Формы самопрезентации. Как сделать интересную самопрезентацию: примеры и советы Защита самопрезентации

Самопрезентация - это личное заявление о себе. Цель самопрезентации: сформировать желательный имидж. Принципы: краткость, убедительность, эмоциональность.

Формы самопрезентации:

Живое выступление;

Интернет-презентация;

Выступление в СМИ;

Пресс-релиз (официальное сообщение для печати);

Статьи и публикации в научных изданиях;

Семинар, лекция, мастер-класс.

Для проведения самопрезентации требуется тщательная подготовка, начиная от выбора и устройства помещения, заканчивая подготовкой речи и созданием оптимального настроя. По содержанию структура выступления может быть различной. Классический вариант выглядит следующим образом.

Этапы эффективной «живой» самопрезентации:

1. Приветствие.

2. Представление себя.

3. «Встряска» аудитории.

4. Сообщение цели выступления.

5. Предоставление основной информации.

6. Выводы.

7. Призыв к аудитории.

8. Благодарность.

Психологические исследования убедительно показывают, что наибольшее влияние на людей оказывает не опосредованная информация, а личный контакт. Встречи, беседы, выступления предоставляют замечательную возможность эффективной самопрезентации. В связи с этим возникает конкретный вопрос - как наилучшим образом использовать свой шанс, чтобы сделать встречу с аудиторией незабываемой?

У Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление.

Тренинговая поговорка

При организации и проведении личного выступления имеет смысл придерживаться некоторых правил.

Чтобы выступление было эффективным необходимо:

· завладеть вниманием аудитории в течение первых трех минут

способы: яркая одежда, активная жестикуляция, неожиданные действия, колоритный голос, броская деталь внешности, зрительный контакт с аудиторией

· сохранять внимание аудитории на протяжении всего выступления

способы: удерживать взгляд людей, перемещаться, играть с интонацией и громкостью голоса, задавать вопросы, приводить яркие примеры, сократить длительность выступления до 20 минут

· структурировать выступление

способы: сообщитьцель и план выступления, четко формулировать ключевые идеи (но не больше трех), повторять наиболее важные моменты, сделать резюме

· быть убедительным

способы: паузы, прямая осанка, аргументированость речи, позиционирование своих сильных сторон

· добиваться понимания

способы: простая речь, разъяснение понятий, примеры, наглядные материалы (графики, таблицы, слайды и т. д.)

· добиваться максимальной выразительности выступления

способы: живая мимика и жестикуляция; высокий темп речи; выразительная интонация; сильные чувства; юмор; яркие примеры



Таким образом, добиваясь повышения эффективности собственного выступления, мы должны научиться решать три главные ораторские задачи, что есть:

· краткость;

· убедительность;

· эмоциональность.

Публичное выступление является лучшим способом самопрезентации. Удачное выступление сразу и значительно повышает авторитет человека. Важно помнить, что ораторами не рождаются, - ими становятся в результате многолетней тренировки. Имиджмейкеры настоятельно рекомендуют при выступлении обходиться без написанного текста. Выступление должно представлять собой непосредственный живой диалог, в котором главную роль играет зрительный контакт выступающего с присутствующими людьми. Такое выступление требует предварительной подготовки.

Подготовка выступления состоит из следующих шагов:

1. Формулировка целей выступления.

Чего я хочу добиться в результате выступления? Как можно назвать мое выступление? Какие идеи я хочу донести до аудитории в первую очередь?

2. Составление плана выступления.

Из каких разделов будет состоять мое выступление?

Например: вступление, три основных раздела, заключение.

3. Подготовка тезисов по каждому пункту плана.

4. Формулировка выводов.

Какие выводы вытекают из моего выступления?

5. Оформление речи.

Тезисы, записанные на отдельных карточках или компактная таблица с развернутым планом.

6. Подготовка ответов на возможные вопросы и возражения.

Какие вопросы может вызвать каждый пункт моего выступления? Какие возражения могут быть высказаны? Как я могу на них ответить?

7. Подготовка наглядных материалов.

Тезисы, выступления, рисунки, фотографии, таблицы, графики, слайды, дискеты, папки с рабочими материалами и так далее.

Оригинальное приветствие; запоминающиеся фразы по ходу выступления, броская деталь внешности, непривычное поведение, запоминающаяся концовка.

9. Проигрывание выступления.

Вслух перед зеркалом, перед хорошо знакомым человеком или перед небольшой группой близких людей.

Тщательная подготовка к выступлению является важным, но не единственным требованием. Другое обязательное условие - максимально позитивный настрой до и во время выступления . Аудитория медленно понимает содержание речи, но практически моментально оценивает эмоциональное состояние оратора. Если выступающий переживает такие положительные чувства, как интерес, воодушевление, увлеченность, то они в полной мере передаются аудитории. Точно также оратор может заразить аудиторию скукой, оппозиционным настроем или агрессией.

Третьим условием развития ораторского мастерства, является получение обратной связи от аудитории . Обратная связь - это встречная информация от слушателей о произведенном впечатлении и результатах выступления. Для этого в ходе или в конце выступления задаются вопросы: «Все ли понятно? Что вызвало затруднения? Что аудитория считает особенно полезным и интересным? С чем не согласны? Что хотелось бы изменить?»

Одновременно можно использовать письменную обратную связь. Для этого в безопасной ситуации (в проверенной и позитивно настроенной аудитории) предлагается оценить по пятибалльной системе выступление по заданным качествам. Слушателям выдаются карточки с перечнем характеристик.

Данную таблицу должны заполнить не менее пяти человек. Полученные оценки позволяют сформировать более полное представление о собственном выступлении. При этом становятся очевидными как сильные стороны, так и недостатки. Это в свою очередь дает возможность наметить конкретные пути работы над собой.

Ораторское искусство - очень важная часть имиджа публичного человека, поэтому навыки эффективного выступления требуют постоянной тренировки.

Сила убеждения

Наряду с усилением общей внушительности имиджа необходимо развивать такое конкретное умение, как умение убеждать . Это ценное качество оказывается востребованным в самых разнообразных жизненных ситуациях. Например, для руководителя оно особенно необходимо в следующих ситуациях: мотивирование подчиненных, ведение переговоров с партнерами, беседа с вышестоящим руководством.

Где мало слов, там вес они имеют.

Уильям Шекспир

Уметь убеждать - это значит:

· владеть информацией и использовать ее по назначению;

· четко формулировать цель и сообщать вероятность ее достижения;

· разъяснять важные детали;

· опровергать ошибочные мнения;

· приводить сильные аргументы в пользу собственной позиции.

Как известно, аргументы бывают прямыми и косвенными . Использование прямых аргументов является основным способом доказательства своей точки зрения. Прямые аргументы апеллируют к фактам. К прямым аргументам относятся:

Использование конкретных цифр, графиков, таблиц;

Апелляция к научно обоснованным законам;

Апелляция к историческим примерам;

Выводы, полученные логическим путем.

Прямые аргументы подходят для подготовленной или заинтересованной аудитории, а также для людей с аналитическим складом ума, например, программистов или бизнесменов. При общении с более широким кругом слушателей или с менее адаптированной к ситуации публикой чаще используют косвенную аргументацию. В этом качестве могут выступать: намеки, обещания, образные примеры, ссылки на авторитеты, ссылки на непроверенные факты, актуализация сильных чувств (радости, страха, восхищения). Косвенные аргументы не апеллируют к разуму, но действуют прямо на чувства и стереотипы людей.

Хорошее настроение повышает убедительность тем, что стимулирует позитивное мышление частично за счет ассоциативной связи, возникающей между хорошим настроением и предлагаемым сообщением.

Дэвид Майерс

В ряде случаев требуется убедить не большую аудиторию, а конкретного человека. Для этого можно использовать следующие средства:

Задать несколько вопросов, на которые собеседник гарантированно бы ответил Вам «Да»;

Показать преимущества Вашей идеи с точки зрения интересов Вашего собеседника;

Взывать к благородным мотивам и «высоким» темам;

Драматизировать ситуацию;

Создать собеседнику хорошую репутацию, которую он будет стремиться оправдать;

Попросить собеседника о помощи.

Нередко приходится предпринимать меры для отражения возможных возражений искушенной аудитории. Для этого подходят следующие приемы:

Говорить в оживленном темпе;

Отвлекать внимание яркими деталями одежды или красочными примерами;

Говорить на языке аудитории;

Приводить доводы, предложенные слушателями;

Задавать риторические вопросы.

Например, Рональд Рейган в 1980 году в президентских дебатах неоднократно обращался к аудитории с вопросом: «Лучше ли Вам сейчас, чем четыре года назад?».

Как вы ведете переговоры?

Умение убеждать особенно отчетливо проявляется в ситуации переговоров. Ведение переговоров является ключевым моментом деловых взаимоотношений. Проверьте себя. Осуществляете ли вы наиболее важные действия при подготовке и ведении переговоров?

Часто Редко
1. Имеете ли вы под рукой все необходимые документы?
2. Всегда ли вы спокойны перед переговорами и в ходе их проведения?
3. Согласуете ли вы предлагаемое мероприятие с партнером?
4. Используете ли вы примеры и цифры для подкрепления своей позиции?
5. Часто ли вы обращаетесь к партнеру по имени?
6. Пользуетесь ли вы короткими предложениями для изложения своей позиции?
7. Позволяете ли вы партнеру полностью изложить свою позицию?
8. Показываете ли вы выгоды, которые партнер может получить?
9. Предлагаете ли вы конкретные действия?
10. Внимательно ли вы слушаете?
11. Задаете ли вы вопросы применительно к сложившейся ситуации?
12. Записываете ли вы наиболее важные пункты переговоров?
13. Умеете ли вы при необходимости хранить молчание в ходе переговоров?
14. Можете ли вы дать понять партнеру, что его мнение воспринимается как важное?
15. Поддерживаете ли вы визуальный контакт с партнером во время переговоров?
16. Конструктивно ли вы подходите к мнению, отличному от вашего?
17. Умеете ли вы постепенно продвигаться к цели?

Если больше половины ваших ответов попадут в графу «часто», Вы, скорее всего, умеете формировать позитивный имидж и добиваться успешного завершения переговоров. Одновременно это свидетельствует о внимании к собеседнику, умении учитывать не только свои, но и его интересы - при подготовке к переговорам и непосредственно в их ходе. Ваш подход, безусловно, можно назвать конструктивным.

Наличие же более половины ответов в графе «редко» должно побудить Вас пересмотреть Ваше отношение к переговорам и стиль своего поведения в их процессе. Возможно, Вам следует принять участие в тренингах ведения переговоров. Также вероятно, что Вам необходимо усовершенствовать навыки преодоления сопротивления.

В работе с аудиторией часто приходится сталкиваться со слабо или сильно выраженным сопротивлением, связанным с недоверием или инерцией привычки. В такой ситуации важно уметь корректно преодолевать сопротивление.

Возможные способы противостояния сопротивлению:

Признать нормальность сопротивления

Предварительно настроиться на последовательное преодоление сопротивления собеседника или аудитории

Задавать проясняющие вопросы

(Когда? Где? Кто? Что именно сказал? При каких обстоятельствах это происходило?)

Найти противоречия в высказываниях оппонентов

Раскрывать намерения собеседников

(Что вы хотите этим сказать? Чего Вы добиваетесь? Вы лично хотели бы...? )

Выражать понимание позиции собеседника

(Я понимаю Вас. Правильно ли я понял, что...? Иными словами, Вы хотите сказать, что... )

Признавать интересы собеседника

Четко заявлять о своей позиции

Вносить конструктивные предложения

Подчеркивать общность интересов и взаимную заинтересованность в решении проблемы

Мы проанализировали различные варианты формирования личного имиджа. Теперь вы знаете, чего вы хотите и что можно сделать. Выбирайте то, что больше подходит Вам и Вашим профессиональным целям. Пользуйтесь, но не злоупотребляйте!

Введение

Причиной выбора именно этой темы я считаю её актуальность, так как после окончания вуза обязательно встанет вопрос о дальнейшем трудоустройстве. А при приеме на работу необходимо, чтобы соискатель мог себя грамотно презентовать, тем самым зарекомендовав себя потенциальному работодателю.

Целью своей работы считаю показать, какие существуют наиболее распространенные способы самопрезентации и разобрать основные формы самопрезентации и на основании этого сделать вывод, каким лучше образом представить себя, то есть самопрезентовать и не совершить типичных ошибок. В связи с этим задачами ставлю: разобрать способы самопрезентации и основные формы самопрезентации.

Говоря о способах самопрезентации, необходимо прежде всего отметить, что стремление управлять впечатлением других людей о нас является врождённым. По данным психологических исследований у каждого человека от природы есть потребность в одобрении. Люди стремятся к одобрению, избегают неодобрения и поэтому стараются преподнести себя позитивно. Какое впечатление следует стремиться производить, напрямую зависит от целей и ситуаций общения. Однако можно назвать и универсальный набор характеристик, который оптимально подходит для большинства ситуаций. Во всем мире, как показывают различные психологические исследования, ценятся определенные человеческие черты: честность, скромность, компетентность. Поэтому их наличие во внешнем облике повышает благоприятное впечатление.

Способы самопрезентации

Наиболее распространенные способы самопрезентации

"Социальная самореклама". Направлена на усиление социальной желательности образа "Я" в глазах окружающих (при рациональном объяснении или замалчивании недостатков). Она встречается у субъектов с высокой самооценкой и самоуважением. Хорошо осознающих свои особенности. Проявляется - в позитивной эмоциональной увлеченности образом "Я", причинно-следственном обосновании и рациональной проработке своего поведения, усилении собственных достоинств, подчеркивании успешности, демонстрации положительного отношения к себе, но и просто "кайфуют" от собственного вида.

"Нерефлексивное самоодобрение". Вид самоподачи, при котором самовосхваление и дискредитация других происходит на малоосознанном уровне. Человек демонстрирует преобладание эмоционально - оценочных суждений о своей личности, теплое отношение к себе, приукрашивание образа "Я", игнорирование недостатков, исключение социальной нежелательности в использовании других способов психологической защиты.

"Греться в лучах чужой славы". Некоторые люди очень любят демонстрировать знакомство и общение с высокопоставленными лицами. Блестящее описание такого явления находим у Н.В. Гоголя в "Ревизоре".

"Создание препятствий". С целью упреждения вероятного негативного впечатления и избежания осуждения. Люди прибегают к тактике создания самому себе препятствий. Механизм действия таких способов прост - это защита "образа Я", самооценки и социального имиджа человека. Неуспех в случае препятствия, позволяет переложить вину и ответственность на внешние причины.

"Самобичевание". Встречается в ситуациях внешнего демонстративного самоуничижения, публичной демонстрации недостатков и негативных оценок личности. Такое демонстрируемое пренебрежение к себе может быть очень тонким предрасположением в пользу своего "Я"

"Похвала противника или оппонента". Выигрышной тактикой самоподачи является публичное восхваление потенциальных противников и оппонентов. В основе этого лежит стремление подготовить почву для благоприятной оценки вне зависимости от результата борьбы.

"Ложная скромность". Исследователь, получил крупную премию, благодарит за поддержку заведомо более широкий круг лиц, чем следует. Удачная тактика может заключаться в напускной скромности в присутствии более скромного человека.

Самооборона". Связана с открытым недовольством собой при раздражении в адрес других. Человек как бы находится в состоянии постоянного наряженного ожидания негативного отношения к себе. Проявляется "самооборона" в обосновании своей "хорошести" без эмоциональной увлеченности образом "Я", приукрашивании через прямой перевод характеристик в положительные, активной дискредитации других, компенсации недостатков достоинствами из другой сферы. Человек с таким типом самоподачи ожидает нападок прежде, чем они следуют.

Таким образом, мы разобрали наиболее распространенные способы самопрезентации и кратко описали их сущности.

Нас часто просят рассказать о себе в двух словах: на собеседовании, при знакомстве, на тренингах, в анкетах социальных сетей. Эта на первый взгляд простая задача ставит в тупик многих людей. Действительно рассказ о своей жизни сложно уложить в формат короткой презентации, да и не понятно с чего нужно начинать рассказ, что важно, а что нет. Сегодня мы поговорим о самопрезентации и о том, как нужно правильно рассказывать о себе, о том, как рассказывать о себе кратко, красиво и с юмором. Так же разберём примеры самопрезентаций.

Что такое самопрезентация

Самопрезентация – это умение самостоятельно строить рассказ о себе исходя из потребностей слушателя. Вы должны понимать — что, хочет от вас услышать тот кому вы будете рассказывать о себе. То есть по сути вы должны понимать потребность вашего слушателя. Но рассказать о себе вас просят не знакомые вам люди, как вы можете понимать их потребность? Для этого существует .

Все просто: любителю кошек мы рассказываем про кошек, любителю собак про собак. Только так и никак не наоборот. У любого человека есть что рассказать и для тех, и для других, нужно просто научиться смотреть на себя со стороны и видеть, чем вы занимаетесь. Ну и самое трудное не стесняться об этом говорить.

Цели самопрезентации

На самом деле, всем важно только 2 вещи – кто вы и чем вы можете быть полезны. Ничего другого людям от вас не нужно. Любые связи между людьми, служат для удовлетворения потребностей, долгие связи могут быть установлены если потребности удовлетворяются взаимно. Это можно назвать симбиозом, хотя в последние годы всё чаще используется слово синергия. Поэтому помните, что — у каждого диалога есть цель, у каждого собеседника есть потребность.

Давайте разберём какие цели мы преследуем, проводя самопрезентацию. Если говорить очень широко, то нам , то есть понравится вашему собеседнику. Отношение к вам у собеседника складывается за первые 30 секунд общения. В следующие 3 минуты оно укрепляется. Изменить отношение после первых трёх минут диалога очень трудно, а порой просто невозможно. Поэтому вы чётко должны поставить цель на первые 30 секунд и первые 3 минуты общения.

Первые 30 секунд диалога

При , первые 30 секунд диалога, важно не вызвать естественного отторжения всего нового. Отторжение - это естественный процесс, то что по мнению человека ему не нужно он отторгает, что нужно принимает. У каждого человека есть свой фильтр отсева всего «не нужного. Этот механизм есть у всех людей и формируется он в течении всей жизни под влиянием полученного жизненного опыта. Этот опыт можно разделить на две составляющие:

  • Бессознательный опыт – в большей степени формируется в раннем детстве, как правило до 3х лет, хотя может и позднее. Отличается тем что мы его не можем объяснить и сами не понимаем, что действуем исходя из бессознательного опыта. У каждого из нас есть защитный механизм свой-чужой, его мы обсуждали в статье ;
  • Сознательный опыт – наши принципы которые сформировались в более позднем возрасте. Как правило он сопоставим с жизненными ценностями человека. Данные принципы человек может описать объяснить логику этих принципов и рассказать про них другим людям;

Бессознательный опыт очень схож у различных людей, и чтобы нравиться людям бессознательно нужно один раз понять механизмы , следовать правилам этикета, выбирать правильную одежду и следить за своей внешностью. Самое главное иметь богатый опыт общения с людьми, чем больше общаетесь, тем лучше это у вас получается. Люди, которые нравятся бессознательно называют харизматичными. Они нравятся сразу, но часто пообщавшись с таким человеком по дольше вы начинаете терять к нему интерес.

Первые 3 минуты диалога

Для того чтобы понравиться человеку по-настоящему нужно уметь передавать полезную смысловую нагрузку. Весёлые люди нравятся всем, но дел с ними иметь не будут. Поэтому в первые минуты диалога важно достичь следующих целей:

  • Показать, что у вас есть общие интересы. Когда у людей есть общая тема для разговора это их сближает;
  • Продемонстрировать свою полезность для собеседника. Покажите, что с помощью вас он может достичь своих целей;
  • Предложить выгодную сделку. Если вы сделаете интересное предложение, то с вами будут общаться;
  • Показать, что вы понимаете человека. Это важно, часто знакомства завязываются именно за счёт того, что вы разделяете взгляды вашего собеседника;

Подготовка к самопрезентации

Помните, что лучшая импровизация - это подготовленная импровизация. Если вы заранее соберете информацию о том, перед кем вам проводить презентацию. Подумаете, чтобы хотел от вас услышать собеседник задача значительно упростится. На самом деле почти все моменты рассказа о себе можно продумать заблаговременно. И когда наступит ответственный момент вы будете четко знать о чём вам предстоит говорить.

О 90% самопрезентаций вам известно заранее. Например, идя на собеседование, будьте уверены, что вас попросят рассказать о себе. Когда у вас первый рабочий день и вам нужно познакомится с коллективом и коллегами, у вас тоже будут спрашивать о себе. Если вы идёте на конференцию с целью установить деловые связи – вы обязаны будете что-то сказать про себя.

Несмотря на очевидность необходимости проводить подготовку, многие люди не делают этого. Почему я так думаю? Просто потому что я еженедельно в течении последних 10 лет провожу собеседования и знакомлюсь с новыми людьми. Что 10 лет назад, что сейчас большинство людей даже не готовят ответы на самые распространенные вопросы на собеседовании.

А подготовиться совсем не трудно. Важно ответить на вопросы:

  • С кем я буду общается?
  • Что ждёт человек от общения со мной?
  • Что я могу дать?
  • Кто мои конкуренты?

Это своеобразное . От того насколько вы хорошо понимаете потребность собеседника зависит насколько рассказ о себе будет ему интересен. Если вы нашли ответы на эти вопросы всё что вам остаётся это продумать мысли которые вы будете доносить при общении и подготовить конкретные фразы и формулировки. К примеру, если компания ищет кризис . То на собеседовании стоит рассказывать про то как вы выпутывались из трудных ситуаций, какие навыки и знания и опыт вам помогут для решения задач. Ну и точно не стоит говорить, что вы ищите спокойную работу, без переработок.

Виды самопрезентации

Современный человек вынужден общаться с большим количеством людей. Более того успех человека напрямую зависит от того сколько он поддерживает деловых и личных контактов. Фраза «не имей сто рублей, а имей сто друзей» весьма точно отображает действительность, деньги приходят и уходят, а надёжные связи будут вам верно служить долгие годы. Давайте разберём где и в каких жизненных ситуациях чаще всего приходится рассказывать о себе.

«О себе» в резюме

Что написать о себе в резюме вопрос актуальны для всех кто когда-либо искал работу. Пункт может называться «личные качества» или «дополнительная информация». Есть разные мнения о полезности данной строчки в резюме. На самом деле пункт «о себе» просматривают менее половины рекрутеров. Очевидно, что никто там не напишет ничего плохого, но отсутствие данного пункта или откровенный бред в нём покажут вашу некомпетентность в вопросах продажи себя и поиска работы. Это недопустимо для управленцев и продавцов, но совсем не критично для рабочих специальностей.

Как мы разбирали ранее необходимо провести анализ вакансии и компании, в которую вы устраиваетесь. Почти вся необходимая информация для заполнения графы «о себе» указаны в вакансии в графе «требования». Можно просто переделать то что там указано. Хорошая информация содержится на сайтах компаний работодателей. Зайдите на сайт и почитайте о ценностях компании.

Важно не переусердствовать и не писать слишком много. Указывать все умные слова, которые вы прочитали в интернете не стоит. Кроме того, будьте готовы потвердеть то что вы написали на собеседовании. К примеру, написав, что вы стрессоустойчивый, вы можете услышать такие вопросы:

  • Что такое стрессоустойчивость?
  • Расскажите, когда вы проявили стрессоустойчивость?
  • Почему вы считаете себя стрессоустойчивым?

Такие вопросы легко дадут понять думали ли вы над тем что писали. А поверьте поймать вас могут захотеть, поскольку есть фразы, которые приелись и изрядно раздражают . По статистике чаще всего указывают такие качества 34% ответственность, 30% коммуникабельность, 16% стрессоустойчивость, 14% целеустремленность.

Рассказ о себе на собеседовании

В любой крупной компании первое собеседование проводится с сотрудником из отдела персонала – рекрутером. Этот сотрудник проводит первичный отсев кандидатов, убирая откровенно слабых. Один из самых распространенных вопросов на таком собеседовании – расскажите о себе в двух словах.

Давайте разберём что оценивает рекрутер, задавая такой вопрос:

  1. Понять мотивы сотрудника, для чего ему работа, что он от неё ждёт. Обычно на человек говорит наиболее важное с его точки зрения. И работодатель как раз хочет понять, что для вас важно. Каждый кандидат пытается приукрасить действительность, а работодатель пытается понять, как дела обстоят на самом деле;
  2. Умение себя презентовать, уверенность, грамотность речи, умение формулировать свои мысли. Если вы идёте на позицию, связанную с общением с людьми, на этот вопрос вы должны отвечать не просто информативно. Но ещё и интересно;
  3. Узнать, что вы умеете и какую пользу вы принесёте работодателю.

Обязательно стоит упомянуть следующие пункты:

  • Семейное положение возраст, тут должно быть кратко и лаконично;
  • Образование, не ограничивайтесь названием ВУЗа, укажите специальность, если вакансия профильная, то можно указать факультет и тему дипломной работы;
  • Опыт работы. Самый важный пункт, указывайте важные этапы вашего развития. Если у вас стаж 20 лет не нужно перечислять всё, укажете что стаж 20 лет и расскажите о том опыте, который может пригодится;
  • Ваши сильные стороны, желательно с примерами;

То есть вам важно показать, что ваши интересы совпадают с интересами работодателя. Это очень важно, к примеру, если вы ищите работу на 2,3 месяца, потому что потом вы уезжаете в другой город. А работодатель хочет получить сотрудника на долгое время, то ваши истинные намерения лучше не говорить.

Не стоит рассказывать о вашей личной жизни слишком много. Лучше обойтись фразами: женат, есть двое детей, поэтому деньги нужны или холост, девушки нет, ни что не отвлекает от работы. Помните, что у каждый минус можно преподнести как плюс, и наоборот. Соберите все фаты из вашей жизни о которых вы будете говорить и подумайте, как их можно преподнести.

Дело в том, что всё что вы написали в резюме никто, не воспринимает на веру. Если конечно у вас нет опыта в известных компаниях. Если у вас написано, что вы работали руководителем 5 лет, это не значит, что вы хороший менеджер. Доказать это могут только факты из жизни, это самый надёжный и проверенный способ произвести положительное впечатление. К примеру:

«…я работал обычным торговым представителем всего полгода. За этот срок, я стал лучшим 4 раза из коллектива в 20 человек . Меня заметили, так как я эффективно заменял руководителя во время отпуска и назначили супервайзером на новый район…»

Я подчеркнул факты, которые можно извлечь из рассказа. Самое главное, что тут соблюдена логика и рекрутер поймёт почему вас, повысили. Такие факты как правило в резюме не указаны. И именно о них следует прежде всего говорить. Это кстати поможет вам выставить в лучшем свете отрицательные моменты вашего резюме. Например, если вы не закончили ВУЗ:

«…в семье в которой я вырос была острая нехватка денег, поскольку отец болел. А мама зарабатывала немного. Поэтому, когда мне предложили работу я сразу принял решение идти трубится. А высшее образование сейчас получаю по заочной форме обучения…»

Не стоит умалчивать о очевидных фактах, они сами всплывут. Поэтому лучше показать, что вы не скрываете проблему. А наоборот её видите и решаете.

Не стоит очень сильно раздувать рассказ о себе, лучше всего собрать в него как можно больше фактов и примеров. А всю воду постарайтесь убрать.

Пример краткой самопрезентации

Короткая самопрезентация пригодится при знакомствах, её должен составить каждый. Я настоятельно рекомендую её напечатать в ворде и постараться ужать, выбросив всё ненужное. После этого отрепетировать её произношение перед зеркалом. Обратите внимание на мимику, жесты и интонацию – это очень важная составляющая вашего имиджа.

Пример короткой самопрезентации продавца

Добрый день! Меня зовут Аркадий, я работаю в продажах 5 лет. За этот короткий срок я приобрёл знания продаж физическим и юридическим лицам. Имею опыт общения себя как с крупными корпорациями, так и с обычными клиентами магазинов. Еще в начале карьеры мне очень нравилось обучать молодых продавцов и это у меня хорошо получалось. Поэтому сейчас активно развиваюсь как тренер по продажам, не забывая наращивать свой опыт и знания.

Пример короткой самопрезентации для друзей

Добрый день! Меня зовут Аркадий, мне 21 год у меня есть девушка и большие планы J! Я работаю вэб разработчиком, мне очень нравится моя работа. В свободное время я путешествую и развиваю свой блог о туризме. За прошедший год я сделал больше 50 выездов на природу, самые интересные это Алтай и Чукотка. Планирую в этом году посетить Кавказ. Ищу тех, кто любит природу и готов к совместным походам.

Формирование и представление окружающим собственного желаемого образа изучают в рамках различных научных направлений. Понимание самопрезентации в них имеет выраженные особенности. Самопрезентация разными авторами рассматривается как:

  • – средство организации взаимодействия с другими людьми для достижения своих целей (И. Гофман);
  • – форма социального поведения (Дж. Тедеши и М. Риес);
  • – средство поддержания самооценки (Б. Шленкер и М. Вейголд, М. Лири и Р. Ковальски; Д. Майерс);
  • – средство формирования образа "Я" и самооценки (Дж. Г. Мид и Ч. Кули);
  • – средство самовыражения (Р. Баумейстер и А. Стейхилбер);
  • – прием устранения когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер и Л. Фестингер);
  • – реализация мотивации достижения или же избегания неудач (Р. Аркин и А. Шутц);
  • – создание состояния объективного самосознания в результате восприятия чужих оценок (Р. Викланд);
  • – следствие повышения мотивации в результате фокусировки внимания на себе (Г. Глейтман);
  • – проявление стремления к власти в межличностных отношениях (И. Джонс и Т. Питтман);
  • – личностная черта (А. Фестингер, М. Шериер и А. Басс, М. Снайдер);
  • – представление своих личностных качеств в связи с потребностью в доверительных отношениях (Л. Б. Филонов) или для установления взаимодействия (Р. Парфенов);
  • – воздействие на отношение окружающих (А. А. Бодалев), направление восприятия партнера по определенному пути (Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков, Г. В. Бороздина);
  • – создание определенного впечатления и регуляция собственного поведения (Ю. М. Жуков);
  • – рекламная деятельность (А. Н. Лебедев-Любимов).

Одним из наиболее цитируемых исследователей в области самопрезентации является американский социолог И. Гофман. Его работа "Представление себя другим в повседневной жизни", опубликованная в 1959 г., ряд десятилетий была высокозначимой для многих исследователей феномена самопрезентации, поэтому мы остановимся на ней подробнее.

Теория И. Гофмана посвящена социальному взаимодействию и управлению производимым впечатлением в этом взаимодействии . Введя концепцию "социальной драматургии", И. Гофман описывал межличностное поведение как спектакль, в котором заняты актеры. В этом спектакле мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. Представляемая маска-картина, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости – той самости, которую мы желаем иметь. В конце концов, исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы выбираем собственную маску не случайно, а предпочитаем ту, которая наилучшим образом изображает, кем мы желаем быть. Гофман впервые поставил вопрос о существовании в рамках одного и того же человека двух "Я": "Я" – для себя и "Я" – для других, подчиненных целям, преследуемым во взаимодействии. Впоследствии он пришел к заключению о существовании еще и третьего "Я" – "чистого", или "необработанного", проявляющегося в экстремальных ситуациях, например в тюрьме или сумасшедшем доме.

В работе И. Гофмана под названием "Face-work" (1955) речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего "лица". Они включают приемы создания у окружающих благоприятного впечатления о себе и коррекцию неблагоприятного . В социальном взаимодействии эти усилия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом "лицо" (Jace ) лишь отчасти является образом собственного "Я". Оно (face ) является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, складывается о нем у окружающих.

В переводах произведений Гофмана на русский язык этот "второй образ" обозначают термином "имидж". Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, поэтому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит желаемому образу.

В контексте исследования социально-психологических факторов самопрезентации для нас представляет интерес термин "зона", которая определяется И. Гофманом как любая часть пространства, огражденная в какой-то степени барьерами для восприятия. По его мнению, удобно пользоваться термином "зональный фасад", обозначая место, где разворачивается действие.

Таким образом, самопрезентация человека в "зональном фасаде" – попытка создать впечатление того, что его поведение соответствует определенным стандартам. Когда некая деятельность происходит на глазах у окружающих, некоторые аспекты этой деятельности подчеркиваются, тогда как другие нивелируются. Существует также "задний двор", "закулисье" – скрытая зона, где можно не скрывать того, что на сцене неприемлемо. Здесь актер может расслабиться, сбросить маску и выйти из роли. Например, некоторые женщины могут по-настоящему почувствовать себя свободно только в присутствии подруг: перед мужчинами они всегда вынуждены притворяться. Высокопоставленные персоны должны иметь скрытую зону для частной жизни, чтобы сохранять ореол таинственности, которую могут разрушить неформальные проявления на публике. В каждом социальном слое можно заметить тенденцию разделения фасада и скрытой зоны. Фасад обычно, в отличие от заднего двора, хорошо декорируется, поддерживается в чистоте и порядке .

Встречаются зоны, которые могут использоваться и как фасад, и как скрытая зона в зависимости от времени и случая. Например, если в офисе нет посетителей, сотрудники могут снять пиджаки, ослабить галстуки, обмениваться шутками. Иногда для внутреннего пользования в офисах используется дешевая цветная бумага, чтобы подчеркнуть, что это только для собственных нужд.

Можно выделить и третью зону, обозначаемую как дальняя зона. Это не фасад и не задний двор. Фасад и закулисье служат успеху одного представления, а когда упоминается дальняя зона, то речь идет уже о другом представлении. Например, "тиран" офиса может быть мягок с домашними. Суть в том, что индивид разыгрывает представления перед разными аудиториями. И он должен контролировать строгое разделение членов одной и другой аудитории. Гостеприимная хозяйка приветствует каждого гостя в передней и демонстрирует свое особое отношение ни в коем случае не на глазах у других гостей .

Таким образом, И. Гофман выделяет две ограниченные зоны: зону фасада, где происходит или может происходить представление, и скрытую от зрителей зону. Как правило, если случайный наблюдатель врывается в скрытую зону неожиданно, "актеры" чувствуют, что они вынуждены разрываться между двумя реальностями. Результатом этого бывает смущение.

В подходе И. Гофмана фиксируется внимание на важных аспектах межличностного взаимодействия в контексте управления впечатлением – наличие определенной цели предъявления соответствующего образа и осознание человеком собственной неаутентичности в самопредъявлении .

Важным аспектом в самопрезентации, по И. Гофману, является драматизация. Представ перед окружающими, человек, как правило, включает в свою игру некие составляющие, призванные пролить свет и сделать ясными факты, которые до этого не были до конца понятными. Он должен так мобилизовать свою активность, чтобы в процессе представления выразить то, что он хочет донести до публики. В каждый момент времени ему необходимо быть уверенным, что аудитория верит в его искренность.

Появляясь перед другими людьми, в которых человек заинтересован (зрителями), он должен мобилизовать свою активность, чтобы произвести нужное впечатление. Это делается:

  • – чтобы вызвать желаемую реакцию;
  • – чтобы предстать "тем самым лицом";
  • – потому что подобного аудитория ожидает от представителя данной группы;
  • – потому что этого требует социальная роль;
  • – потому что иначе он рискует быть понятым неправильно, отчего изменится ситуация в целом;
  • – чтобы прийти к "пониманию" и таким образом достигнуть своих целей .

Стоит отметить, что социально-драматургические построения И. Гофмана подвергались критике за гипертрофирование влияния социальных ролей, а также за преувеличение манипулятивной природы интеракций. Несмотря на это, они послужили фундаментом многих работ. Современные исследователи выделяют несколько теоретических направлений в исследовании самопрезентации, самовыражения и других феноменов, связанных с самопредъявлением личности .

Согласно И. Гофману, самопрезентация складывается из трех составляющих:

  • – тот, кто самопрезентуется (осознание целей самопрезентации, адекватность самооценки, уверенность);
  • – гот, кому самопрезентуются (его настрой, настроение);
  • – то, что самопрезентуется.

При этом автор выделяет ошибки самопрезентации: 1) потеря мышечного контроля над своим телом (кашель, чихание и т.д.); 2) демонстрация неискренности, "переигрывание"; 3) неправильное развитие всего процесса самопрезентации (неадекватность ситуации) .

В работах А. А. Бодалева, посвященных изучению особенностей восприятия и понимания человека человеком, во время формирования первого впечатления представляющий себя человек выступает в качестве объекта познания для других людей. Как субъекту человеку присуща гностическая способность, когда он проявляет какое-либо отношение (например, интерес) к другим участникам общения, стремление познать партнеров по общению. Но в то же время для своих партнеров по общению человек оказывается и объектом познания. Человек в роли объекта познания вызывает у познающих его людей определенное отношение. Подчеркивая "двойственную", пассивно-активную позицию человека в процессе общения, можно заметить, что своим поведением он воздействует на отношение к нему окружающих, так как он сам способен "творить мир" и активно влиять на ход общения. В свою очередь, имеющиеся у окружающих оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в большой степени обусловливают своеобразие того впечатления, которое этот человек у них вызывает. Человек, являющийся не только субъектом, но и объектом познания, предстает перед воспринимающими его людьми как индивид, как личность, как индивидуальность .

В свою очередь, Ю. М. Жуков в книге "Эффективность делового общения" рассматривает процесс самопрезентации в контексте делового общения и наряду с правилами коммуникативного этикета и согласования взаимодействия выделяет правила самоподачи. Самоподача – важное коммуникативное умение, проявляющееся в деловых коммуникациях, правилам которого необходимо учиться.

Согласно взглядам Жукова, самопрезентация выполняет как минимум две функции: создание у окружающих определенного впечатления и регуляция собственного поведения в критических ситуациях. Также автор выделил правила самоподачи – техники общения, используемые для достижения желаемых эффектов в процессе социальных коммуникации:

  • – правила составления текста сообщений;
  • – риторические приемы;
  • – правила пространственно-временной организации общения;
  • – приемы использования мимики и пантомимики, невербальных средств в общении и т.д.

В качестве техники самоподачи, но Жукову, можно обозначить выбор в процессе самопрезентации определенного образа в пространстве четырех дихотомий:

  • 1) домирование – субдоминантность (позиции "Ребенок", "Родитель", "Взрослый");
  • 2) контактность – дистантность (открытость для социального контакта);
  • 3) дружелюбие – враждебность (позитивное или негативное восприятие собеседника);
  • 4) активность – пассивность (роль ведущего или ведомого в ситуации общения) .

Обзор зарубежных и отечественных стратегий, техник, приемов и методов самопрезентации позволяет сделать вывод, что в целом предлагаемые рекомендации по формированию впечатления можно разделить на две группы. Критерием разделения является предлагаемый способ организации поведения коммуникатора .

К этой группе относятся стратегии самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана. В данном случае коммуникатору предлагается вначале выбрать типаж человека, который кажется обаятельным, или компетентным, или опасным, или нуждающимся в поддержке. Затем, используя свой жизненный опыт, следует попытаться воссоздать этот образ (сыграть роль) с помощью специальных приемов-техник: лести, хвастовства, угроз, мольбы и т.д. Получается, что образ самопрезентации выбирается в социальном контексте, а источником его воплощения становятся коммуникативные приемы из житейского опыта.

К этой же группе относятся стратегии самозатруднения (Тайс, Джонес и Берглас) и похвала исполнения противника (Шеппард и Аркин), а также техники управления впечатлением Р. Чалдини, так как они предполагают создание нового образа себя или противника, отличного от того, который есть в реальности.

В эту же группу можно отнести дихотомии, разработанные Ю. М. Жуковым. Выбирая точку в четырехмерном коммуникативном пространстве, субъект, по сути, должен выбрать образ самопрезентации, например "доминантный, дистантный, враждебный, активный" или "доминантный, контактный, дружелюбный, активный", и построить свое поведение исходя из требований образа.

К этой группе относятся техники самоподачи Г. В. Бороздиной, которая делает акцент на целях самопрезентации в общении и взаимодействии. Г. В. Бороздина говорит о самопрезентации как об управлении вниманием реципиента с целью акцентирования его на определенных особенностях внешнего облика, поведения в ситуациях, которые "запускают" механизмы социального восприятия.

Каждая из техник предполагает выделение определенных признаков и привнесение их в свой облик или поведение для того, чтобы привлечь внимание реципиента именно к ним. Признаки (превосходства, привлекательности, отношения, состояния и причин поведения) отрабатываются и привносятся в поведение по отдельности и, суммируясь, создают собственно технику, являющуюся способом управления впечатлением о себе .

Затрагивая вопрос классификации самопрезентаций, стоит упомянуть различные ее виды. Так, Р. Аркин и А. Шутц, рассматривая самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения или избегания неудач, выделяют по этому признаку "приобретающую" и "защитную" самопрезентаций. "Приобретающая" самопрезенгация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). "Защитная" самопрезентация – поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентаций) .

Также выделяют устную и письменную (например, резюме) самопрезентаций.

Пример 3.21

Структура резюме".

  • – социально-демографический блок;
  • – образование;
  • – опыт работы (знания, умения);
  • – владение английским языком и специализированными компьютерными программами.

Резюме должно быть информативным, но кратким, не превращаться в изложение автобиографии. Перечисление личностных качеств лучше опустить.

В своей работе И. Джонс и Т. Питтман предположили, что в основе самопрезентаций лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти . Они выделяют пять стратегий достижения власти (табл. 3.3).

Первая стратегия самопрезентаций называется старанием понравиться (ingratiating ). Старание понравиться – попытка представить себя привлекательным в глазах других. По мнению авторов, тот, кто старается понравиться, должен скрывать реальную цель своей активности, или он достигает обратного эффекта. Выделяются несколько основных способов, которыми человек может пытаться достигнуть цели выглядеть желаемым для других.

Первый путь – просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект. Второй путь – похвалить достоинства и личность объекта. Третий путь – оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.

Но, как отмечают авторы, эти стратегии требуют тонкости. Если их использовать необдуманно, они выдают намерения субъекта. Кроме того, они могут вызвать дополнительные проблемы. Объекта, которому необходимо понравиться, обмануть легче, чем наблюдателей, так как люди, как правило, позитивно относятся к себе и своим суждениям. Люди верят, что их мнения верны, они не очень подозрительны к тем, кто согласен с ними. Но это не относится к сторонним наблюдателям, обладающим своими наборами суждений. Поэтому человек, стремящийся понравиться, повышает свою позицию в глазах объекта и в то же самое время снижает свои позиции в глазах наблюдателей. Примером могут служить следующие ситуации: а) молодой человек хочет понравиться девушке, а ее мама видит ситуацию в черном свете; б) девушка решает во что бы то ни стало получить расположение выбранного ею молодого человека, а его друзья не одобряют такого расклада вещей.

Самопродвижение (self-promotion ) является другой стратегией самопрезентации, несколько похожей на предыдущую. По если старание понравиться – это попытка выглядеть привлекательным, то человек, продвигающий себя, пытается выглядеть компетентным. Например, претендент на вакантную позицию может избрать путь демонстрации своей привлекательности, а может показывать свою компетентность. Старание понравиться – это стратегия, цель которой – вызвать симпатию, в то время как самопродвижение имеет своей целью получение уважения со стороны других людей. Наиболее эффективный способ самопродвижения – демонстрация своих знаний и умений.

Третья стратегия получения власти – запугивание (intimidation ). Запугивающий должен постараться убедить объект в том, что он потенциально опасен, т.е. может и будет причиной неприятностей, если объект откажется делать то, что от него требуют. Это также опасная стратегия. Во-первых, запугивающий может выглядеть грубым. И, во-вторых, людям не нравятся те, кто их запугивает, и они общаются с ними, имея на то серьезные причины.

Четвертая стратегия достижения межличностного влияния – пояснение примером (exemplification ). Избравший эту стратегию должен убедить объект, что он может служить примером, скажем, честности или моральных достоинств. Таким образом, являющийся примером занимается в каком-то смысле самопродвижением. Однако продвигающий себя демонстрирует компетентность, в то время как поясняющий примером демонстрирует значимость своей личности. Эта стратегия также опасна. Служащий примером рискует, что объекту откроется: на самом деле он не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.

Пятая стратегия – мольба (supplication ), демонстрация слабости и зависимости. Мольба работает потому, что в западной культуре широко распространена норма – заботиться о нуждающемся человеке. Но мольба также не всегда гарантирует успеха, кроме того, слабость не всегда привлекательна.

Техника, имеющая отношение к мольбе, направленная на привлечение внимания, называется самозатруднением (self- handicapping ). Считается, что человек старается избегать помехи и затруднения. Но есть обстоятельства, когда он может искать их. Например, если ему предстоит быть оцененным при решении некого задания и он не уверен, что в состоянии выполнить его хорошо. Самозатруднение имеет два преимущества: 1) если человек провалится, это обеспечит ему оправдание; 2) если человек выиграет, это увеличит его успех. Некоторые люди сами создают себе помехи по разным причинам. Люди с высокой самооценкой могут увеличить свои достижения, а люди с низкой самооценкой могут использовать эту стратегию, чтобы оградить себя от поражений (например, это и есть причина того, что человек часто выпивает).

Таблица 3.3

Стратегии и техники самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана

Стратегия

Старание понравиться (ingratiating )

Выражать согласие. Льстить.

Оказывать благосклонность

Казаться привлекательным (власть обаяния )

Хвастать.

Демонстрировать знания. Демонстрировать умения

Казаться компетентным (власть эксперта )

Запугивание

(intimidation )

Выдвигать требования. Угрожать неприятностями

Казаться опасным (власть страха )

Пояснение

примером

(exemplification )

Хвастать.

Демонстрировать свои достоинства

Казаться достойным подражания (власть наставника )

(supplication )

Демонстрировать слабость и зависимость (самозатруднение – self-handicapping )

Казаться слабым (власть сострадания )

В работе С. Р. Пантелеева и E. М. Зимачевой описаны определенные способы подачи субъектом информации о себе: "самодовольное", "рефлексивное", "самобичующее", "самооправды- вающее неприятие" . Выделены соответствующие им формы презентации образа "Я" и самоотношения, различающиеся по психологическому содержанию и степени эффективности "Я"-подачи другим. E. М. Зимачева описывает пять основных форм вербальной самопрезентации: 1) "социальная самореклама", направленная на усиление социальной желательности образа "Я" в глазах других; 2) "нерефлексивное самоодобрение" – усилия субъекта направлены па самовосхваление и дискредитацию других при преобладании оценочного подхода, па содержание информации о себе; 3) "любящее самобичевание" – подчеркивание трудностей, проблем и апелляция к помощи; 4) "самооборона" связана со скрытым недовольством собой при раздражении в адрес других; 5) "согласованность образа Я".

Существуют и другие типологии самопрезентации. Например, В. В. Хороших выделяет следующие парные виды вербальной самопрезентации.

  • 1. По стремлению получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении выделяется естественный – защитный стиль самопрезентации (естественный характеризуется более полным участием в социальных интеракциях, защитный – поведением, направленным на избегание внимания, он связан с действиями, которые ограничивают или уменьшают участие в социальных взаимодействиях)
  • 2. По осознанности действий субъекта: осознаваемая (контролируемая) – неосознаваемая ("автоматическая") самопрезентация (в зависимости от значимости представления для субъекта или препятствия желаемой самоидентификации).
  • 3. В зависимости от условий самопредъявления: непосредственная – опосредованная самопрезентация (непосредственная характеризуется субъект-объектным взаимодействием, опосредованная характеризуется субъект-объект-субъектным взаимодействием).
  • 4. По способу предъявления информации: прямая – косвенная самопрезентация (прямая – представление информации о самом себе, косвенная – о субъектах и объектах, с которыми связан опосредованно).

Выделяется также успешная – неуспешная самоподача. Основными факторами успешности самопрезентации определяются характеристики, отражающие особенности социально-психологического взаимодействия человека с миром людей: социальная активность, потребность в идентификации с группой и общительность .

» Основы самопрезентации

10. Подготовка к собеседованию.
Основы самопрезентации.

Многие из нас больше всего боятся именно собеседования при приеме на работу. И совершенно напрасно. Ведь собеседование - это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование куда более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Необходимо использовать эту гибкость с пользой для себя.

Тем не менее, страх перед собеседованием характерен для большинства кандидатов. Причины понятны. Ведь чаще всего мы боимся именно неизвестности - а что нас там ждет за этой ужасной дверью? Утверждаю: ничего страшного! В большинстве случаев Вас там будет ждать вежливый и приветливый человек, который всего лишь захочет узнать о Вашей способности выполнять конкретную работу. И ничего более!

Если Вы испытываете тревогу перед началом интервью, попытайтесь привести себя в более-менее устойчивое равновесие. Вам это крайне необходимо, чтобы сохранить силы и нервы. Страх ни в коем случае не должен стать угнетающим. Ведь постоянная тревога вносит в нашу жизнь различного рода ограничения, вызывает чувство подавленности, разрушает веру в себя. И потом, не являться же перед светлыми очами работодателя мрачным, ни во что не верящим страдальцем. Вряд ли Вы тогда кого-либо заинтересуете.

Еще помните о том, что отношение к Вам интервьюера вовсе не сводится к позиции: «Давайте-ка узнаем, в чем этот лопух некомпетентен?» Скорее он будет стремиться к тому, чтобы выяснить: «А вдруг это действительно тот человек, который нам нужен?»

И еще один совет: не относитесь слишком серьезно к возможным неудачам. Они неизбежны. Воспринимайте их как данность. Помните, что среднестатистическое соотношение неудачных и удачных собеседований составляет 20 к 1 (под удачным понимается такое собеседование, после которого Вам предложат работу). К этому нужно относиться абсолютно нормально. Подготовьте себя к тому, что из 20 посещенных Вами интервью будет только одно удачное. И чем быстрее Вы наберете 20 отказов, тем скорее Вы доберетесь до своего успеха. «Дорогу осилит идущий», - говорили древние.

Один из лучших способов снизить волнение - хорошенько подготовиться к собеседованию. Разузнайте подробнее о компании, в которую собираетесь устраиваться. Проведите пару тренировочных занятий с друзьями. Пускай они сыграют роль злобных и хищных работодателей. Заранее подготовьте ответы на наиболее вероятные вопросы.

Советы вроде бы простые и банальные. Однако мой опыт свидетельствует: очень многие кандидаты напрочь забывают старую истину, что лучший экспромт - это заранее подготовленный экспромт. Собираясь на собеседование, они часто рассчитывают на извечное российское «авось». Мол, повезет - очень хорошо, не повезет - пошли они все... В то же время список вопросов, наиболее часто встречающихся на собеседовании, не так велик. Совсем не трудно заранее подготовить ответы на них, чтобы во время интервью чувствовать себя спокойно и уверенно.

Вопросы которые Вы встретите в каждом интервью:

  • Расскажите немного о себе.
  • Как Вы могли бы описать самого себя?
  • Расскажите о Вашем последнем месте работы.
  • Расскажите о Вашем бывшем начальнике.
  • Причина увольнения с предыдущего места работы.
  • Что Вы знаете о нашей компании?
  • Что Вас привлекает в нашей компании?
  • Почему Вы хотите работать именно у нас?
  • Какое отношение Ваше образование или трудовой опыт имеют к данной работе?
  • Чем Вы сможете быть полезны нашей фирме?
  • Каковы Ваши сильные стороны?
  • В чем заключаются Ваши главные недостатки?
  • Какого типа работу Вы больше всего любите (не любите) выполнять?
  • Что Вам нравилось больше всего, а что меньше всего на Вашей прежней работе?
  • Какова была Ваша самая серьезная ошибка на прежней работе?
  • Каковы Ваши интересы вне работы?
  • Каковы Ваши цели в жизни?
  • Как Вы планируете их достичь?
  • Что бы Вы хотели изменить в своем прошлом?
  • На какое жалование Вы рассчитываете?
  • Что Вы будете делать, если... (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации из Вашей деятельности)?

Иногда Вы можете столкнуться с неожиданными и внешне безобидными вопросами, например «Что Вы делали вчера вечером?» Таким образом, возможно, хотят узнать Ваш стиль жизни и как Вы проводите свое время.

Есть категория особо хитрых интервьюеров. Они хорошо знают, что подготовленные и опытные кандидаты, прошедшие не одно собеседование, всегда имеют домашние заготовки на наиболее типичные вопросы. Поэтому они не спросят Вас в лоб, например, «Почему Вы ушли с Вашей предыдущей работы?», а предпочтут обходной маневр:

«Что должно измениться на Вашем прежнем рабочем месте, чтобы Вы согласились туда вернуться?»

Такой вопрос позволяет выяснить истинные, а не декларируемые причины Вашего ухода с предыдущей должности. Вы должны подготовиться и к подобным ловушкам.

Важно, чтобы стратегия всех Ваших ответов была как можно более сконцентрирована на самой работе, которую Вы ищите, и на Ваших возможностях справиться с нею, и тогда неважно, с какими вопросами Вам придется столкнуться на собеседовании. Но отвечая на них, старайтесь не приукрашивать чересчур своих достоинств, разглагольствуя в хвастливой манере, какой Вы прекрасный работник. Важно соблюсти меру.

Если Вас спрашивают о Ваших сильных сторонах, говорите о том, что имеет непосредственное отношение к предполагаемой работе. Если спрашивают о слабостях, упоминайте только те недостатки, которые являются продолжением Ваших достоинств, опять же связанных с работой (например, Вы привыкли уж слишком усердно работать, Вас беспокоит, что Вы уж очень много внимания уделяете деталям в процессе работы и т.п.)

Если Вас спрашивают о том, с чем Вам не удавалось справиться в прошлом, или о какой-то особо неприятном эпизоде Вашей биографии (увольнение, судимость, неудачи в учебе), будьте готовы показать, какой урок Вы из всего этого извлекли. Расскажите, что этот урок вам пошел в прок, что Вы научились преодолевать преграды на своем пути и собственные недостатки, что сегодня Вы чувствуете себя готовым к более сложной работе.

При подготовке ответов обязательно обратите внимание на манеру своей речи. Вы должны говорить спокойно и уверенно - как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующими эвфемизмами, «смягчающими» речь: «достичь определенных успехов» вместо «стал лидером», «не очень рад» вместо «разозлился» и т.д. Создают впечатление неуверенности и т.н. квалификаторы - «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так кандидате создается впечатление как о слабом человеке, непригодном для серьезной и ответственной работы.

Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я - человек новый».

Если хотите, проверьте себя на предмет того, как Вы умеете преподносить себя. Запишите свою «самопрезентацию» на магнитофон, а затем прослушайте запись. Я всегда так делаю, например, во время проведения обучающих семинаров. Обычно даже самые сильные топ-менеджеры при прослушивании своих самопрезентаций досадливо морщат лоб. А что уж говорить о нас, простых смертных? При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности.

До сих пор мы рассматривали только вопросы работодателя. Но любое собеседование - это всегда диалог. Не бойтесь задавать вопросы своему интервьюеру. Во-первых, Вам действительно нужно побольше узнать о характере предстоящей работы, если Вы хотите ее получить. Во-вторых, правильно сформулированные вопросы свидетельствуют о Вашей компетентности и демонстрируют Вашу заинтересованность в получении рабочего места. Постарайтесь задать вопросы, которые бы говорили в пользу Вашего найма. Подумайте заранее о них. Вот несколько вопросов, которые разумно задать тому, кто будет проводить собеседование с Вами.

  • Как будет примерно выглядеть мой рабочий день?
  • Кому я непосредственно буду подчиняться? Могу ли я с ним встретиться?
  • Будет ли кто-то в подчинении у меня? Можно ли мне с ними встретиться?
  • Почему это место оставил прежний работник?
  • Насколько важна эта работа для фирмы?
  • В чем заключается главная проблема этой работы?
  • Какие имеются возможности для служебного и профессионального роста?

Внимательно выслушайте ответы собеседника, а затем обязательно упомяните о чем-нибудь из Вашего профессионального или жизненного опыта, что имеет к этому непосредственное отношение.

Возможно, Вы обратили внимание, что вопросы о заработной плате не включены в указанный выше перечень. Помните роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова? - «Никогда ничего у них не проси. У тех, кто сильнее тебя. Сами все предложат и сами все дадут...». Если Вы заинтересуете работодателя, он сам захочет обсудить с Вами вопрос оплаты. В центре Ваших вопросов и ответов должно быть то, что Вы можете сделать для фирмы, а не то, сколько Вам будут платить.

Естественно, не нужно стремиться на собеседовании все эти вопросы задать любой ценой, перебивая интервьюера на полуслове: «Вы закончили? А то я тоже хочу кое-что спросить...». Особенно, если Вас об этом не просят. Иногда интервьюеры сами предлагают кандидатам задавать вопросы: «Что бы Вы хотели узнать еще?». Если этого не произошло, лучше всего задавать свои вопросы перед непосредственным окончанием интервью, приблизительно так: «Прежде чем закончить нашу беседу, могу ли я задать несколько важных для меня вопросов по поводу предлагаемой работы? Я так же хотел бы более подробно рассказать о предыдущем опыте...». Не забудьте поблагодарить собеседника за предоставленную информацию.

Техники самоподачи .

Теперь рассмотрим, как влияют различные факторы на создание образа делового человека, из чего состоит умение «подать себя». Психологические эксперименты показали, что 50% устойчивого мнения о человеке формируется в течение первой минуты общения. Изучение бесед при приеме на работу несколько дополнило этот вывод.

Так, установлено, что как бы долго не длилась беседа, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3-4 минут разговора. После этого интервьюер задает вопросы в зависимости от сложившегося мнения: при положительном - позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном - «на засыпку». То есть интервьюер сознательно или неосознанно создает условия, чтобы его первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Все это свидетельствует об исключительной важности благоприятного первого впечатления.

На создание впечатления о Вас влияют не только Ваши слова, но и то, как Вы их произносите. Многие кандидаты даже не догадываются, как много информации о них можно узнать по невербальным сигналам: мимике, позе, движениям конечностей. По манере поведения специалист может выяснить очень много о Вашей личности и о Вашей приспособленности к жизни.

При подготовке к интервью психолог Элери Сэмпсон советует проверить собственный язык тела. Внимательно проанализируйте следующие особенности своего поведения:

  • Как Вы используете свою улыбку?
  • Стоите (или сидите) ли Вы прямо?
  • Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?
  • Не выглядите ли Вы нервным?
  • Как Вы используете свои руки?
  • Как Вы входите в комнату?
  • Является ли Ваше рукопожатие сильным и деловым?
  • Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?
  • Дотрагиваетесь ли Вы к человеку, когда говорите с ним?

А теперь ознакомьтесь с перечнем отрицательных и положительных сигналов, влияющих на формирование впечатления о Вас.

Положительные сигналы

  1. Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.
  2. Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.
  3. Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.
  4. Когда Вы слушаете, у Вас имеет место «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.
  5. Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам.
  6. Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.

Отрицательные сигналы.

  1. Ерзаете на стуле.
  2. Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном.
  3. Чертите бессмысленные линии.
  4. Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.
  5. Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).
  6. Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.
  7. Сидите с безучастным видом, ворчите или скептично ухмыляетесь.

Не знаю, надо ли объяснять очевидную вещь, что выбор одежды должен соответствовать ситуации. Ведь всем известно, что по одежке встречают. По ней же (вопреки известной пословице) часто и провожают. Это значит, что не стоит являться на собеседование в солидный банк, будучи облаченным в мятые джинсы и с серьгой в ухе. Точно такое же недоумение вызовет человек в дорогом респектабельном костюме, пришедший устраиваться разнорабочим на стройку.

Существует такое понятие как «корпоративная культура». Она выражается, в частности, и в том, что служащие банка и, например, танцоры ночного стрип-бара одеваются совершенно по-разному. Если стиль Вашей одежды не будет соответствовать принятому в данной организации, Вы моментально будете классифицированы как «чужак», не соответствующий нормам корпоративного поведения и не разделяющий их ценности. А чужак всегда потенциально опасен. Дело в том, что деление на «свой-чужой» очень глубоко сидит в людях. Недаром на языке многих туземных племен и сегодня понятия «чужой» и «враг» обозначаются одним и тем же словом. Поэтому постарайтесь максимально соответствовать корпоративному стилю, который принят в данной организации.

Если материальное положение не позволяет Вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь. Сделайте основную ставку на скромность и опрятность. Это приветствуется абсолютным большинством работодателей. Аккуратность в одежде у них очень часто ассоциируется с опрятностью в делах. (Это далеко не всегда соответствует действительности, но разуверять их в этом мы пока не будем)

И еще: многие кандидаты полагают, что дорогая и стильная одежда придаст им на собеседовании дополнительный «вес» и внушительность. Это не совсем так. Независимо от того, что на Вас надето, опытному интервьюеру обычно требуется менее десяти вопросов, чтобы определить Ваш реальный социальный статус, приблизительный уровень доходов, образование. По акцентам и манере речи опытный специалист моментально распознает не только национально-географическое происхождение, но и вещи более интимные - семейное положение, сексуальные предпочтения, хронические болезни. Он легко отличит, например, топ-менеджера, который действительно имеет опыт работы в иностранных кампаниях, от самозванца, явившегося прямо «с улицы». Поэтому, как уже было сказано, значение имеет не стоимость Вашей одежды, а ее соответствие принятым в организации стандартам. Вы должны выглядеть «своим» для будущих коллег. Вспомните клич Маугли: «Мы с тобой одной крови...». Ваша одежда должна демонстрировать нечто подобное.

Гораздо большее внимание следует уделить обуви. Вопреки распространенным стереотипам, именно по обуви (а не по одежде), интервьюеры делают далеко идущие выводы и предположения относительно кандидата.

Отдельные детали во внешнем облике человека могут значительно воздействовать на формирование первого впечатления. Так, длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысли о спортивных занятиях. Стрижка «под бокс» однозначно причисляет ее обладателя к «братве». Человек, носящий очки, окружающим представляется более интеллигентным, трудолюбивым, надежным и в то же время в меньшей степени наделенным чувством юмора, чем он же, но без очков. Положительное воздействие очков широко используется в деловом мире, где многие деловые люди носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы произвести лучшее впечатление.

На собеседовании часто встречаются кандидаты (и мужчины и женщины), носящие перстни. Если перстень очень дорогой - это может быть расценено как высокомерное желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой - указывает на тщеславие, но ограниченность финансовых возможностей обладателя. И то и другое отрицательно влияет на имидж кандидата. Поэтому в цивилизованном бизнесе давно действует следующее правило: из украшений рекомендуется только обручальное кольцо.

Использованы цитаты из книги В. Шейнова «Скрытое управление человеком».