Насилие в школе: как противостоять травле? Насилие в школе. Виды и первопричины Статья как бороться с насилием в школе

Мне кажется злую шутку сыграло с нами положение Макаренко о «воспитывающей силе коллектива». Эта воспитывающая сила коллектива в извращённом педагогическом сознании превратилась в то, что я управляю процессами через детей, а сам я нахожусь над схваткой.

То есть – управление индивидуальными, негативными, отклоняющимися от нормы формами поведения я совершаю с помощью того, что я организовал коллектив, а он уже оказывает влияние на личность.

Хотя у Макаренко всё принципиально по-другому – у него ключевой момент – это интересы ребёнка, в первую очередь; и создание общности коллектива на основе общественно-полезной деятельности, когда они включены в реальный процесс. Вот когда деятельность выхолащивается, ребёнок оказывается вне активного социального действия, тогда начинает развиваться эта форма агрессии (буллинга), когда коллектив травит другого человека.

Если же сравнивать прошлое время и нынешнее, понятно, что средства массовой коммуникации тут сыграли свою роль, потому что сцены насилия, агрессии очень часто проявляются на телеэкране. Более того, эта форма агрессии начинает транслироваться как нормальное социальное поведение. Если на телевидении это транслируется, то и мы сейчас это тоже сделаем, через сеть, и будем транслировать, как сам себе режиссёр.

У меня было исследование по восприятию фильма «Чучело» современными подростками. Восприятие этого фильма неоднозначно теми, кто подвергался буллингу, теми, кто был активен в буллинге, и теми, кто был свидетелем. Когда мы говорим о буллинге – вот эти три позиции очень важны, потому что это целостная система. Когда есть жертва, есть агрессор – зачинщик, и есть свидетели – пассивные участники. И этот опыт пассивного участия в буллинге, он тоже очень серьезный и очень негативный. Как сделать так, чтобы человек выработал в себе способность встать на защиту жертвы, не устраниться из этого, проявить сочувствие?

В наших исследованиях мы ставили несколько вопросов, чтобы определить опыт участия в буллинге. Был ли я жертвой буллинга, причем вербального или физического? И как часто? Постоянно, эпизодически, вообще не был. Только 42% школьников говорят, что они вообще не подвергались такому насилию. Каждый второй «практически нет», остальные в той или иной степени участвовали. Регулярно подвергались насилию и физическому, и психическому – около 4%. Можно, конечно, сказать – ну и что 4%?! У нас много детей. Но если пересчитать это на каждый класс, то получается, что практически в каждом втором классе есть один ребенок, который находится в ситуации постоянной травли. Это беда для школы и большая социальная проблема.

Буллинг бывает мужской, бывает женский. Мужской буллинг более жестокий. А психический буллинг, когда идет словесная агрессия, распространение слухов, порча вещей (там целая серия поведенческих моментов, которые связаны с травлей другого человека), встречается больше в женской среде.

Есть еще одна серьезная проблема.

Мы сравнивали детей по их социальному положению – дети из хорошо обеспеченных семей и дети из слабо обеспеченных семей. Дети из бедных семей чаще подвергаются буллингу, чем дети из семей хорошо обеспеченных. Отсюда вывод – школа как социальный институт не стоит на защите слабых социальных групп и слабых социальных слоев. И в этом проявлении буллинга очень серьезная социальная проблема современной школы.

Потому что человек проявляет агрессию, когда он сам испытал какие-то негативные явления извне и когда он не очень психически нормален. Должна быть педагогическая презумпция, что ребенок изначально хороший. Если ее нет, мы никуда не двинемся в педагогическом процессе.

И, конечно, существуют коллективы, где буллинга просто нет, потому что учитель занимает по отношению к ребенку партнерскую позицию и находится с ним на равных. Это не объект воспитания, не человек, которым я могу манипулировать. Это то, с чего я начал, создавая коллектив. Это человек, который в этих стенах должен полноценно прожить все возрастные этапы: детство, отрочество, юность – со всеми сложностями, которые здесь происходят. И ему важно, чтобы у него был позитивный опыт этой жизни.

Если у человека в школе нет позитивного опыта жизни как младшего школьника; подростка со всеми влюбленностями, старшеклассника, который находит свою идеологическую позицию и проходит очень сложное самоопределение – тогда мы поднимаем руки вверх и говорим: «Ну да, все так или иначе склонны к агрессии, к негативным проявлениям!»

Мне странно с таким отношением идти к человеку, я читал замечательные книги педагогов-новаторов, где в 80-е годыподнималась эта проблема партнерского отношения. Мы должны помочь человеку проявиться, откликнуться на его интересы, расширить круг этих интересов.

Что сделал Быков в «Чучеле»? Почему этот фильм так не принимала педагогика? Он взял корневую проблему этой школы – манипуляцию учениками. Они все там хорошие. Только там правды нет! Поэтому общественность, и особенно педагоги, очень сложно реагировали на этот фильм.

Он дал точный диагноз – как не надо строить школу. С ребёнком надо говорить. Да, у него сложные вопросы, их много, учитель перегружен, у него низкое социальное положение, сложнейшая сегодня профессия. И это подвиг человеческий.

Когда мы говорим о буллинге – это такая форма коллективного давления на индивидуальность, на личность. Это проблема конформизма. Поведение в буллинге тех, кто участвует в массовом давлении на одного человека – это проявление конформиста, который снимает с себя личную ответственность за то, что он делает.

У нас в исследовании был такой прожективный вопрос: «Чтобы вы сделали, если в вашем классе оказался человек, которого подвергают насилию?» И там были разные формы: сочувствие, поддержка, отстраненность. И те, кто пережил буллинг, гораздо чаще занимают позицию непричастности к тому, кто подвергается буллингу. Их страх быть рядом с человеком, который подвергся буллингу и который они сами пережили, делает для них позицию отстранения от беды самой безопасной. Это очень серьезный для педагогики момент.

Как выработать в человеке программу ответственности за свои поступки? А она начинается с очень простых вещей. Она лежит непосредственно в практике педагогического действия. Учебная деятельность. Я же отвечаю за свою учебу. Не кто-то другой, а я отвечаю за то, что я научился, не научился, сделал, не сделал. Вот эта проблема развивающего обучения, которую в свое время Василий Давыдов заявил: "Научить ребенка учиться – это задача школы".

Это и есть та педагогика, которая снимает вот эти возможности буллинга, потому что это субъектные отношения. Я субъект, я за себя отвечаю. Никто другой.

По материалам программы "Родительское собрание" подготовила Наталья Дюкова

Виды насилия

Психологический портрет современного школьника - это яркое отражение его социальных недостатков. А одной из важных проблем в период обучения для ребенка является возможное насилие в школе. Что это, и какие первопричины за этим стоят? Давайте попробуем разобраться. Насилие в школе существует двух видов - эмоциональное и физическое. От эмоционального насилия у жертвы возникает нервное напряжение, оно унижает его и его самооценку. К такому виду насилия можно отнести насмешки, высмеивание, унижение при других детях, присвоение кличек, обидных прозвищ, грубые замечания, отказ общаться с жертвой (с ребёнком не играют, не садятся рядом за парту). Физическое насилие в школе - это насилие с применением силы. В результате такого насилия у ребенка возможно появление травм. Это избиение, подзатыльники, отнятие личных вещей и их порча. Обычно оба этих вида идут «рука об руку».

Кто жертва?

Жертвой такого отношения может стать любой. Но чаще всего ими становятся дети, которые отличны от других. Они могут иметь физические недостатки; определенные особенности поведения (замкнутость, флегматичность или, наоборот, импульсивность); необычную внешность (например, или избыточный вес тела); быть социально неприспособленными (нет защиты от насилия из-за нехватки опыта самовыражения и общения); боязнь школы (иногда для страха достаточно рассказов о плохой и злой учительнице или негативных отметках); отсутствие опыта пребывания в коллективе (это свойственно домашним детям, которые не посещали детских садов); болезни (дети, страдающие заиканием, энурезом и другими), низкий интеллект и труднообучаемость (низкие умственные способности влияют на его обучаемость, из-за чего становится плохой успеваемость ребенка, и, соответственно, формируется ).

Кто насильник?

Многочисленные исследования психологов по всему миру доказывают, что это дети, которые воспитывались в недостаточном внимании, непривязанные к родителям, дети «недолюбленные» либо из детских домов. Они, становясь старше, все более склонны к насилию, нежели дети, которые растут в нормальных семьях.

Откуда берутся дети-насильники?

Важное значение имеют факторы отношений внутри семьи. Они являются основами формирования у ребенка склонностей к насилию. зачастую являются одним из факторов, влияющих на ребенка. Девочки, воспитываемые одним родителем, проявляют склонность к насилию чаще, чем мальчики. Также семьи, где матери враждебно и отрицательно относятся ко всему миру, и к школе в частности. Проявление насилия у ребенка не осуждается, оно считается нормальной реакцией на общение с «врагами». Кроме того, семьи, где родители часто ссорятся и конфликтуют в присутствии ребенка. В таких случаях у ребенка срабатывает модель поведения. Дети запоминают то, как родители относились друг к другу и проецируют это на отношения со сверстниками. Кроме этого, дети, имеющие генетическую предрасположенность к агрессии, часто применяют насилие в школе. Это основные причины. Не исключена также зависимость от плохой дворовой компании. Итак, мы разобрали, что же такое насилие в школе. Кто является зачинщиком, а кто жертвой, и почему такое случается. В настоящее время новшества в образовании позволяют родителям тщательнее следить за жизнью ребенка в школе. Но не стоит забывать о простых вещах: больше проявляйте любовь и внимание к вашему чаду. Такую проблему, как насилие в школе, легче предупредить, чем исправить.

Профилактика насилия в школе - это не изоляция агрессивных детей и не увольнение учителей, которые применяют насилие. Проблема психологическая, но, несмотря на масштабность, она решаема. Избавиться от нее можно элементарным пониманием психологии детей, решив психологические проблемы таких учеников и учителей.

В настоящее время есть ответ на вопрос, как бороться с насилием в школах. Раскроем основные причины и, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, покажем, что необходимо делать, чтобы в школах не было насилия.

Человек может существовать только среди других людей

Человек - социальная форма жизни. Ребенок может вырасти в развитого и реализованного человека только среди людей. Если младенец по стечению обстоятельств остается вне контакта с людьми, у него не будут появляться мыслеформы, он не сможет говорить, не сможет общаться.

Ребенок рождается неразвитым, он еще только должен стать человеком - то есть получить определенный уровень развития и воспитания. Поэтому дети могут сформировать только асоциальные группы, совершающие насилие в школах над одноклассниками и даже учителями.

Очень важно понимать, что значит - развивать ребенка. Неправильная интерпретация приводит к психологическим проблемам у детей, последствием которых и является насилие в школах. Развитие ребенка - это привитие ему качеств, часто противоположных тем, с которыми он рождается, противоположных тому, что есть.

Дети разные нужны, дети разные важны

А что «есть», когда рождается младенец? Возможны варианты.

Существует восемь векторов психики человека, свойства которых не пересекаются между собой - они все различны. И условия для развития им требуются различные. Чтобы правильно развить психику ребенка в соответствии с его врожденными свойствами, необходимо суметь увидеть, с каким набором векторов родился конкретный ребенок.

Психика не передается по наследству, она не материальна - у нее другие законы. Профилактика насилия в школе начинается с понимания, что большим заблуждением является убеждение - «Как меня воспитывали, так и я буду воспитывать детей». У родителей и детей может быть различная психика - различные желания, различные возможности и врожденные таланты.

Профилактика и решение проблемы насилия в школе - правильное развитие ребенка, который родился с системным аналитическим мышлением

Из детей, родившихся с аналитическим мышлением (с анальным вектором), вырастают лучшие сыновья/дочери, лучшие ученики, заботливые папы/мамы, верные мужья/жены, лучшие учителя, мастера своего дела. Это происходит при правильном развитии.

У них золотые руки, они любят чистоту и порядок - все по полочкам, стопочками, ровненько.

Перфекционисты. Но от природы они медлительны - качество не терпит суеты. Если их в детстве торопить, перебивать в разговоре, не давать достаточно долго посидеть на горшке, чтобы полностью завершить процесс очищения, - их психика приобретает обратные свойства.

Именно из этих детей при неправильном развитии вырастают садисты, которые угрожают и всегда приводят свою угрозу физического насилия в действие. В школьные годы они издеваются над детьми помладше, а когда вырастают и становятся учителями - над учениками. Это они виновники большинства случаев насилия в школе.

Психологическое насилие - это тоже они. Ученики и учителя, которые обесценивают всех и вся, «пачкают грязью». Мстительные, злопамятные, обидчивые.

Правильное развитие ребенка с логическим мышлением - предупреждение и профилактика насилия в школе

Дети с логическим мышлением (с кожным вектором) рождены, чтобы в будущем формировать и «держать хребет» государства - организованного кожными людьми устройства общества. Их суть - ограничение себя и других, приоритет жизненного принципа «польза-выгода» в целях сохранения государства. При нормальном развитии это будущие законотворцы и блюстители закона, инженеры, менеджеры, военные.

Это дети с гибким телом и психикой, очень чувствительной кожей. Если их бить и унижать, то их психика переучивается на обратное и начинает получать удовольствие не от приятных прикосновений и поглаживаний, не от достижения высот в иерархии социальной лестницы, а от боли и унижения. Так формируются мазохистские наклонности, такие дети неосознанно своим поведением провоцируют более старших учеников или учителей на побои и унижения, чтобы получить свою порцию удовольствия. Такие дети в школах нередко становятся жертвами насилия.

Как не вырастить в школе вора, наказывая за воровство

Есть еще одна особенность детей с кожным вектором, которая также может их делать потенциальными жертвами насилия со стороны учеников и учителей. У них врожденный «хаптильный рефлекс» - брать себе все, что хочется, даже если это чужое. Это поведение первобытного добытчика, его видовая роль.

Когда ребенок берет чужое, он еще не вор - он находится в процессе развития. При адекватной реакции на такое поведение и дальнейшем правильном воспитании он разовьется в законопослушного человека. Но в реальной жизни, когда учителя и ученики не понимают истинных причин воровства, кожный ребенок может стать жертвой насилия - как физического, так и психологического. И запускается сценарий, описанный выше: ворует, чтобы спровоцировать получение удовлетворения от боли и унижения. Жертва насилия сформирована.

Как помочь такому ребенку, системно-векторной психологии уже известно. Не надо спешить определять ученика в детскую колонию или спецшколу. Чувство защищенности и безопасности, отсутствие которого и запускает этот «хаптильный рефлекс», наиболее эффективно может обеспечить только мама. Поэтому ребенка необходимо оставить в привычных домашних условиях, где нужно создать здоровую психологическую обстановку. Заниматься развитием его природных свойств и уделить особое внимание культурному воспитанию.

Такое поведение - сигнал, что ребенку необходимо дополнительное внимание. Если неадекватно наказывать в школе, требовать наказания от родителей, сдавать в специальные учреждения или проводить показательные репрессивные мероприятия - вырастет вор. Ребенок получит повреждение психики и не сможет развиться в соответствии со своим предназначением.

Потенциальная жертва насилия в школе - кто он?

Особого внимания заслуживает насилие в школе над мальчиками со специфической внешностью - похожих на девочек. Это мальчики с кожно-зрительной связкой векторов. Эволюционно им была отведена роль жертв. Они добрые, красивые, стройные, с выразительными, чувственными глазами.

Эмоциональны, впечатлительны, жалеют птичек и кошечек, любуются цветочками и могут заплакать от сильных впечатлений и эмоций. Такими их делает образный интеллект (зрительный вектор).

Чтобы кожно-зрительные мальчики не становились жертвами, необходимо с раннего детства развивать их природные таланты - артиста или танцора, музыканта или певца - в коллективе девочек. Только рядом с девочками они чувствуют себя полноценными мальчиками и вырастают людьми с чувством собственного достоинства и без комплексов.

Вырастить правильно таких мальчиков - это действенная профилактика насилия в школе, так как уменьшается количество потенциальных жертв насилия.

От жертвы до массового убийцы

Обладатель абстрактного интеллекта (звукового вектора) - при высокой степени нарушения его психики и задержки развития (от криков родителей и учителей, громких звуков, оскорблений в его адрес) - может стать в школе или одиночкой, изгоем и жертвой, или убийцей. Вовремя распознать такого ученика или учителя - это не только профилактика насилия в школе, это спасение десятков жизней.

Те же подростки со звуковым вектором становятся первыми в употреблении и распространении наркотиков в школах. Ими движет поиск смысла жизни, желание «выйти за пределы». Не зная иного, они ошибочно пробуют такой путь. Это может оказаться еще одним фактором, вызывающим разного рода насилие.

При нормальном же развитии ребенок со звуковым вектором может восприниматься одноклассниками и учителями немного странным, чуть более замкнутым, отстраненным, рассеянным. Но жертвой он не станет.

Врожденный интеллектуальный потенциал позволяет ему хорошо учиться. К тому же звуковые дети нередко увлечены компьютерами, хорошо разбираются в программировании, компьютерных играх, что делает их привлекательными для сверстников.

Насилие в школах: что делать

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет решить все психологические проблемы. В том числе те, что приводят к насилию в школах. Как было показано выше, базовой причиной насилия в школах является всеобщая психологическая безграмотность - незнание своей психики, психики своих детей, психики учителей.

Ложные установки последних десятилетий: «надо любить себя», «самое важное в жизни - уметь расслабляться», - привели к массовой дезориентации в вопросах социализации, в умении общаться и жить среди других людей. К развитию всевозможных психопатологий. К развитию лености ума: нежеланию изменять жизнь - свою, своих детей, общества.

Профилактика психопатологий в обществе - личная ответственность каждого человека.

  1. Ребенок должен получать от мамы чувство защищенности и безопасности. Только это позволит развиться в достаточной мере его природным свойствам. Профилактика насилия и агрессии - личная ответственность родителей, в их силах создание условий для гармоничного воспитания детей.
  2. Чем раньше ребенок начнет получать опыт общения в детском коллективе, тем более приспособленным к общению с людьми он вырастет. В профилактике насилия и агрессии ранняя социализация является одним из важнейших и необходимых условий развития. Когда дети попадают в детский коллектив - садик, школу, спортивную секцию, детский оздоровительный лагерь - они начинают ранжироваться в соответствии с природными свойствами, учатся взаимодействовать, отстаивать свое место в коллективе, считаться друг с другом. Возникает непроизвольное внутреннее ощущение: человек «чует», как позволительно вести себя с другими без ущерба для себя. Чует, кто слабее, а от кого лучше держаться подальше.
  3. Важным условием формирования любого детского коллектива является соблюдение природной иерархии - когда в классе присутствуют дети с различными типами психики, находящимися в определенном природном соотношении. Идеально, когда в классе есть ученик с уретральным вектором - природный вождь, который способен объединить детский коллектив вокруг себя, а не на базе неприязни к жертве.
  4. Каждый ребенок с детства должен иметь опыт ощущения радости жизни, опыт получения наслаждения от прикладываемых усилий при достижении желаемого. Каждый стремится делать то, что приносит ему чувство удовлетворения, чувство наслаждения. Только тогда он будет способен реализовать себя в обществе.
  5. Соблюдение принципа «не выделяться». Обычно жертвами насилия становятся дети, которые чем-либо выделяются среди других - одеждой, именем, социальным положением, внешним видом. Родителям надо осознанно относиться к выбору имени для своего ребенка. Профилактика насилия - это осознанное отношение ко всему, что может провоцировать насилие.

Воспитание счастливого человека

Более подробную информацию о воспитании и профилактике насилия в школе можно получить на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»


Раздел:

9 Мар, 2018

Родители уверены, что ему там ничего не грозит. Но даже первоклашки могут стать жертвами школьного насилия.

Насилие в школе, как и любое другое, имеет два типа - и физическое. Первое подразумевает насмешки, упреки, унижения, обзывательства, то есть вербальные «удары». Это может проявляться и в отказе общаться с ребенком в какой-либо форме. Второе же это толчки, драки, подзатыльники и прочее, что может нанести физическую травму.

Нередко дети становятся жертвами школьного насилия со стороны учителей. Они могут пристыдить школьника во время урока, унизить его, в грубой форме отметить, что школьник не понимает какую-то тему урока или вообще отказаться ему помогать в учебе. Да, это непрофессионально. Но кто сказал, что все учителя - профессионалы?

В большинстве случаев жертвами насилия в школе становятся «не такие» дети. Это школьники с физическими недостатками, с особенностями развития или внешности, ребята с плохой успеваемостью и неразвитыми социальными навыками.

КАК ВЛИЯЕТ ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НА РЕБЕНКА

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, КОТОРЫЙ ПОДВЕРГСЯ НАСИЛИЮ В ШКОЛЕ

Первые помощники в такой ситуации - родители. Поэтому они должны знать, .

  • В первую очередь нужно пообщаться с учителем. Он знает, что и когда происходит в классе, почему ваш ребенок стал жертвой насилия в школе, видит взаимоотношения между ребятами. Он сможет поддержать школьника в нужный момент. Если же издевательства исходят со стороны учителя, смело идите к директору и обсуждайте эту ситуацию с ним. Это поможет максимально ограничить общение ребенка с непрофессиональным преподавателем.
  • Если ребенок стал жертвой школьного насилия, значит, с ним что-то «не так». И речь не о внешних особенностях, а о характере. Научите его защищать себя, постарайтесь .
  • Самый главный помощник школьнику-жертве - доброжелательная и любящая атмосфера в семье. Ребенок должен понимать, что его дом - его крепость. Здесь он «свой», здесь поймут, поддержат, помогут. Именно родители готовят малыша к детскому саду, школе и жизни. Обучайте его, учите коммуникации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А.КУЛЕШОВА

факультет педагогики и психологии детства

кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин

Контрольная работа

по Кризисной психологии

Насилия над детьми. Консультирование детей жертв насилия. Физическое насилие и школьное насилие.

Выполнила: студентка 4 курса гр. «ПСО -42»

Факультета «ПиПД»

Лисова Н.П.

Проверил: кандидат психологических наук

Черепанова И.В.

Могилев 2015

Введение 3

Физическое насилие 7

Психологические последствия физического насилия и их преодоление 10

Психические особенности детей, пострадавших от насилия 15

Заключение 33

Список использованных источников 34

Введение

Понятия "насилие" или "жестокое обращение с детьми" (англ. - childabuse) и "пренебрежение" (англ. - neglect) являются достаточно новыми для специалистов, работающих с детьми в нашей стране. Понятно, что педагоги, врачи сталкивались со случаями жестокого обращения с детьми, но на государственном уровне эта проблема много лег просто замалчивалась .

Поэтому очень важно поначалу иметь точные определения жестокого обращения и его видов.

Жестокое обращение с детьми (насилие)- это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

В развитых странах пристальное внимание на проблему жестокого обращения с детьми обратили с начала 60-х годов. На теоретическом уровне этот вопрос рассматривался еще раньше. Анна Фрейд ещё в 1944 году писала:

"Всем уже давно известно, что нехватка некоторых продуктов, витаминов и т. д. в раннем детстве может вызвать физические недостатки в зрелом возрасте, даже если вредных последствий сразу не видно. Но не все знают, что то же самое бывает с психическим развитием ребёнка. Когда не удовлетворяются определённые потребности, последствиями могут быть.длительные психологические дефекты. Эти определённые потребности есть недостаток личных привязанностей, эмоциональной стабильности и непрекращающегося воспитательного воздействия" .

Уже в 1963-1964 годах в США появились первые законодательные акты о злоупотреблениях в отношении детей, По данным статистических исследований в США ежегодно подвергаются жестокому обращению около 1,5 млн. детей, из них 63% были жертвами пренебрежения и 43%-насилия.

В Европе (Англия) - около 90% детей наказываются шлепками или даже поркой, около 50% детей в возрасте 7 лет подвергаются жестоким физическим наказаниям .

В России массовых эпидемиологических исследований не проводилось. С.Я.Долецкий как педиатр-хирург занимался изучением избиваемых детей и описал "синдром опасного обращения с детьми". Под таким названием это явление вошло в литературу.

Школьное насилие

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю .

Школьное насилие подразделяется на:

    эмоциональное

    физическое.

Эмоциональное насилие – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение .

Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, как правило, не получают никаких позитивных ответов или подкреплений со стороны родителей или опекунов. Всё хорошее, что делает ребёнок, как правило, игнорируется взрослыми, а любые негативные стороны поведения ребёнка всячески подчёркиваются, сопровождаются оскорблениями и суровыми наказаниями. В результате эмоции ребёнка развиваются односторонне, самооценка занижается, ребёнок не и состоянии понимать свои чувства, чувства других и не может выработать адекватное эмоциональное реагирование. Любое общение с родителями сопровождается эмоциональным напряжением, страхом, волнением. К психологическому насилию можно также отнести частые конфликты в семье, происходящие на глазах у детей, втягивание ребёнка в ситуацию развода или раздела имущества .

Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:

1. Отказ родителей от детей.

2. Изоляция детей:

а) эмоциональная,

б) физическая.

3. Запугивание.

4. Постоянные оскорбления.

5. Игнорирование.

6. Развращение детей .

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания .

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении .

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях .

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей (Olweus 1983):

1.Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

2. Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

3 .Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

4.Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения».

Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

5. Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям .

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия.

Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью ..

Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются наЯ ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств.

Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде .