БТР-МДМ: десантируемая "Ракушка". По шоссе, не менее История создания модели

Быстроходная «Ракушка»

Бронетранспортер БТР-МД («Объект 955») разрабатывался на ВгТЗ в рамках ОКР «Ракушка». Он представляет собой многоцелевую быстроходную бронированную плавающую авиатранспортируемую и авиадесантируемую гусеничную машину для решения транспортных задач подразделений и частей воздушно-десантных войск и морского десанта.

По аналогии с семейством БМД-БТР-Д авиадесантируемый бронетранспортер БТР-МД отличается от базовой БМД-3 отсутствием башни и увеличенными габаритами корпуса. На этом сходство с предыдущим семейством, в общем, и заканчивается. В данном случае не потребовалось увеличивать длину шасси, и БТР-МД выполнен на той же пятикатковой (пятиопорной) базе, что и БМД-3.

Бронетранспортер скомпонован по схеме с задним расположением МТО и передним — отделения управления. Среднее отделение корпуса может использоваться для размещения десанта, раненых на носилках, либо грузов снабжения. Отделение управления и среднее отделение находятся внутри высокого корпуса рубочного типа, занимающего около 2/3 общей длины машины. Сварной герметичный бронированный корпус выполнен из алюминиевого броневого сплава; уширение корпуса в верней части образует большие надгусеничные ниши с вертикальными бортами.

Лобовые листы корпуса расположены с наклоном к вертикали и формируют выпуклую ломаную линию в вертикальном продольном сечении. Наклон лобовых листов и характерные «скулы» корпуса несколько увеличивают защищенность лобовой проекции. В то же время размеры и форма корпуса призваны обеспечить максимально возможную вместимость машины при жестких ограничениях по массе и допустимой высоте, определяемых требованиями парашютного десантирования из самолетов военно-транспортной авиации, в нижней части корпуса выполнены усиленные бортовые скосы — реданы.

Механик-водитель, как и в БМД-3, располагается в отделении управления по оси машины. На его рабочем месте смонтированы органы управления, включая регулируемую рулевую колонку. Справа и слева от места механика-водителя расположено по два универсальных сиденья на возвышенном полике. Над местами механика-водителя и находящегося справа от него десантника в крыше имеются люки с откидными крышками. Рабочее место механика-водителя оборудовано тремя перископическими приборами наблюдения ТНПО-170А; средний прибор может заменяться ночным прибором наблюдения.

С левой стороны в передней части корпуса на крыше смонтирована поворотная командирская башенка с автономной закрытой пулеметной установкой 7,62-мм пулемета ПКТ (ПКТМ) с наружной системой питания и прицелом 1П67М. Башенка снабжена прибором наблюдения ТКН-ЗМБ с осветителем ОУ-ЗГА, перископическими приборами наблюдения ТНПТ-1 и ТНПО-170А, подъемным механизмом и верхним люком. Универсальное сиденье командира-оператора связано с верхним погоном башенки и вращается вместе с ней (поворотная башенка с дистанционно-управляемым 7,62-мм пулеметом ставилась еще на опытный вариант БТР-Д, но тогда от нее отказались).

В правой части отделения управления смонтирована курсовая установка, рассчитанная на размещение 5,45-мм ручного пулемета РПКС74 либо автомата АКС74 (АК74М), над ней находится перископический прицел-прибор наблюдения ТНПП-220А. В бортах средней части и в крышке кормового люка смонтированы три шаровые установки с заслонками, предназначенные для стрельбы из индивидуального оружия десанта. На верхнем лобовом листе корпуса крепятся два блока дымовых гранатометов системы «Туча».

В средней части корпуса установлены откидывающиеся к борту двухместные сиденья со складными спинками — по три на борт Десантники размещаются на сиденьях лицом по ходу машины; сиденья снабжены комплектом привязных ремней. Для посадки и высадки десанта служат большой кормовой люк и два прямоугольных люка в крыше корпуса.

Позади мест десантников с левой стороны в средней части корпуса расположен отсек с автономным энергоагрегатом, с правой стороны — короб воздуховода с выдвигающейся воздухозаборной трубой и система очистки наружного воздуха с ФВУ включающей нагнетатель, фильтр тонкой очистки, фильтр-поглотитель и воздуховоды. Воздуховоды дают возможность направленной регулируемой подачи очищенного воздуха в зону рабочих мест. К воздуховодам могут подсоединяться индивидуальные средства защиты органов дыхания — например, полумаски. Каждое универсальное сиденье экипажа в наземном положении («сидя») крепится штангой на кронштейн с внутренней стороны крыши корпуса.

В положении для десантирования оно отсоединяется от кронштейна, опускается на упор, связанный с возвышенным поликом, и откидывается. При десантировании внутри машины десантник, разместившись на сидении, затягивает ремни привязной системы, голову опирает на заголовник сидения, ступни ног — на подножку на полике. Как и в базовой машине, крепление универсальных сидений к крыше увеличивает в наземном положении защищенность десантников при подрыве на мине или фугасе.

Немаловажным новшеством в БТР-МД стала установка на днище в отделении управления и среднем отделении электронагревательных устройств, работающих совместно с электровентилятором и обеспечивающих обогрев обитаемого объема бронетранспортера в режиме рециркуляции. Воздух забирается непосредственно из обитаемого объема и после нагрева подается из-под возвышенного полика (на БМД-3 и БМД-4 такую систему не использовали). Силовой блок, трансмиссия, ходовая часть и органы управления БТР-МД в целом аналогичны БМД-3 (БМД-4).

БТР-МД быстро приспосабливается для решения задач эвакуации раненых или транспортировки грузов снабжения. Для этого в среднем отделении имеются кронштейны и съемные приспособления для установки многоярусных носилок с ранеными, а также устройства для закрепления с помощью привязных ремней с замками различных грузов (ящиков с боеприпасами, емкостей с жидкими веществами и тп.). Кроме кронштейнов и ремней для установки санитарных носилок, вдоль бортов машины в среднем отделении размещаются укладки со средствами оказания первой помощи (например — комплектов «Роза-МТ», кислородных ингаляторов КИ-4, аппарата для искусственной вентиляции легких ДП-10-02 и др.).

Для погрузки и выгрузки перевозимых грузов через кормовой люк могут использоваться съемные аппарели и вытяжные ремни. Для внешней связи служат установленные в передней части корпуса УКВ радиостанции Р-168-5УВ и Р-168-25У, обеспечивающие дальность радиосвязи в движении, соответственно, до 10 и до 20 км. Антенные выводы выполнены на крыше корпуса — у правого борта и у края кормового люка.



Характерно, что БТР-МД имеет ту же боевую массу, что и БМД-3 — 13,2 т. Новая база позволила увеличить грузоподъемность авиадесантируемого бронетранспортера почти в 1,5 раза по сравнению с БТР-Д и практически уравнять ее с более тяжелым плавающим БТР-50П (все эти машины выпускались на ВгТЗ). Плавучесть БТР-МД («Ракушка») обеспечивается водоизмещением корпуса. Откидной волноотражательный щит установлен на верхнем лобовом листе корпуса.

Запас плавучести, устойчивость и высота свободного борта на плаву в сочетании с водометными движителями допускает не только преодоление с хода водных преград с заметным течением, но и десантирование бронетранспортера с десантных кораблей ВМФ и преодоление машиной с десантом или грузом полосы прибоя. При волнении к выдвижной воздухозаборной трубе может присоединяться труба для обеспечения забора воздуха при плаве.

Хотя ТТЗ на разработку средств десантирования для БТР-МД «Ракушка» было выдано еще 1992 г, их создание задержалось еще больше, чем самого БТР-МД. Только после выдачи в сентябре 2009 г. ТТЗ по теме «Бахча-У-ПДС» (для БМД-4) в качестве дополнения было переиздано ТТЗ на создание средств десантирования для авиадесантируемого бронетранспортера. Но дальнейшая перспектива этих средств десантирования осталась неопределенной.



Основные характеристики БТР-МД «Ракушка»:
Экипаж + десант, чел. — 2+15
Грузоподъемность – 2000 кг;
Авиатранспортирование — самолетами типа Ил-76 (М, МД), Ан-22, Ан-124, вертолетом Ми-26;
Десантирование парашютным способом — самолетами типа Ил-76 (М, МД), Ан-22, Ан-124;
Десантируется с машиной – 3 чел.
Боевая масса — 13,2 т;
Вооружение:
— пулемет ПКТ — 1х7,62-мм;
— установки для оружия десанта — курсовая для 5,45-мм пулемет РПКС74, две бортовые и кормовая для 5,45-мм автоматов АКС74;
Двигатель:
— четырехтактный, дизельный с турбонаддувом, 2В-06-2;
— число цилиндров, охлаждение — 6, жидкостное;
— мощность 450 л.с. (при 2000 об/мин);
Трансмиссия — гидромеханическая, с дифференциальным механизмом поворота, с гидрообъемной передачей;
Водометный движитель – гидрореактивный;
Максимальная скорость движения:
— по шоссе 71 км/ч;
— на плаву 10,5 км/ч;
Средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге – 45…50 км/ч.

Специальные авиадесантируемые машины

Бронетранспортер БТР-МД («Ракушка») послужил базой для ряда специальных машин. Среди них - смонтированный на БТР-МД модуль МРД-У, являющийся составной частью комплекса средств автоматизации (КСА) подсистемы ПВО тактического звена. КСА в целом обеспечивает возможность работы зенитных средств как в составе создаваемой единой системы управления тактического звена «Созвездие», так и автономно. Разработчик КСА - ОАО НПП «Рубин» (г. Пенза) представил МРД-У в 2008 г. среди других модулей комплекса.

МРУ-Д (9С932-2) представляет собой модуль разведки и управления, предназначенный для оснащения батарейных командных пунктов ВДВ. Отделение управления машины практически повторяет базовый БТР-МД, однако находящаяся слева командирская башенка лишена пулеметной установки. Установка для ручного пулемета в правой части лобового листа сохранена. Среднее отделение превращено в оперативный отсек, в котором расположены места для двух операторов.

Для каждого оператора имеется автоматизированное рабочее место с пультом управления, персональной ЭВМ, средствами связи и передачи данных и с другим оборудованием. Блоки аппаратуры смонтированы в отсеке на стеллажах с унифицированными ячейками. Для посадки и высадки операторы используют большой кормовой люк отсека. В верхней части модуля находится антенно-аппаратный пост РЛС обнаружения воздушных целей 1Л122-1 с опорно-поворотным устройством и четыре радиоантенны средств связи.

Трехкоординатная когерентно-импульсная РЛС 1Л122-1 кругового обзора дециметрового диапазона (разработчик - НИИРТ) обеспечивает обнаружение, определение координат и сопровождение таких воздушных целей, как самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты в диапазоне дальностей до 40 км и на высоте до 10 км при круговом обзоре, определение их принадлежности по принципу «свой-чужой» в условиях постановки противником активных и пассивных помех. Фазированная антенная решетка выполнена достаточно компактной, и в походном положении складывается внутрь. Имеется автоматизированная система топопривязки. Для обеспечения аппаратуры электроэнергией на машине установлен дизель-генератор.

МРУ-Д может использоваться в составе батарей ЗРК ближнего действия «Стрела-10МЗ». Зенитный ракетный или пушечно-ракет-ный комплекс на шасси БМД-3 (БМД-4) или БТР-МД не представлен.

Также на шасси БТР-МД создана бронированная медицинская машина БММ-Д1 (ОКР «Травматизм») и БММ-Д2, а на удлиненном семикатковом шасси - перевязочная медицинская машина ВДВ БММ-ДЗ.

БМД-3 послужила основой и для машины радиационной и химической разведки РХМ-5. Основными исполнителями работ по РХМ-5 стали ОАО «Завод Тула» и ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ». Машина предназначена для ведения радиационной, химической и неспецифической биологической разведки подразделениями воздушного или морского десанта в случае применения оружия массового поражения в сложных топографических, метеорологических и ночных условиях, при преодолении естественных и искусственных препятствий, водных преград. Соответственно решаемым задачам она оснащена средствами ведения РХБ-разведки отечественного производства: приборами типа ИМД (измеритель мощности дозы), газосигнализаторами, а также средствами инерциальной навигации, средствами сбора, обработки и передачи данных, установкой запуска сигналов химической тревоги, радиостанцией.

В отделении управления по оси машины располагается механик-водитель, в среднем отделении (в неподвижной рубке) слева размещается старший химик, справа и чуть позади (на универсальном сидении) - командир машины, впереди командира - координатор навигационной аппаратуры. Многогранная сварная бронерубка с плоской крышей приварена к корпусу и возвышается над крышей корпуса на 340-350 мм. В рубке выполнены заборные и выходные отверстия для взятия воздушных и аэрозольных проб из атмосферы, связанные через электровоздушные клапаны и трубки с приборами радиационной, химической и биологической разведки (собраны в стойке приборной секции позади сидений боевого расчета).

В рубке размещены также комплекты отбора проб и знаков ограждения, емкости для питьевой воды, в правой бортовой нише смонтирована ФВУ. Имеется система специальной защиты при ядерном взрыве с автоматической герметизацией корпуса и отключением основных цепей питания и двигателя на время прохождения ударной волны. С учетом работы в условиях радиоактивного заражения местности на полу отделения управления и среднего отделения под ногами членов боевого расчета установлены стальные защитные противорадиационные экраны толщиной 10 мм.

На зараженной местности сохраняется герметизация обитаемых отделений; моторно-трансмиссионное отделение остается открыто, двигатель работает, и машина может броском преодолеть зараженный участок. В отделении управления справа от водителя находятся баллоны танкового дегазационного комплекта, предназначенного для частичной дегазации шасси машины. Кроме штатной радиостанции, как на базовой машине, РХМ-5 оснащена дополнительным радиоприемником в рубке. Система подогрева воздуха облегчает работу расчета в холодное время года.

Для самообороны на вращающейся командирской башенке на крыше рубки смонтирована дистанционно управляемая 7,62-мм пулеметная установка с внешним питанием. Курсовые установки убраны, но сохранены амбразуры в правом борту корпуса и кормовом десантном люке корпуса. По бортам рубки установлены шесть дымовых гранатометов.

РХМ-5 рассчитана на парашютное десантирование с членами боевого расчета внутри машины и, соответственно, оборудована четырьмя универсальными сиденьями. Возможна транспортировка машины на внешней подвеске вертолета Ми-26. Масса машины с полной нагрузкой - те же 13,2 т, что и у БМД-3, а ходовые характеристики в целом аналогичны базовой машине.

РХМ-5 была изготовлена в 2009 г. и прошла испытания на базе 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В этом году, как сообщалось, первые серийные экземпляры переданы в войска.

Перевод производства боевых машин десанта на Курганский машиностроительный завод вызвал, прежде всего, изменение базового шасси. БМД-4 и 2С25 «Спрут-СД» еще прошли в торжественном строю на параде в Москве 9 мая 2008 г., но в марте того же года на испытательном полигоне «Курганмашзавода» была публично показана новая боевая машина десанта БМД-4М с тем же комплексом вооружения, что и БМД-4, но на совершенно ином шасси. В апреле 2010 г. заместитель министра обороны РФ В.А.Поповкин объявил, что Вооруженные Силы отказываются от дальнейшей закупки БМД-4.

БММ-ДЗ

РХМ-5

БММ-Д

История и состояние БМД-4М, работы над которой еще продолжаются, - тема особая. Отметим лишь, что с остановкой спецпроизводства на ВгТЗ и появлением БМД-4М осталась неопределенной судьба не только БМД-4, но и СПТП «Спрут-СД», бронетранспортера БТР-МД и машин на их шасси. Что именно и как удастся «перевести» на новое шасси в случае его принятия на снабжение - покажет время.

5:02 / 17.07.15
Многоцелевой десантируемый бронетранспортер БТР-МД "Ракушка" и БТР-МДМ

БТР-МД "Ракушка" и модернизированный вариант БТР-МДМ предназначены для перевозки личного состава (десанта), боеприпасов, запасных частей, ГСМ в подразделениях ВДВ, десантно-штурмовых формированиях морской пехоты ВМФ. Он приспособлен для эксплуатации во всех условиях боевого применения, в самых различных климатических условиях.

Фото: ИА "ОРУЖИЕРОССИИ", Владимир Приземлин

БТР-МД "Ракушка" разработан на базе боевой машины десанта БМД-3 для замены в частях ВДВ БТР-Д. Дальнейшая разработка модернизированного варианта БТР-МДМ на шассиБМД-4М начата в 2008 г.; испытания планируется завершить в 2015 г.

До 2025 г. ВДВ получат более 2500 бронетранспортеров Ракушка" различных модификаций.

Корпус БТР выполнен выполнен из сварных броневых листов. Бронирование - противопульное В передней и средней части корпуса находится рубка с экипажем и десантом БТРа. В задней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. В кормовой части рубки расположен люк для спешивания экипажа.

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Владимир Приземлин

Некоторые ТТХ БТР:


Двигатель :

БТР-МД БТР-МДМ
Моторно-трансмиссионное отделение находится в задней части машины.

Двигатель машины оппозитный, оснащён турбонаддувом и эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем размещен механизм передач и поворота.

Он состоит из реверсивной двухвальной коробки передач, а также привода с реверсивным валом на водомётный движитель.

Дизель УТД-29 четырехтактный, многотопливный, жидкостного охлаждения, безнаддувный.

Трансмиссия гидромеханическая, четырехскоростная, с отбором мощности на водометные движители и с отбором мощности на привод насоса гидросистемы машины.

Водометные движители - 2 ед. - одноступенчатые осевые шнекового типа с направляющим аппаратом.

Мощность двигателя - 450 л.с.
Удельная мощность - 30.3 л.с./т
Мощность двигателя - 500 л.с.
Удельная мощность - 34 л.с./т

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Владимир Приземлин

Тактико-технические показатели
:
БТР-МД БТР-МДМ
Экипаж, человек
2 (командир и механик-водитель)
Дорожный просвет, мм
рабочий - 420 +- 20;
минимальный - 100 - 30;
максимальный - 500 + 30
Масса, т
13.2 13.2 +-2%
Грузоподъемность, т
2
Скорость по шоссе, км/ч
до 71 70
Скорость по грунтовой дороге, км/ч
45-50 45-50
Скорость по воде, км/ч
10 10
Запас хода по шоссе, км
500 500
Запас хода по пересеченной местности, км
350 350
Запас хода на плаву, часов
7
Преодолеваемые препятствия подъем - 35 град
крен - 20 град
стенка - 0.8 м
ров - 1.5 м
брод - плавает
подъем - 35 град
крен - 20 град
стенка - 0.8 м
ров - 1.5 м
брод - плавает
Вооружение :
Основное 7.62 мм пулемет ПКТМ размещенный в башенной установке командира
Боекомплект - 8 х 250 патронов
Вспомогательное 7.62 мм пулемет ПКТМ может быть установлен в левой передней части корпуса, прицел - перед правым люком 7.62 мм пулемет ПКТМ установлен в левой передней части корпуса с прицельным прибором ТНП3ВЭ01-01
Боекомплект - 2 х 1000 патронов с общим трактом питания
Дымовое
На лобовом листе корпуса установлено 4 дымовых гранатомета
Оборудование :
Механик-водитель 3 перископических прибора на люке механика-водителя
Центральный может быть оснащен прибором ночного видения
Командир-наводчик Прицельный комплекс для ведения огня из пулемета и наблюдения за местностью
Общее цифровая информационно-управляющая система ИУС-Ш
13 посадочных мест десанта 13 посадочных мест десанта

БТР-МД / БТР-МДМ может десантироваться и транспортироваться самолетами Ил-76 разных модификаций, Ан-124, вертолетами Ми-26 (на внешней подвеске).

Первое, на что стоит обратить внимание, - особенности боевого применения. Машины должны уметь действовать в глубоком тылу, вдалеке от ремонтных баз, складов боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Мало того, их задача обеспечивать высокую мобильность десантируемого подразделения, то есть перевозить и людей, и все необходимое снаряжение. Согласитесь, вариант, когда после высадки одни едут, а другие идут, да еще и несут - далек от совершенства. Но как только речь заходит о вместимости десантных машин, всплывают другие факторы - их габариты и вес. Они ограничены размерами грузовых отсеков и грузоподъемностью транспортной авиации. Проще говоря, их проектируют с оглядкой на возможности самолетов.

Маршрутка в броне

Теперь чистая математика. Три единицы бронированной гусеничной техники, то есть взвод, должны транспортироваться и десантироваться из одного самолета Ил-76 соответствующей модификации. Совсем недавно принятый на вооружение БМД-4М вмещает трех членов экипажа и пять десантников. То есть местами за броней в точке приземления такой взвод обеспечивает 15 служащих. БМД - мощное средство огневой поддержки, ее боевой модуль с двумя пушками и пулеметом, безусловно, хорош. Но вооружение и боекомплект занимают много места. Где возить большее число десантников, грузы, ГСМ?

Самая свежая отечественная разработка, которая совсем недавно стала поступать в войска - плавающий авиадесантируемый бронетранспортер БТР-МДМ Ракушка. Универсальную боевую машину производит Курганмашзавод на унифицированной с БМД-4М платформе. Это огромный плюс - для десантной техники важны сопоставимые ходовые возможности и взаимозаменяемость деталей. У Ракушки нет башни с вооружением, зато в нее вмещается два члена экипажа и 13 десантников! То есть взвод БТР-МДМ с одного Ил-76 укроет за броней 39 бойцов.

В десантном отделении бронетранспортера у каждого борта установлены по три двухместных сиденья. Их можно откинуть к бортам, если надо перевозить не людей, а снаряжение. Ракушка, превращенная в грузовик, способна транспортировать две тонны поклажи. Для ящиков с боеприпасами, бочек с ГСМ, запчастей и других грузов предусмотрены элементы крепления с помощью ремней. Есть вдоль бортов и приспособления для фиксации носилок. Они могут располагаться в три яруса, а значит БТР-МДМ может эвакуировать с передовой шестерых раненых.

Разумеется, Ракушку не оставили совсем без . На крыше над местом командира смонтирован дистанционно управляемый пулемет кругового обстрела. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части корпуса справа, перед сиденьем десантника.

Притом что бронетранспортер способен поддержать бойцов огнем, атаки на противника - не его призвание. Он создан для транспортных задач - доставки десантников на передовую, подвозки боеприпасов, эвакуации раненых. Именно совместные действия хорошо вооруженного БМД-4М и вместительного БТР-МДМ как нельзя лучше подходят для мобильных соединений ВДВ.

Корпус Ракушки сварной, из алюминиевой противопульной брони, так называемого рубочного типа. Компоновка танковая: впереди отделение управления, посередине - десантно-грузовое, сзади - моторно-трансмиссионное. Благодаря тому что двигатель практически оппозитный, он плоский и не сильно затрудняет выход десантников через огромный люк в корме рубки. Многотопливный безнаддувный дизель УТД-29 рабочим объемом 26,5 литра (!) выдает 500 л.с. и фантастический крутящий момент 1460 Н. м при 1600 об/мин.

В ходовой части БТР-МДМ с каждой стороны четыре поддерживающих и пять опорных катков на пневмогидрорессорах. Рабочий дорожный просвет - 450 мм, но клиренс может меняться в диапазоне 130–530 мм.

Велик британец на асфальте

БТР-МДМ сделан не с чистого листа. Ряд технических решений роднит его с БМП-3, появившимся в конце 1980-х. Тем не менее прямых конкурентов у Ракушки не много. В армиях стран НАTO делают ставку в основном на хорошо вооруженные, но громоздкие машины с защитой почти как у танка. Среди безбашенных гусеничных бронетранспортеров, скажем, американский M-113 безнадежно устарел, а разработка Bradley BGPV на деле представляет собой не первой свежести БМП весом больше 20 тонн с демонтированным боевым модулем. Ракушку, пожалуй, лучше сравнивать с не слишком распространенным английским бронетранспортером Stormer. Но эта заочная дуэль будет явно не в пользу последнего.

Британская боевая машина FV-4333 Stormer создана на базе узлов и агрегатов легкобронированного семейства CRV(T), куда входят танк Scorpion, бронетранспортер Spartan и самоходная установка Striker. От остальных машин семейства Stormer отличается удлиненным корпусом и шестью опорными катками в ходовой части вместо пяти. Производят FV-4333 с начала 1980-х. На его базе создано множество модификаций, которые и сейчас на вооружении. Но нас интересует базовая - аэромобильный плавающий бронетранспортер.

По массе он близок к нашей Ракушке. Броня тоже алюминиевая противопульная, а корпус сварной. А вот компоновка иная. Спереди слева место механика-водителя. Командир экипажа располагается за ним. Справа, за переборкой, находится моторно-трансмиссионное отделение. Средняя и кормовая часть машины отдана десантному отделению. Помимо двух членов экипажа Stormer может взять на борт восемь полностью экипированных бойцов - меньше, чем Ракушка.

Двигатель - дизельный Perkins с турбонаддувом, мощностью 250 л.с. Здесь налицо двукратный проигрыш БТР-МДМ в энерговооруженности. Проще и ходовая - у FV-4333 обычная торсионная подвеска с амортизаторами. Ни о каких пневмогидрорессорах нет и речи. Рабочий дорожный просвет чуть меньше, чем у БТР-МДМ, но, главное, нет системы изменения клиренса.

Stormer хорошо загерметизирован и умеет плавать после небольшой предварительной подготовки. Движение в воде происходит за счет перематывания гусениц. Максимальная скорость на плаву - 5 км/ч. Ракушка в этой стихии в два раза быстрее: два водометных движителя шнекового типа способны разогнать ее до 10 км/ч.

В базовом варианте FV-4333 вооружен одним пулеметом, расположенным в небольшой башенке над местом командира. И здесь Stormer на один ствол позади БТР-МДМ, хотя, повторюсь, вооружение для транспортных боевых машин - не основной показатель.

Неужели все так идеально и Stormer проиграл Ракушке вчистую, уступив по вместимости, возможностям шасси, плаву, удельной мощности и вооружению?

Конечно, нет. По бронированию, можно сказать, паритет. Турбодизель английского бронетранспортера экономичнее отечественного атмосферного дизеля большого объема - при меньшей емкости баков у «англичанина» лучше показатель по запасу хода. А еще он быстрее нашей боевой машины на шоссе. Правда, эта цифра довольно лукавая, ведь по магистрали лучше перемещаться на колесной технике. Гусеницы все же созданы для бездорожья - быстрая езда по асфальту сокращает их ресурс. Стоит покинуть шоссе, как скорость будет зависеть от возможностей подвески и других факторов, да и расход топлива возрастет.

Характеристики бронетранспортеров России и Великобритании

Модель

БТР - МДМ Ракушка

BAE (Alvis) FV4333 Stormer

Размеры: длина / ширина / высота, мм

6085 / 3150 / 2630

5270 / 2760 / 2490

дорожный просвет, мм

изменяемый 130–530

Десантируемый бронетранспортер

БТР-МДМ "Ракушка-М" разработан КБ Волгоградского тракторного завода на базе БМД-3 для замены в частях ВДВ БТР-Д. Разработка модернизированного варианта БТР-МДМ на шасси начата в 2008 г. СКБМ Курганского машиностроительного завода (главный конструктор до октября 2014 г. - С.С.Сальников). Выпуск серии для войсковых испытаний велся в 2014 г. Курганским машиностроительным заводом (г.Курган).

В 2013 г. в ВДВ для проведения испытания поставлены первые два БТР-МДМ. Испытания планировалось завершить в 2015 г. Первая серийная партия в 12 БТР-МДМ "Ракушка" передана ВДВ Западного военного округа 03 марта 2015 г.

Ожидается, что до 2025 г. ВДВ получат более 2500 бронетранспортеров "Ракушка" различных модификаций.

БТР-МДМ в ВС России

Первые БТР-МДМ "Ракушка-М" поставлены вооруженным силам России в 2015 г. По западным данным по состоянию на 2018 г. в ВДВ состоит не менее 30 БТР-МДМ.

Конструкция БТР

Корпус выполнен выполнен из сварных броневых листов. В передней и средней части корпуса находится рубка с экипажем и десантом БТРа. Над гусеницами имеются специальные ниши. В задней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. В кормовой части рубки расположен люк для спешивания экипажа. Место механика-водителя находится в передней части машины. Слева и справа от него установлены сидения для двух членов десанта. В крыше над местами десанта и механика-водителя имеются три люка для выхода из машины.

Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих катков с каждого борта. На катки надеты мелкозвенчатые гусеничные ленты с резино-металлическими шарнирами. Опорные катки закреплены на пневматических рессорах. Клиренс бронетранспортёра переменный и имеет три режима: минимальный, рабочий и максимальный.

Бронирование : противопульное. Броня корпуса и башни способна противостоять стрелковому оружию противника и осколкам мин и снарядов. Для дополнительной защиты экипажа и десанта в машине устанавливается комплект антиосколочной защиты.

Двигатель:
Дизельный УТД-29 четырехтактный, многотопливный, жидкостного охлаждения, безнаддувный мощностью до 500 л.с.

ТТХ БТР-МДМ

Экипаж - 2 чел + до 13 чел десанта (в зависимости от компоновки) Длина - 6085 мм Ширина – 3150 мм Высота – 2700 мм Клиренс – 100-500 мм Масса боевая – до 13,2 т Скорость максимальная: - 70 км/ч (по шоссе) - 45-50 км/ч (по грунтовой дороге) - 10 км/ч (на плаву) Запас хода: - 500 км (шоссе) - 350 км (грунтовая дорога) Преодолеваемые препятствия: - ров - 1,5 м - стенка - 0,8 м - подъем - 35 град.

БТР-МДМ "Ракушка-М" на войсковых испытаниях в ВДВ, 2014 г. (фото - Александр Рюмин, http://itar-tass.com)

Вооружение

7,62-мм пулемет ПКТМ размещенный в башенной установке командира Боекомплект - 8 х 250 патронов Курсовой 7,62-мм пулемет ПКТМ установлен в левой передней части корпуса с прицельным прибором ТНП3ВЭ01-01 Боекомплект - 2 х 1000 патронов с общим трактом питания Мортиры дымовой завесы - 4 х 81-мм мортиры запуска дымовых гранат на лобовом листе корпуса БТР.

БТР-МДМ "Ракушка-М" на выставке АrmsEXPO-2013 (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net)

Оборудование

БТР оборудован цифровой информационно-управляющей системой ИУС-Ш. Прицельно-наблюдательное оборудование: три перископических прибора на люке механика-водителя (центральный может быть оснащен прибором ночного видения). Так же установлен Прицельный комплекс для ведения огня из пулемета и наблюдения за местностью.

Модификации:

Объект 955 / БТР-МД "Ракушка" - базовая модель БТР разработанная на шасси БМД-3.

БТР-МДМ "Ракушка-М" - модернизированный вариант на шасси .

БММ-Д - бронированная медицинская машина десантная / бронированный санитарный транспортер - БММ-Д1. Вариант машины для медицинского взвода - БММ-Д2.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Первоначальная цель бронетранспортеров на поле боя заключалась в мобильной доставке людей на заданные позиции. Это позволяло поддерживать танковые наступления, быстро переориентировать войска в ответ на меняющуюся фронтовую обстановку. В дополнение к этому БТР доставляли грузы и вывозили раненых.

В современных условиях бронетранспортеры все больше конструируются по типу боевых машин пехоты и десанта (БМП и БМД). Это делает БТР полноценной боевой единицей поддержки и прикрытия, что особенно важно при операциях в тылу.

БТР «Ракушка» - многофункциональная десантная (МД) машина России, созданная для поддержки подразделений ВДВ . Акцент делается не только на быстрой доставке бойцов и снабжении, но и на высадке с воздуха. Также учитывается и автономность проводимых операций, в которых машина становится основным прикрытием пехоты.

История создания модели

Задача по разработке новой многоцелевой машины десанта была поставлена перед конструкторами еще в 1992 году. Тяжелое экономическое положение страны и недостаток финансирования армии привел к заморозке проекта. В итоге активная работа над ним началась только в 2008.

Ключевой задачей нового БТР ставилась замена устаревшего советского десантного бронетранспортера, выпущенного еще в 1974. Новая машина должна была отвечать требованиям современной техники и вооружений, а также учитывать специфику десантных операций.

БТР-МД создан на Волгоградском тракторном заводе. Позже серийное производство было переведено на Курганский машиностроительный завод, где собирается уже модернизированная версия БТР-МДМ. В 2013 первые машины отправлены на испытания.

В 2015 году бронетранспортеры стали поступать на вооружение армии, с этого момента их фото стали появляться в сети. По состоянию на 2018 год имелось уже 30 таких машин. Ожидается, что к 2025 году на вооружение десанта поступит около 200 БТР данной линейки в разных модификациях. В итоге БМД-4М и бронетранспортеры «Ракушка» станут базовой десантной техникой.

Цели и задачи по применению

Бронетранспортеры Ракушка разработаны как машина десанта, основная цель которой - поддержка подразделений в любых боевых условиях.

К задачам бронетранспортера относятся:

  • поддержка пехотных соединений, прикрытие;
  • транспортировка грузов, снабжение подразделений;
  • вывоз раненых, переустройство в санитарную машину;
  • организация командного центра или узла радиосвязи.

Ключевыми задачами БТР остается доставка десанта на заданные позиции. Новая машина позволяет перевозить бойцов своим ходом, десантироваться с воздуха, а также форсировать водные преграды и осуществлять высадку с моря с преодолением линии прибоя. Последний фактор делает ее полноценной амфибией.

Конструкция и устройство амфибии

Корпус БТР Ракушка выполнен из сварных броневых листов. Машина делится на три отсека. В переднем размещена рубка управления, где находится механик-водитель, командир и один из десантников. Бронетранспортер выполнен по конструктивной схеме танка, поэтому двигатель располагается в кормовой части.

Средняя часть предназначена для перевозки десанта. Попарные сидения располагаются лицом по ходу движения, по три пары с каждого борта. В нишах над гусеницами имеется место для грузов. Также в корпусе присутствуют бойницы для ведения огня из машины.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за окружением ведется с места механика-водителя посредством трех перископических устройств. По необходимости центральный заменяется на прибор ночного видения . Дополнительное слежение ведется с десантной части через бойницы. Внутренняя связь и коммутация обеспечиваются системой Р-174.

С учетом вооружения прицеливание обеспечивается с позиции стрелка. Также башенная установка оборудована прицельным комплексом ТНП3ВЭ01-01 для наведения и автоматической стрельбы с позиции командира. Через данное устройство он может наблюдать и за местностью.

Основное вооружение

Вооружение бронетранспортера «Ракушка» представлено курсовым пулеметом Калашникова калибра 7,62 мм. Питание обеспечивается двумя коробками по 1000 патронов, объединенных единым трактом. В правой передней части у модифицированной версии имеется дополнительный пулемет.

Броня БТР защищает бойцов от пуль и осколков. Предусмотрена защита ходовой части, позволяющая преодолевать мины.

Средства маскировки

Большинство элементов оснащения бронетранспортера «Ракушка» заимствована у БМП-3 . К ним относят и средства маскировки. Помимо камуфлированного окраса БТР оборудован дымовыми гранатами «Туча».

Технические характеристики

Технические характеристики БТР «Ракушка» отвечают требованиям современной боевой машины. Определенные отличия есть у разных модификаций, ориентированных на узкоспециализированные задачи. Основная модель за счет своих показателей также сохраняет широкий диапазон возможностей для применения.

Двигатель и трансмиссия

Бронетранспортер работает на оппозитном двигателе с турбонаддувом УТД-29, также позаимствованном у БМП-3. Мощность двигателя - 450 л. с. Система охлаждения инжекторно-вентиляторная. Механизм передачи и поворота находится в одном блоке с двигателем и состоит из двухвальной реверсивной коробки передач. Имеется и привод на водометный движитель, обеспечивающий управляемую плавучесть машины.

Электрооборудование

Учитывая заимствование элементов от БМП-3, электрооборудование БТР «Ракушка» представлено аппаратурой 6ЭЦ088. Точных данных о модифицированной версии машины не имеется.

Ходовая часть

Для лучшей проходимости БТР-МД передвигается на гусеничном ходу. Ходовая часть представлена пятью опорными и четырьмя поддерживающими катками с каждого борта. Гусеницы имеют мелкозвенчатые резино-металлические шарниры. Опорные катки крепятся пневматическими рессорами.

Одна из ключевых особенностей ходовой части БТР-МД - регулируемый клиренс. Имеется три положения - минимальный в 70-100 мм, рабочий в 420 мм и максимальный в 500-510 мм.

Десантирование

Бронетранспортер «Ракушка» способен перевозить до 15 человек, включая механика-водителя и командира. Для десантирования предусмотрен люк в кормовой части. Также имеются два круглых люка в крыше рубки управления и два прямоугольных в средней десантной части бронетранспортера.

Максимальная скорость на воде и суше

Скоростные характеристики БТР-МД представлены следующими показателями:

  • максимальная скорость по шоссе - до 71 км/ч;
  • скорость на сухой грунтовой дороге - 45-50 км/ч;
  • скорость на плаву - 10 км/ч.

Запас хода по шоссе составляет 500 км, по пересеченной местности - 350 км. Гусеничная ходовая часть позволяет бронетранспортеру преодолевать подъемы в 35 градусов, объекты и стены высотой 0,8 м и рвы в 1,5 м.

Габариты и вес

По габаритам ТТХ БТР-МД имеют следующие значения:

  • длина корпуса - 6,085 м;
  • ширина - 3,15 м;
  • высота - 2,7 м;
  • масса - 13,2 т.

Габариты машины позволяют десантировать ее с воздуха с самолетов ИЛ-76 (М, МД), АН-124, а также с внешней подвески вертолетов Ми-26. Это делает бронетранспортер оптимальным выбором для проведения десантных операций.

Достоинства и недостатки

Ключевым достоинством БТР-МД выделяют его многофункциональность. Машина рассчитана практически на любые условия проведения операций, что во многом приближает ее к БМП. При этом конструкция бронетранспортера позволяет в короткие сроки переоборудовать его в любой центр - от санитарной машины до командного штаба.

БТРД «Ракушка» учитывает автономность проведения операций при десантировании в тыл. Электрооборудование, навигация и системы наведения позволяют эффективно выполнять боевые задачи даже новичкам, прошедшим базовую подготовку.

Машина позаимствовала наиболее успешные конструкторские решения прежних поколений БТР и БМП. В отношении недостатков значительных аспектов пока не выделено. Это обусловлено небольшим сроком службы, не позволяющим объективно оценивать проект в долгосрочной перспективе.

Применение и испытания в реальных боевых условиях

Первые испытания БТР-МД «Ракушка» были проведены в 2013 году. Бронетранспортер показал полное соответствие заявленным техническим характеристикам, высокую проходимость и многофункциональность. На базе полученных результатов машины стали поступать на вооружение ВДВ. В реальных боевых условиях они еще не применялись.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них