Мальчик 3 года играет в куклы. Нужно ли мальчикам играть в куклы? Игрушки разные нужны, игрушки разные важны

Обычно такими куклами играют девочки, но иногда интерес к ним проявляют и мальчики

Девочки играют куклами, а мальчики - машинками - это воспринимается как норма. Но иногда дочери представляют себя водителями самосвалов, а сыновья - нянями для пупсов или хотят накраситься мамиными тенями. Нормально ли это, и стоит ли отбирать у детей «гендерно неподходящие» им игрушки, мы узнали у детского психолога центра доктора Вагина Марии Шапошниковой.

В обществе игрушки часто делят на те, что подходят для мальчиков и для девочек. Считается, что мальчикам следует играть машинками, собирать конструкторы, а девочкам - в куклы, посуду. Откуда взялось такое разделение?

Давайте ещё раз проанализируем классический набор чисто девичьих и чисто мальчишечьих игрушек. Игрушки для девочек - это посудка и куколки, принцессы и домики. Они предлагают девочке будущую гендерную роль - «сидеть дома, варить кашу и нянчиться с детьми». Игрушки для мальчиков - машинки, самолеты, корабли, конструкторы, оружие, солдатики, пираты, супергерои. Они предлагают ребенку другой гендерный набор: осваивать и исследовать мир, делать открытия, быть активными, искать приключения, защищать и уметь защищаться, конструировать и создавать что-то новое. Набор у мальчиков получается как-то поинтереснее.

Откуда идёт этот стереотип? Думаю, что тянется со времён патриархата и гендерного неравенства: мужчина может все, женщина должна сидеть дома и заниматься хозяйством.

Справедливо ли это для современного мира? Думаю, нет. Женщины получают технические специальности, занимаются наукой, водят машины, летают в космос. Мужчины шьют одежду, занимаются педагогикой, дизайном, становятся шеф-поварами, сидят дома с детьми. В современном мире разделение игрушек на чисто девичьи и чисто мальчишечьи так же неуместно, как разделение профессий на женские и мужские.

Психолог Мария Шапошникова считает, что разрешать ребенку играть только «гендерно подходящими» для него игрушками - несправедливо

Правда ли, что при игре в игрушки «для мальчиков» развиваются мужские качества, а в «игрушки для девочек» - женские?

Сами по себе игрушки качества женственности-мужественности не развивают. Женственность и мужественность усваиваются ребёнком через подражание близким людям и присвоение тех гендерных социальных ролей, которые им предлагает общество. «Ты девочка, ты как мама. Девочки носят красивые платья, любят наряжаться и играть куклами», - говорят взрослые ребёнку.

Конечно, обычный ребёнок психологически будет идентифицироваться с родителем своего пола: девочка - подражать маме, мальчик - папе. Но в быту роли перемешиваются. Мама водит машину и вбивает гвоздь. Папа меняет подгузник младенцу, готовит обед и моет посуду. Почему бы его сыну, который закономерно подражает отцу, не повторять эти же действия в игре?

Иногда дети выбирают те игрушки, которые им «не положены». Мальчики играют в куклы, а девочки катают самосвалы. Почему так происходит?

Игра для ребёнка дошкольного возраста - основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает мир, изучает свойства предметов, подражает действиям взрослых, примеряет на себя различные социальные роли. Ему интересно и любопытно все. Сегодня он хочет играть самосвалом, завтра куклой, послезавтра делает химические опыты.

Возможно, мальчику, играющему с куклами, сегодня интереснее тема про людей и про человеческие взаимоотношения. Девочке, играющей с машинкой, сегодня интереснее техника. Завтра интерес может измениться. Но может и остаться. Ничего в этом страшного нет.

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Нормально, если он будет экспериментировать и пробовать что-то новое

Вредно ли мальчикам играть в куклы? Может ли это сделать их чрезмерно женственными, стать предпосылкой для нетрадиционной ориентации? Могут ли девочки, играя машинками, превратиться в «пацанок»?

Никакой закономерной связи между выбором ребёнком игрушки и его будущей сексуальной ориентацией наукой до сих пор не обнаружено.

Мы же не подозреваем ростки зоофилии в ребёнке, играющем плюшевым мишкой.

Ребёнок может представить себя роботом, собачкой, деревом, снежинкой. Ребёнок может вообразить себя человеком противоположного пола. И это все будет игра, которая несёт в себе функцию осмысления этого мира.

Мало того, если же все-таки человек предрасположен к нетрадиционной сексуальной ориентации, никакие запреты не изменят его, но легко сделают несчастным. Запрещать и осуждать подобные игры бессмысленно, а порой и опасно для психики ребёнка.

«Если мальчик играет куклой, значит это игрушка для мальчика» - считает психолог

Стоит ли маме переживать, если сын пытается играть ее косметикой?

Если косметика дорогая, то переживать стоит, конечно. Недёшево будет обновлять косметичку. Что касается детей, то обычно за таким интересом скрывается любопытство и здоровая страсть к экспериментам. Если не ругаться, а позволить пару раз ради смеха накрасить себе губы-глаза «как девочка», то, скорее всего, интерес вскоре иссякнет. То, что дозволено, как эксперимент, быстро насыщает интерес и становится неактуальным.

Что делать родителям, если их сыновья играют игрушками «для девочек», а дочери - «игрушками для мальчиков»? Нужно ли что-то предпринимать?

Если девочка играет машинкой - значит, это и есть игрушка для девочки. Если мальчик играет куклой - значит, это игрушка для мальчика. Что делать родителям? Проявить интерес к содержанию игры, поиграть вместе. Но ни в коем случае не стыдить!

Возможно, девочка при большой любви к технике в будущем откроет свой автосалон, а мальчик при гуманитарной направленности станет выдающимся педагогом или врачом.

Ранее мы разобрались, как защитить детей от травм из-за разводов и проблем в отношениях родителей.

Наши бабушки в свое время использовали в качестве воображаемых деток самодельные игрушки или свертки тряпок. Современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей, возить их в маленьких колясочках. Но суть игры «дочки-матери» осталась прежней.

В сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Как играть в «дочки-матери»

1. Распределите роли - решите, кто будет играть роль мамы, а кто дочки. Полезно поменяться с ребенком местами, так вы сможете больше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, а он, в свою очередь, сможет почувствовать ответственность, которую на себя берут родители.

2. Подготовьте игровые атрибуты: посуду, бытовую технику, мебель - товары для детей можно купить или соорудить из подручных средств.

3. Позвольте ребенку проявить фантазию в выборе сюжета игры, которая может отразить реальные ситуации повседневной жизни.

Варианты игры «дочки-матери»

1. Девочка играет с куклами и сама придумывает различные ситуации. Она - мама, куклы - дочки. Такая игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть самостоятельной.

Играя с куклами, ребенок старается скопировать действия близких и родственников. В зависимости от места действия и ситуации, меняются ее настроение, голос, прическа. В этой ситуации дайте ребенку полную свободу.

2. Играют несколько девочек. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой или папой. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама идет на работу, «бабушка» остается дома. Вечером они собираются вместе, пьют чай, беседуют. Потом с работы приходит папа и рассказывает, как прошел его день. Это сценка из нашей жизни, только в роли детей она немного приукрашена и упрощена.

3. Играют девочки с мальчиками. Мальчишки - это непоседы, которые любят поспорить, поэтому девочкам придется научиться не обращать внимания на непослушание. Игра дает возможность ребятишкам стать значимыми в кругу сверстников, почувствовать себя взрослыми.

Польза игры «дочки-матери»

1. В игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь.

2. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма.

3. Мальчикам нравится играть роль отца - они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» - так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью.

4. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив - предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки - это поможет ребенку обрести уверенность в себе.

5. Вы должны быть на одном уровне с ребенком - не бойтесь - это позволит вам установить отношение доверия. Малыш почувствует в вас надежного друга, а не просто взрослого.

Сюжетно-ролевые детские игры знакомят кроху с миром людей, их взаимоотношениями изанятиями. В ней дети примеряют на себя разные социальные роли, формируют для себя шкалу ценностей, учатся выстраивать отношения с окружающими.


Если понаблюдать, как ребенок играет в эту простую, известную всем с детства игру, можно узнать о нем много нового. Игра позволяет детям "примерить" взрослые роли. Малыш, который не так давно научился говорить, изображает отца, беря пример с собственного родителя. Девчушка с удовольствием пеленает куклу , кормит ее с ложечки, укачивает в коляске и учит правилам хорошего поведения. Таким образом, каждый из детей готовится к взрослой жизни. И очень важно, чтобы ребятишки почувствовали себя в этой игре успешными и уверенными.

От имитации к импровизации
Игра в дочки-матери нередко начинается уже с момента введения прикорма: "..Ложку каши мишутке, ложечку - Светочке". Эти простые действия малыш потом повторяет самостоятельно. Собственно, понятие "забота" - основное для игры в дочки-матери, считают детские психологи. Как только кроха берет под свое покровительство пупса, ушастого зайца или куклу (неважно, что пока он способен только носить игрушку с собой и качать ее), можно сказать, что сделан еще один шаг к взрослению.
Первый этап игры (1,5-2 года) - имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает.
На втором этапе (от 3 лет) малыш уже не просто копирует действия взрослых, но и сам разыгрывает сценки. Кукла или мишка уже могут отворачиваться от ложки с кашей, капризничать, бояться или смеяться. Кроха уговаривает, подбадривает, наказывает их.
Ребенку 4-6 лет , играющему в дочки-матери, и детям постарше уже необходимы сверстники. Игра становится сюжетно-ролевой. В ней проявляется умение ребенка перевоплощаться, копируя поведение других. В дочки-матери иногда играют и мальчики, правда, отведенная им роль не будет центральной. Игровой папа ходит на работу, уезжает в командировку или отправляется на войну. Вообще, некоторые мальчишки с удовольствием играют в куклы, но это увлечение обычно недолговечно. А вот для девочек 4-6 лет дочки-матери - основная и любимая игра, которая исчезнет из игрового "репертуара" к первому или самое позднее - к пятому классу.

Заботливый отец
Если мальчик играет в куклы... Это совершенно нормально! В возрасте 2-3 лет мальчишки, как и их сверстницы, могут увлеченно "воспитывать" малыша, кормя его с ложки и даже гуляя с коляской. Именно игра с куклой помогает ребенку эмоционально развиваться. Он получает новый опыт, примеряя разные социальные роли: папа в игре дочки-матери, врач, если дети играют в больницу. Условность действий (все происходит понарошку) заставляет воображение работать активнее. С помощью кукол и пупсов мальчики точно также, как и девочки, учатся пониманию и взаимодействию с окружающим миром. Игра дает малышу возможность увидеть себя со стороны и в то же время понять другого, снимает психологическое напряжение путем „отыгрывания" конфликтных ситуаций.

Прогулки с коляской
После 2-3 лет игра постепенно усложняется, возникает потребность в новых предметах. К примеру, с помощью игрушечной посуды можно устраивать чаепития. Это не просто забава, но и полезный урок. Развивается мелкая моторика, кроха получает представление об объеме: учится наливать жидкость, вовремя останавливаясь. Еще один предмет, который используется в игре примерно с того же возраста, - коляска. Прогулки с игрушечной коляской улучшают крупную моторику ребенка, развивают ловкость, ведь малышу приходится делать повороты, спускаться и подниматься.

Что в игре должно насторожить?
Сильная агрессия. Кроха бьет или ломает куклы. Это повод задуматься, возможно, вы выбрали слишком жесткую линию поведения с малышом, сурово наказывая его за малейшие проступки.
Повторяющиеся сюжеты. Ребенок проигрывает одну и ту же ситуацию. К примеру, дочка раз за разом повторяет кукле: „Ты - плохая девочка, нужно проситься на горшок!" Скорее всего, в своем стремлении приучить малышку к горшку родители перегнули палку. Навязчивый сюжет вызывает стрессовая ситуация. Она может возникнуть и без участия родителей. В игре проявляются увиденные на улице драка, ссора, авария. Проигрывание этих моментов поможет малышу стереть пугающие воспоминания.
Сексуальные мотивы. Если в игре появляются "постельные сцены", нужно не умиляться маленькому всезнайке, а обратиться к детскому психологу. Подобные знания, полученные раньше времени, могли травмировать психику.

Какую куклу выбрать?


Первую куклу стоит дарить крохе не раньше полутора лет. До этого времени ребенок будет обращаться с ней, как с любой другой игрушкой, стараясь понять, что она из себя представляет. Поэтому скоро дорогая кукла окажется разобранной по частям. Позже малыш, наблюдая за своим окружением, обнаружит, что с этой игрушкой можно производить множество других не менее интересных действий. Купание, переодевание - такие манипуляции ребенок будет повторять изо дня в день. Так что на этом этапе познания мира лучше всего подойдут не столько красивые, сколько практичные игрушки. Например, тряпичные куклы, мягкие и приятные на ощупь. Или игрушки из гибкой пластмассы, которые хорошо моются. Девочке старше 2 лет уже стоит приобрести куклу с длинными волосами, например Братц, которую можно мыть, расчесывать и заплетать в косички. Еще одно правило: если Вы решили купить пупса, то кукле не нужно иметь пол. Малыш сам решит, кем она станет во время игры.

Содержимое

Для заботливых родителей особое значение имеют увлечения ребенка. Мамы и папы предлагают малышу на выбор множество игрушек. Но бывает так, что выбор ребенка вызывает недоумение или даже озабоченность. Например, когда мальчик играет в куклы. Является ли ситуация, когда мальчик предпочитает машинкам и солдатикам игрушечные домики и платья, рассмотрим в статье.

Гендерные различия

По мнению психологов, до трех лет дети не имеют привязанности к игрушкам по половому принципу. Безусловно, малыш прекрасно осознает, кто он мальчик или девочка. При этом игрушку он выберет себе по принципу интереса. Поэтому абсолютное большинство малышей любит все, что катается (машинки, каталки на ручках, коляски). И если мальчик до трех лет интересуется куклой - то это вообще не может иметь никаких поводов для удивления. Это исключительно любопытство и изучение человеческого тела. Пупс имитирует человека, а значит на ней можно разглядывать руки, проверять, как гнутся ноги, удивляться тому, как закрываются глаза.

После трех лет мальчишки часто не прекращают интересоваться куклами, но это тоже вполне нормально, потому что с помощью таких игр ребенок получает массу новых знаний.

Почему мальчик выбирает кукол

Помимо элементарного любопытства, есть еще несколько причин, которые могут вызывать интерес к кукольным играм:

  • Отсутствие маминого внимания. Если малышу не хватает женского внимания, то неосознанно он будет искать его в сюжетах игр, используя кукол как прототип мамы или бабушки.
  • Протест против «мужского воспитания». Если в семье приняты жесткие методы воспитания, мальчика стыдят за слезы, постоянно напоминают, что он мужчина и должен быть сильным, подавляют истинные интересы ребенка, заменив их на традиционные «мужские» инструменты. Совершенно не назло, а интуитивно ребенок будет выбирать девчачьи игрушки, чтобы сбалансировать накал «мужественности».
  • В семье используют физическое наказание, отец груб с матерью или демонстрируются иные формы агрессии. Кроха ищет успокоения, удовлетворяет свою потребность в уюте и комфорте в кукле как в живом человеке.

  • Отсутствие мужского воспитания. Если у мальчика нет примера мужского поведения, а вокруг мама-одиночка и бабушка, то априори игрушками становятся женские предметы - кухонные принадлежности, мамины мягкие игрушки, бабушкины клубки и спицы. Если авторитет той же бабушки достаточно силен, то она может целенаправленно приучать ребенка к женскому труду в целях воспитания усидчивости и трудолюбия.
  • У всех мальчиков в возрасте до семи лет наступает период восхищения женщинами - они боготворят маму, искренне завидуют женской красоте, обращают внимание на внешность. Вероятно именно этот период сейчас у вашего мальчугана. Посмотрите на его игры с куклой - он может расчесывать их, переодевать, а также целовать и обнимать. Это также вполне естественно.
  • Если у мальчика в кругу общения больше девочек или есть сестры, то игры с куклами для него также естественны и логичны, как и игры с мальчишескими игрушками.

Чему может научить мальчика кукла

  1. Малыш отождествляет себя и любимой игрушкой. В играх он называет ее своим или очень похожим именем, наделяет своими чертами характера. Малыш неосознанно будет проигрывать ситуации, которые его тревожат - ссоры родителей, визиты в больницу, боязнь темноты. С помощью куклы ребенок старается найти выход эмоциям, а также преодолеть свои страхи.
  2. Игры в куклы шикарно развивают воображение. Любая ролевая игра - игрушка может быть водителем автобуса, пациентом на приеме у доктора, пожарным или воспитателем в детском саду - это все положительно влияет на развитие мышления и речи. Мальчик может сочинять сказки с куклой в главной роли, а это прямое развитие творческого полета мысли.
  3. Играя в дочки-матери, мальчики чаще всего бывают в роли папы. Они прекрасно учатся укачивать куклу, кормить, одевать, катать на коляске. Это отличный тренажер, особенно если в доме ожидается пополнение. Кроме того, ребенок неосознанно повторяет действия папы или увиденное на детской площадке или в гостях.
  4. Когда мальчик играет с куклой с позиции родителя, он осознает свое поведение, понимает почему он был наказан и принимает родительскую сторону.

Какой должна быть кукла для мальчика

Психологи сходятся во мнениях, что кукла мальчику необходима. Купить ее можно и совсем маленькому крохе, в этом случае предпочтение стоит отдать тряпочным игрушкам с ясными чертами лица. Пусть она улыбается, малыш будет чувствовать доброжелательный настрой игрушки.

Мальчишкам после полутора—двух лет можно купить куклу как из текстиля, так и из резины, пластика или даже дерева. Также приветствуются яркие черты лица, максимально похожие на настоящее человеческие очертания. Пусть на лице игрушки не будет ярких эмоций - грусти, смеха или удивления. Чем нейтральнее выражение лица, тем больше игр может малыш с ней выдумать.

Игрушка должна быть без гендерных признаков (грудь, половые органы), пока это лишние детали в игре.

Ошибки родителей

  • стыдить ребенка. Сравнение мальчика с девочкой только из-за проявленного интереса к игрушке достаточно сильный удар по самолюбию ребенка. Стыд провоцирует развитие комплексов, которые могут повлиять на общение с девушками в дальнейшем.
  • отбирать куклу. Если родитель испытывает раздражение из-за игрушки ребенка, отбирает или выкидывает ее, то ребенок чувствует свою вину. Не разобравшись в причинах, он начинает опасаться выбирать и другие игрушки, пытаясь угодить родителю. Из этого могут сформироваться слабоволие и боязливость, неумение принять решение.

Дети до 3 лет не делят игрушки на "девчачьи" и "мальчиковые". Вам стоит забеспокоиться, если ваш ребенок начнет говорить о себе как о девочке, называть себя женским именем, выбирать женскую одежду в магазине, просить заколки, бантики. Игрушки (машинки, роботы, конструкторы и т.д) имеют огромное значение для развития ребенка. Они развивают его мелкую моторику и интеллект. Но нужны и такие игрушки, которые помогут мальчику социально адаптироваться и развиться эмоционально. В этом случае речь идет как раз о куклах. Задумайтесь, кто такой мальчик - это будущий мужчина. И то, каким он станет, зависит и от родителей, и от игрушек, которые они ему покупают. Кукла может дать то, что не дают конструкторы и машинки. С ними можно: наработать навыки общения с другими людьми; «проиграть» конфликтные ситуации, возникающие в детском саду, во дворе или в семье . На куклу ребенок может перенести проблемы, которые появляются в его жизни. Нельзя думать, что у детей их нет. Кукла для ребенка является психологической защитой; социальный опыт. Это не совсем общение, о котором уже было сказано. Мальчики могут играть в «больницу», в «аэропорт», в «магазин», в «школу». Куклы в этих играх могут быть пациентами, пассажирами, покупателями, учениками. Соответственно, ребенок «репетирует» взрослую жизнь; выговариваться. Та самая игра в «дочки-матери», которая иногда пугает родителей, а особенно пап мальчиков, может быть полезна. За всеми мальчиками в детстве ухаживает мама, но не все потом переносят полученную заботу на свою семью. А вот игра с куклой позволит закрепить эти установки. Так что, играя с куклой, мальчик не может стать девочкой, потому что, играя, он не отождествляет себя с ней. Но получить правильные навыки он может. У отклонений от полоролевой нормы может быть две причины. Первая - это неправильное воспитание. Бывает, что родители хотели девочку, а родился мальчик. Кто-то радуется тому, что есть, а кто-то не замечает, что переносит на ребенка свои эмоции, связанные с неоправданными ожиданиями, неправильно воспитывает мальчика. И это может происходить незаметно для родителей. Вторая причина, по которой у ребенка сбивается «половой вектор» - это нарушения гормонального фона. Если вовремя спохватиться, можно провести лечение. Важно обращать внимание на игры, в которые мальчик играет с куклами. Например, если есть проблемы со сверстниками, он может изображать с помощью кукол драки и споры. Если родители часто ссорятся, ребенок может играть в «злых маму и папу» и игнорировать это нельзя. Когда игры отходят от традиционных «магазинов» и «больниц» - это сигнал для родителей. Возможно, им нужно перестать ругаться при ребенке, уделять ему больше внимания, показывать, что они его любят. Простые объятия и поцелуи много значат для детей. Поэтому, если ребенок начал ругаться с куклой, послушайте, что именно он говорит, это может быть полезно для вас. Куклы Барби могу вам сказать не лучший выбор для мальчика, потому что у нее слишком ярко выражены половые признаки и довольно узко - «специализация»: наряды, косметика, развлечения. Эти куклы могут ограничивать ребенка в развитии. Если Ваш ребенок попросил куклу, предложите ему такую игрушку: из натуральных материалов. Это могут быть текстиль, дерево. Пластик и резину оставляйте на крайний случай, если ребенку вообще ничего не понравится; с нейтральными чертами лица. Не нужно покупать куклу, которая смеется или плачет, ведь тогда у ребенка не останется простора для фантазии; без явных половых признаков. Параллельно к кукле покупайте такие игрушки как посудку, магазин, парикмахерскую, таким образом вы завлечете ребенка в ролевые игры. Учите своего ребенка играть в куклы "больница", "магазин", "дочки-матери" и тогда куклы принесут только пользу. Если с физическим и психическим здоровьем все нормально, игра в куклы не может повлиять на сексуальное развитие мальчика. Зато есть шанс, что вырастет хороший папа и муж. Ваша задача купить хороших кукол, игрушки для ролевых игр и учить ребенка играть. Удачи Вам!)))

Мащенко Елена Николаевна

Хороший ответ 9 Плохой ответ 0