Обед на максимальной скорости. В этот раз счастливчиком рубрики “Бесплатный пиар” стал сервис доставки еды “Голод” Выход из «голодовки»

И руководитель проекта «Голод» Алексей Овчинников рассказал «Секрету», как работает его модель и почему скорость может изменить любой рынок.

Главной проблемой всех сервисов, где присутствует доставка, остаётся скорость. Особенно сильно это проявляется в foodtech - еда, как и такси, необходима здесь и сейчас, но если машину можно заказать за 2–3 минуты, то чтобы поесть, сегодня всё еще приходится ждать полтора часа. Традиционная модель доставки еды превращает обыкновенный заказ блюда в квест, состоящий из ненужных и бесполезных звеньев: выбор из тысячи блюд, звонок по телефону или онлайн-заявка, общение с менеджером, СМС, разговоры с курьером по телефону, томительное ожидание, а на сладкое - неприятная суета со сдачей. Прибавьте к этому целый ряд ограничений вроде минимальной суммы заказа или платной доставки - это всё безнадёжно устарело.

Впервые эту проблему заметили в США, где в 2013 году появился сервис Sprig . Он начал доставлять еду за 15 минут, а небольшой выбор блюд компенсировал скоростью. За три года сервис успел увеличить зону покрытия до четырёх городов, привлечь $52 млн и поглотить прямого конкурента SpoonRocket. Сан-Франциско нашпигован самыми современными службами доставки из ресторанов, где вы можете «одним кликом» получить еду в течение 45 минут. Однако благодаря космической скорости в 10–15 минут Sprig не вступает с ними в борьбу за клиента, а создаёт себе новый рынок, свободный от прямой конкуренции. Сегодня стартап оценивается в $250 млн.

Так бывает всегда, когда на консервативный рынок выходит компания, которая строит свою модель вокруг моментального удовлетворения услуги или потребности. Так было с Booking, который предложил бронировать номера в отеле не по телефону, а в интернете, так было с Amazon, который избавил людей от походов по супермаркетам. Российский foodtech умудряется расти даже в кризис, но продолжает оставаться крайне консервативной сферой. Мы решили изменить этот рынок, который оценивается в $1,5 млрд в год, с помощью сервиса «Голод» - доставки еды за 8 минут.

Как это работает

Чтобы быстро разогнать любое транспортное средство, в первую очередь нужна прямая и ровная дорога: чем меньше поворотов, развилок и препятствий, тем выше скорость. То же самое нужно сделать для ускорения любого сервиса: создать инфраструктуру, сузить ассортимент, отполировать все этапы заказа и убрать с дороги мелкие камушки. Необходимо минимизировать отклонения от стандарта.

Наш продукт состоит из двух приложений: одно для клиентов, а второе для водителей. Клиент выбирает из двух блюд и делает заказ - без промежуточных звеньев в лице менеджеров или диспетчеров. Заявка падает курьеру, который уже находится близко к клиенту, и он отправляется к нему. Когда еда у курьера заканчивается, запас пополняет специальный фудтрак, который подвозит с кухни новую партию. У каждого водителя свой сектор покрытия, в границах которого он и доставляет еду. В итоге на нашей карте Москва разбита на несколько участков, за которые отвечают конкретные водитель и кухня.

Создание инфраструктуры требует большого количества ресурсов - как человеческих, так и финансовых. Сервисы моментальной доставки окупаются лишь в том случае, если плотность заказов на каждый из районов достигает нужной отметки. В обратном случае такая модель сулит гигантские расходы на сотрудников и на продукт. Плотность рабочих мест в центре Москвы, в районе Садового кольца, в несколько раз выше, чем в любом городе Калифорнии. В этом районе города ежедневно обедает около 3 млн только работающих горожан. Это почти в четыре раза выше, чем всё население того же Сан-Франциско, включая детей и стариков. В итоге курьеру приходится проезжать от одного до другого клиента совсем небольшое расстояние, что позволяет добиться стоимости доставки ниже, чем у любого другого сервиса в России.

Скорость изменит всё

Модель, где продукт или услуга доставляются здесь и сейчас, можно адаптировать практически к любой сфере. Еда - только вершина айсберга. В дальнейшем мы можем заняться цветами, пиццей, продуктами, сигаретами, напитками и даже запасными шинами, если уж на то пошло. Наиболее перспективные сферы - продажа алкоголя, сигарет, товаров первой необходимости и средств контрацепции. В Китае еще в 2011 году появлялись приложения по доставке презервативов, в 2013 году такую услугу Durex предложил жителям Дубая. Если у доставки еды много проблем с хранением, то презервативы и другие не портящиеся продукты будут лежать в бардачке у таксиста до 2020 года и ждать своего заказа.

Преимущество модели в том, что люди готовы переплачивать за моментальную доставку. Те, кто курит, знают по себе, что порой может возникнуть острая нужда в сигаретах. Сахар или кофе могут закончиться в любой момент, а круглосуточные магазины есть не везде. Подойдёт даже такой банальный продукт, как туалетная бумага, то есть всё, что не занимает много места в багажнике и может быть доставлено в любой момент.

Самый большой рынок, который ждёт ускорения, - это доставка продуктов питания из магазинов. Он измеряется сотнями миллиардов долларов. Пока рынок не выявил устойчивых бизнес-моделей скоростной доставки, но уже началась масштабная работа в этом направлении. Сейчас лидирует калифорнийский единорог InstaСart : сервис доставляет продукты из нескольких сетей гипермаркетов в течение 1–2 часов.

В России уже работает несколько аналогов, например, «Гросер », который доставляет продукты из «Ашана» за 2,5–3 часа. Клиенты больше не хотят планировать доставку на завтра или послезавтра в промежутке 19:00 до 22:00, поэтому скоростные проекты скоро повалят неповоротливых динозавров онлайн-ретейла вроде «Утконоса » на лопатки.

Постуберификация

Uber показал людям, что любое время можно сократить без риска для качества, и аудитория давно ждёт аналогичных прорывов и в других сферах. Но если взглянуть на рынок срочной доставки, можно увидеть, что компании все еще называют время в полтора часа «срочно» и «быстро». Хотя на дворе 2016 год, и счёт пошёл на минуты. В ходу уже не только мобильные решения, но и физические - например, кнопки от Amazon, которые позволяют совершить заказ одним нажатием и получить его немедленно (ранее вы выбираете в приложении, что именно вам нужно доставить при нажатии на кнопку).

В ближайшее время основным параметром, вокруг которого развернётся конкуренция, станет не столько сервис, сколько его скорость. Так появятся компании, которые будут работать не в плоскости «Uber для чего-то», а скорее по модели «пост-Uber»: сначала в продукте важна доступность, а уже потом его свойства. Uber расшифровал код и показал, что принцип одного клика может работать, а «пост-Uber» на основе этого кода придумывает новые сервисы. Компании нового поколения не просто собирают игроков на одном маркетплейсе (этим уже никого не удивишь), а сокращают на основе этого всё: скорость доставки, скорость обслуживания, скорость заказа, скорость расчёта. Если клиент может получить то, что хочет, в течение пяти минут, он возьмёт это. И быстро забудет о привычном сравнении характеристик у конкурентов, в том числе и ценовых.

Фотография на обложке: Erik Dreyer / Getty Images

Стоило пообещать им на своем сайте бесплатный обед до 15 мая (там есть чудо-промокод на вкусную еду через 8 минут) - и вуаля!

Вкратце о сервисе: доставка за 8 минут, два ланча на выбор, удобное приложение и никаких чаевых. Никаких ограничений на минимальную сумму заказа нет. Оплата только безналом через приложение.

Алексей, гендиректор Univer Club Family, рассказал, что это уже их шестой проект, но в онлайне - первый (и самый любимый). И, конечно, первый онлайн-проект было решено посвятить самому важному - еде.

Идея моментальных ланчей возникла в команде в один из офисных вечеров. Частая работа допоздна вызывала закономерную проблему голода. Прерывать рабочий процесс и уходить в ближайшие кафе и рестораны, тратя время на заказ и ожидание официанта не хотелось. Вся еда, продуманно взятая из дома, заканчивалась, не успев появится. Хороший рабочий коллектив - он такой. Энергичный и голодный.

Так и возникло мобильное приложение, не требующее долгого выбора и оформления заказа, звонков, поиска мелочи для сдачи или чаевых… Пара кнопок в приложении - и готово. Разное меню каждый день, выбор из двух блюд. Горячая, свежая и вкусная еда. Разогревать не нужно.

Кухня работает постоянно, так что когда клиент заказывает обед - он уже готов и выезжает к нему с ближайшим курьером. Доставка до тротуара - в здании курьер не плутает и не ждет лифтов, что экономит время и курьера, и клиентов. Заказчик видит в приложении перемещение курьера через GPS.

Своей кухни у “Голода” нет, компания сотрудничает с ресторанами. Весной 2016 сервис нашел основного партнера по кухне - Eat Lunch. Цена ланча на выбор составляет 350 руб., стоимость доставки чуть меньше 50 руб. на весь заказ.

Пока создавался этот текст, в меню было доступно на выбор филе цыпленка и суп из зеленого горошка (салат с курицей, домашний компот и ржаная булочка прилагаются) или диет-сет из филе индейки и тыквенного супа (карпаччо из свеклы, домашний компот и по-прежнему ржаная булочка тоже входят в комплект).

Обидно только, что работает сервис с 12:20 до 17:00. Так что вечерним голодающим рекомендуем вспомнить об обеде заранее. Как и работающим в выходные дни - пока, к сожалению, сервис работает только по будним дням.


Сервис работает на данный момент только в Москве, в 2015 году не осуществлял доставку ланчей за пределами Садового кольца. В этом году “Голод” расширился и добавил в зону доставки еще почти два десятка станций метро. Есть приложение для Apple , скоро будет опубликовано и для владельцев Android. Оплата возможна только по безналичному расчету с пом ощьюбанковских карт (безопасность, шифровка данных - все на уровне), так что с клиента - никаких чаевых.

Если говорить о рынке доставки еды в России, по данным Delivery Club , лидера российского рынка в данном сегменте, сотрудничающего с более чем 4 000 ресторанов, в 2015-2016 году на первый план выходит экономичный подход “цена-качество”, а средний чек заказа снизился с 1834 до 1504 руб.

И любопытный факт под конец, особенно для приверженцев более классических заказов на дом и в офис:

Самым дорогим за 2015 год заказом по доставке еды, по исследованию Delivery Club, стал заказ на общую сумму 183 271 руб. 07.12.15 в ресторане "Якитория". В него вошли сеты (наборы): Сякэ сет (35 шт.), Котэнтэки сет (35 шт.), Ацуи сет (35 шт.), Унаги сет (25 шт.), Ауторэтто сет (15 шт.).

Приятного аппетита и успешной работы! Создателям сервиса “Голод”, заказчикам вкусных обедов, клиентам А25 и читателям нашего сайта:)

Многим из нас приходилось сталкиваться с долгими часами ожидания доставки еды, особенно в обеденное время. Представьте, что теперь вы можете получить свой обед в течение 15 минут? Не верите? Проверьте с приложением «Голод»!

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

Идея “Голода” появилась осенью 2015 года, когда создатели столкнулись с типичной ситуацией: работы много, кушать хочется, купить поблизости негде - приходиться заказывать. После часа (а то и двух) ожидания, даже ранее желанная пицца перестает радовать заказчика.

Как сократить время доставки в 4-8 раз и уложиться в 15 минут? Создатели сервиса решили отказаться от традиционного понимания «службы доставки еды» с разнообразным меню. Вместо этого, они предложили доставку обедов «до тротуара» с выбором из двух блюд. Вкусные блюда, большие порции и быстрая доставка с возможностью отслеживать местонахождение курьера и время ожидания.

“Как возможна такая быстрая доставка?”- спросите вы. Создатели разместили еду в нескольких точках (фудтреках), от ближайшей курьеры на своих авто доставляют до места назначения.

Заказчик обратился к нам с целью сделать мобильные приложения для iOS и Android. У них уже была четко сформулированная идея и наброски дизайна - осталось воплотить идею!

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

Хотите быстрее доставлять - давайте быстрее выпускать! Мы предложили использование итеративной разработки для более быстрого выпуска первой версии приложения. Та-дам! Через три месяца после обращения, заказчик получил рабочий продукт, который заинтересовал не только медиа, но и привлек дополнительные инвестиции.

Разработка проекта велась по гибким методологиям. Серверная часть написана на php, а для мобильных платформ мы создали нативные приложения.

Особенности приложения:

1) Сверхбыстрый заказ

Всего два вида ланчей - нет долгим раздумьям, чего хочется больше. Для заказа нужно выполнить всего несколько кликов - добавить в корзину и подтвердить заказ.

2) Отслеживание заказа и получение уведомлений

Используя геолокацию, приложение показывает местоположение курьера на карте и расчетное время прибытия по указанному адресу. Для удобства в личном кабинете можно хранить несколько адресов доставки.

3) Безналичная оплата

Не нужно искать мелочь или готовить сдачу - средства списываются после доставки, как в Uber. Безопасность проведения платежей гарантируется платежным сервисом Альфа-банка.

3. Результаты сотрудничества

По итогу года работы приложение пользуется успехом: «Голод» установили более 5000 человек со средней оценкой 4/5.

Сервис продолжает развиваться - приложение привлекло много внимания со стороны медиа (РБК, The Village, Секрет Фирмы и др.), а также снова получили поддержку венчурного фонда AddVenture. Главный ориентир на 2017 год - выйти на самоокупаемость.

Алексей Овчинников

Генеральный директор, Группа компаний Univer Club Family

Команда Magora Systems - просто находка! “Голод” - не первый мой проект, но один из самых успешных! Мы вместе обсуждали детали, придумывали, как реализовать быстрее и эффективнее. Спасибо ребятам за отдачу и энтузиазм! Мы определенно будем сотрудничать с Магорой в дальнейших проектах.

Можно ли заработать на доставке еды за 8 минут

Алексей Овчинников решил, что главное в доставке еды - скорость: его проект «Голод» обещает привезти еду за 8 минут. Но пока время доставки вдвое больше, а для выхода в ноль сервису нужно увеличить объемы вчетверо

Предприниматель ​Алексей Овчинников (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Очень быстрая еда

32-летний выпускник экономического факультета МГУ Алексей Овчинников — серийный стартапер. В 2011 году одновременно с работой в РЖД, где Овчинников участвовал в проекте «Умный вокзал» , он создал компанию Univer Club, которая производила и продавала толстовки с логотипами университетов. В 2013 году Овчинников уволился и на деньги, вырученные от продажи толстовок, начал экспортировать краски из Индии и устраивать фестивали красок.

Предприниматель часто засиживался с коллегами в офисе, а тратить время на обеды и ужины в кафе не хотелось. «Нам пришла идея «по щелчку» доставлять в офисы что-то вкусное и полезное, ограничивая при этом выбор человека, — рассказывает Овчинников. — Сначала мы вообще думали доставлять «кота в мешке», то есть неизвестное блюдо-сюрприз. Но в итоге решили, что неизвестность — это вовсе не так круто, как кажется».

Рынок доставки еды в Москве — один из самых конкурентных. Многие рестораны готовы привозить еду сами, работают отдельные специализированные сервисы доставки вроде Jacks, есть и несколько крупных агрегаторов — Delivery Сlub, Room service и др. Фонд AddVenture оценивал в прошлом году объем рынка доставки еды в РФ в сумму около $1,5 млрд в год, $900 млн из которых приходилось на Москву.

Но когда Овчинников стал заказывать еду у разных сервисов и ресторанов, то обнаружил, что в среднем заказ привозят через 80 минут, а за это время можно успеть сходить в кафе. Большой ассортимент блюд принято считать достоинством сервиса доставки, но выбор тоже требует времени. «Например, Delivery Club предлагает блюда очень многих ресторанов, у каждого большое меню. А прежде чем что-то заказать, хочется еще и отзывы изучить. В итоге только на выбор обеда уходит минут 30», — говорит Овчинников.

Предприниматель придумал создать предельно аскетичный сервис — как в самолете, где надо делать простой выбор: рыба, курица или мясо. «Мы ориентировались на мужчин, много работающих и зарабатывающих, которые экономят свое время и для которых важны не развлечения, а результат», — объясняет Алексей. Главным конкурентным преимуществом создатели проекта решили сделать скорость доставки: она должна была быть в несколько раз выше, чем в среднем на рынке.

Стартапы экспресс-доставки — модная тема во всем мире. Одним из первых стал проект Spriq, доставляющий еду в Сан-Франциско за 15 минут. Компания стартовала в 2013 году, привлекла $52 млн инвестиций и поглотила своего прямого конкурента SpoonRocket. Два года назад в Англии появился проект EatFirst, недавно он привлек $8 млн инвестиций. В Греции есть похожий проект Forkee, который привлек $3 млн инвестиций. Концепция везде похожая: минимальный выбор блюд, максимальная скорость доставки.

Скорость имеет значение

На запуск проекта, который получил название «Голод», Овчинников потратил 3 млн руб. собственных средств, из которых 2,5 млн руб. ушло на оплату разработки приложения. Несколько месяцев «Голод» отрабатывал бизнес-модель, пытаясь сократить временные затраты на каждом этапе. Выяснилось, что 60% времени ожидания заказа тратится на готовку блюда и лишь 40% уходит на дорогу к клиенту. Овчинников решил готовить блюда заранее и развозить их по мере поступления заказов.

Первым делом надо было определить максимально короткое время доставки. Для этого сотрудники «Голода» написали программу, которая случайным образом создавала заказы в районе Садового кольца. По тестовым маршрутам ездили реальные курьеры по настоящим пробкам. Кому-то удавалось доехать за 3 минуты, а кому-то — за 26, но среднее время составило 8 минут. Теперь именно за такое время сервис обещает доставить еду на своем сайте и в приложении.

Проблемная точка — путь от машины в офис. В центре города курьер, как правило, тратит на него столько же времени, сколько на саму поездку: надо найти место для парковки, нужный офис и рассчитаться с клиентом. Поэтому в «Голоде» решили, что расчет будет только безналичным, а главное, клиент сам должен будет выйти из здания. «Все эксперты нам говорили, что это не сработает: российский потребитель не пойдет на улицу. Но наши опросы показали, что люди готовы, если речь идет о быстрой доставке. Впоследствии гипотеза подтвердилась», — рассказывает Алексей.

Для того чтобы обеспечить скорость доставки, было решено ограничить территориальный охват: «Голод» работает внутри Садового кольца и в радиусе примерно 1 км от него. По расчетам Овчинникова, на этой небольшой территории сосредоточено 4 млн рабочих мест. Вся территория доставки поделена на восемь секторов, каждый обслуживает одна машина. Водитель сразу же набирает обеды на день и ждет поступления заказов в своем районе. В каждой машине есть две термосумки для горячих блюд и для холодных. Сумки с нагревательными элементами стоимостью 3 тыс. руб. изготовили специально для стартапа, так как имеющиеся на рынке аналоги «сжигали» прикуриватели машин.


Редакция РБК находится вне зоны действия «Голода», поэтому мы попросили заказать ланч маму автора материала. Программа пообещала доставить ей еду через 11 минут. Но затем система поменяла трех курьеров, а реальное время доставки составило 35 минут. Алексей Овчинников оправдывается: 8 минут — это идеал, к которому компания стремится. Реальное среднее время доставки, по его словам, сейчас составляет около 15 минут. «Клиент может в любой момент вернуть деньги за заказ в приложении, если ему не нравится время доставки или у него поменялись планы», — уверяет Овчинников.

Первая версия приложения для IOS в App Store вышла в ноябре 2015 года. Его сделали минималистичным: в центре экрана одна большая кнопка «Заказать». Выше кнопки нескольких блюд, ниже — карта. Уже при первом заказе карта «привязывается» к приложению, и никаких дополнительных паролей после этого вводить не нужно.

«Все сразу пошло не так»

Работу сервис начал в марте 2016 года. Алексей разместил пост в Facebook, предложив друзьям попробовать, дать обратную связь. Друзья Овчинникова в первый же уик-энд cделали 500 установок.

Все сразу пошло не так, как предполагалось, рассказывает предприниматель. Например, команда считала, что заказчиками будут прежде всего засидевшиеся до вечера трудоголики, но оказалось, что людей, нуждающихся в ужинах, в 30 раз меньше, чем тех, кто хочет обедать. Поэтому часы работы сервиса, который сначала доставлял с 12 дня до полуночи, пришлось изменить: теперь он работает с 12 до 17.

Связываться с готовкой блюд Овчинников не собирался с самого начала. Первым партнером проекта по изготовлению блюд стала небольшая компания, также проходившая акселерацию в «Сколково», Mr.Pit. Она специализируется на низкокалорийных питах. В меню у сервиса на старте было всего два горячих блюда: пита по-гречески из курицы и вегетарианская пита стоимостью 200 руб.

Но кормить клиентов каждый день только питой было нереально. «Голод» стал искать более крупного партнера — им стал ресторан Easy Briх. Но тут подвела ценовая политика — средний чек вырос до 350-500 руб., а спрос упал. «Цена на наш обед должна все-таки не превышать 300-400 руб.», — подсчитал Овчинников. «Голод» пробовал сотрудничать с рестораном The Hummus, лапшичной Doodles, кафе с пирогами Pie Point и другими ресторанами. Блюда, которые предлагались клиентам, заказывались по меню, но для «Голода» рестораны делали скидку от 30%: рестораторы заинтересованы в продажах больших объемов однотипных блюд, а «Голод» сразу выкупал партию блюд и брал на себя проблемы с остатками.

Сейчас «Голод» выбрал одного партнера — фабрику-кухню Eat Lunch, у которой нет собственного ресторана. «В Eat Lunch очень хорошо понимают нашего клиента, они готовы менять меню, дорабатывать, стремятся удивить клиента», — говорит Овчинников. «Своими силами у нас не получалось сделать доставку день в день, а у Алексея была готовая концепция. Сейчас «Голод» — наш основной канал сбыта, для них мы готовим 90% всех ланчей», — рассказывает Степан Низкий, основатель Eat Lunch.


Экономика «Голода»

К 3 млн руб., потраченным на старте, через месяц после запуска Овчинников добавил еще 3,4 млн руб., привлеченных у бизнес-ангела за 20% компании. Имя инвестора Овчинников не называет, говорит лишь, что это топ-менеджер крупной российской компании. По данным СПАРК, 57% ООО «Универ клаб» принадлежит Овчинникову, 38 и 5% — его сотрудникам Валерии Макаровой и Анне Потаповой.

Два программиста-математика работают на «Голод» в Москве, еще пять в Новосибирске. Сам Овчинников выполнял роль product-менеджера. Саму доставку осуществляют 14 курьеров на собственных машинах. До конца года их число должно достигнуть 50. Ставка водителя — 400 руб. в час.

Ланч у «Голода» можно заказать за 330 руб., его себестоимость составляет около 170 руб. Средний чек — 680 руб. (заказывают обеды обычно по двое-трое), компания сейчас работает над его увеличением до 800 руб. Если раньше в состав обеда входили суп, салат, горячее блюдо, компот и булочка, то в ближайшее время напиток будет продаваться отдельно. В планах — привозить завтраки: 35% из 1200 опрошенных клиентов заявили, что готовы заказывать завтраки.

Себестоимость доставки — 90-95 руб., средняя цена по рынку — 150-200 руб. Цену доставки в «Голоде» назначили в 47 руб. — разницу проект компенсирует за счет наценки на еду.

Сегодня 70% клиентов серви са — сотрудники офисов, расположенных в бизнес-центрах класса В или С в возрасте от 25-40. Хотя меню у «Голода» небольшое и обновляется крайне редко, около 70% клиентов — постоянные.

В марте «Голод» продавал примерно 30 порций в день, в июне — около 80, сейчас, по словам Овчинникова, вышел на 100 порций. Выручка компании в июне, по расчетам РБК, должна была превысить 500 тыс. руб. «Чтобы выйти на окупаемость, мы должны кормить 400 человек в день. Эту цель при сохраняющемся темпе роста можно достигнуть к концу года», — подсчитал Алексей.

Объем рынка экспресс-доставки Москвы Овчинников оценивает в 6 тыс. заказов в день. Но сейчас в борьбу за него вступает самый дорогой стартап в мире: в июне глава петербургского офиса Uber Михаил Фишер заявил , что уже в 2016 году в России может заработать сервис экспресс-доставки ланчей Uber Eats. Сейчас эта услуга пользуется спросом в Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Торонто, Барселоне. Еще один сервис заказа такси, Gett, доставку еды еще в прошлом году.

Взгляд со стороны

Партнеры

«Мы полностью подстраиваемся под «Голод»

Степан Низкий, сооснователь Eat Lunch

Наш проект Eat Lunch запустился больше года назад, с Алекcеем Овчинниковым мы сотрудничаем с середины марта. Мы пробовали работать со своими клиентами по доставке на следующий день, но большинство желало получить обед в течение максимум двух часов.

В том, что касается блюд, мы полностью подстраиваемся под «Голод», если у них есть замечания или пожелания, то мы всегда их учитываем. Если меню следует обновить, то в течение недели мы его разрабатываем и с помощью курьеров отслеживаем, сколько оно сохраняет вкус и внешний вид в контейнере. Блюда, которые мы готовим, имеют привлекательный внешний вид и не теряют вкусовые качества в течение пяти часов. Мы как-то готовили ризотто с белыми грибами, но отказались от этого, потому что оно «живет» только два часа.

«Модель работает, когда вы возите офигенную еду»

Конкуренты

Алексей Гисак, основатель компании «Воккер»

Проект «Голод» очень интересен. Они работают по модели, которая существует в Америке, — это быстрая доставка ресторанного качества еды за вменяемые деньги. Когда я начал общаться с Романом Макаровым во время акселерации проекта в «Сколково», ребята стали делать мобильное приложение, но плохо понимали в специфике общепита, поэтому какие-то особенности я старался до них донести. В данном случае приложение, может, и двадцатая вещь, важнее наладить логистику, процесс, возить быстро.

В случае с «Голодом» важно, откуда берется еда, в будущем им, конечно, нужно будет делать свой цех. И вопрос не в качестве, просто своя кухня позволит ребятам сделать цену меньше. На мой личный взгляд, такая модель работает, когда вы возите офигенную еду, ресторанную, но берете за нее денег меньше, чем это стоило бы в ресторане (около 250-300 руб. за полноценное блюдо с гарниром), и привозите за 15-20 минут. В целом этот продукт не может быть невостребованным.

Доставка в мегаполисе очень актуальна, потому что времени нам не хватает всегда, в будущем этот рынок точно будет только расти. Причем падение покупательной способности этому способствует — доставка может замещать посещение ресторана.

«Среднее время доставки нашей курьерской службой составляет менее 35 минут»

Даниил Мордовской, управляющий директор Delivery Club

Доставка еды в России сегодня — это огромный и растущий рынок, оценить все перспективы которого довольно сложно. Нашему сегменту присущи все проблемы молодого и развивающегося рынка. Отсутствие сформировавшихся традиций и правил игры — одна из главных проблем на сегодня, поэтому нам как лидерам рынка зачастую приходится самим формировать стандарты и правила этого бизнеса.

В Delivery Club сегодня представлены практически все популярные рестораны в практически всех крупных городах России. В центре Москвы среднее время доставки нашей собственной курьерской службой составляет менее 35 минут.

Наша главная цель на ближайшее время — развитие собственной службы доставки Delivery Club Express. Если говорить о целях на несколько лет — это улучшение качества блюд от ресторанов, ценовой политики и увеличение скорости доставки. Это три фундаментальные колонны нашего бизнеса в принципе.

«Плотность рынка достаточно велика, однако «Голод» таргетирует определенную нишу»

Инвестор

Андрей Кузнецов, аналитик Maxfield Capital

Проект выглядит достаточно интересным и на данный момент не имеет равных по скорости доставки в РФ. Использование исключительно безналичной оплаты, с одной стороны, сужает потенциальный рынок, с другой — нивелирует риск отказа/неоплаты заказа.

Плотность рынка доставки уже достаточно велика, однако «Голод» таргетирует определенную нишу — тех, кто в спешке хочет максимально быстро пообедать. С одной стороны, это позволяет не иметь прямых конкурентов, с другой — снижает объем потенциального рынка, исключая большое количество тех, кто хочет обедать вне офиса, чтобы разгрузить голову и сменить обстановку.

Как правило, проекты на посевной стадии могут оцениваться в интервале $0,5-3 млн. «Голод» имеет работающий продукт и рыночную валидацию, создает выручку и показывает хороший рост. На основании доступной информации я бы оценил компанию в $500 тыс.

». Есть два ланча на выбор, передвижение курьера можно отследить в приложении. Курьеры не берут чаевые - оплатить доставку можно только с помощью банковской карты. Передаем микрофон.

Меня зовут Алексей, 32 года, генеральный директор группы компаний Univer Club Family. Работаю в ИТ-сфере около 10 лет. «Голод» - это наш шестой проект и первый из них в онлайне (раньше мы занимались производством и event-сферой).

«Голод» - сервис моментальных ланчей. Приложение, в котором можно заказать еду и получить ее через несколько минут. Среднее время доставки - 8 минут.

Идея появилась осенью 2015 года, когда мы часто работали допоздна в офисе на Малой Ордынке. К восьми вечера ощущение голода подступало так сильно, что работать становилось просто невозможно. Наверняка многие знают этот парадокс: еда в офисе исчезает быстро и практически незаметно, тогда как дома эти же самые продукты могут неделями лежать в холодильнике. В такие моменты было уже все равно, «курица или мясо» - лишь бы сытный горячий ланч здесь и сейчас. Не пиццы и не роллы, и уж тем более не через полтора часа после заказа, как это делают службы доставки.

Была еще одна проблема: нам надо было просто быстро поесть и продолжить работу. Ближайшие места, чтобы подкрепиться, - и кафе и рестораны на соседней улице, куда сначала надо дойти, а потом еще и потратить время на бесполезные церемонии. Речь идет о времени, что уходит на ожидание официанта, выбор блюд, ожидание, пока их принесут, обслуживание и, самое интересное, закрытие счета.

Это ведь целый квест: сначала сидишь и несколько минут ловишь взгляд официанта, чтобы попросить принести счет. Затем ждешь, когда официант подойдет, уберет за вашим столиком, за соседним, потом он отправится к бартендеру, попросит того «подсчитать» ваш столик, отправится дальше по своим делам.

Бартендер тоже не спешит, и минут через пять-десять они на пару «рожают» тебе счет. Чаще всего со сдачей, так что цикл «клиент - официант - бартендер - официант - клиент» запускается в очередной раз. Все эти бессмысленные действия сбивают с толку, заставляют терять концентрацию и убивают огромное количество времени, которое можно было бы потратить намного продуктивнее.

В один из таких дней мы поняли, что с нас хватит. Пора что-то делать с этими церемониями: наверняка не мы одни в Москве хотим есть на работе. Как оказалось, у соседей по офису была та же проблема. В итоге решили сами сделать мобильное приложение, которое позволяло бы заказывать и получать еду моментально - причем горячую, вкусную и свежую, не всухомятку. Приложение, которое избавило бы от диалогов, заказов, звонков, форм, писем, чаевых и сдач, томительного ожидания в неизвестности. Чтобы можно было нажать на кнопку - и еда на столе.

Начали работу в сентябре, к середине марта сервис был готов. Сейчас у нас в меню два блюда, так что кухня работает без остановки. К тому моменту, как человек заказывает еду, блюдо уже готово и сразу же выезжает к клиенту. У нас несколько футрэков на кольце, так что к клиенту едет тот курьер, что находится ближе всего. Сначала будем доставлять своими силами (есть несколько водителей), но обращаться к службам доставки не собираемся - вместо этого будет шэринг.

Среднее время доставки - 8 минут. Местоположение клиента определяется по GPS. Курьер довозит еду лишь до тротуара, внутрь здания не заходит, что тоже помогает сэкономить время. У курьеров свое приложение, по которому они принимают заказы. У курьера на телефоне включен GPS - клиент может отслеживать заказ на карте и знать, где тот находится и когда приедет. Никаких менеджеров и диспетчеров.

Рынок доставки еды достаточно тесный, так что мы решаем одну конкретную задачу - утоление голода. Отсюда и название, и меню: никаких роллов и пиццы, только комплексные ланчи из нескольких блюд. Микроволновки тоже могут быть не везде, поэтому доставляем еду горячей. Ничего не разогреваем.

Своей кухни у нас нет - работаем с партнерами. Сейчас нашли постоянного, Eat Lunch. Сумма доставки - 47 рублей. Если в одном офисе сидит 10 человек и один из них заказывает сразу на всех, то каждый платит по 4,7 рубля. Суммы минимального заказа тоже нет - можно заказать хоть одно блюдо.

Зона покрытия изначально не выходила за пределы Садового кольца. Сейчас мы пошли дальше и охватили еще 19 станций метро. К концу весны собираемся расшириться до Третьего транспортного кольца. Пока есть приложение для iOS , через неделю появится и для Android. Оплату сделали исключительно по карте, за безопасность отвечает «Альфа Банк». Все данные шифруются, оплата проводится на сайте банка, сами мы никакие данные не обрабатываем и не храним. Так что никаких сдач и чаевых.

Инвестиции - свои средства в 2 миллиона рублей. Ведем переговоры с несколькими инвесторами, так что, скорее всего, в конце месяца получим примерно еще столько же (20 апреля, после отправки письма в рубрику «Трибуна», стало известно, что сервис привлек 3,4 млн рублей за 20% компании - прим. ред.) . Приложение нам делала студия из Новосибирска.

В команде 8 человек, включая курьеров. Прямых конкурентов на рынке у нас фактически нет. В широком смысле это все службы доставки кафе и ресторанов, но у нас с ними совершенно разные меню, время доставки и сам подход в целом.