Как воспитать ребенка трудолюбивым. Как воспитать трудолюбие у ребенка

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был хорошим и послушным. Мамы переживают, что их дети не хотят помогать по дому, ленятся и даже устраивают истерики по этому поводу. Боятся, что любимый сынок или дочка так и вырастут ленивыми и не смогут реализоваться в жизни.

Такие же страхи и переживания были и у меня, когда родилась моя дочь. Чтобы ненароком не воспитать бездельницу, я ответственно взялась за этот вопрос.

Сейчас моей дочери 14 лет. Она мой лучший друг, моя помощница и просто любимая дочка, за которую мне не приходится краснеть.

Как мне удалось воспитать трудолюбивого ребенка? Знания, которые помогли мне, помогают и моим клиентам. А значит, помогут и вам. Берите на заметку!

1. Проявляйте любовь к своему ребенку

Часто мамы считают, что «любить ребенка» - это естественно. Следовательно, зачем каким-то образом показывать свою любовь, ведь и так все понятно по умолчанию. Часто слышу фразы: «Я же его мама, а все мамы любят своих детей».

Но, если спросить у ребенка, чувствует ли он себя любимым от одного только факта, что его мама стоит рядом, вряд ли вы услышите положительный ответ. Для любого малыша важно видеть проявление любви. А для него она проявляется в объятиях, поцелуях, прикосновениях, одобрении его поступков, поддержке и принятии его таким, какой он есть.

2. Меньше сравнений и больше похвалы

Одна из грубых ошибок в воспитании - это постоянное сравнение своего ребенка с другими детьми. Делая так, родители рассчитывают на положительный результат. Они думают, что чужой пример тут же подтолкнет их чадо к желаемым переменам. Но что происходит на самом деле? Эффект прямо противоположный.

Когда ребенку неоднократно приводят в пример других детей, он испытывает стресс и чувствует, что его лишили родительской любви. В этот момент им овладевают эмоции вины и стыда. Ему стыдно, что он не такой, каким его хотят видеть. Он чувствует себя виноватым, что не оправдал ожиданий.

Чем чаще родители занимаются сравнениями, тем чаще и сильнее проявляются эти эмоции. В конечном итоге ребенок смиряется со своим несоответствием недостижимому идеалу и у него формируется комплекс неполноценности.

Многие из нас приносят багаж неуверенности в себе и во взрослую жизнь. Если в детстве нас часто сравнивали с другими, мы продолжаем играть в сравнения уже самостоятельно, на автомате. И, если результат оказывается не в нашу пользу, испытываем чувство стыда.

Чтобы не обрекать ребенка на борьбу с комплексом неполноценности длиной в жизнь, хвалите его! Не забывайте, что он пока только учится, познает этот мир. Он не может соответствовать всем вашим ожиданиям и уже тем более быть идеальным.

У каждого человека, и маленького, и большого, свой характер, свои потребности и способности. Если один усидчив, то для другого это может быть проблемой.

Вместо того чтобы пытаться перекроить сына или дочь, знакомьтесь с ними каждый день. Поверьте, они не перестанут вас приятно удивлять.

3. Магическая фраза «Я в тебя верю» + поддержка

Это действительно волшебные слова. Но работают они только в сочетании с искренней верой и поддержкой. Произнося эту фразу, вы даете малышу понять, что самые близкие люди верят в него, что они всегда рядом и готовы помочь, вселяете в него надежду.

Например, когда моя дочь Ангелина начала изучать английский язык, он давался ей с трудом. Плохие оценки ее огорчали, но я верила в нее и не забывала говорить ей об этом.

Окрыленная моей верой, дочка стала прилагать упорство в учебе, а я со своей стороны поддержала ее, наняв персонального репетитора. Вместе мы добились хороших результатов - у нее все получилось!

4. Не заставляйте, а вдохновляйте

Воспитывая ребенка, не забывайте, что дети любят делать то, что им нравится и интересно, и терпеть не могут то, к чему их принуждают.

Превращайте воспитательные моменты в увлекательную игру. Хотите, чтобы игрушки были собраны? Заинтересуйте ребенка. Например, скажите ему, что игрушки устали и хотят спать. Поинтересуйтесь, где будет спать мячик. А куда поедет отдыхать машинка? У куклы закрываются глаза, где ее кроватка? Такая уборка малышу понравится!

5. Выключаем функцию «родители лучше знают» и включаем функцию «я твой друг»

Многие родители считают себя умнее, мудрее и опытнее ребенка. Что ж, вполне возможно, так и есть. Но не забывайте объяснять чаду, почему именно он должен следовать вашим указаниям. Фразы «Так надо, не задавай глупых вопросов» или «Потому что я так сказала» у любого отобьют желание что-либо делать.

Объясняйте, аргументируйте. Прося помощи, говорите, что не справитесь без поддержки со стороны малыша.

Одна моя клиентка жаловалась, что чувствует вину перед своими детьми за то, что каждое утро ведет их в сад. Они жутко плачут. Не хотят идти. И, придя домой, она не может ничего сделать для себя, так как чувствует вину и стыд перед детьми и мучается от этих эмоций весь день.

Я предложила ей рассказать детям, как ей важно побыть дома одной, пока они в садике, и попросить их поддержки. После того как она выполнила мои рекомендации, ее девочки (2,5 и 4 года) начали ходить в садик без капризов. Все оказалось просто!

6. Покажите своим примером

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был трудолюбивым и успешным, сами будьте таким родителем. Если вы занимаетесь спортом и вам это приносит удовольствие, ваш малыш тоже будет любить физические упражнения. Если вы постоянно читаете книги, то не успеете оглянуться, как эту привычку у вас переймет и ребенок.

В начале года мне всегда приходится покупать два ежедневника, так как моя дочка тоже просит один для себя. Она, как и я, планирует день, ставит цели и идет к их выполнению.

И последнее: помните, что ребенок копирует ЛЮБОЕ поведение своих родителей. Если вы не хотите лишний раз встать с дивана, то почему этого должен хотеть ваш ребенок?

От редакции

Начать с себя - это универсальное правило, которое работает в любой жизненной ситуации. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос трудолюбивым, ответственным, организованным, для начала наведите порядок в собственной жизни. Например, наконец-то разберитесь с незаконченными делами. Как это сделать, советует бизнес-консультант Ольга Чуватова : .

Как стать организованным и все успевать? Порой это дается тяжело. Весь день крутитесь как белка в колесе, а к вечеру понимаете, что все равно придется образно нести в кровать багаж нерешенных вопросов. Менеджер в ИТ Ксения Лещенко предлагает внедрить в свою жизнь простую и эффективную технику тайм-менеджмента: .

Послушные дети привыкли беспрекословно выполнять все, чего требуют от них родители, лишний раз не спрашивая, зачем это нужно. Ведь приказ родителя - закон. Вот только эта привычка может запросто перекочевать и во взрослую жизнь. Приходилось ли вам изо всех сил стараться ради определенного результата, а потом понять, что вам это совсем не было нужно? А что если многие цели, которых мы пытаемся достичь, нам навязаны? Разобраться в этом сложном вопросе предлагает психолог Ярослав Вознюк : .

Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

Приучаем к труду сызмальства

Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

Приучаем к труду правильно

Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

Приучаем к труду с удовольствием

В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

Приучаем к регулярному труду

Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему - кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

Приучаем к осознанному труду

Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

Учитываем индивидуальные особенности ребенка

Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

  • Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
  • Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
  • Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
  • Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
  • Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
  • Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
  • Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
  • Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!

Глядя на бесконечные разбросанные игрушки, грязные чашки и обувь, валяющуюся в прихожей, практически все родители мира задаются одним и тем же вопросом: как привить ребенку трудолюбие? Как сделать так, чтобы дорогое и любимое чадо начало уважать труд других и само наконец-то стало ?

Когда начать

Трудолюбие - желание и стремление трудиться, это не врождённая черта характера человека, её нужно воспитывать, причём с самого раннего детства. В два-три года у детей формируется желание всё делать самим, в том числе и одеваться, а самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Важно не пропустить этот период, ведь убирать игрушки на место, умываться, причёсываться формирует , уверенность и желание преодолевать препятствия.

А что если позже?

Довольно часто родители по тем или иным причинам упускают этот момент, и тогда им необходимо приложить гораздо больше усилий, проявить фантазию, находчивость и, главное, ангельское терпение. Тогда ребенку возможно будет наверстать упущенное.

С чего начать?

В дошкольном возрасте дети живо интересуются той деятельностью взрослых, которую наблюдают. Они с большой охотой будут помогать вам гладить, подметать, чинить телефон, пылесосить. Чтобы не отбить у ребёнка желание трудиться, позволяйте ему помогать. Пусть он накроет на стол и вымоет пару тарелок или ложек. Очень важно ребенка любое дело делать наилучшим образом.

Способ, идеально подходящий для малышей - это помощь в форме игры. Например, собирая игрушки, можно соревноваться, кто быстрее соберёт кубики или машинки.

Пусть малыш спасёт всю галактику от нашествия пыли или прекратит мучения посуды, вымыв её. Неважно, в чём будет заключаться геройство ребёнка; главное, чтобы он сам поверил, что он настоящий герой, защитник и помощник.

Ещё один метод – показать яркий пример. Это может быть мультипликационный персонаж, или историческая личность. Рассказав ребёнку о нём, нужно постараться заинтересовать его, вызвать желание подражать.

Ставим задачи правильно

Что бы вы ни просили сделать своего ребёнка, никогда не используйте приказной тон. Любой человек, в каком возрасте бы он не находился, - в 3 года, 15 или 45 лет, гораздо лучше отзывается на просьбу, чем на приказ. А потому вместо: «Сколько можно говорить…», - постарайтесь использовать более мягкие формы.

Часто дети отказываются делать что-то, потому что плохо понимают, что от них требуется. Формулируя задания, которые вы даёте ребёнку, постарайтесь делать это максимально конкретно. «Убери у себя в комнате» звучит чересчур абстрактно. Это может подразумевать под собой генеральную уборку. «Повесь на место свою одежду и убери книги» - эта форма понятнее, яснее и доступнее.

Собственный пример

Один из самых лучших учителей - это собственный пример. Для ребёнка родители- своеобразный эталон поведения. Показывая ребенку, как можно легко и просто выполнять те или иные поручения, вы докажете ему, что в этой работе нет ничего страшного. Главное помнить: ребенок не должен думать, что работа по дому - это тяжкий труд или наказание.

Старайтесь делать всё с настроением, покажите чаду, что даже делая довольно простые вещи, можно получить удовольствие: пусть не от процесса, но от результата. Тогда, помогая папе забивать гвозди, маленький мужчина почувствует себя по-настоящему взрослым, ведь он выполнил очень сложное поручение. Юная хозяйка, приготовив первый в жизни салат, испытает одно из самых лучших в мире чувств, когда увидит, как её семейство с удовольствием уплетает её стряпню.

Соизмеримость

Не поручайте ребёнку то, с чем он не справится. Не стоит просить его расставлять дорогую бьющуюся посуду: если он ещё недостаточно ловок, то разбитый салатник огорчит его и отобьёт желание заниматься подобной работой. Следите, чтобы дети не поднимали тяжести и не брали опасные предметы, когда вы их не контролируете. Помните: если задание посильно, то и выполняется с интересом и удовольствием.

Обязанности

Важно, чтобы ребёнок понимал, что в семье есть не только у родителей, но и у него- постоянные, а не от случая к случаю. Поручите кормить рыбок, убирать постель, расставлять книги на полочках, поливать цветы. Интерес к труду усиливается, если ребёнок видит пользу сделанного.

Родительская опека

Часто, считая, что дети ещё маленькие или болезненные, либо, ссылаясь на нехватку времени и терпения, родители выполняют за детей их обязанности. Отсутствие необходимости прикладывать усилия воспитывает у детей лень, равнодушие, эгоизм.

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно!

Постарайтесь помогать ребёнку только тогда, когда он просит об этом.

Совместный труд

Включение ребёнка в посильную работу в семье делает его жизнь более интересной. Кроме того, совместный труд сплачивает семью, ребёнок чувствует свою значимость. «Мы пекли с мамой пирожки», «Мы с папой чинили машину» - с гордостью рассказывают дети.

Почаще просите помощи: положи в холодильник покупки, вытри лужу в ванной, выброси в мусор пустой пакет со стола, подай тапочки и т.д. Со временем ребёнок сам будет замечать, что надо сделать.

Не переделывайте при них их работу! И обязательно хвалите детей за сделанное дело!

Из привычек формируется поведение, из поведения- характер. Всё в наших руках

Анжела Воропай

В возрасте 3-4 года малыш с большим удовольствием помогает в домашних делах. Для него домашний труд – это тоже познание мира. У него вызывает и вода, льющаяся из крана, и выскальзывающая из рук тарелка, и звон посуды. Вот этот интерес и нужно использовать, чаще предлагать ему сделать что-нибудь. Нужно поддерживать проявление любой детской инициативы. Хочешь — делай. Это и есть воспитание трудолюбия у ребенка.

А если вы по каким-то причинам запрещаете ребенку что-то делать, то потом приучить его к этой деятельности будет довольно сложно – интерес, возможно, угаснет.

Конечно, малышей сначала нужно приучать к выполнению простых поручений. К двум годам он будет пробовать одеваться. Может быть, пройдет целый год, пока он научится надевать самую простую одежду. А еще через некоторое время, научится справляться с пуговицами и шнурками. Пяти-шести летние детки могут помочь с уборкой, выполнить некоторую работу на огороде, помочь с приготовлением обеда, накрыть на стол, помыть посуду. Не забывайте мотивировать дитя, хвалить и благодарить. Если вы вообще не будете ни в чем ему помогать, то неудачный опыт может отбить желание пробовать снова.

Воспитание трудолюбия. Будьте терпеливы

Было ли у вас так, что постоянно приходится уговаривать, заставлять, ругать бесконечно копающегося ребенка? Сначала, его ну никак невозможно поднять с постели утром, потом заставить умыться, переодеться, позавтракать. Но ребенок ведь не родился копушей. Таким его сделали постоянные поторапливания: «Быстрей одевайся!», «Быстрей доедай !», «Сколько раз повторять, убирай игрушки!». Родители очень быстро приобретают привычку все время подгонять своих детей, а это в них порождает не трудолюбие, а упрямство. Наверное, если вы не можете заставить ребенка делать свои дела вовремя, то «пилите» его и ругаете на протяжении дня, потому что думаете, что только таким образом можете добиться от него выполнения ваших требований. Но получается замкнутый круг: вы пилите – он упрямится. Выход из него прост: поменьше «доставайте» его, постарайтесь больше доверять малышу или устанавливайте временные рамки выполнения задания, но в доброй форме. Разумное требует терпения!

Воспитание трудолюбия и возможности ребенка

При этом нужно учитывать физические , не перегружать малыша. А такое встречается довольно часто. У шести – семилетнего ребенка есть уже физическая сила, он многое способен сделать. И наше воспитание трудолюбия сводится к тому, что мы поручаем ему долго нянчить младших детей, разрешаем ему поднимать тяжести. Но все чрезмерное не является здоровым. Мышцы ребенка еще не очень выносливы, позвоночник до конца не сформирован, физические перегрузки могут вызвать общее истощение, привести к заболеваниям позвоночника. Многие требования малышу выполнить еще довольно трудно. Но очень важно, чтобы он получал удовольствие от работы, хотел что-то делать и получал удовлетворение от полученных результатов. Исследования психологов и наблюдения педагогов показывают, что в раннем возрасте поступки, в основном, совершаются под влиянием сиюминутных желаний, эмоций, и самый верный способ побудить дитя действовать в нужном направлении – это сделать для него привлекательным то, что ему предстоит сделать, вызвать у него положительные эмоции.

Воспитание трудолюбия. Как действовать?

Как же добиться этого? Мотивируешь, объясняешь, растолковываешь – ну никак не получается. В дошкольном возрасте для малыша труд – это подражание взрослым. Превратите его работу в своеобразную игру с элементами фантазии. Подскажите, как лучше убрать игрушки, мишку уложить спать. И вы будете приятно удивлены, как он будет увлечен такой игрой-уборкой. Подайте некоторые идеи, но не увлекайтесь, пусть малыш будет хозяином положения, что удовлетворит его самолюбие. Ребенок должен видеть перед собой определенную цель, должен знать, что его работа кому-то нужна, чем-то полезна.

Малыш, например, будет очень доволен, если ему дадут тазик с теплой водой и мыло для маленькой стирки кукольных одежек. Главное, выстирать одежду хорошо и убедиться, что она стала чистой. Если вдруг у него не получилось, то отнеситесь к его попытке с уважением и пониманием, утешьте, он же старался. Скажите малышу: «Я уверена, завтра ты постараешься еще больше, и у тебя все получится намного лучше!»

Серьезное отношение к труду ребенка и воспитание трудолюбия

не должен быть игрушечным. То есть труд должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесет удовлетворение ребенку. Разве, вы будете выполнять какую-то бесполезную работу? Даже двухлетние признают только полезный, целесообразный труд.

Самой распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребенка «от случая к случаю». Но для детей возраста пяти – семи лет выполнение определенных простых обязанностей – просто необходимость. Например, помыть посуду, подмести пол, полить цветы, застелить свою постель. Наличие обязанностей, которые ребенок должен выполнять, помогает развить у него , добросовестность, дисциплинируют, приучают тщательно выполнять и необходимую работу, не только приятную. А это немаловажно.

Некоторые находят оправдание в том, что у них не хватает времени для трудового воспитания ребенка. У нас нет времени ждать, пока малыш сам оденется или помоет посуду. Ведь мы же можем сделать все это быстрее, и результат будет намного лучше. Конечно, все верно, но так мы просто упускаем то золотое время, когда наш ребенок стремится сам сделать что-то, подражая нам. Двухлетнему малышу интересно самому справиться с надеванием колготок и майки, и он пыхтит, пытается сделать это, проявляя усердие и упорство. Вы очень спешите и хотите поскорее отвести его в детский сад, поэтому помогаете ему, чтобы все происходило быстрее. Но совсем не трудно разбудить ребенка на 20 минут раньше и дать ему время обслужить себя самому хотя бы частично.

К трем – четырем годам стремление к самообслуживанию угасает, если его не поддерживать. Дитя будет охотно и послушно протягивать руки и , одевающему его взрослому и будет очень возмущен, если вы попросите его сделать что-то самостоятельно: почему это вы стали от него требовать что-то? Возможна не одна истерика. А в возрасте семи-девяти лет он начнет уклоняться от выполнения ваших поручений.

Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо с самого маленького возраста. Но:

— порученное малышу дело должно быть для него посильным;

— выполнение вашего задания должно давать ощутимый положительный результат;

— дела, которые вы поручаете ребенку, должны быть безопасными для него.

Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться. Так что, если ребенок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом. А то, что он не очень скор в выполнении работы, не страшно. Он научится и будет все делать быстро и качественно! А воспитание трудолюбия не очень простая задача, но это процесс необходимый и Вам и малышу! Зачем , мы уже обсуждали в одной из предыдущих статьей.

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на обновления нашего ! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Наши руки не для скуки

Мне, наверное, никогда не понять родителей, сетующих на то, что ребенок ничего не хочет делать по дому. Честное слово, в детстве я очень редко подметала пол, а посуду мыла только по праздникам. Встав из-за праздничного стола, папина сестра обычно брала полотенце и заговорщически слегка кивала в сторону кухни. На кухне обязанности распределялись таким образом: тетя Рая брала на себя функции ОТК, проверяя, хорошо ли смыт жир с тарелок, и заодно насухо вытирала чашки-блюдца. Я мыла посуду и прислушивалась к тому, что творится в комнате. Минут через десять-пятнадцать, видя, что на кухне меня уже не удержать, тетя объявляла перерыв. После которого мы менялись местами.

Каюсь: самостоятельно готовить я начала, только отделившись от родителей, когда мне уже, мягко говоря, было далеко за 20 и даже 25. До этого момента я лишь изредка выполняла на кухне роль "подай-принеси", почисть картошку и нарежь салат. Вот салаты делать я обожала! И до сих пор делаю это с огромным удовольствием.

Ни меня, ни брата родители не заставляли ни пылесосить, ни пол подметать, ни мусор выносить на помойку (мы жили в доме без мусоропровода), ни стирать. И тем не менее я все это стала с удовольствием делать, когда зажила отдельно от родителей. Просто потому, что рядом уже не было мамы. Взрослый человек, я прекрасно понимала: кроме меня, домашние дела никто не сделает. И лучше не копить кучу малу, а решать домашние проблемы по мере их возникновения. Так больше времени останется на более увлекательные занятия. Этим правилом руководствуюсь до сих пор. Как бы ни устала, но через день обязательно мою полы и вытираю пыль (иначе скопившаяся пыль может спровоцировать у мужа аллергию). И еду готовлю, хотя, честно говоря, отношусь к этому как к суровой необходимости и особыми кулинарными талантами не отличаюсь. Но если муж и сын мою стряпню едят, значит не так уж все плохо.

Так что когда друзья жалуются на нерадивых детей, всегда отвечаю: "Заживет своей семьей, отделится от родителей — всему научится".

И все-таки навыки самообслуживания прививать чаду надо. С какого возраста начинать? Давайте послушаем, что говорят психологи.

Сделайте ему интересно

Вообще-то воспитывать малыша надо уже тогда, когда он еще, образно выражаясь, поперек лавки лежит. Когда грудничок впервые тянет ручонки к погремушке, одна мама заботливо вложит погремушку в ручку, а другая будет наблюдать, как малявка пыхтит изо всех сил, пищит, но пытается дотянуться до желанной цели. Права вторая мама. Она воспитывает в чаде самостоятельность и стремление добиваться поставленной цели, надеясь только на свои силы. Что равносильно трудолюбию.

Родители ведь должны научить детей не тому, как готовить обед и стирать белье (хотя и это, безусловно, важно), а самостоятельности, умению преодолевать трудности, сформировать активную позицию ребенка по отношению к окружающему его миру. Впрочем, это все научные изыски, надо просто знать: прививая дитятке навыки самообслуживания и поощряя его (ее) усердие, когда он (она) помогает нам по дому, мы облегчаем детям жизнь в будущем и закладываем основу их будущего жизненного успеха. Вот так-то — ни больше, ни меньше.

Поэтому постарайтесь не ограничивать инициативу малыша . Если стараться предугадать все действия родной кровинушки, то ничего хорошего из этого не выйдет: у ребенка угаснет самая главная сила, которая направляет его, интерес. Пусть карапуз самостоятельно соберет пирамидку, дотянется до погремушки, перелистает страницу книжки. А заодно и научится трудиться.

Карапузам, которым уже исполнилось год-полтора, надо терпеливо прививать навыки самообслуживания. Пора приучать малыша умываться, пользоваться полотенцем, складывать игрушки, застегивать пуговицы. Конечно, придется ему помогать, пока не выработается привычка проделывать все это самостоятельно.

Помните: ребенок учится каким-то действиям, когда начинает подражать старшим. Поэтому, если ваше чадо рвется помочь папе или маме пропылесосить ковер, не отталкивайте его, не глушите инициативу. Наоборот, всячески привлекайте ребенка и к уборке дома, и к приготовлению еды.

Года в три карапуз начинает твердить: "Я сам!" Отлично! Задача родителей — незаметно помогать и как можно чаще хвалить малыша, даже за самые малюсенькие победы. А чтобы легче было это делать, надо придумать потомству постоянные домашние обязанности. Например, убирать посуду со стола, поливать цветы, вытирать пыль, застилать постель и т.д. Главное — чтобы поручение было постоянным, по силам малышу и чтобы никто, кроме него, не мог это выполнить. Одним словом, поручив что-то ребенку, дождитесь, пока он все сделает, и не стремитесь выполнить работу за него.

Вам некогда ждать, проще одеть карапуза самому и быстренько отвести его в детский сад? Так разбудите его на полчаса пораньше, уложив вечером пораньше в постель. Иначе вы просто-напросто убьете стремление к самообслуживанию. Но не забывайте помогать маленькому человеку. Например, стяните носок наполовину, чтобы ребенку было легче его снять, или помогите просунуть голову в свитер, а ручки уже пусть просовывает сам.

Никогда не подгоняйте ребенка! Чем больше вы его поторапливаете, тем медленнее он будет все делать. Хотя бы из-за свойственного всем детям упрямства. Будьте терпеливы — рано или поздно у малыша все начнет получаться, движения станут быстрыми и уверенными.

Если у ребенка что-то не получается, сделайте это вместе. Покажите, как надо, проговорите медленно каждое свое движение, объясните, где ошибка и как ее исправить. И обязательно найдите, за что похвалить чадо. Дайте малышу почувствовать, что его старания не напрасны, что он приносит пользу не только себе, но и окружающим. Скажем, "Я сегодня так устала, а ты мне помог, убрал со стола. Молодец!"

Будьте готовы к тому, что ребенку все надо постоянно напоминать. Но делать это нужно вежливо и таким тоном, как если бы вы говорили со взрослым человеком.

Учить детей надо играючи . Это относится и к домашним делам. Если ребенка заинтересовать, он горы свернет. Придумайте занимательную игру. Скажем, машинку надо поставить не на полку, а загнать в гараж, куклу уложить спать, а нож ну очень скучает по работе. Так давай позволим ему нарезать салат. А так как самостоятельно нож с этим не справится, мы должны ему помочь. Можно устроить и соревнование: "Давай посмотрим, кто быстрее — ты комнату подметешь, или я посуду помою".

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже "игрушечного" труда, который ему ничего не стоит. Но нельзя делать помощь по дому средством для достижения другой цели ("Пока не уберешь комнату, не пойдешь гулять"). Иначе дети будут воспринимать труд как нечто вынужденное, помощь по дому потеряет свою привлекательность, перестанет увлекать и приносить радость.

Бывает, что в стремлении привить трудовые навыки подрастающему поколению господа взрослые забывают, что имеют дело с детьми. У детской исполнительности есть законный предел. Если ребёнок хотя бы в течение пяти минут исполняет чью-то просьбу, его уже можно считать послушным и трудолюбивым.

Основные правила

— Не подавляйте инициативу малышу — научиться чему-либо можно только путем проб и ошибок, то есть только на практике.
— Прежде чем что-то поручить ребенку, покажите, как это сделать. Объясните алгоритм действий и посмотрите, как справляется с заданием ребенок. Если что-то не получилось, найдите, за что ребенка похвалить и тактично исправьте ошибки. Наберитесь терпения. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз вместе.
— Будьте последовательны в своих требованиях.
— Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Труд должен быть посильным и требовать физических и умственных усилий.
— Превратите домашнюю работу в увлекательную игру.
— Учите ребенка уважать труд других людей. Рассказывайте малышу о своей работе, о работе других близких.
— Тактично оценивайте результаты труда ребенка. Постоянно хвалите его за старательность и прилежание. Критикуйте только результат или способ, а не самого маленького исполнителя.
— Работа не должна быть однообразной. Чтобы ребенок отдохнул, предлагайте ему разную работу: полил цветы, а теперь давай вместе приготовим обед.
— Очень важен тон, которым дается поручение. Уважительная просьба выполняется охотнее, чем безапелляционный приказ.
— Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все получилось — не раздражайтесь, объясните ещё раз.
— Всегда привлекайте ребенка к большим семейным делам (когда надо накрыть праздничный стол, прибраться к приходу гостей, навести порядок после праздника) и приучайте начатую работу доводить до конца.
— Постоянно пересматривайте и расширяйте круг обязанностей своего ребенка.
— Нельзя наказывать ребенка трудом ("Ты меня не слушаешься, поэтому вымоешь посуду").

Устраиваем постирушки

Мы уже говорили, что в общении с ребенком важен принцип "делай, как я". Чтобы научить малыша стирать, продемонстрируйте этот процесс на своем личном примере. Возьмите кукольную одежду или носовой платочек, кусок мыла, налейте в тазик теплую воду. Покажите малышу последовательность действий и попросите, чтобы он повторил их. При этом любое свое действие надо озвучивать: "Кладу в тазик одежду, беру мыло, тру на одежде пятнышки, беру одежду двумя руками и опять тру пятнышки, видишь — я тру один кулак о другой, а теперь надо вылить грязную воду, налить чистую и прополоскать то, что стирал. Потом мы это выжимаем, вешаем на веревочку и расправляем". Хорошо, если веревочка будет на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно повесить выстиранную вещь.

Одного раза будет, конечно, мало. Поэтому время от времени надо говорить малышу: "Пойдем, я постираю, а ты мне поможешь". С каждым разом давайте карапузу больше самостоятельности. Сначала пусть повесит то, что вы постирали. Потом пусть принесет грязную вещь и потрет ее мылом и т.д. Постепенно вы увидите, что с несложной постирушкой ребенок справляется уже без вашего участия. Сколько времени на это уйдет? Чем чаще будут такие совместные постирушки проходить, тем быстрее ребенок освоит это нехитрое дело.

Готовим бутерброды

Возьмите сыр, колбасу, в общем, все, что вы хотите положить на хлеб, нарежьте в присутствии ребенка все это хозяйство тонкими ломтиками.

Пусть малыш попробует даже сам что-то нарезать. Для этого вложите нож в его ручку, сверху положите свою и водите ножом. Малыш будет в восторге, честное слово!

А если еще предложить крохе самому украсить бутерброд, намазать на него масло, красиво уложить на подносе или блюде — в следующий раз он сам, без всякого напоминания, вызовется помогать вам на кухне.

Обязательно похвалите своего помощника. Причем в присутствии других членов семьи. А поедая бутерброды, не забывайте их нахваливать и подчеркивать "авторство".

В следующий раз ребенок захочет уже приготовить салат, а там, глядишь, и до картошки с яичницей очередь дойдет.

Учимся мыть посуду

Сначала спросите у малыша, зачем надо мыть посуду. Поинтересуйтесь, что будет, если она останется грязной. Пусть выскажет свою версию. А потом расскажите, что остатки еды и жир на тарелках со временем портятся, распространяются неприятные запахи, на тарелках заводятся вредные существа — микробы. Если из такой посуды поесть, можно заболеть.

Теперь можно приступать к показательной мойке. Возьмите две небольшие немытые тарелки (опыты лучше проводить над небьющейся посудой), моющее средство и губку.

Покажите малышу, как вы наносите моющее средство на губку, как протираете тарелки и промываете их чистой водой. Заострите внимание ребенка на том, что моющее средство надо обязательно тщательно смывать, чтобы оно не портило вкус пищи, которую он же потом будет есть из этой тарелки. Протрите тарелку полотенцем и поставьте на полку или сушку.

Покажите, как после мытья посуды вы тщательно промываете губку.

Последовательность действий малыш, конечно, запомнит не сразу. Ничего страшного. Просто зовите всякий раз, как собираетесь мыть посуды, обращайтесь к нему за помощью: "помоги мне, пожалуйста, без тебя я не справлюсь". А моя посуду, подробно комментируйте каждую мелочь и объясняйте, зачем вы это делаете. И обязательно хвалите!

Вот так, шаг за шагом, вы и вырастите настоящего помощника.