К освобождению энергии в оргонизме приводить? Основные этапы обмена веществ в организме.

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 1 вариант.

Часть 1

А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно?

1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина;

3. мозгового отдела черепа; 4. грудного отдела позвоночника.

А 2. При свёртывании крови

1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин;

2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;

3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества;

4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А 3. К возникновению близорукости может привести

1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа;

3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии 30-35 см от глаз.

А 4. Внутренняя среда организма образована

1 . клетками тела; 2 . органами брюшной полости;

3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника.

А 5. К освобождению энергии в организме приводит

1.образование органических соединений;

2. диффузия веществ через мембраны клеток;

3. окисление органических веществ в клетках тела;

4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А 6. В ротовой полости ферменты слюны расщепляют

1. белки; 2. крахмал; 3. жиры; 4. целлюлозу.

А 7 .Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется

1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов.

А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии

1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота.

А 9. В затылочной доле коры головного мозга находится

1. моторная зона; 2. слуховая зона;

3. зона обонятельной чувствительности 4. зрительная зона.

А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в

1.наложении шины; 2. наложения жгута;

3. обработка раны йодом; 4. воздействием холодом.

А 11. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения

1. насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом;

3. артериальная; 4. смешанная.

А 12. Наложение шины на сломанную конечность

1. уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение;

3. предупреждает смещение сломанных костей;

4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.

А 13. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции

1. сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти;

3. срослись фаланги пальцев; 4. большой палец противопоставляется всем остальным.

А 14. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?

1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена.

А 15 . Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани

1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной.

А 16. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют

1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка;

3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы.

А 17 .Артериальная кровь у человека превращается в венозную в

1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения;

3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах.

А 18. Первичная моча – это жидкость, поступившая

1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;

2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;

3. из нефрона в почечную лоханку;

4. из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А 19. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи;

3. имеются хрящевые полукольца; 4. воздух согревается и очищается.

А 20. Нервным импульсом называют

1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну;

2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой;

3. процесс сокращения клетки;

4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

Часть 2.

В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой

1 .состоит из многоядерных волокон; 2 . состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;

3 . обладает большей скоростью и энергией сокращения;

4. составляет основу скелетной мускулатуры; 5 . располагается в стенках внутренних органов;

6 . сокращается медленно, ритмично, непроизвольно.

В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь

1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов.

В 3. В среднем ухе расположены

1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек;

4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня; 6. стремечко.

В 4

Характеристика

Вид иммунитета

    передаётся по наследству, врождённый.

А. естественный

    возникает под действием вакцин.

Б. искусственный.

    приобретается при введении в организм лечебной сывороткой.

    формируется после перенесённого заболевания.

    различают активный и пассивный.

1

2

3

4

5

В5. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора.

А) наружное ухо.

Б) перепонка овального окна.

В) слуховые косточки.

Г) барабанная перепонка.

Д) жидкость в улитке.

Е) слуховые рецепторы.

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» Вариант 2

Часть 1 При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Рахит развивается при недостатке витамина 1. D ; 2. B 12 3. С; 4. А

А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней

1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества;

3. образуется гликоген; 4. гликоген превращается в глюкозу.

А 3. Первичная моча по своему составу сходна с

1. лимфой 2. Вторичной мочой 3. межклеточным веществом 4. Плазмой крови

А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо

1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс;

3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины.

А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются

1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной;

3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу.

А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови

1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения;

3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие.

А 7. Вакцина содержит

1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей;

3. готовые антитела; 4. убитых возбудителей.

А 8. В свёртывании крови участвуют

1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты.

А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью

1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез.

А 10. В сером веществе спинного мозга расположены

1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов;

3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.

А 11. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что

1.их стенки выстланы ресничным эпителием;

2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь;

3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;

4. у человека в лёгких воздух поступает медленно.

А 12. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют

1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему.

А 13. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью

1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг.

А 14. Значение дыхания состоит в обеспечении организма

1.энергией; 2. строительным материалом;

3. запасными питательными веществами; 4. витаминами.

А 15. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы

1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли;

2. избежать инфицирования места перелома; 3 . согреть повреждённую часть тела;

4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода.

А 16. Затылочная кость соединяется с теменной

1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава.

А 17. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании

1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей.

А 18. Проводниковая часть зрительного анализатора –

1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга.

А 19. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов,

1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться;

3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек.

А 20. Самое высокое давление крови у человека в

1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях.

Часть 2. При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. Неправильная осанка может привести к

1.смещению и сдавливанию внутренних органов;

2. нарушению кровоснабжения внутренних органов;

3. растяжению связок в тазобедренном суставе;

4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы;

5. деформации грудной клетки;

6. увеличению содержания минеральных веществ в костях.

В 2. Витамины – это органические вещества, которые

1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах;

2. влияют на превращение глюкозы в гликоген;

3. входят в состав ферментов;

4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла;

5. являются в организме источником энергии;

6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей.

В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится

1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков;

2. все жирные кислоты, необходимые для организма;

3. много витаминов и минеральных веществ;

4. антитела и различные ферменты;

5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника;

6. гормоны роста, необходимые человеку.

В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Строение и функции

Отростки нейрона

    обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона

А. аксон.

    снаружи покрыт миелиновой оболочкой.

Б. дендрит.

    короткий и сильно ветвится.

    участвует в образовании нервных волокон.

    обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.

1

2

3

4

5

В 5. Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека.

А) хрусталик

Б) роговица

В) зрачок

Г) палочки и колбочки

Д) стекловидное тело

Ответы

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»

1 вариант

2 вариант

А1

А1

А 2

А 2

А3

А3

А4

А4

А5

А5

А6

А6

А7

А7

А8

А8

А9

А9

А10

А10

А11

А11

А12

А12

А13

А13

А14

А14

А15

А15

А16

А16

А17

А17

А18

А18

А19

А19

А20

А20

В1

2 5 6 (3 балла)

В1

1 2 5 (3 балла)

В2

1 2 3 (3 балла)

В2

1 3 6 (3 балла)

В3

3 5 6 (3 балла)

В3

1 3 5 (3 балла)

В4

1А, 2Б, 3Б, 4А, 5АБ

(5 баллов)

В4

1Б, 2А, 3Б, 4А, 5А

(5 баллов)

В5

А Г В Б Д Е (1 балл)

В5

Б В А Д Г (1 балл)

Итого 35 баллов

Итого 35 баллов

35 - 31 баллов – «5»

30 - 20 баллов – «4»

19 - 11 баллов - «3»

10 баллов и меньше – «2»

Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельно­сти организма. В организ­ме человека, его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные структуры и различные сложные химические соединения. Для построения новых клеток организма, их непрерывного обновления, для работы таких органов, как мозг, сердце, желу­дочно-кишечный тракт, дыхательный аппарат, почки и т. д., а так­же для совершения человеком работы нужна энергия. Эту энер­гию человек получает в процессе обмена веществ. Источником энергии, необходимой для жизни, служат пита­тельные вещества, поступающие в организм.

9.7.2. Анаболизм и катаболизм.

В процессе обмена веществ проис­ходят два противоположных и взаимосвязанных процесса: анабо­лизм и катаболизм.

Анаболизм является основой для построения структур иду­щих на восстановление отмирающих клеток, формирования новых тканей в процессе роста организма, для синтеза клеточных со­единений, необходимых для жизнедеятельности клеток. Анаболизм требует затраты энергии.

Энергия для анаболических процессов поставляется реакция­ми катаболизма.

Конечные продукты катаболизма - вода, углекислый газ, аммиак, мочевина, мочевая кислота удаляются из организма.

Соотношение процессов анаболизма и катаболизма определяет три различных состояния: динамическое равновесие, рост, частичное разрушение структур тела. При динамическом рав­ новесии , когда процессы анаболизма и катаболизма уравновеше­ны, общее количество ткани не изменяется. Превалирование ана­ болических процессов приводит к накоплению ткани, происходит рост организма; преобладание катаболизма над анаболизмом при­водит к разрушению ткани, уменьшению массы организма - его истощению. У взрослых обычно при нормальном состоянии орга­низма анаболические и катаболические процессы находятся в состоянии равновесия.

9.7.3. Основные этапы обмена веществ в организме.

Химические превращения пищевых веществ начинаются в пищеварительном тракте. Здесь сложные вещества пищи расщепляются до более простых, способных всосаться в кровь или лимфу. Превращения веществ, происходящие внутри клеток, составляют существо вну­ триклеточного или промежуточного обмена. Решающая роль во внутриклеточном обмене принадлежит многочисленным фермен­там клетки. Ферменты представляют собой белки, которые дейст­вуют как органические катализаторы; сами ферменты в реакциях не участвуют, однако благодаря их деятельности с веществами клетки происходят сложные превращения, разрываются внутри­молекулярные химические связи в них, что приводит к высвобож­дению энергии. Особое значение здесь приобретают реакции окисления и вос­становления. При участии специальных ферментов осуществляют­ся и другие типы химических реакций в клетке: таковы реакции переноса остатка фосфорной кислоты (фосфорилирование), ами­ногруппы NH 2 (переаминирование), группы метила СН 3 (транс­метилирование) и др. Освобождающаяся при этих реакциях энер­гия используется для построения новых веществ в клетке, на под­держание жизнедеятельности организма. Конечные, продукты внутриклеточного обмена частично идут на построение новых веществ клетки, а не используемые клеткой вещества удаляются из организма в результате деятельности ор­ганов выделения. Энергетический метаболизм клеток (образование и превраще­ние энергии) происходит главным образом в митохондриях. В жидкой части клетки - цитоплазме растворены вещества, слу­жащие источником обменных процессов. Основным аккумулятором и переносчиком энергии, используемой при синтетических процес­сах, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Большая часть энергии, высвобождаемой при катаболических процессах, образуется в митохондриях при участии кислорода - это аэробные реакции . Кроме аэробных реакций в организме про­исходят анаэробные реакции , не требующие кислорода, они чаще происходят в цитоплазме клеток. Анаэробные процессы наиболее характерны для мышечной ткани.

Вариант 1

Часть 1

А1. В скелете человека неподвижно соединены следующие кости:

1) плечевая и локтевая;
2) ребра и грудина;
3) мозгового отдела черепа;
4) грудного отдела позвоночника.

А2. При свертывании крови:

1) гемоглобин превращается в оксигемоглобин;
2) растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;
3) образуются гормоны и другие биологически активные вещества;
4) уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А3. К возникновению близорукости может привести:

1) повышение уровня обмена веществ;
2) чтение текста лежа;
3) повышенная возбудимость нервной системы;
4) чтение текста на расстоянии 30–35 см от глаз.

А4. Внутренняя среда организма представлена:

1) клетками тела;
2) органами брюшной полости;
3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой;
4) содержимым желудка и кишечника.

А5. К освобождению энергии в организме приводит:

1) образование органических соединений;
2) диффузия веществ через мембраны клеток;
3) окисление органических веществ в клетках тела;
4) разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А6. И нервная, и мышечная ткани обладают:

1) проводимостью;
2) сократимостью;
3) возбудимостью;
4) воспроизведением.

А7. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется:

1) тканевым дыханием;
2) биосинтезом;
3) легочным дыханием;
4) транспортом газов.

А8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

1) слизь;
2) инсулин;
3) желчь;
4) соляная кислота.

А9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточности функции:

1) щитовидной железы;
2) надпочечников;
3) поджелудочной железы;
4) гипофиза.

А10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:

1) наложении шины;
2) наложении жгута;
3) обработке раны йодом;
4) воздействии холодом.

Часть 2

В1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой:

1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.

В2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

1) глюкозы;
2) аминокислот;
3) глицерина;
4) гликогена;
5) клетчатки;
6) гормонов.

В3. Частями среднего уха являются:

1) ушная раковина;
2) улитка;
3) молоточек;
4) вестибулярный аппарат;
5) наковальня;
6) стремечко.

В4. Установите соответствие между видом иммунитета и его признаками.

Часть 3

Задание С. Дайте полный развернутый ответ на вопрос: какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?

Дополнительное задание.

Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора.

А. Наружное ухо.
Б. Перепонка овального окна.
В. Слуховые косточки.
Г. Барабанная перепонка.
Д. Жидкость в улитке.
Е. Слуховые рецепторы.

Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий А1–А10 выберите один правильный ответ.

А1. У млекопитающих и человека в венах большого круга кровообращения течет кровь:

1) насыщенная углекислым газом;
2) насыщенная кислородом;
3) артериальная;
4) смешанная.

А2. Наложение шины на сломанную конечность:

1) уменьшает ее отек;
2) замедляет кровотечение;
3) предупреждает смещение сломанных костей;
4) препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.

А3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции:

1) сформировался свод стопы;
2) когти превратились в ногти;
3) срослись фаланги пальцев;
4) большой палец противопоставлен всем остальным.

А4. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает:

1) анатомия;
2) физиология;
3) экология;
4) гигиена.

А5. Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани:

1) нервной;
2) мышечной;
3) соединительной;
4) эпителиальной.

А6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют:

1) почки, кожа и легкие;
2) тонкий и толстый кишечник;
3) печень и желудок;
4) слюнные и слезные железы.

А7. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в:

1) печеночной вене;
2) капиллярах малого круга кровообращения;
3) капиллярах большого круга кровообращения;
4) лимфатических сосудах.

А8. Первичной мочой называется жидкость, поступающая:

1) из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;
2) из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;
3) из нефрона в почечную лоханку;
4) из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости:

1) происходит газообмен;
2) образуется много слизи;
3) имеются хрящевые полукольца;
4) воздух согревается и очищается.

А10. Нервным импульсом называют:

1) электрическую волну, бегущую по нервному волокну;
2) длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой;
3) процесс сокращения клетки;
4) процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

Часть 2

При выполнении заданий В1–В3 выберите три правильных ответа. В задании В4 установите соответствие.

В1. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет:

1) от сердца;
2) к сердцу;
3) насыщенная углекислым газом;
4) насыщенная кислородом;
5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах;
6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах.

В2. Витамины – это органические вещества, которые:

1) в ничтожно малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ;
2) участвуют, например, в процессах кроветворения и свертывания крови;
3) содержатся только в овощах и фруктах;
4) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла;
5) являются в организме источником энергии;
6) поступают в организм, как правило, вместе с пищей.

В3. К центральной нервной системе относят:

1) чувствительные нервы;
2) спинной мозг;
3) двигательные нервы;
4) мозжечок;
5) мост;
6) нервные узлы.

В4. Установите соответствие между типом отростков нейрона и их строением и функциями.

Часть 3

Задание С. Дайте полный, развернутый ответ на вопрос: какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?

Дополнительное задание.

Укажите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.

А. Левый желудочек.
Б. Капилляры.
В. Правое предсердие.
Г. Артерии.
Д. Вены.
Е. Аорта.

Энергия поступает в виде молекул белков, жиров и углеводов пищи, где происходит ее превращение. Вся энергия переходит в тепло, которое затем выделяется в окружающую среду. Тепло - конечный результат превращения энергии, а также мера энергии в организме. Освобождение энергии в нем происходит в результате окисления веществ в процессе диссимиляции. Освобождающаяся энергия переходит в доступную для организма форму - химическую энергию макроэргических связей молекулы АТФ. Везде, где совершается работа, происходит гидролиз связей молекулы АТФ. Энергетических затрат требуют процессы обновления и перестройки тканей; энергия расходуется при функционировании органов; при всех видах сокращения мышц, при мышечной работе; энергия затрачивается в процессах синтеза органических соединений, в том числе ферментов. Энергетические потребности тканей покрываются, главным образом, за счет расщепления молекулы глюкозы - гликолиза. Гликолиз - это многоступенчатый ферментативный процесс, в ходе которого суммарно выделяется 56 ккал. Однако энергия в процессе гликолиза выделяется не одномоментно, а в виде квантов, каждый из которых составляет примерно около 7.5 ккал, что и способствует ее заключению в макроэргические связи молекулы АТФ.

Определение величины прихода и расхода энергии

Для определения величины прихода энергии в организм необходимо знать, во-первых, химический состав пищи, т.е. сколько граммов белков, жиров и углеводов содержится в пищевых средствах и, во-вторых, теплоту сгорания веществ. Теплота сгорания - это количество тепла, которое выделяется при окислении 1 грамма вещества. При окислении 1 г жира в организме выделяется 9,3 ккал; 1 г углеводов - 4,1 ккал тепла и 1 г белка - 4,1 ккал. Если пища, например, содержит 400 г углеводов, то человек может получить 1600 ккал. Но углеводы должны пройти долгий путь превращений, прежде чем эта энергия станет достоянием клеток. Организм все время нуждается в энергии, и процессы диссимиляции идут беспрерывно. В нем постоянно окисляются собственные вещества, и выделяется энергия.

Расход энергии в организме определяется двумя путями. Во-первых, это так называемая прямая калориметрия, когда в специальных условиях определяют тепло, которое организм выделяет в окружающую среду. Во-вторых, это непрямая калориметрия. Расход энергии рассчитывается на основе вычленения газообмена: определяют количество кислорода, потребленное организмом за определенное время и количество углекислого газа, выделенное за это время. Поскольку выделение энергии происходит в результате окисления веществ до конечных продуктов - углекислот газа, воды и аммиака, то между количеством потребленного кислорода, выделенной энергией и углекислым газом существует определенная взаимосвязь. Зная показания газообмена и калорический коэффициент кислорода, можно рассчитать расход энергии организма. Калорический коэффициент кислорода - это количество тепла, выделяющееся при потреблении организмом 1 литра кислорода. Если окислению подвергаются углеводы, то при поглощении 1 л кислорода высвобождается 5,05 ккал энергии, если жиры и белки - соответственно 4,7 и 4,8 ккал. Каждому из этих веществ соответствует определенная величина дыхательного коэффициента, т.е. величина отношения объема углекислого газа, выделенного за данный промежуток времени, к объему кислорода, поглощенного организмом за этот интервал времени. При окислении углеводов дыхательный коэффициент равен 1, жиров - 0,7, белков - 0,8. Поскольку расщепление различных пищевых веществ в организме происходит одновременно, величина дыхательного коэффициента может варьироваться. Ее среднее значение у человека в норме находится в пределах 0,83-0,87. Зная величину дыхательного коэффициента, можно с помощью специальных таблиц определить количество освобождающейся энергии в калориях. По величине дыхательного коэффициента можно судить и об интенсивности протекания процессов обмена веществ в целом.

Основной обмен

В клинической практике для сравнения интенсивности обмена веществ и энергии у разных людей и выявления его отклонений от нормы определяют величину «основного» обмена, т.е. минимальное количество энергии, расходуемой только на поддержание функции нервной системы, деятельности сердца, дыхательной мускулатуры, почек и печени в состоянии полного покоя. Основной обмен определяют в особых условиях - в утренние часы натощак в положении лежа при полном физическом и психическом покое, не ранее 12-15 часов после последнего приема пищи, при температуре 18-20 °С. Основной обмен - важнейшая физиологическая константа организма. Величина основного обмена составляет примерно 1100-1700 ккал в сутки, а в расчете на 1 квадратный метр поверхности тела он составляет около 900 ккал в сутки. Нарушение любого из этих условий изменяет величину основного обмена обычно в сторону его увеличения. Индивидуальные физиологические различия величины основного обмена у разных людей определяются весом, возрастом, ростом и полом - это факторы, которые определяют величину основного обмена. Основной обмен характеризует исходный уровень потребления энергии, но его нельзя рассматривать как «минимальный», так как величина основного обмена при бодрствовании несколько выше, чем в условиях сна.

Принцип измерения основного обмена

На основании многочисленных определений основного обмена у людей составлены таблицы нормальных величин этого показателя в зависимости от возраста, пола и общей поверхности тела. В этих таблицах величины основного обмена приводятся в килокалориях (ккал) на 1 м 2 поверхности тела за 1 час. Большое влияние на основной обмен оказывают изменения гормональной системы организма, особенно щитовидной железы : при ее гиперфункции основной обмен может превышать нормальный уровень на 80%, при гипофункции основной обмен может быть ниже нормы на 40%. Выпадение функции передней доли гипофиза или коры надпочечников влечет за собой снижение основного обмена. Возбуждение симпатической нервной системы , усиленное образование или введение адреналина извне увеличивают основной обмен.

Расход энергии при работе

Увеличение расхода энергии при работе называют рабочей прибавкой. Расход энергии будет тем больше, чем интенсивнее и тяжелее производимая работа. Умственный труд не сопровождается повышением энергетических затрат. Так, например, решение в уме трудных математических задач приводит к увеличению расхода энергии всего на несколько процентов. Поэтому энергетические траты в сутки у лиц умственного труда меньше, чем у лиц, занимающихся физическим трудом.

Тестирование по теме «Обмен веществ. Кожа. Выделение» 8 класс

1. Какой процесс характерен для всех живых организмов?

1) фотосинтез

2) обмен веществ

3) активное передвижение

4) питание готовыми органическими веществами

2. К освобождению энергии в организме приводит

1) образование органических соединений

2) диффузия веществ через мембраны клеток

3) окисление органических веществ в клетках тела

4) разложение оксигемоглобина до кислорода и гемо-глобина

3. Какой буквой на рисунке обозначен орган, в котором происходит превращение глюкозы в гликоген? 1) А 2) Б 3) В 4) Г

4. Что происходит в процессе дыхания в клетках расте-ний,

животных и человека?

1) образование органических веществ

из неорганических

2) передвижение органических и неорганических веществ

3)окисление органических веществ с освобождением энергии

4)выделение из организма кислорода

5. При недостатке в организме витамина С наступает

1) резкое ухудшение зрения

6. Основным источником энергии для организма служит процесс

1) выделения

2) дыхания

3) поглощения веществ из окружающей среды

4) передвижения веществ в организме

7. Выделительную функцию в организме человека и мле-копитающих животных выполняют

1) почки, кожа и легкие

2) толстая и прямая кишка

3) печень и желудок

4) слюнные и слезные железы

8. Роль дыхания в жизни организмов состоит в

1) образовании и отложении органических веществ

2) поглощении из окружающей среды углекислого газа

3) освобождении энергии, необходимой для их жизне-деятельности

4) поглощении органических веществ из окружающей среды

9. Сущность выделительной функции у животных и чело-века состоит в удалении из организма

1) углекислого газа

2) непереваренных остатков пищи

4) веществ, образующихся в сальных железах

10. Многие процессы, протекающие в клетке (деление, движение и др.), происходят с затратой энергии, кото-рая освобождается в результате

1) клеточного дыхания

2) биосинтеза

3) регенерации поврежденных частей клетки

4) удаления из клетки продуктов обмена

11. Конечные продукты обмена веществ образуются в

3) клетках и тканях

4) органах пищеварения

12. Конечные продукты обмена веществ должны быть уда-лены из организма человека, так как они

1) могут замедлить процесс пищеварения

2) накапливаясь в тканях, могут вызвать отравление организма

3) вызывают торможение в нервных клетках

4) влияют на кислотность желудочного сока

13. В качестве источника энергии в процессе жизнедея-тельности организма в первую очередь используются

1) углеводы

4) нуклеиновые кислоты

14. В образовании каких веществ участвуют витамины?

1) ферментов

2) гормонов

3) антител

4) гемоглобина

15. Обмен веществ и превращение энергии — это признак, по которому можно отличить

1) низшие растения от высших

2) живое от неживого

3) одноклеточные организмы от многоклеточных

4) животных от человека

16. В клетках человека и животных в качестве источника энергии используются

1) гормоны и витамины

2) вода и углекислый газ

3) неорганические вещества

4) белки, жиры и углеводы

17. Обмен веществ и превращение энергии —

1) основа изменчивости организмов

2) основной признак жизни

3) реакция организма на воздействие среды

4) признак, присущий всем телам живой и неживой природы

18. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нару-шениях в деятельности

1) щитовидной железы

3) поджелудочной железы

4) надпочечников

19. Процессы окисления и синтеза новых молекул органи-ческих веществ проявляются на уровне организации живой природы

1) видовом

2) биосферном

3) клеточном

4) организменном

20. При недостатке в организме витамина А наступает

1) резкое ухудшение зрения

2) кровоточивость десен, воспаление слизистых оболочек

3) искривление костей конечностей

4) нарушение процессов обмена углеводов и белков

21. Углеводы и жиры не могут заменить в пищевом рационе белки, так как они не содержат атомы

1) углерода

3) кислорода

4) водорода

22. В процессе биосинтеза в клетке происходит

1) окисление органических веществ

2) поступление кислорода и удаление углекислого газа

3) образование более сложных органических веществ из менее сложных

4) расщепление крахмала до глюкозы

23. Окисление органических веществ в клетках способствует

1) освобождению энергии

2) измельчению поступающей в организм пищи

3) накоплению в организме кислорода

4) образованию специфических для данного организма органических веществ

24. В процессе энергетического обмена происходит синтез молекул

1) белков 2)жиров 3)углеводов 4) АТФ

25. Обмен веществ и превращение энергии — это признак,

1) характерный для тел живой и неживой природы

2) по которому живое можно отличить от неживого

3) по которому одноклеточные организмы отличают от
многоклеточных

4) характерный только для тел неживой природы

26. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: какие конечные продукты образуются при окислении белков в клетках тела?

А) аминокислоты

Б) глюкоза

В) глицерин

Д) углекислый газ

Е) аммиак

27. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного отве-та на вопрос:

какие продукты содержат много витамина А?

A) морковь

Б) черная смородина

Г) сливочное масло

Е) шпинат

28. Установите соответствие между признаком обмена ве

ществ и его видом у человека. Признаки обмена веществ

1) окисление веществ

2) синтез веществ

3) запасание энергии

4) расход энергии

5) участие рибосом

6) участие митохондрий

29. У детей развивается рахит при недостатке:

1) марганца и железа 3) меди и цинка

2) кальция и фосфора 4) серы и азота

30. Заболевание «куриная слепота» возникает при авитаминозе:

1)В 2)А 3) С 4) РР

31. Пластический обмен состоит преимущественно из реакций:

1) распада органических веществ

2) распада неорганических веществ

3) синтеза органических веществ

4) синтеза неорганических веществ

32. Основным источником энергии мышечного сокращения является рас-пад:

1) белков 2) гликогена 3)жиров 4) гормонов

33. Дерма — это часть:

1) кожи 2) нервной системы 3) выделительной системы

4)эндокринной системы

34. Первичная моча - это жидкость, поступающая

1) из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца

2) из полости почечного канальца в прилежащие кровенос-ные сосуды

3) из нефрона в почечную лоханку

4) из почечной лоханки в мочеточники

35. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью
1)волос 2)капилляров 3)потовых желез 4) сальных желез

36. Витамины в организме человека и животных

1) регулируют поступление кислорода

2) оказывают влияние на рост, развитие, обмен веществ

3) вызывают образование антител

4) увеличивают скорость образования и распада оксигемоглобина

37. Черный хлеб является источником витамина
1)А 2) В 3)С 4)D

38. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин