Логопеды - дефектологи. Детские логопеды Когда нужно обращаться к детскому логопеду-дефектологу

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу, у родителей возникает множество обоснованных вопросов. Зачем нам идти к врачу? Как связана неврология с логопедией? Чего ожидать? Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты? Можно ли обойтись без этого? Благодаря статье вы найдёте ответы на эти вопросы и сможете лучше понять ситуацию.

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог - лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

  • В чем заключается связь неврологии и логопедии?
  • Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
  • Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
  • Стоит ли бояться направления к неврологу?
  • Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

Кора головного мозга - это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

  1. Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей - правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
  2. Область Вернике. Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

  • Афазии
  • Дизартрии
  • Алалии

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители - это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи - не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Наступает 1 сентября и стройные ряды неловких и возбудимых детей идут в школу. И понеслось: бесконечные замечания на уроках, при чтении и в тетрадях. Учителя стонут, детки рыдают, родители опускают руки. Ребенок оказывается частым гостем .

А логопед прежде всего направляет такого ученика к неврологу. Ведь его, логопеда, учили в педагогическом институте, что помощь неуспевающему ребенку должна быть комплексной.

Невролог осматривает ребенка и делает пометку в карточке и в справке для школьного логопеда: «Очаговой симптоматики не обнаружено».

Что это значит? Это означает, что все отделы головного мозга у неуспевающего ученика устроены правильно, и функционирование нервных клеток тоже в пределах нормы.

На самом деле, у ребенка не обнаруживается лишь грубых симптомов. К примеру, ребенок не хромает, может нормально ходить, умеет прыгать и бегать, не поджимает ту или иную руку, обе они одинаковой толщины и т. п.

Но существуют и малозаметные признаки неблагополучия в развитии головного мозга.

К примеру, во время письма сильно напрягаются мышцы рук, шеи, лицевые мышцы. Ребенок смотрит на доску, но не замечает то, что написано на ней справа или слева.

Такие признаки можно выявить, только лишь спровоцировав некоторые симптомы. Например, держать левую руку ребенка, пока он выполняет задание правой.

А родители неуспевающего ученика ждут от невролога помощи, умоляют «что-нибудь» сделать, чтобы ребенок не числился в «дурачках» и двоечниках. Невролог прописывает успокаивающие или стимулирующие мозг препараты. Мама с ребенком послушно посещают врача с периодичностью 1 раз в 3-4 месяца. Но проблемы не уходят. Поведение остается прежним, количество ошибок в чтении и письме не уменьшается. И родители, разочаровавшись в медицине, исчезают навсегда.

Большинство врачей довольны уровнем своей подготовки. Лечению неуспевающих в школе детей не учат в медицинском институте. В идеале, после института врач-невролог должен развиваться самостоятельно, находить учителей-единомышленников и вместе с ними проводить эффективный коррекционный курс для таких детишек.

Грустно и то, что большинство родителей рады тому, что от них не требуется никаких усилий.

Какие дети должны быть под наблюдением невролога?

1 группа. Возбудимые дети.

Они заикаются, писаются ночью, имеют тики: непроизвольно двигают губами, плечами, моргают. Возбудимые дети часто совершают ритуальные или стереотипные действия: без конца потирают или нюхают руки, включают и выключают воду и свет, закрывают и открывают двери и т. п.

На перемене они так возбуждаются, что весь урок не могут успокоится и просто не в состоянии контролировать свое поведение: передвигают предметы на парте, вертятся, роняют ручку и карандаши на пол. Словом, всеми способами отвлекают других от учебного процесса.

В чем причина повышенной возбудимости ребенка?

На этот вопрос сможет ответить только команда специалистов, в которую входят невролог, нейропсихолог, психолог, а иногда и психиатр.

Обычно таких причин несколько и сложно выделить ведушую без точной диагностики состояния ребенка.

Стратегию и тактику эффективной коррекционной работы сможет определить, опять же, только команда специалистов. Иногда возбудимому ребенку достаточно будет курса подходящих медикаментов. Но чаще помогает изменение отношения к ученику, выстраивание определенных программ действий (к примеру, выполнение какой-то рукодельной или домашней работы, которая требует соблюдения определенной последовательности).

2 группа. Дети, которые перенесли гемипарез.

Гемипарез возникает вследствие ассиметричного поражения головного мозга. Он может возникнуть из-за недостаточного поступления крови в головной мозг (если пережаты сосуда) или из-за кровоизлияния.

Ярким симптомом гемипареза является ассиметричное поражение рук или ног. Одна нога или рука начинает слабеть, медленно развиваться, «поджиматься».

Кроме «скрюченности» одной руки или ноги, у ребенка может быть перекос туловища и плохая подвижность шейного отдела (когда, чтобы посмотреть в сторону, ребенок поворачивает не голову, а все тело).

Гемипарез часто связан с травмой во время родов, но бывают также и другие, более поздние причины — кровоизлияния, не связанные с родами, тяжелые травмы (из-за автокатастрофы), инфекции головного мозга.

Грубое нарушение в форме пареза (когда ребенок не владеет в полной мере одной половиной тела) встречаются не часто и не проходят мимо внимания врачей. Гораздо чаще встречаются «легкие» поражения, на которые никто, как правило, не обращает внимания. Перечислим их.

Перенесшие гемипарез дети не в состоянии сосредоточиться на одном занятии. Их желания меняются молниеносно. Они не умеют выстроить программу действий и постоянно хватаются за все сразу, в результате ничего не доводят до конца. У них все ломается и «горит» в руках. Часто такие детки любят бесцельно бегать по кругу. Пугают окружающих тем, что могут беспричинно разрыдаться.

Став постарше, эти дети становятся чрезвычайно неловкими. Спотыкаются и падают «на ровном месте», не попадают в дверной проем и набивают шишки, спотыкаются на лестницах. Категорически не любят лепить, рисовать, вязать, шить или вышивать. Мальчики отдают предпочтение бесцельному катанию машинок туда-сюда, а не игре в конструктор.

Логопеды уверенно скажут, что из таких «неумех» и вырастают потом школьники, стойко неуспевающие по чтению и русскому языку.

В следующей статье мы поговорим о том, как лечат возбудимых детей и детей, перенесших гемипарез.

Василенко Ольга Георгиевна,
учитель-логопед

Речь – это высшая психическая функция, в формировании которой участвует лобная доля коры мозга. Поэтому различные заболевания центральной нервной системы часто сопровождаются речевыми патологиями. В этом случае в устранении дефектов принимает участие невролог-логопед.

Цены на услуги логопеда-невролога

Виды занятий Стоимость 1 занятия / сеанса Длительность 1 занятия / сеанса Рекомендуем занятий/сеансов
Диагностическая консультация логопеда 1000 руб. 30 мин. 1 занятие
Индивидуальное логопедическое занятие 800/1000 руб. 45 мин. 10-15 сеансов
Групповое логопедическое занятие 600 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Логомассаж классический 800/1000 руб. 45 мин. индивидуально
Логомассаж сенсорный 800/1 000 руб. 15 мин. от 2 раз в неделю
Групповое занятие логоритмикой 600/800 руб. 45/60 мин 1 раз в неделю
Индивидуальное дефектологическое занятие 1000 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Направление к неврологу бесплатно один раз в месяц

Центр «Доброе Слово» проводит логопедические занятия для людей с неврологическими заболеваниями. На первом приёме невролог проведёт обследование, главной целью которого является выявление причины речевой патологии. На основании полученной информации специалист разработает индивидуальную программу коррекции.

Речевые патологии, вызванные заболеваниями ЦНС

Логопеды работают со следующими патологиями, причинной которых становятся различные проблемы в работе центральной нервной системы. К ним относятся:

  • дизартрия – нарушение разборчивости речи, которое возникает при изменении нервной регуляции артикуляционного аппарата;
  • афазия – проявляется в виде потери способностей к воспроизведению и пониманию речи, письму или чтению. Возникает вследствие органических поражений участков коры мозга;
  • заикание (логоневроз) – характеризуется отсутствием плавности речи, повторением слогов или целых слов. При этом также наблюдает повышение тонуса лицевых и шейных мышц;
  • алалия – частичное или полное отсутствие речи, возникающее вследствие патологии речевых областей мозга;
  • тахилалия и брадилалия – патологически быстрая или медленная речь.

Также к неврологу часто обращаются дети, страдающие от ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи). Для решения этих проблем часто требуется комплексных подход.

Направления логопедической работы

С каждым ребёнком логопед работает по индивидуальной программе. В зависимости от вида патологии она может включать:

  • упражнения на формирование речевого дыхания;
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж;
  • развитие фонематического слуха;
  • постановку правильного звукопроизношения;
  • работу с темпом и ритмом речи и т. д.

Если вы ищете грамотного логопеда, запишитесь на приём в Центр «Доброе Слово». Наши специалисты обладают большим опытом, поэтому способны оказать профессиональную помощь.

Речь – это то, что объединяет людей, позволяет им общаться и договариваться между собой, изучать языки, путешествовать по миру, приобретать знания. Развитая, хорошо поставленная речь позволяет ее обладателю правильно себя презентовать, а в современном мире это имеет огромное значение. И не только в современном. Еще в Древней Греции будущему блистательному оратору Демосфену для того, чтобы взыскательная афинская публика согласилась его слушать, приходилось упорно работать над «фефектами фикции». Он клал в рот камешки и черепки и отправлялся на берег моря, где, перекрикивая шум волн, говорил, говорил, говорил…

К счастью, сегодняшним деткам такого делать не придется – если, конечно, заботливая мама отведет их к хорошему детскому логопеду. И сделает это вовремя.


Что лечит логопед?

Начнем с пункта первого. Что значит «хороший детский логопед»? Хороший – это, прежде всего, такой, который вам симпатичен и умеет найти подход к вашему малышу. А еще он должен обладать высокой квалификацией и уметь работать на результат.

Миф 1. Логопед только ставит звуки

Между тем, логопед – это врач, и к его выбору надо подходить ответственно. Это только кажется, что плохой логопед не может навредить. Может, и еще как! В лучшем случае, вы просто впустую потратите время и деньги.

С серьезными речевыми нарушениями, такими как:

Заикание, недоразвитие речи различного происхождения (в том числе на фоне задержки психического развития), фонетический дефект, дизартрия, алалия, ринолалия, нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия, дисорфография)

– способен справиться лишь специалист с высшим профильным образованием, логопед-дефектолог. Он владеет необходимыми знаниями в неврологии, пато- и нейропсихологии, психофизиологии и других смежных областях. В нашем Центре детский логопед тесно сотрудничает с психологами и неврологами, что помогает правильно установить причину речевого расстройства и подобрать оптимальную методику лечения.


Миф 2. Хороший логопед посмотрит ребенка и сразу скажет, сколько занятий потребуется

Каждый ребенок – индивидуальность. Это касается и речевых особенностей, и способности к обучению. Точных цифр здесь нет и быть не может. Зато мы гарантируем, что специалист в нашем Центре работает добросовестно, с полной самоотдачей и на высоком профессиональном уровне. У нас занятия детского логопеда открыты для посещения. Мы только рады, если мамы и папы на них присутствуют! Слушайте, запоминайте, повторяйте упражнения дома. Для приобретения и закрепления речевого навыка важна постоянная тренировка, и активное взаимодействие «логопед–ребенок–родитель» улучшит и ускорит результат.

Миф 3. Занятия с детским логопедом лучше проводить у себя дома

Не место красит человека, а человек место. В случае с логопедией первичен именно специалист, его квалификация, опыт и умение установить психологический контакт с ребенком. А уж где проходят встречи – дело второстепенной важности. К хорошему логопеду возят детей со всей Москвы, а то и из Подмосковья. Лучше пройти эффективный курс выездных занятий, чем годами заниматься в уютной, но расслабляющей домашней обстановке. Наоборот, у малыша вырабатывается привычка: привела его мама к тете в кабинет – значит, настало время веселых и забавных упражнений для язычка. В нашем Центре логопедический кабинет – это не унылые серые стены, а светлое современное помещение, с яркими картинками и множеством интересных пособий. А братья и сестрички с удовольствием подождут «ученика» в нашей замечательной игровой комнате.

Когда нужна консультация детского логопеда?


Миф 4. Консультация детского логопеда нужна ребенку не раньше 4-5-летнего возраста

В государственной образовательной системе постановкой речи с детьми действительно принято заниматься ближе к школе. Именно на этот возраст – 4-5 лет и старше – рассчитаны логопедические программы в районных поликлиниках, обычных и профильных детских садах. Между тем, психологи и педагоги давно уже установили, что сенситивным (наиболее продуктивным) периодом развития речи является возраст до (!) 5 лет. Именно в это время занятия с детским логопедом принесут ребенку максимум пользы.

К логопеду можно обратиться в любой момент, просто для консультации. Специалист оценит речевое развитие малыша, даст персональные рекомендации: как расширить словарный запас, как научить ребенка пересказывать информацию, формулировать свои мысли.

После появления на свет

Буквально через несколько месяцев после рождения кроха уже способен воспринимать окружающую речь. Говорить сам он пока не может, однако прекрасно различает обращенные к нему ласковые слова, реагирует улыбкой, лепетом, гулением. Если этого не происходит, надо показать малыша логопеду. Особенно это важно при наличии диагноза, при котором потенциально возможна задержка развития. Чем раньше кроха начнет занятия с детским логопедом, тем больше у него будет шансов нагнать сверстников.

От года до трех

В год ребенка рекомендуется привести на профилактическую встречу с логопедом. «Где мишка?» – спросит логопед, и вроде бы больше ничего особенного не произойдет. На деле же, специалисту эта встреча скажет о вашем ребенке многое. Врач оценит пассивный словарный запас ребенка, его мелкую моторику, правильность развития речевого аппарата, научит вас пальчиковым играм и артикуляционной гимнастике, упражнениям на концентрацию вниманию и усвоение новых слов, а при необходимости покажет приемы логопедического массажа – расслабляющего, тонизирующего или избирательного, в зависимости от нужд малыша.


В возрасте до 3 лет к детскому логопеду нужно обратиться обязательно, если:

  • Ребенку поставлен диагноз, при котором нарушен тонус артикуляционных или других скелетных мышц (ДЦП и др.), а также возможна задержка речевого развития или умственная отсталость.
  • При наследственном факторе (кто-либо из родителей поздно заговорил или имеет дефекты речи).
  • У малыша имеются проблемы со слухом и/или зрением.
  • или стоматолог диагностировал короткую уздечку языка.

От трех до пяти

Корней Чуковский недаром назвал свою восхитительную книгу о детском словотворчестве «От двух до пяти». Именно в этом возрасте речь ребенка самая метафоричная, самая изобретательная и любопытная. Наслаждайтесь «перлами» своего малыша, но не забывайте отмечать для себя определенные нюансы.

Если ребенок:

  • Говорит неразборчиво и непонятно для окружающих.
  • Переставляет местами и «глотает» слоги, «съедает» окончания.
  • Постоянно путается в предлогах и союзах, числах и падежах, а на ваши поправки не реагирует.
  • Не в силах связно описать картинку, выстроить последовательность действий.
  • Многие звуки произносит мягко (словно сюсюкает) или, наоборот, твердо (как будто говорит с акцентом).
  • Если он произносит «р» на французский манер (грассирует) или «ц», «с», «з» – на английский (помещая язык между зубами).

От таких дефектов речи ребенок самостоятельно не исправится. И чем раньше вы забьете тревогу, тем лучше: ставить звуки «с нуля» НАМНОГО проще и быстрее, чем переучивать с неправильного варианта на правильный.

В это время ребенок с помощью логопеда будет не только формировать речь, но и развивать ее. Такие занятия – прекрасная подготовка к школе.

Во время учебы в школе

  • Если у ребенка в первом классе заканчивается первая четверть, а с письмом явные проблемы…
  • Если ученику любого класса не даются даже базовые навыки чтения и письма…
  • Если ваш школьник вдруг стал пропускать буквы и слоги, писать мимо строк, особенно на фоне какой-либо травмы…
  • Если у него хроническая неуспеваемость…

– вашему ребенку рекомендована консультация детского логопеда и, возможно, . Ребенок с нарушенной речью часто отличается сниженным слуховым вниманием (слух и речь в нашем организме теснейшим образом взаимосвязаны). Поэтому записать со слуха диктант или примеры, которые зачитывает учитель, для него задача непосильная. И дело вовсе не в отсутствии интеллекта. Просто такому ребенку нужна помощь – помощь профессионала.

Логопед займется с ним формированием внимания, мышления, памяти, научит грамматике, привьет понимание принципов языкового строя. Это поможет ребенку адаптироваться к школьной программе.

Кстати, будьте готовы к еще одному приятному эффекту от занятий с детским логопедом. Вполне возможно, что ваш отчаянный драчун, гроза песочницы, вдруг станет общительным и дружелюбным. А вчерашний грубиян, на которого жаловались все педагоги, неожиданно сделается вежливым и улыбчивым. Действительно, зачем бить совочком и отнимать игрушку, если можно ее просто попросить? Зачем хамить и огрызаться в классе, если у тебя все получается и никто не ругает?

Хороший детский логопед – настоящая палочка-выручалочка и для школьников, и для тех, кто только-только начинается осваивать «великий, могучий русский язык».

Записаться на прием к врачу Центра можно через:

Как хорошего, заботливого, любящего родителя Вас, безусловно, волнует здоровье Вашего ребенка, его развитие. И Вы делаете многое, чтобы его будущее было счастливым.

Но когда что-либо идет «не так», Ваш ребенок становится плаксивым, возбужденным, непослушным, к нему возникают «вопросы» в детском саду, или уже в школе – Вы обращаетесь к врачу – неврологу. Врач может многое, но не все.

С другой стороны, в профессиональном сообществе специалистов, оказывающем психолого-педагогическую помощь детям с различными проблемами поведения, развития и обучения сложились свои традиции, методы и формы консультирования и оказания помощи Вам и Вашему ребенку. Одной из таких, отлично зарекомендовавших себя форм – является совместная консультация детского клинического психолога и специального педагога – логопеда-дефектолога.

Сама «процедура» подобного совместного консультирования ребенка и его семьи имеет свои большие преимущества, выгодно отличающие её от консультативных приёмов отдельных специалистов – психолога, специального педагога, логопеда. И дело не только и не столько в экономии времени. Такая консультация представляет собой принципиально иной уровень подхода к анализу особенностей развития ребенка как со стороны его психологических особенностей, так и с точки зрения его развития в целом. Обследование ребёнка на подобном приеме не является механической «суммой» обследований конкретных специалистов, но позволяет получить качественно иной результат.

Специалисты работают как единая команда, делая выводы об особенностях развития ребенка, опираясь на «объемное видение» его дефицитов и возможностей. Такая технология приема позволяет значительно повысить качество консультирования за счет коллегиального анализа не только медицинских данных, но самых различных аспектов развития ребенка, проблем, возникающих у него. Все это определяет выбор адекватной последовательности и направлений дальнейшей психолого-педагогической помощи.

В каком случае такая совместная консультация может быть полезна Вашему ребенку?

Если Ваш маленький (от 1,5 до 3-летнего возраста) ребенок наблюдается неврологом Центра, и у него возникают проблемы организации внимания, поведения – дома или в среде сверстников;

Если Вам важно знать каков уровень его психического и познавательного развития, не требуется ли ему развивающая помощь специального педагога, психолога;

Если Вы затрудняетесь в решении вопроса о посещении детского сада, выборе типа дошкольного образовательного учреждения;

Если Ваш ребенок – дошкольник (от 3-х до 7-ми лет), даже в том случае, когда он не наблюдается неврологом или другим врачом, очень важно понять каков уровень развития его психических функций и познавательного развития (в том числе и речи), в чем его сильные стороны и где он не очень компетентен.

Именно своевременная консультация ребенка в дошкольном возрасте, разносторонняя консультация семьи в целом сможет минимизировать проблемы адаптации ребенка, определить необходимость и направления психолого-педагогической помощи (специальный педагог, логопед, психолог, нейропсихолог, психотерапевт). Такие шаги помогут в дальнейшем минимизировать и проблемы адаптации и обучения в школьном возрасте.

Если Ваш ребенок посещает начальную школу

В этом случае могут отмечаться не только проблемы обучения, но и проблемы поведения: невнимательность, трудности сосредоточения, импульсивность, гиперактивность, другие проблемы школьника – отсюда, как следствие, возникают проблемы отношений как с педагогом, так и с детьми, «напряжение» в семье.

Если Ваш ребенок не хочет учиться

За этим «не хочет» может стоять огромное количество проблем как чисто психологического, так и познавательного характера. Не секрет, что на настоящий момент, в силу разных причин, в том числе, незрелости детей, приходящих в школу, эти проблемы порой возникают с самого начала обучения.

Из нашей достаточно многолетней практики мы можем сделать вывод о том, что своевременное подключение специального педагога логопеда или психологов к работе с ребенком может снять не только негативизм и проблемы мотивации обучения, но и улучшить взаимодействие ребенка с другими детьми, повысить его самооценку, представления о своих возможностях и улучшит «погоду» в семье.

Если у Вашего ребенка есть проблемы, связанные непосредственно с обучением в школе, то в этой ситуации необходимо четко определить, какую долю в этих проблемах составляют чисто психологические факторы, а какую педагогические и медицинские. Только такой развернутый анализ, целостное «объемное» видение ребенка в процессе совместного консультирования логопеда и психолога, с пониманием медицинской «истории» ребенка позволит понять причины и механизмы трудностей и определить объем и направления специальной помощи вашему ребенку. Иногда для этого нужно бывает совсем немного…

Как показывает практика, существует определенная часть родителей, которым достаточно, порой, однократной совместной консультации, поскольку проблемы их детей скорее лежат «в плоскости» недостаточной психолого-педагогической грамотности, отсутствия необходимой информации, просто родительских заблуждений относительно проблем детей, а не реальных проблем развития, требующих продолжительной и комплексной помощи.

Таким образом, подобный совместный прием двух разных специалистов «в одном месте и в одно время» поможет Вам в решении вопросов развития и образования Вашего ребенка, а при необходимости и определит объем и направления эффективной психолого-педагогической помощи.

Специалисты центра – одна команда, мы много лет работаем вместе. И мы хотим помогать Вам вместе.

К. психол. наук, доцент МГППУ,

клинический психолог,

член Городской ПМПК Семаго Н.Я.