, причем ручки выглядят, как оттопыренные уши этого существа. Кран выполнен в виде сучка с листьями, а верток крана, это несколько соединенных вместе листочков. Выполненное в ажурном стиле основание-поддувало в виде переплетенных корней и веток, дополняет общий вид этого редкостного предмета. Основным материалом, из которого изготовлен самовар, является серебро, некоторые детали самовара покрыты позолотой. На основании стоит именное клеймо фирмы «К. Фаберже». Самовар был изготовлен в период между 1899 и 1908 годами.

Интересной является и судьба самовара. В 1917 году он был вывезен из России, а в последние годы несколько раз выставлялся на аукционах в Лондоне, с начальной ценой от 80 тысяч фунтов стерлингов, до 120 тысяч. На аукционе в 2004 году, один из российских коллекционеров-антикваров, купил его не аукционе за 274 тысячи 400 фунтов и вернул в Россию.

Для определения цены этого конкретного самовара необходимо 1) на самоваре стоит клеймо фирмы «К. Фаберже», что доказывает его изготовление на всемирно известной фирме, 2) сам самовар является эксклюзивным изделием, 3) известен провенанс самовара. Трех показателей достаточно, для изделия с брендом Фаберже, чтобы определить его рыночную стоимость. Цена за самовар «Леший», в России в несколько раз выше той цены, за которую он был куплен на аукционе в Лондоне.

Ко второй категории, как правило, относятся самовары редких форм, изготовленные из посеребренной латуни, реже из накладного серебра или мельхиора, меди или латуни. Под эту категорию самоваров попадают, и самовары изготовленные в Польше, которые отличаются особой изысканностью, и самовары, которые изготавливались в «самоварной столице» в Туле, и самовары, которые изготавливались в Москве и в других промышленных центрах. Особняком стоят самовары, которые изготавливались в Варшаве, на самой известной фирме «Фраже». На этой фирме впервые был применен способ гальванического покрытия серебром, самоваров изготовленных из меди, латуни, мельхиора. Самовары поставлялись из Польши в Россию не только фабрики «Фраже», но и других не менее известных фирм В. Норблина, Р. Плевкевича и других. Самовары, этих фирм, украшенные гравировками, литыми гирляндами и маскаронами, в России были популярны вплоть до 1910 года.

Несколько примеров из этой категории. Один из самых красивых самоваров фирмы Р. Плевкевича, является образец самовара, выполненный из плакированного серебра. Изготовлен самовар в виде вазы, с двумя ручками в виде растительных побегов, украшенных маскаронами сатиров. В основании ручек есть отверстия для отвода тепла, которые отделены от верхней части костяными прокладками. Нижняя часть самовара украшена живописным декором, средняя часть самовара украшена нитью «жемчужника». Краник у самовара литой, стилизованный под конскую голову, с пробковым ключом. Основание литое, заканчивающееся четырьмя фигурными ножками из стилизованных растительных побегов. На самоваре стоит клеймо «Plewkiewic w Warszawie».

Так же необычен и великолепен и другой самовар, изготовленный на фабрике Б. Геннеберга. Самовар так же изготовлен в виде вазы из посеребренного мельхиора, с двумя ручками в виде растительных побегов. На зольнике стоит именное клеймо «HENNEBERG - WARSZAWA - 985». Время изготовления самовара - середина 19-го века. самовар выполнен в стиле ампир, на передней стороне самовара располагается картуш, для дарственной надписи, украшенный розами, перевязанными бантом. Сливной кран литой, изготовлен в виде стилизованной головы лошади, с перекидным ключом с костяным хватом. Термоизоляцию ручек обеспечивают костяные шайбы. Верхняя часть самовара декорирована цветочными растительными побегами, перевитыми лентой.

Практика антикварного рынка показывает, что цена на самовары второй категории, колеблется в пределах от 3 тысяч долларов до 10 тысяч долларов. Что определяет стоимость самоваров. Так как, практически у всех самоваров этой категории практически одинаковый объем 5-7 литров, то этот фактор исключим из дальнейшего рассмотрения. Другие же два фактора являются существенными в рассмотрении этого вопроса. Первый фактор, это время изготовления самовара и художественный стиль. Второй фактор, это из какого материала изготовлен.

К третьей категории относятся самовары, которые выпускались массово, для использования их в быту каждый день. Цена на такие самовары на антикварном рынке колеблется от 300 долларов до 3000 долларов. Чтобы стало яснее, почему именно в такой диапазон цен попадают бытовые самовары, необходимо хотя бы в общих чертах представлять процесс изготовления самоваров и их особенность, отчего зависела цена того или иного самовара.

Единичные, уникальные самовары изготавливали мастера, в то время, как для массового производства технология производства самых дешевых самоваров основывалась на кооперации и специализации отдельных производителей. Самовар состоит из большого числа деталей. Для их производства существовали артели, которые изготавливали различные детали. Затем все детали доставляли на фабрику, где из них собирали самовар. Порой на одном самоваре было несколько клейм, разных мастеров. Все это способствовало снижению себестоимости самоваров, а в конечном счете и снижению цен на них. Именно самовары самых простых форм, были самыми массовыми, а поэтому и самыми дешевыми.

На цену самовара влиял и материал, из которого он изготавливался. Наиболее распространенным и дешевым материалом, во второй половине 19-го века была латунь. Нередко для изготовления самоваров использовались и заменители серебра, мельхиор и нейзильбер, которые хорошо имитировали дорогие серебряные самовары, такие самовары стоили гораздо дешевле серебряных, а спрос на них, у населения был велик. Для большего сходства с самоваром из серебра, самовары из латуни производители часто никелировали, никелировали и сопутствующие им предметы, чаши и подносы. В таком случае, цена на никелированные самовары, была выше, чем на самовары, изготовленные из латуни.

Производители самоваров, зачастую завышали цену на самовар, не особо увеличивая затраты на его производство. Иногда, производитель самоваров, просто ставил клейма на нем, с разнообразными медалями с различных выставок, как отечественных, так и зарубежных. Практически все крупные производители самоваров, клеймили свою продукцию, оттисками медалей всемирных выставок. Самовары с медалями, стоили гораздо дороже награжденных аналогов. Цена на такой самовар была 15-20 рублей, в то время, как обычный самовар стоил 8-10 рублей. Именно из-за разницы в цене, некоторые производители и ставили на своих самоварах клейма, не принадлежавшие им по праву.

В стоимости товара немалую роль играет форма и размер самовара. В начале второй половины 19-го века происходит стандартизация форм и декора. Самыми распространенными формами были, вазы, дули, желуди, банки и рюмки. Часто встречаются самовары, у которых была форма шара и яйца. Самовары в форме шара очень ценились в Средней Азии и Персии, куда их в большом количестве вывозили торговцы. Большим спросом пользовались самовары бытовые, украшенные каким либо узором. Цены на самовар зависели от размеров самовара, которые в то время были разнообразны, маленькие самовары, емкость которых была рассчитана на один стакан, и большие самовары, емкостью в несколько ведер. Большие самовары использовались в трактирах и гостиницах, емкость таких самоваров доходила до десяти ведер воды. Для путешественников выпускались самовары с небольшим объемом, компактным корпусом, съемными ножками и необычайной формы. Такие самовары выпускал один из самых известных мастеров из Тулы, Назар Лисицин. На своих самоварах он ставил именное клеймо. Такие самовары выпускали и еще несколько фабрик. Так называемые трактирные самовары, емкостью 35-50 литров, отпускались по весу, и были гораздо дороже своих менее вместительных собратьев.

Проследим описанные выше тенденции по «Прейскуранту «Наследников В. С. Баташева в Туле», который был выпущен 18 февраля 1914 года. В прейскуранте указаны цены, как на простые самовары простых форм, так и на самовары сложных форм. Отдельно указаны цены на самовары, которые изготовлены из различных материалов, имеющие разные объемы и т. д.

Что же мы видим по этому прейскуранту. В первую очередь зависимость цены самовара от его формы. Цена на самовары простых форм, которые продавались оптом, приводится в прейскуранте в расчете на пуд. Цена на самовары более сложных форм, которая приводится в прейскуранте, была определена на поштучный товар. Такие самовары магазины продавали поштучно. Материал, из которого были изготовлены самовары, является другим фактором, от которого зависела цена. Если цену на самовары, изготовленные из латуни, принять за основу, то никелированные самовары таких же форм, уже стоили на 5% дороже, такие же самовары, но изготовленные из томпака, оценивались уже на 10% дороже латунных. Третий фактор, который влияет на цену самовара, это его объем. Цена за пуд таких самоваров была по прейскуранту 28 рублей.

Естественно не все случаи, из практики антикварного рынка укладываются в эти рамки. Такие, например самовары, как «тет-а-тет», не укладываются в эти рамки. Имея свою необычную форму, такие самовары пользуются у коллекционеров повышенным спросом. Так же в особом ряду стоят и самовары, изготовленные из чистой меди, так как, таких самоваров очень мало на антикварном рынке. Объяснение этому факту очень простое, для чистки самоваров использовали золу или глину, в результате таких чисток, стенки самовара протирались насквозь, после этого самовары просто выбрасывались. Также в рамки описанной схемы не укладываются и дорожные самовары, так как, прейскурант рассчитан на самовары, которые выпускались в массовом количестве, которое соответствовало спросу покупателей.

За прошедшие годы, когда производство самоваров было прекращено, какие то, самовары утилизировали, какие то, из них сохранились, но их очень мало. Самые редкие экземпляры самоваров, это трактирные. На рынке самоваров, редко встречаются самовары необычных форм. Так же мало на антикварном рынке и самоваров изготовленных из серебра.

Антикварный рынок на сегодняшний день представляет разрезанный на разные куски пирог. И каждому покупателю предлагается, исходя из его финансовых возможностей, вкусов, определенный кусок пирога. Редкостью стали высокохудожественные самовары, которые стали предметами декоративно прикладного искусства. Коллекционеру, чтобы приобрести такой самовар, нужно не только иметь деньги в достаточном количестве, но и доля везения и удачи, ведь цены на такой самовар достигают шестизначных цифр. Покупатель, который поставил перед собой цель, приобрести самовар среднего достоинства, работы среднего мастера, но интересной формы и хорошо декорированный, изготовленный не из серебра, а из материалов попроще и подешевле, ему повезет больше. Цены на такие самовары колеблются в пределах от 3 тысяч долларов до 10 тысяч долларов. На антикварном рынке простых самоваров из латуни большое изобилие, и цены на них вполне приемлемы.

Самоварами антикварными, старинными, редкими сегодня считаются угольные (жаровые) или сувенирные самовары. Обычно это самовары, возраст которых более 50 лет. Но как показывается практика, такие «молодые» самовары с полувековой историей не очень ценятся и стоят не очень дорого. Самым настоящим антиквариатом считаются самовары, которые изготовили в начале прошлого века или в конце позапрошлого. Их действительно ценят настоящие коллекционеры и цены на них очень солидные. Вообще же цена самоваров антикварных зависит от множества самых разных факторов. От формы корпуса, от года выпуска, от клейма, от фабрики-производителя, от оформления и от материала из которого они изготовлены. Также, большую роль в стоимости самоваров играет количество медалей, которые они завоевали. Точно определить, насколько ценен тот или иной экземпляр может только специалист. Для этого даже проводятся специальные экспертизы. Но условно весь самоварный антиквариат можно поделить на три типа.

Тип первый - очень дорогой

Это самовары антикварные изготовленные по индивидуальным заказам. Также к этому типу относятся самовары, которые выпускались очень маленькими партиями. Часто их делали из серебра или меди, которую потому покрывали серебром. Бывало, что некоторые части у них были золотыми или украшались драгоценными камнями. Такие самовары антикварные расписывались вручную, как правило, в стиле ампира или русской классики. У них оригинальная форма и есть необычная история создания или история «жизни».

Они очень красивые, очень редкие и очень дорогие. Они считались уникальными еще в то время когда их сделали, а уж спустя век тем более ценятся буквально на вес золота, как картины известных художников. Делали такие самовары, как правило, для украшения интерьера, а потому и внешний вид у них обычно идеален, несмотря на солидный возраст. Цены на них ходят до десятков тысяч долларов.

Тип второй - дорогой

К этому типу относятся самовары антикварные имеющие редкую форму. Они отличаются они изысканностью и красотой. Материал - мельхиор, накладное серебро или посеребренная латунь. Это, как правило, предметы которые изготавливались в Варшаве и Туле на самых знаменитых фабриках того времени. К ним относятся самовары, которые были выпущены до 1910 года. Стоят они в пределах 10 тысяч долларов.

Тип третий – дешевый

Это самовары антикварные, которые были в свободной продаже и выпускались массово. Они самых обычных форм - банка, рюмка - и делались из самого обычного материала. Как правило, это латунь. Такие самовары, считаются антикварными довольно условно. Ведь позволить себе купить бытовой угольный самовар может почти любой человек. Стоят они примерно 500 долларов. Цена, конечно, средняя, и зависит, как и у двух первых типов, от нескольких факторов.

Хотя конечно, все это довольно условные и общие разграничения. К примеру, самовар, выпущенный в середине 20 века, может цениться выше, чем самовар, выпущенный в 19 веке. Если первый был в единственном экземпляре, а второй - выпускался массово. Вообще, самоваров антикварных с каждым годом становится все меньше. Большинство действительно редких и ценных экземпляров находятся в частных коллекциях и музеях. Самые ценные самовары считаются национальным достоянием и их даже нельзя выводить из страны. Но и сегодня обычному человек вполне по карману приобрести что-нибудь антикварное и оригинальное, чтобы восхищаться, пить из него чай и с гордостью демонстрировать друзьям. Главное, внимательно изучить, чем именно ценен самовар и почему его считают антиквариатом.

В наши дни старинные самовары переживают свое второе рождение, являясь наиболее востребованным видом антикварных самоваров. Материальная культура прошлого находит горячий отклик в сердцах современных людей. И дело не только в «моде на старину». Прикасаясь к сохранившимся до 21 века «представителям» отечественного самоварного производства, коллекционеры и просто любители пытаются проникнуться духом ушедших времен и восстановить связь прошлого с будущим, помогающую ответить на сложный вопрос – кто мы, откуда и куда идем. Наверное, многие хотели бы узнать больше о таком красивом, полезном и популярном у наших предков предмете быта, как самовар. А самые наблюдательные идут дальше в изучении «самоварной» истории и интересуются таким вопросом, как значение медалей на антикварных самоварах.

Медали – признание качества

В промышленности, как и в других сферах жизни, прогресс происходит благодаря соревновательному духу, являющемуся локомотивом для всех человеческих достижений. Российская самоварная промышленность, зародившись в мелких кустарных мастерских, в течение 19 века совершила свое победное шествие не только по родной стране, но и покорила рынки многих стран мира. Самовар стал известен в европейских странах как красивый, оригинальный и функциональный предмет быта высокого качества, изготовленный с большим мастерством и любовью, а в более широком смысле он символизировал Россию с ее богатой и самобытной культурой.

Главным признаком качества продукции самоварных компаний стали наряду с клеймом той или иной фабрики клейма в виде медалей. Заслужить право на такой знак было непросто, ведь медали присуждались товарам-победителям промышленных соревнований разного уровня – выставок. Фабрика, продукция которой часто оказывалась в числе призеров на выставках, отечественных и международных, украшала самовары полученными наградами. Медали должны были свидетельствовать о качестве фирменных моделей самоваров и привлекать внимание покупателей.

По медалям на антикварных самоварах можно изучать историю отечественного самоварного производства, так как на клеймах наград содержится много информации о промышленных выставках, в которых участвовала продукция известных брендов. Клеймо медалей и название производителя помещались на корпусе, крышке или поддоне самовара. Оно наносилось специальным чугунным штемпелем, нагревающимся до необходимой температуры и прижимаемым к горячей поверхности при помощи удара молотка. Глубина оттиска не могла быть слишком глубокой, так что со временем стиралась, если самовар чистился песком.

Нанесение медалей и клейм с названиями фабрик строго регламентировалось государством, чтобы исключить возможность подделки. Производитель, чтобы получить право на то или иное клеймо, должен был пройти процедуру правительственной регистрации, в противном случае ему грозил большой штраф или тюремное заключение.

Какие медали на антикварном самоваре лучше?

Достоинство медалей на антикварных самоварах зависело от уровня промышленной выставки или ярмарки, где присуждалась награда. В условиях распространения самоварного производства по всей России в регионах проводилось большое количество подобных состязаний в качестве товаров. Награды, полученные производителями на местных ярмарках-выставках, ценились не слишком высоко. Совсем другой уровень представляют собой медали международных или всероссийских выставок. Продукция, участвовавшая в подобных соревнованиях, должна была пройти строгий отбор, предусматривавший высокое качество изготовления и художественного оформления товара. Компании, получавшие право представлять самовары на выставках высокого уровня, как правило, имели продукцию авторской работы известных мастеров. Наиболее почетно было иметь награды, дававшие фабрикам высокий статус поставщиков царского двора. Такие самовары охотно покупали не только в России, но и на зарубежных ярмарках.

Современные коллекционеры антиквариата обращают внимание на «достоинство» медалей, заключающееся в уровне выставок, на которых побывала русская «чайная машина». Самыми ценными считаются самовары, на которых есть медали с международных выставок. Общее количество медалей тоже говорит о высоком качестве товара и респектабельности производителя. Специалисты называют в числе наиболее дорогих антикварные самовары, имеющие клеймо фабрик Дубинина, Кондратьева, Севрюгина. Большую ценность представляют собой коллекционные и выставочные образцы самоварных компаний Тейле, Баташовых и Лисициных.