«Мой ребенок не умеет проигрывать». Ребенок который не умеет проигрывать

Вопрос от Надежды:

Ребёнку 5 лет, . Если он не первый в чем либо, то сразу обижается, злиться или плачет. Нет адекватной реакции на проигрыш или, когда он не первый, психует по малейшим незначительным пустякам (не первый мяч взял, с первого раза гол не забил, или ему гол забили) — на все такая реакция. Объясняет, говорим, что невозможно во всем всегда быть первым и всегда побеждать, нельзя на такое обижаться, что другие детки не захотят играть потом, ничего не помогает. Как быть?

Отвечает Диана Кирсс:

Быть первым это нормальная потребность ребенка с кожным вектором. Естественно, он стремится наполнить свое желание. Пока он маленький, он не умеет считаться с другими, не умеет соизмерять свои силы, имеет ограниченные возможности для наполнения своих других желаний в кожном векторе – отсюда его требовательность в желании получить своё там, где он видит это возможным – не смотря ни на что быть первым, выиграть.

Чтобы смягчить реакции ребенка, нужно очень хорошо понять сущность кожного вектора и всесторонне его развивать , давать правильную нагрузку на его свойства. Можно отдать ребенка в спортивную секцию, где он постепенно будет вынужден адаптироваться к взаимодействию в команде и добиваться побед реальными усилиями и дисциплиной.

Для кожного ребенка очень важно научиться границам и правилам – что можно, что нельзя и почему, все это надо объяснять логически. Именно язык логики и пользы-выгоды (и никакой другой!) понятен такому ребенку. Причем, ограничение ребенка должно быть адекватным, последовательным (а не когда как) и понятным ему, а выполнение правил необходимо контролировать. Наказывать можно также – ограничением, и никак иначе.

Нюансов много. Где именно произошел сбой или возникла нехватка конкретно у вашего ребенка, сказать сложно, из вопроса это неочевидно. Может быть и так, что ребенок начинает капризничать, когда часто испытывает на себе давление, которое противоречит его природным свойствам. Например, подвижного ребенка заставляют кропотливо выполнять какие-то задания, требуя качества, к которому он не способен.

Возможно, ребенка балуют дома и во всем потакают (не дают почувствовать правильных границ дозволенного). Возможно, ребенку не дали возможности во время (начиная с 3х лет) адаптироваться в коллективе, в итоге, попав в детское окружение, он испытывает на себе другое отношение, чем дома, и возникают трудности. Ситуацию важно решать согласно конкретной причине.

Кроме того, здесь речь идет лишь об одном векторе ребенка, очень вероятно, что он является обладателем не одного, а нескольких векторов . Это усложняет характер и желания ребенка и, конечно, определяет подход к нему – он будет разным в зависимости от ситуации.

Чтобы в каждой конкретной ситуации понимать, как поступить, чтобы чувствовать и понимать своего ребенка так же, как себя, советую вам пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Тогда Вы сможете наилучшим образом понимать, что нужно Вашему ребенку для правильного и всестороннего развития.

Пятилетний сын часто просит поиграть с ним в настольные игры, но при этом совсем не умеет проигрывать, сразу устраивает скандал, кричит: «Так нечестно!». В результате вместо удовольствия от игры - сплошная нервотрепка. Как научить ребенка контролировать свои эмоции?

Такое противоречивое поведение - не редкость для дошкольника, а особенно для мальчишек, ведь они азартнее девочек. Азартный человек быстро входит в раж и не может совладать со своими чувствами. Вообще гнев у детей - частая реакция на конфликтные ситуации, «вторжение» в свой мир, на чрезмерные, с их точки зрения, требования взрослых.

Причины этого не всегда можно устранить или предупредить, поэтому ребенка надо учить простейшим приемам самоконтроля, чтобы он старался не так импульсивно реагировать на некоторые вещи. Агрессивные проявления в поведении ребенка нельзя «не замечать», надеясь, что они со временем исчезнут сами по себе. Конечно, с возрастом характер человека меняется, и 14-летний мальчик уже не будет кричать и плакать, проиграв в настольной или компьютерной игре. Однако стремление всегда и во всем одерживать верх и неумение проигрывать останутся; если реальные достижения не соответствуют внутренним притязаниям ребенка, со временем он может озлобиться, впасть в депрессию.

Поэтому лучше скорректировать его поведение в раннем возрасте. Конечно, идти на поводу у крикуна не стоит. Плачет, когда взрослые отказываются с ним играть? Тогда спокойным, доброжелательным тоном объясните ребенку: «Как ты думаешь, зачем мы играем? Наверное, чтобы получить радость, удовольствие от игры? А какое же удовольствие, если ты все время плачешь и скандалишь? Может, тогда совсем не стоит играть?». Если сын обещает, что такое больше не повторится, важно дать ему шанс. «Но уговор дороже денег!» - может предупредить отец. И если малыш опять начнет скандалить в случае проигрыша, то какое-то время не играйте с ним, пусть он усвоит урок.

Попытайтесь объяснить ребенку, что с человеком, который всегда побеждает, играть просто неинтересно: какой смысл все затевать, если результат известен заранее? Кроме того, постоянный победитель нередко остается совсем без друзей - с таким зазнайкой никто играть не хочет.

Дайте ребенку почувствовать себя успешным в каком-то другом серьезном деле, так как на проигрыш обычно болезненно реагируют дети с неутоленной жаждой лидерства. Когда же ваш сын в чем-то будет «номер один», то желание всегда и во всем побеждать у него, возможно, станет не таким острым, он прекратит плакать при любой неудаче. Конечно, давая ребенку важные жизненные уроки, необходимо проявить уважение к нему как к личности: со всеми эмоциями, желаниями и противоречиями.

При доброжелательном отношении между всеми членами семьи можно безболезненно решить практически любой конфликт.

Клуб Родителей

Галина Измалкова
Консультация для родителей «Если ребенок не умеет проигрывать»

Чтобы признавать собственные неудачи и поражения нужно иметь мужество, т. к это важная часть взросления человека на протяжении всей жизни. А начинается этот процесс еще в дошкольные годы.

Самооценка ребенка в силу особенностей его психического развития завышена на протяжении дошкольного детства, и признание собственной некомпетентности в чем-либо болезненно почти для каждого малыша.

В этот период жизни слишком велика потребность ребенка чувствовать признание, расположение и одобрение значимого лица. На этой «почве» развивается позитивное самовосприятие (и не только оно) . Его дефицит приводит к внутреннему дискомфорту от грозящей неудачи.

Ассоциации со словами :

Успех – это энергия, положительные эмоции, победа, статус, престиж, высокая самооценка, признание, превосходство, успешная стратегия деятельности.

Неуспех – это проигрыш , отрицательные эмоции, унижение, подавленность, низкая самооценка, зависть, фрустрация, обида.

Некоторые дети относятся к проигрышу не по-детски серьезно, стремятся избежать его любой ценой, словно на весах лежит их жизнь. Такие дети в обычных играх для проведения досуга "выгрызают" победу у своих сверстников, не замечая, что в жертву приносятся более долговременные цели - построение хороших отношений, гармоничное пребывание в коллективе.

И не нужно ждать, что ситуация разрешится через годик-другой. Даже маленькому ребенку необходимо объяснять, что побеждать всегда просто невозможно, удача - дама капризная и не всегда улыбается тем, кто этого ждет. Порой нужно достойно принять и поражение, ничего страшного в этом нет.

Детские психологи подчеркивают : научить ребенка адекватно реагировать на проигрыш – значит научить его упорству и стойкости. Однако это дело не одного дня. Не удастся по мановению волшебной палочки избавиться от проявления пассивности или, наоборот, агрессивности и взамен обрести активное стремление учиться. Чтобы помочь ребенку , родители должны изменить свое отношение к нему. Начните прямо сейчас. Не требуйте от него блестящих результатов. Помогите ребенку осознать , что сегодня у него что-то получается лучше (даже если совсем чуть-чуть , чем неделю назад, и вместе с ним порадуйтесь этому продвижению. Нужно научить из поражений выходить достойно, с улыбкой. “Сегодня да, проиграл , это не страшно! Зато завтра выиграю! ” При таком отношении кардинально меняется все. Нет злости, злорадства, духа высокомерия и превосходства, горькой обиды, слез и пассивности. Вместо этого – спокойное отношение и сосредоточенность на процессе. Выиграл? – Хорошо, значит, у меня все получается! Проиграл ? – Это не страшно! Всего лишь игра, в которой выигравшие и проигравшие постоянно меняются местами. В следующий раз обязательно получится!

Здесь ребенок учится сохранять самообладание и высокую самооценку, мобилизовать все силы для следующего “раунда”, позитивно относиться к своему «противнику» партнеру по играм, конструктивно общаться без унижающих слов. И это очень важно. Когда ребенок с детства учится принимать вызов спокойно, не психовать и так же спокойно и уверенно, не расталкивая локтями соседей, не подминая под себя более слабых, двигаться к намеченной цели.

Важно так же помнить, что свою реакцию на проигрыш ребенок на 90 процентов формирует, глядя на то, как ведут себя его родители , когда :

Сами проигрывают ;

- проигрывает ребенок ;

- проигрывают другие .

1. Если ребенок проиграет , успокойте его и объясните, что теперь у него есть опыт и в следующий раз он уже будет знать, что и как надо делать. Но и здесь важно не перегнуть палку, а то ребенок может сделать для себя вывод, что не стоит рваться к цели. Ребенок должен ощутить и вкус победы, и горечь поражения.

2. Когда пройдет первое огорчение, предложите ребенку вместе продумать другую тактику игры, взвесьте, что можно улучшить. Как бы ни было трудно, удерживайтесь от критики и «наездов» . И обязательно отмечайте, какие действия ребенка помогают ему добиться успеха, что он делал хорошо и правильно.

3. Всегда убеждайте ребенка , что его любят независимо от результатов игры или соревнований и т. п.

Многие дети напрямую связывают свои достижения с чувствами и отношением к ним родителей , полагая, что достижения определяют любовь, ее силу. Поэтому ваш ребенок должен знать , что его любят независимо от того, что он делает, что ваша любовь к нему является безусловной.

Вопрос: Здравствуйте! Сыну 7 лет, и он очень переживает из-за разных поражений в игре, в каких-то заданиях. Играет в футбол с папой — если проигрывает, то сразу в . Какие-либо доводы о том, что это игра и что папа поддаваться не будет, так как сын сильный соперник, не работают. При этом, он не все время проигрывает — половина на половину.

То же самое: если берет вырезать сложную фигуру, не получается — в слезы.

Что с этим делать? Скоро в школу, а он ревет… Мария Архангородская.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Вопрос об отсутствии здорового пофигизма к результату своих усилий. Что ж, давайте разберемся.

Прежде всего, для кого эти слезы?

Если ребенок плачет при неудаче даже будучи наедине с собой, это говорит о большой силе переживаний. Высокое эмоциональное напряжение нужно сбросить – и это делают слезы, самый естественный способ.

Если ребенок плачет только в присутствии других людей – это закрепившаяся поведенческая реакция. Говоря по-русски, близкие определенным образом реагируют (или реагировали раньше) на слезы ребенка, и теперь, когда он хочет, чтобы взрослые снова сделали это, давит им на «кнопку» — вид плачущего сына/внука.

Что получал ребенок в ответ на свои слезы?

Это именно то, чего ему не хватает, когда не удается сделать так, как хотелось, когда цель не достигается тем способом, какой он выбрал, когда он действует неэффективно.

Так что же это?

Подбадривание? Утешения? Уверения в том, что он сильный? Или просто контакт, отданные ему чувства, эмоциональное тепло, которого ему, возможно, не хватает сейчас? Просто объятия? Или, когда он плакал раньше, мама и папа делали что-то трудное за него?

Это внешняя сторона слез , социальные выигрыши, которые они приносят, попросту говоря, внешняя польза.

Внутренняя составляющая тоже может играть большую роль, особенно, если мальчик расстраивается независимо от того, видят его или нет.

Вернемся к Вашему вопросу – к вот этому месту: «переживает из-за разных поражений».

Что такое поражение? И можно ли без него вообще обойтись?

На первый взгляд кажется, что никак без него не прожить. Везде, где есть соревнование, соперничество кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть, то есть потерпеть поражение. То же самое и со сложными заданиями – не факт, что они всегда будут получаться с первого раза. И это правда, потому мы и считаем их сложными. Вот только поражения ли это?

Любая игра, любое занятие – это прежде всего процесс.

Ребенок живет текущей минутой (правильно, кстати, делает), чем меньше малыш, тем это сильнее проявляется. Ваш сын расстраивается не из-за процесса, значит, в процессе он получает удовольствие, и ему интересно. Это уже очень хорошо. Что же его расстраивает? Результат. Один момент из всего длинного приятного процесса.
Посмотрим на это с другой точки зрения.

Как Вы сами относитесь к любым занятиям, от игры до учебы и работы, на что больше обращаете внимания, что считаете более ценным – процесс и результат?

Как правило, нас с детства учат, что главное – это результат, но это – увы! – совсем не так. Он имеет значение, но такое же, как и сам процесс, не больше. Конечно, в школе учителя будут требовать результат – такая система, и им надо поставить оценку, именно за результат. А с точки зрения ребенка, он учится, что-то читает, пишет, решает, у него все время идет процесс. И важно, чтобы процесс был ему интересен. Тогда и результат будет хорошим, и прогресс будет быстрым. Сами знаете, то, что интересно, мы будем делать днем и ночью, будем думать об этом и за обедом, и в трамвае. Это и есть главное.

Ребенок всегда отражает своих родителей, в большей или меньшей степени. Любая трудность, проблема в поведении ребенка является в каком-то смысле проявлением той же трудности у родителей.

В данном случае это может быть большая ориентированность взрослых на результат в ущерб процессу. Возможно, желание получить результат как можно быстрее или нетерпеливость, страх не успеть. Посмотрите, как падают капли дождя, поднимите голову вверх и смотрите на процесс, это удивительно. Как плывут, меняя форму, облака в небе. Как тает на рукаве изысканная снежинка – медленно, не спеша. Как пытается ходить совсем маленький ребенок (вот уж кому интересно!). Как бежит собака за брошенным хозяином мячиком – посмотрите на ее пластику, ее движения, как это замечательно, и совершенно неважно, отыщет ли она мяч в густой траве. Я думаю, Вы найдете для себя много другого, поинтереснее, чем я тут написала.

Нравится ли ребенку играть в футбол? Нравится ли ему вырезать?

Научитесь сами наслаждаться тем, что делаете, и не скрывайте радости от сына. Учитесь заново вместе с ним. И он, и Вы это раньше умели. Теперь нужно просто вспомнить.

Возвращаясь к внешней стороне плача, хочу предложить Вам внимательно присмотреться к своей реакции, к тому, что Вы делаете ПОСЛЕ того, как сын расплачется. Если он делает это снова и снова, значит, Вы невольно поддерживаете такое поведение мальчика, стимулируете. Проанализировав, Вы сможете сделать интересные выводы.

ЗАДАЧА ТАКАЯ: дать все то же самое, что нужно Вашему сыну, но не «за слезы», а просто так.

Чтобы закрепить более позитивные сценарии его поведения. А нежелательные действия, конечно, если они не несут опасности, эффективнее всего игнорировать.