Нужно ли детей хвалить: когда и как? На что стоит обратить внимание.

Необходимо использовать оценивание в работе менеджера первичного коллектива. К сожалению, достаточно часто приходится сталкиваться с установкой на отрицательное оценивание. Такая оценка базируется на мнении, что похвала может отрицательно повлиять на человека. Конечно, такие случаи могут иметь место. Но часто они встречаются не потому, что мы не скупимся на похвалу, а потому что не умеем правильно пользоваться этой формой поощрения. Секрет состоит в том, чтобы хвалить всегда и только за успехи, достигнутые лично работником.

И все же похвала, комплимент, позитивный отклик на работу подчиненного - очень мощные средства воздействия, которые вызывают целый спектр ответных реакций - от признательности до повышения лояльности и стремления к улучшению работы.

Похвала (положительная оценка работника и результатов его деятельности) должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей, способствующими достижению целей организации. Чем больше позитивного будет отмечать руководитель в работе сотрудников, тем больше вероятность того, что они будут вникать в проблемы и помогать с ними справиться.

Похвала, как считают специалисты, является одним из самых эффективных инструментов обратной связи между руководителями и подчиненными. Важно только уметь выбрать ее подходящее содержание и форму. Она может быть прямой - искренней, дружелюбной, доверительной; может быть и косвенной, в виде проявления неподдельного интереса к личности работника, его заботам и нуждам.

Как сказал один из классиков: “Странное существо человек - назовут дураком, и он огорчится, а ведь его не побили; похвалят - он радуется, а ведь рубля не дали...” Несмотря на нашу сегодняшнюю толстокожесть, мы чутки к слову окружающих, нуждаемся в одобрении своей деятельности, похвале, в моральной поддержке. И доброе слово - нечто неосязаемое, эфемерное - оказывается вдруг мощным фактором сложившихся или завязывающихся взаимоотношений.

Подсчитано, что производительность труда от хорошего настроения улучшается на 20-25%. Зато конфликтная атмосфера отнимает более 15% рабочего времени.

Психологи утверждают, что наша “душа” должна получать достаточно много положительных эмоций в виде добрых слов. “О, - говорите вы коллеге по работе, - какой у вас чудесный галстук. У вас прекрасный вкус!” Позже: “Как здорово вы работаете - справка написана быстро и толково”. Или: “Для меня ваше мнение очень ценно. Как вы думаете о...”

Но, согласитесь, гораздо чаще говорят иначе: “Быстро сделано”, “А ну-ка подскажите мне”. В этом случае эффект будет другим.

Одобрение, моральная и психологическая поддержка могут выражаться и без слов. Теплый взгляд, сердечная улыбка. Разве они их не заменяют? Но даже и на это мы не расщедриваемся.

Особенно важно не забывать о добрых словах в обращении с сотрудниками-женщинами. Рекомендуем в каждое распоряжение, отдаваемое подчиненной-женщине, вносить оттенок личной просьбы. И будьте уверены, поручение, данное таким образом, будет исполнено лучше, чем приказ.

Иногда можно услышать, что, мол, работа есть работа и “нежности” здесь ни к чему. Но в таком случае и желаемой отдачи вы не получите.

Похвала - наиболее утонченная и эффективная форма управления. В результате ее люди всегда будут стремиться делать лучше. Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, или незаслуженная, неискренняя похвала (которая может восприниматься как насмешка) демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии. К похвале предъявляются следующие требования: дозированность, последовательность, регулярность, контрастность.

Похвала является эффективной мотивацией. Однако чтобы похвала работала, она должна быть приятной для сотрудника. В противном случае все бесполезно. В процессе работы мною замечено, что большинство людей хвалить не умеют. А неуклюжая похвала вызывает довольно настороженную реакцию.

Однако говорить подчиненным приятное надо уметь. Прежде чем поблагодарить или сделать комплимент, следует сначала учесть несколько моментов:

  • склад личности человека, которому комплимент адресован;
  • оптимальную форму, в которую следует облечь подобный комплимент или поощрение;
  • цель, которую хочет достичь руководитель, поощряя этого сотрудника;
  • характер поощрения - важно, чтобы оно было сделано не формально и не банально;
  • обстановку, в которой сотруднику было бы приятнее всего услышать похвалу.

Кроме того, следует помнить, что всякое поощрение должно быть своевременным: хвалить работу, сделанную год назад, конечно, можно, но вряд ли целесообразно.

Похвала должна быть дозированной, ибо при слишком частом использовании этого метода его действенность ослабляется.

Один из наиболее сильных мотивирующих факторов (часто более мощный, чем деньги) - это “признание”. То есть любая форма благодарности за хорошо выполненную работу. Менеджеры часто не осознают необходимости и эффективности этой формы мотивации. Один из американских менеджеров около года проработал в Москве менеджером строительной компании. Он отметил, что руководство фирмы никогда не благодарило сотрудников за качественную работу или за окончание очередного цикла в срок. У него сложились прекрасные отношения именно потому, что он не уставал отмечать достижения рабочих каждый день. Больше никто из менеджеров этого не делал. На его участке рабочие готовы были оставаться дольше и работать особенно тщательно, хотя денег им за это никто не предлагал. Это очень просто и удивительно эффективно. Те менеджеры, которые не умеют благодарить людей за работу в естественной и непринужденной форме, должны выучить это как урок или освоить как навык.

Самый простой уровень освоения этого искусства - научиться выражать благодарность людям, которые сделали чуть больше или лучше того, что от них ожидалось. Вы можете пригласить сотрудника к себе в кабинет и просто поблагодарить его, не обсуждая при этом никаких других вопросов.

Доброе настроение - основа гарантии успеха. И важно поддерживать это настроение в себе и в других. Нужно иногда сказать доброе слово и в собственный адрес. Такое самости- мулирование особенно важно, если работа связана с нервными перегрузками, утомлением или если она однообразна. При самостимулировании меньше чувствуется усталость и улучшается настроение.

Можно себя и поощрить, поддерживая тем самым состояние душевного удовлетворения и равновесия. Психологи советуют с этой целью делать себе подарки - галстук, книгу, прогулку после работы. Полезно чаще улыбаться. Улыбка - стимулятор бодрости и активности.

Основное условие эффективного поощрения - его нестандартность. Похвала должна звучать искренне. Для этого, как уже отмечалось, надо непременно учитывать то, кому она адресована. Человека застенчивого публичная похвала, из-за которой он оказывается в центре внимания, может смутить. Напротив, тем, кто стремится к общественному признанию, будет недостаточно, если начальник похвалит их работу в приватной беседе. Педантов, которые стремятся к тому, чтобы любая положительная оценка их деятельности была должным образом зафиксирована, может не устроить устная похвала. Лучшим поощрением сотрудников, ориентированных на результат, могут стать не слова, а новое, более ответственное задание.

Практика показывает, что работников, склонных к переоценке собственной личности, следует поощрять очень осторожно, иначе они нередко начинают переоценивать свои силы и способности, у них может развиться зазнайство и самомнение. При неумеренной похвале работники начинают рассматривать хорошую работу и примерное поведение как заслугу, а не как свой долг, обязанность.

На первом этапе формирования коллектива, когда в нем еще не сформировалось общественное мнение, нецелесообразно поощрять отдельных работников. Иначе вероятны раздоры и конфликты в коллективе. На первом этапе следует стремиться поощрять прежде всего весь коллектив. А вот когда в коллективе появляется общественное мнение, возникает возможность и целесообразность поощрять отдельных исполнителей.

Похвала всегда воспринимается лучше критики, но последняя также бывает необходима. Нужно иметь в виду, что критика подчиненных лучше, чем полное отсутствие внимания к ним.

Так ли нужна похвала детям, как ее малюют?

Доброе слово и собаке приятно. Человеку тем более. Тысячи статей бродит по интернету с призывами побольше и почаще использовать похвалу в общении с людьми.

Хвалить за добрые намерения, ценные поступки, давать подтверждение в том, что человек идет в верном направлении. Поддерживать похвалой в трудные минуты школы жизни.

Прочла и решила использовать добрые советы маститого психолога на практике — в обычной школе.

Думаю, пусть дети порадуются, почувствуют себя счастливыми. Мне теплых слов не жалко.

В педагогическом сборнике даже нашла список фраз, которыми полагалось правильно хвалить учеников.

Молодец, хороший мальчик

В пух и прах рассыпалась вся логичная на первый взгляд концепция, что похвала всем приятна. Сработало только для пятерых ребят — они остались довольными. Остальные выдали нечто непредсказуемое.

Ольга Владимировна, вы прямо лучше скажите, что сделать надо? — смутился неприметный и скромный Борис.

Да, если я такой замечательный, так здорово и быстро вытер с доски мел, то, может, все-таки пять за домашнее задание поставите, а не четыре? — осведомился дежурный Дима.

Кто, я сегодня лучше всех новую тему усвоил? Ребята, кто хочет узнать секрет успеха, предлагаю встретиться за углом школы после уроков! — отшутился самый разговорчивый мальчик в классе Иван.

Да, я просто так стул отнес, мне не тяжело, — буркнул себе под нос Рома.

А вот явный лидер класса, услышав похвалу вообще возмутился:

Я сам знаю, что и как, не надо меня хвалить!

Урок закончился. Дети разбежались по домам. Оставив меня в полном замешательстве. Почему похвала сработала не для всех детей?

Все мы разные

Пошла к школьному психологу за ответом. Хвалить нужно за действие, а не за личные качества ребенка. Так я и хвалила детей за то, что они хорошее сделали. Реакции у разных ребят все равно различаются. Как белое и черное.

Темперамент, наследственность, воспитание, настроение, в конце концов, и определяют разное восприятие похвалы. Не переживайте — хвалите, зная, что вы делаете все верно, согласно психолого-педагогическим разработкам. Дети привыкнут и похвала принесет свои золотые плоды — взаимопонимание, блестящее освоение вашего предмета. Помните, Ян Амос Каменский говорил: «Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально».

Замечательная цитата. Одна другой лучше, в каждой доля истины, которую оставил после себя великий человек из прошлого. Только ответа я на свой вопрос так и не получила. Знание афоризмов про похвалу пустоты непонимания явления похвалы и ее воздействия на детскую психику не закрыли. Как и приводимые примеры использования хвалебных речей в разных странах.

Детей надо хвалить. Всех. Чем больше, тем лучше. И все. Точка. Что тут неясного?

Смотрю и вижу

Упрямая я. До сути хотелось добраться. Очистила многострадальную статью о похвале от «нужно», «должны», «вот, например, в Японии», «по моему мнению», » как говорил известный педагог» — и читать нечего!

Причин, доказывающих значимость похвалы, не перечислено. Последствия похвалы для разных детей не обозначены.

Меж тем вот они реальные дети, тридцать пар глаз каждый урок на тебя смотрят и похвалу кушать не все хотят, да и под разным соусом.

Эврика

Кто ищет, тот находит. Рано или поздно. Мне повезло, я нашла ответ на свой вопрос. Нагуглила сайт по новому направлению психоанализа. Термины смутили. Особенно понятие «анальный вектор». Был порыв закрыть страничку и бежать.

Как неприлично такие выражения использовать! Вспомнилась современная детская песенка: «как так попа есть, а слова нет». Действительно, чем анальный вектор хуже анального секса, фрустраций, уретры, обоняния. Все естественно. Принялась изучать. Разбираться, что такое вектор и какое значение он имеет для похвалы.

Отличить птичку от рыбки

Ребенок рождается с заложенными в нем природой желаниями, способностями. В системно-векторной психологии они получили название — вектора. Стремления заданы, но не реализованы. Как будет проходить развитие его врожденного потенциала, во многом, зависит от родителей малыша, которому, прежде всего, хочется чувствовать себя в безопасности. Не меньшее влияние на психику ребенка оказываем мы, педагоги.

Навешиваем ли ярлыки, препятствуем или развиваем врожденные качества ученика. Педагогические ошибки дорого стоят. Иногда цена – изломанные человеческие судьбы. Немало случаев, когда школа в восприятии ребенка превращается в ад и единственный выход он находит в самоубийстве. Потом все разводят руками – не доглядели. Ищут виновных, только ребенка не вернуть.

Знание психологии, прежде всего, позволяет отличать одних детей от других. Подбирать к каждому свой ключик. Ставить себя на место ученика – метод провальный. Это как рыбка попытается стать птичкой. Наши ценности и ценности ребенка – разные вещи.

Люди отличаются друг от друга и вместе с тем они одинаковые. Мы все хотим быть счастливыми и получать удовольствие от жизни. Восемь векторов и степень их развития, реализованности определяют наш жизненный сценарий. Будет ли он успешным, а мы счастливыми.

Увидеть векторальный набор ребенка – первый и главный шаг к пониманию и правильному воспитанию. Я прошла обучение на тренингах и теперь четко различаю разные психологические типы детей. Вот как это проявляется в отношении похвалы.

Кого хвалить

Одна категория учеников, самых послушных и замечательных, можно сказать, всеобщих наших любимцев ждет похвалы. Только она им нужна за дело. Это как раз тот случай, о котором талдычат психологи всего мира, однако таких детей не больше 20%. Похвалить их попусту – добрые слова обесценятся и стимул, который подталкивал детей к действиям, будет потерян.

Дети, для которых похвала — способ понять, что родители их принимают, что они находятся в безопасности, имеют анальный вектор. Похвала дает им необходимое подтверждение, что они сделали все верно. Психика анального ребенка устроена так, что добрые слова в его адрес помогают ему развиваться. Природная леность к началу нового дела сбивается похвалой.

Анальным детям похвала важнее конфетки. Это они готовы работать, причем качественно, доводя дело до конца, за похвальную грамоту. Анальные девочки, чтобы услышать хвалебные речи в свой адрес, готовы вымести всю пыль с углов, разложить все по полочкам, навести идеальную чистоту. Анальные мальчики будут ежедневно мыть посуду, если об этом их попросили, зная, что взамен получат похвалу от родителей.

Ищем «золотую середину»

Похвала для детей с анальным вектором — источник получения удовольствия, маленького счастья.

Однако все можно довести до абсурда и вместо положительного результата получить отрицательный. Родителям, прежде чем использовать похвалу в качестве инструмента для манипулирования ребенком, неплохо было бы знать о печальных последствиях. Ребенок готов будет делать все, что угодно, лишь бы получить похвалу. Если вначале для него будет ценна похвала родителей, то потом любого его окружения. С разными намерениями сверстники, педагоги, другие люди смогут влиять на поступки вашего малыша.

Кроме того, ребенок вырастет, и без похвалы не сможет ничего сделать сам. Не будут хвалить на работе, что он убрал мусор, выполнил обычные служебные поручения — перестанет это делать. Серия увольнений и анальный сын (самый послушный, покладистый) разочаруется в жизни, в людях, обидится на весь мир и заляжет дома на диване, так и не раскрыв свои природные таланты.

Перехваливать — хуже, чем пересаливать. Ребенок, понимает, что его похвалили незаслуженно и ценность похвалы теряется. Метод, наиболее подходящий для развития анального вектора у малыша перестает работать.

Итак, найти «золотую середину» как хвалить анальных детей, означает тем самым отыскать ключик к их развитию и реализации.

Нам не надо похвалы

Другой категории детей похвалу на хлеб не намажешь — их примерно столько же, сколько «хороших мальчиков». Ребята с кожным вектором. Они предпочитают вместо похвалы, что-нибудь полезное, существенное получить. Такое спасибо, которое можно положить в карман, которое сэкономит время и деньги. Принесет выгоду.

Третья группа учеников при похвале вовсе впадает в гнев. Их не больше 5%, да и не в каждом классе такой или такая встретится, но вот если встретится, то будь здоров — не хвали, а то все пропало. Ребенок недоволен, и класс за собой не туда поведет. Такой конфликт может создать, что никакие дисциплинарные дневники не спасут.

У него по природе нет запретов, он всегда идет за флажки. Он – лидер, устремленный в будущее. Ребенок с уретральным вектором. Заложенная в нем архетипичная программа вождя стаи не принимает слов, сказанных ему сверху вниз. Восхищение им — то, что ждет его психика.

Представьте себе ситуацию, если придворные начали бы хвалить царя, ставя себя выше его. Трудно учителю с опытом, наградами, званиями выражать восхищение ученику, даже лидеру. Меж тем, если давать ему в руки власть и умело направлять, он способен нести ответственность за каждого ученика в классе и создать настоящий коллектив единомышленников. Быть вашим незаменимым и самым верным помощником.

Еще одна группа детей – с мышечным вектором. Им нравится сам процесс того, что они делают.

У современного человека от двух до пяти векторов. Правильно научиться определять векторальный набор можно только при прохождении тренинга. Системно-векторная психология появилась совсем недавно, поэтому нет многотомных изданий, монографий. Знание передается устно. Тем более, что существует большая разница между письменным и устным словом.

Даже после бесплатных лекций (они проходят в конце рабочего дня по интернету) начинаешь видеть, узнавать кожного ребенка от анального. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Услышать первоисточник, лучше, чем читать многотомники. Интереснее, продуктивнее. Можно задать Юрию Бурлану вопросы в режиме онлайн. Он очень харизматичный человек. Тысячи людей были на лекции, и он удерживал наше внимание более пяти часов вэбтренинга. Познать себя – самое увлекательное занятие.

Похвала является мощнейшим стимулом действий ребенка и его развития. О том, как при помощи похвалы помочь детям сформировать здоровую самооценку и избежать проблем в общении со сверстниками, рассказывает Наталья Полетаева, психолог и мама троих детей.

Мы хлопаем в ладоши, когда малыш делает свои первые шаги, и он старается пройти еще дальше. Мы восхищаемся первыми рисунками и поделками ребенка, что заставляет его по-настоящему полюбить творчество. Мы гордимся хорошими оценками - и школьник усердно делает домашнее задание. Мы одобряем поступки и радуемся достижениям наших детей, и они стараются быть лучшими. Все это - результат похвалы!

Если у ребенка есть комплексы, похвала может послужить хорошим средством избавления от них. Часто бывают случаи, когда дети слышат насмешки в свой адрес и страдают от обиды (например, если у ребенка рыжие волосы, он левша или носит очки). И здесь задача родителей с момента появления проблемы (а лучше с самого рождения) - внушить ребенку, что это не недостаток, а даже преимущество. К примеру, волосы не рыжие, а золотые, и сказка о прекрасной Златовласке - тому подтверждение. А левши в большинстве своем творческие личности, поэтому обратите внимание ребенка на то, какие прекрасные работы у него получаются. Это убедит его в собственной состоятельности!

Безусловно, родительская любовь не знает границ, и зачастую мы считаем своих детей идеальными. Однако чрезмерно превозносить и преувеличивать качества ребенка довольно опасно, во всем нужно знать меру. Излишняя похвала может привести к серьезным личностным проблемам у ребенка. Бывает, что родители «боготворят» своего ребенка, хвалят его буквально за все, не замечая ничего плохого в его поведении. Это грозит завышением его самооценки . Ребенок уверен в своей правоте даже тогда, когда неправ, он готов взяться за дело, которое в реальности не в состояниии осуществить, что в итоге приводит к разочарованию и потере объективности. Мир вокруг становится злым, а в неудачах виноваты все вокруг, только не сам ребенок.

Чрезмерная похвала может повлечь за собой и различные проблемы в общении со сверстниками и педагогами. Никто не хочет дружить с выскочкой или задирой, поэтому такой ребенок часто становится одиночкой в коллективе, непонятым порой даже взрослыми, ведь все оценивают его не так, как это делают родители.

Кроме этого, у ребенка может развиться настоящая зависимость от похвалы . Можно добиться того, что все его действия теперь будут направлены не на результат, а на то, чтобы получить «дозу» похвалы.

И, пожалуй, самая распространенная проблема, которую приобретает ребенок, избалованный похвалой, - это эгоизм. «Перехваленные» дети не способны заботиться о ком-то, потому что с раннего детства все заботились только о них самих, в собственных глазах они идеальны и не считают нужным ни с кем делиться своими «достижениями».

Это вовсе не значит, что хвалить ребенка нельзя. Просто для того, чтобы избежать подобных неприятностей, постарайтесь найти золотую середину. По мере того как ребенок растет, похвала должна переходить из количественного показателя в качественный . Вот несколько советов:

Хвалить нужно не столько самого ребенка, сколько результат его действий;

Похвала должна быть только за то действие, которое действительно было трудно для ребенка, когда он приложил достаточно усилий для достижения результата;

Научите ребенка делиться своими достижениями и благодарить тех людей, которые помогли ему добиться результата (например, учитель рассказал, друзья поддержали, родители обеспечили).

Хвалить ребенка за поступки, искренне любить и проявлять заботу просто так - вот алгоритм воспитания, к которому нужно стремиться!

Как вы думаете, нужно ли хвалить человека?

Давайте вспомним, как в детстве мы с трепетом ожидали похвалы от родителей. Эта потребность формируется очень рано. Уже с рождения в интонациях голоса мамы малыш способен уловить и почувствовать ее эмоциональный настрой, понять хвалит она его или чем-то недовольна.

И если совсем маленький человечек довольно часто слышит похвалу в свой адрес по самым разным поводам: сделал шаг, улыбнулся, завязал шнурок, сам нарисовал каляку-маляку, спел собственную песенку, то по мере его роста количество похвал уменьшается.


Родители все больше делают замечания, упрекают, остаются недовольны поведением, оценками и др.

Конечно, похвалы не исчезают из жизни совсем, но их становится значительно меньше. Однако, сформированная с раннего возраста потребность быть положительно оцененным, получить одобрение - остается. С течением времени это желание никуда не девается, не пропадает, оно сохраняется внутри.

Похвала – это способ сделать человек счастливее, получить удовлетворение от жизни, испытать положительные . Слова одобрения совершенно меняют рисунок его бытия. Преображается мир. Солнце светит ярче, небо приобретает особую синеву, птицы поют волшебные песни, люди вокруг замечательные и, главное, появляется ощущение собственного всемогущества. Человек готов свернуть горы, душа играет гимн «Я все могу!».

Психологам известно, что заслуженная похвала делает человека лучше, закрепляет его положительные поступки и действия.

Хорошо об этом сказал Франсуа де Ларошфуко:

«Жажда заслужить расточаемые нам похвалы укрепляют нашу добродетель; таким образом, похвалы нашему уму, доблести и красоте делают нас умнее, доблестнее и красивее».

Как вы считаете, почему люди так падки на лесть?

Да все по той же причине! Человеку не хватает положительной оценки его действий и поступков. Он нуждается в них. Они ему необходимы. Если человек недохвален – он довольствуется лестью, суррогатом похвалы. И кое-кто этим успешно пользуется.

Какой выход из такой ситуации?

2. Хвалить своих близких, родных, детей, родителей, любимых, коллег, друзей. Если вы будете хвалить их, глядя на вас, они тоже будут учиться этому замечательному свойству характера – видеть хорошее и говорить об этом.

Ведь очень часто происходите так, что мы видим и отмечаем мысленно хороший поступок, успешно выполненное дело, с душой приготовленный ужин, но почему-то оставляем эти умозаключения в своей голове, не произносим вслух, не даем человеку заслуженного одобрения, которое для него очень важно.

Для того, что бы научиться хвалить предлагаю интересное упражнение «Я горжусь тобой!»

Для этого решите, кого вы будете хвалить. Выберите 2 или 3 человека. Это может быть любимый человек, кто- то из близких родственников, ребенок, коллега по работе и т.д. И начинайте хвалить.

Выполнять это упражнение нужно в течение 10 дней. Высказывайте одобрение, давайте положительные оценки, радуйтесь успехам, но помните вы хвалите за то, что на самом деле было сделано, за реальные дела и поступки. Можете, в том числе использовать фразу «Я горжусь тобой!»

Вечером подводите итоги: воспроизведите в памяти, кого вы хвалили, как вы это делали, какие слова использовали, какая была ответная реакция и, самое главное, какие чувства в этом момент испытывали вы, что в вас менялось, какие мысли возникали в вашем сознании.

После 10 дней, по окончании срока выполнения упражнения, проанализируйте весь полученный опыт, зафиксируйте изменения в собственных ощущениях и мышлении, жизни, сделайте выводы для себя.

По итогам решите, что вы готовы делать, что бы ваши отношения и общение с близкими было позитивными, комфортными, радостными.

Как правильно хвалить?

Существуют три подхода.

1. Первый с обращением «ты» (или «вы») : «Ты отлично выполнил задание!», «Ты ответственный человек!», «Ты очень внимательный и чуткий», «Ты приготовила королевский ужин!» Этот вариант показывает, что мы увидели и оценили поступок, поняли, что он выполнен хорошо.

2. Второй с местоимением «я»: «Я горжусь тобой!», «Я восхищена твоим поступком!», «Я очень благодарен тебе», «Я рада, что ты это сделал для меня». В этом случае возникает эмоциональная близость, так как мы подчеркиваем насколько важно именно для нас то, что делает человек. Второй способ более теплый, комфортный и для нас более значим.

3. Без слов (невербальный) : одобряющая улыбка, теплый взгляд, рукопожатие.

В идеале лучше всего сочетать все эти способы – эффект выше.

Важно!

Хвалите за результат, за процесс, за действительно сделанное дело или поступок.

Озвучьте конкретно за что хвалите: ребенка за ровные буковки именно в упражнении № 2, жену за хрустящую корочку на пироге, мужа за вкусные мандарины, которые он купил, коллегу за точный расчет параметров в схеме 56.

Хвалите эмоционально, с чувствами и, главное, искренне.

Хвалите, глядя в глаза. Это повышает доверие к вашим словам.

Хвалите сразу, как узнали о достойном поступке, немедленно.

Не затягивайте, похвала – это короткий залп, она занимает не больше одной минуты.

Будьте последовательны. Если вы сегодня за что-то похвалили, в другой раз не надо за это же ругать (касается родителей особенно) – убивается стимул к хорошему.

Подводя итог, хочу добавить, что похвала - это хорошее , а от него производительность и эффективность увеличивается на 20-25 % в любой области нашего существования.

О соотношении положительных и отрицательных эмоций в нашей жизни читайте статью .

Хотите успеха? Хвалите себя и других!

И на десерт - видео про Влюбчивую Ворону. Посмотрите, как все нуждаются в любви и искреннем восхищении.

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Здравствуйте, дорогие родители!

Воспитание нельзя представить без похвалы, она выступает стимулом, ободряет и обращает внимание на хорошие правильные поступки. На вопрос нужно ли детей хвалить ответ будет положительным.

Да, нужно, но делать это стоит по нескольким простым правилам, чтобы не столкнуться с обратной стороной медали. Перехвалив, родители рискуют вырастить инфантильную, избалованную личность с завышенной самооценкой.

А если совсем не отмечать успехи ребёнка, то неуверенность, тревожность и скованность могут сопровождать его на протяжении всей жизни.

Для чего нужна похвала?

Согласитесь, что приятно, когда старания и хорошие результаты отмечаются окружающими, даже если человек не ищет похвалы, в любом случае она радует и оставляет тёплое воспоминание.

Придя с работы, и приготовив вкусный ужин, для всей семьи маме будет приятно услышать «Спасибо, мамочка, было очень вкусно, ты такая замечательная!» и усталость как рукой снимает. Ребёнку похвала необходима, особенно в дошкольном возрасте. Детям очень важно нравится родителям и окружающим.

Похвала подсказывает, что он на правильном пути, придаёт уверенность в своих силах, мотивирует, и что немало важно учит ответным чувствам.

Как воспитательный метод правильное доброе слово станет намного эффективнее, чем наказание или упрёк, так как вызывает .


На что стоит обратить внимание

1. Важно найти золотую середину . Не стоит хвалить по каждому пустяку. Убрать за собой тарелку или собрать игрушки – это хорошие поступки, отметить их с положительной стороны нужно, но постоянное и чрезмерное восхищение ни к чему, оно обесценит действие и, в конце концов, будет выглядеть как издёвка.

Молчать и сдерживать гордость за чадо или обходиться сухими фразами в те моменты, когда ребёнок отлично выступил на школьном концерте, нарисовал хороший рисунок, помог другу, сделал что-то значимое и ценное для него, будет абсолютно неправильным и убьёт все будущие порывы к действию.

2. Хвалите не обобщающими фразами . Ты молодец, ты самый красивый, ты самый лучший в классе или в мире – подобные фразы не являются полноценной и эффективной похвалой. Они приводят к установке планки, которую ребёнку придётся тянуться всю жизнь, чтобы не разочаровать близких. Абстрактная похвала не даёт ребёнку понимания, за что его хвалят, что он делает хорошо и правильно.

3. Похвала должна быть направлена на что-то конкретное . «У тебя получился красивый рисунок, особенно мне нравится, как ты нарисовал дерево/собаку/домик/солнце, получилось отлично», «Мне нравится твой выбор цвета в этом рисунке», «Ты с выражением читал стихотворение, у тебя отлично получилось» и т.п.

4. Похвала, сравнение и «НО» не совместимы. «Ты приготовила пирог хорошо, но если бы добавила шоколад, было бы ещё лучше», «Здорово, что ты убрал комнату сам, но вот Петя делает это каждый день, может и тебе стоит».

Родителям важно вовремя останавливать подобные порывы «мотивировать» ребёнка, эти фразы с большой вероятностью вызовут совершенно противоположные эмоции — разочарование и чувство недооцененности.


5. Эмоциональная окраска слов очень важна. Улыбнитесь, обнимите, погладьте по голове. Представьте, что ваше чадо старательно собирает пазлы, приносит вам результат своего труда, а вы говорите «Молодец!», продолжая читать книгу или смотреть телевизор, вряд ли это можно назвать похвалой.

Но если вы отвлечётесь, рассмотрите картинку и скажите «Вот это да! Здесь столько деталей, а ты совсем разобрался, это кропотливая работа, требующая усидчивости и внимательности, ты такой молодец! Мне очень нравится!», искренне улыбнетесь ему в ответ – это похвала, которая действительно вдохновит к дальнейшим действиям.

6. Не за что хвалить . Довольно часто возникает ситуация, когда родители не знают за что и как похвалить, особенно если дело касается «проблемных» детей. От родителей можно услышать «За что его хвалить? Он ведь уроки не делает, учится плохо, ведёт себя хуже некуда!». В этом случае место для добрых слов должно находиться в обязательном порядке.

Дети воспринимают всё намного острее и зачастую именно «двоечникам» не хватает поддержки и участия, нельзя, чтобы ребёнок в семье чувствовал себя изгоем и постоянно подвергался упрёкам, нравоучениям. Совет может быть один — начать следует с мелочей. Отмечайте элементарные вещи.

Например, встал по звонку будильника без долгих уговоров, собрал школьный портфель с вечера или заинтересовался какой-либо темой по школьному предмету.

7. Родителям так же стоит помнить о важности хвалить не только за конкретный результат или школьную оценку, а за тот путь, который ребёнок проделал, чтобы добиться успеха.

Обязательно нужно отмечать старания и усилия. Можно сказать: «Коля, ты так увлечённо занимаешься, твоё усердие нас очень радует». Такой подход будет побуждать к изучению и познанию, а не только к оценке.

8. Одним из основных моментов является искренность произносимых слов . Дети чувствуют эмоции, поэтому если родители начинают говорить наигранно и через силу, это приводит к замкнутости.

9. Разделяйте похвалу и упрёк . Не нужно говорить «Какой ты порядок навел в комнате, всё убрал, здесь очень чисто, молодец! Обычно-то у тебя такой бардак». Будьте уверены, что запомнится только последняя фраза. Решив похвалить, только хвалите.

10. Что касается вознаграждений в знак похвалы и благодарности, то они возможны, но усердствовать не стоит, чтобы не превращать поступки в гонку за очередным подарком.

Подводим итоги


Благодарите, поощряйте, хвалите – это поможет создать тёплые доверительные отношения. Не стесняйтесь проявлять любовь и заботу – это очень важно.

Соблюдайте баланс, будьте искренни, не сравнивайте с другими детьми, не говорите «но ты мог бы и лучше», используйте развернутые фразы, указывающие на действия, которые вы хотите отметить.

Этим вы помогаете своему ребёнку. Развиваете уверенность, самодостаточность и обязательно услышите слова благодарности и одобрения в свой адрес от уже повзрослевшего человека.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

До новых встреч, пишите комментарии и заходите в соц. сети!