Психологический тип поведения человека кенгуру. Психологические типы личности человека

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на , судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

  • А. Е. ЛИЧКО

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, .
  • К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. , любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

  • ГИППОКРАТ

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

  • Э. КРЕЧМЕР

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

  • «Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

  • «Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

  • «Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, особенности темперамента, и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

О типологии личности Майерс-Бриггс написано либо много и непонятно, либо мало и ещё непонятнее. И, несмотря на то, что тест на её определение нередко критикуется, он остаётся важным ключом для . Если говорить обобщённо – с его помощью определяется, как люди воспринимают мир и принимают решения. Многие западные компании требуют прохождения теста Майерс-Бриггс при трудоустройстве. Также, по данным авторов Википедии , около 70% американских выпускников проходят тестирование с целью узнать свои сильные стороны и выбрать будущую профессию. Да и в целом он даёт возможность для самоанализа, поэтому мы и подготовили для вас эту статью и онлайн-тест.

Краткая история

Предыстория появления типологии восходит к работам Карла Юнга, который в опубликованной в 1921 г. книге «Психологические типы» предположил, что основных психологических функций, помогающих человеку воспринимать мир, четыре. Это – , чувства, и ощущения. Этот труд был гораздо фундаментальнее, чем представления американки Кэтрин Бриггс, которая просто интересовалась различиями в характерах разных людей. Но, познакомившись с типологией Юнга, она, поддерживаемая своей дочерью Изабель Бриггс-Майерс, начала детально изучать данную проблематику и даже опубликовала пару научных статей. Типов она выделяла также четыре, и основывалась, по собственному же признанию, на работах Юнга. Но позже теорию значительно расширила дочь, придав ей очертания современной.

Случилось это в годы Второй мировой войны. Именно тогда появился Myers-Briggs Type Indicator (MBTI – собственно типология, также часто используется термин «соционика»). Это не была «голая» теория – исследовательницы опирались на оригинальные испытания, ими же составленные. Цель изысканий была самой благородной: на основе тестирования определить индивидуальные личностные предпочтения в работе и подобрать женщинам, которые должны были заменить на производстве ушедших в армию мужчин, занятия, где они смогут по достоинству проявить свои таланты. Уже позже, в 50-60-е годы, о типологии положительно отзывались видные учёные, были проведены новые опыты, позволяющие уточнить методику. Но кроме последователей, MBTI имеет и ряд критиков, которые указывают на то, что типология Майерс-Бриггс почти дублирует исследования К. Юнга в теоретической части и не всегда обнаруживает свою валидность на практике.

4 дескриптора

Суть системы психологического тестирования MBTI заключается в том, что, благодаря измерению уникальных комбинаций личностных факторов человека, можно предугадать его склонность к определённому виду деятельности, стиль его действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие ему чувствовать себя комфортно и уверенно. Для и чего были придуманы, 4 шкалы (дескриптора), по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия-экстраверсия),
  • ориентация в ситуации (здравый смысл – интуиция)
  • основа принятия решений ()
  • способ подготовки решений (рациональность – иррациональность)

Рассмотрим каждую шкалу подробнее:

Шкала EI: ориентация сознания


Интроверты (I-тип) не обязательно замкнутые и некоммуникабельные люди как это часто изображают «жёлтые» издания. Они могут быть общительными и компанейскими, но черпают и лучше работают наедине с собой. Такие люди отдают предпочтение мысли, а не слову, поэтому перед тем, как что-то сказать, всегда думают.

В отличие от экстравертов (E-тип), у которых коммуникабельность граничит с болтливостью. Для них за счастье находиться и работать с другими людьми. Проблемы они решают не в одиночку за закрытыми дверьми, а путём обсуждения, что позволяет находить компромисс. Но и возникают такие ситуации чаще – природа человеческого общения, да ещё и в избытке, даёт о себе знать.

Простыми словами, шкала EI рассказывает об общей ориентации сознания:

  • Е (экстраверт) - ориентация на внешние объекты;
  • I (интроверт) - ориентация внутрь, на самого себя.

Шкала SN: ориентация в ситуации


Перевод слова «sensing» как «здравый смысл» является не совсем точным. Люди, принадлежащие к S-типу, оценивая ситуацию, берут во внимание все детали, которые можно понять и ощутить благодаря «сенсорам» – зрению, нюху, прикосновению. Они опираются на внешние, уже известные данные и последовательны в своих решениях, которые тщательно обдумывают и взвешивают. Они всегда точны, для них не имеют значения догадки, не подтверждённые фактами, а первостепенное значение имеет только то, что происходит здесь и сейчас.

N-тип более склонен полагаться на интуицию. Зачастую это люди с развитым , для которых мир – это сосредоточение возможностей. Они небрежнее относятся к фактам, но способны видеть картину глобально, самые разные пути развития событий.

Простыми словами, шкала SN - отражает избранный способ ориентировки в ситуации:

  • S (сенсорика) - ориентация на факты и полученный опыт;
  • N (интуиция) - ориентация на предчувствия, общую информацию.

Шкала TF: основа принятия решений


Принятие решений основывается на известной дихотомии: эмоции и интеллект (IQ vs EQ). Т-тип – это люди, для которых стоит на первом месте. Они следуют голосу разума и принимают решения, лишь тщательно всё обдумав. Представители данного типа хорошо анализируют информацию, а также справедливы и объективны.

Простыми словами, шкала TF - как человек принимает решения:

  • T (мышление, логика) - способность рационально взвесить «за» и «против»;
  • F (чувство, этика) - решения принимаются эмоционально.

Шкала JP: способ подготовки решений


Те, кто относится к Р-типу, не способны к всеобъемлющему контролю и планированию, но могут воспринимать много информации и сразу по нескольким каналам. Они многозадачны, хорошо справляются с работой в сжатые сроки, не паникуют, когда что-то идёт не так. Таким людям перемены даются очень легко, ведь умение – их сильная сторона.

J-тип, наоборот, однозадачны, склонны к и алгоритмизации. Для них важна в первую очередь стабильность, они стараются исключить хаос и подойти к решению любой проблемы во всеоружии, предварительно всё продумав. Такие люди способны хорошо ставить , определять приоритеты и достигать результат.

Простыми словами, шкала JP - как готовится решение:

  • J (суждение и рациональность) - планирование и упорядочивание;
  • P (восприятие и иррациональность) - стремление ориентироваться по обстоятельствам, умение адаптироваться.

Пройти онлайн-тест из 20 вопросов

Тест Майерс-Бриггс, наряду с многими другими популярными в мировой практике тестами, включен в курс . Пройдя его, можно получить детальную характеристику своей личности, слабых и сильных сторон, склонностей, чтобы лучше разобраться в себе и использовать эти знания для саморазвития.

Приведенный ниже тест позволит определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. Тест содержит 20 вопросов: по 5 вопросов для каждого дескриптора. Именно нечетное количество вопросов для каждой шкалы дает возможность получить вашу склонность к тому или иному полюсу (четное количество дало бы возможность получить промежуточный результат: 50 на 50).

Перед началом теста, важно понять следующие вещи:

  1. Никакие вопросы никакого, даже самого подробного, опросника не могут охватить все поведение человека. Данный тест позволяет лишь «очертить рамки» и указывает на уклон, а не на всеобъемлющее доминирование одних свойств над другими.
  2. Независимо от принадлежности к какому-либо типу, каждый человек использует в повседневной жизни оба полюса предпочтений, но в разной мере. К примеру, мы можем быть общительными с хорошими знакомыми, но чаще являться интровертами.
  3. При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
  4. Пройдя тест, вы узнаете не только свой тип личности, но и получите небольшое объяснение результата. Не забудьте ответить на все вопросы, для этого удобнее всего идти по порядку.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Определением разных типов личностей занимаются такие науки, как психология, социология, соционика и даже информатика.

У каждой из представленных наук существуют свои понятия и классификации по установлению того или иного типа личности.

Вообще следует понимать, что психологическая типология – это система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.

Типы личности человека

После проведения многочисленных экспериментов стало ясно, что четких разграничений между типами личности людей нет.

Чтобы сделать максимально точное заключение, требуется узнать, какие из характеристик типов личности преобладают в том или ином человеке, и затем на этом основании можно делать какие-то выводы.

Классификация людей по темпераменту

Мало кому известно, что основоположником определения типов личности является известный древнегреческий врач и философ Гиппократ. Будучи передовым врачом своего времени, он проводил множество интересных экспериментов.

Так как Гиппократ был сторонником материализма, он пытался найти связь между темпераментом и количеством содержания в организме одной из 4-х жидкостей: лимфы, крови, желтой и черной желчи.

Вследствие этого он представил 4 основных вида темперамента:

  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик;
  • сангвиник.

По мнению Гиппократа в организме холериков преобладала желтая желчь, меланхоликов – черная желчь, флегматиков – лимфа, а у сангвиников – кровь.

По понятным причинам современная медицина не может всерьез относится к этим выводам знаменитого древнегреческого врача, который не оставил после себя никаких объяснений относительно того, как же ему удалось выявить такие закономерности.

Интересен факт, что Гиппократ сопоставлял с его физическим здоровьем. Он считал, что в нашем организме мысли, состояние органов и неразрывно связаны между собой.

В современной медицине и психологии существует такое направление, как психосоматика. Психосоматика («психея» — душа и «сома» — тело) изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Правильно подходя к решению этого вопроса, многим людям удалось избавиться от различных недугов, связанных с психосоматикой.

Типы темперамента

Давайте кратко рассмотрим каждый тип темперамента и дадим ему соответствующую характеристику.

Меланхолики

Из 4-х типов личности меланхолики являются самыми «слабыми». У них слабо выражены и тормозные, и возбудительные процессы, что делает их очень чувствительными.

Меланхоликов может привести в волнение даже что-то незначительное. Они нередко находятся в подавленном состоянии и более склонны к депрессиям. Среди них можно часто встретить неврастеников, тщательно скрывающих свои эмоции.

По этой причине у меланхоликов могут развиться психические и нервные нарушения, которые в свою очередь могут вызывать заболевания , печени.

Холерики

Холерики по своей натуре являются полной противоположностью меланхоликов. Они отличаются неуравновешенным и твердым характером.

Интересен факт, что люди с таким типом личности чаще других страдают болезнями печени и желчного пузыря. Им сложно контролировать свои эмоции, в результате чего им присущи раздражительность, вспышки гнева и нередко ярость.

Как правило, холерики сложно уживаются с людьми. Они весьма импульсивны, суетливы и подвижны в разговорах с собеседником.

Сангвиники

Сангвиники – это самый «живой» тип личности. Они сильны, уравновешенны, активны и часто проявляют инициативу. Как правило, сангвиники склонны к работе, вследствие чего они боятся что-то не успеть или ошибиться.

Они требовательны не только к себе, но и к другим, что порою приводит их к стрессам или депрессиям.

Люди с таким типом личности чаще всего страдают заболеваниями сердечно сосудистой системы. Также они подвержены инсультам и инфарктам.

Флегматики

Флегматики относятся к «спокойному» типу личности. Они отличаются рассудительностью и уравновешенностью. Их очень трудно вывести из себя.

Такой тип личности нетрудно определить в толпе людей: в процессе каких-либо волнений или всеобщей паники, они сохраняют спокойствие и стараются держаться в стороне от происходящих событий.

Флегматики предпочитают не расстраиваться по пустякам, стараясь не принимать все близко к сердцу. Несмотря на это, именно они чаще других типов страдают от язв желудка.

Круг Айзенка

Социальные типы личности

В социологии типы личности находятся во взаимосвязи с историческими, экономическими, социальными и культурными событиями, которые оказывают на них прямое влияние.

Здесь, как и в психологии, можно встретить самые разные типы личности. По мнению Макса Вербера людей необходимо разделять по степени их рациональности.

Беря во внимание этот фактор, существует два типа личности:

  • рационалисты;
  • иррационалисты.

ЛОГИКИ опираются на , которое помогает им прийти к истине.

ЭТИКИ придерживаются традиционных моральных норм и понятий. Люди с таким типом личности живо интересуются и творчеством.

РАЦИОНАЛИСТЫ ставят на первое место разум с устоявшимися в социуме принципами и традициями.

ИРРАЦИОНАЛИСТЫ пытаются самосовершенствоваться и постоянно стремятся к новшествам. Им присуще и креативность.

СЕНСОРИКИ пытаются обрабатывать информацию не во времени, а в пространстве. Они считают важным получение ощущений. Их интересует искусство и красота . Сенсорики уделяют внимание событиям, происходящим в настоящее время, а вот будущее их мало волнует.

ИНТУИТЫ предпочитают знакомиться с разной информацией в соответствии со временем, и только потом наблюдать за тем, как будут развиваться события. Люди такого типа отличаются рассеянностью и не стремятся к совершенствованию.

Типы личности по теории Холланда

В 1970 году американский ученый, профессор психологии Джон Холланд разработал теорию о шести типах личности, которая до сих пор не утратила своей популярности. Рассмотрим их.

Типы личности в конфликтных ситуациях

Настоящую сущность человека можно наглядно увидеть только в конфликтной ситуации. В связи с этим существуют следующие типы личности:

  • человек-демонстратор;
  • ригидная личность;
  • неуправляемая личность;
  • сверхточная личность.

ДЕМОНСТРАТОРАМ жизнь представляется, как театр, в котором они являются актерами. Они пытаются разными способами привлечь к себе внимание людей. Интересен факт, что им совершенно безразлично, что думают или говорят о них окружающие, лишь бы обсуждали.

Человек такого типа нередко становится провокатором, экстремистом или зачинщиком какого-либо конфликта. Демонстраторы присутствуют на митингах и любят участвовать в каких-нибудь волнениях.

РИГИДНЫЕ ЛЮДИ весьма мнительны и подозрительны. Они нередко вступают в конфликт только потому, что могут кого-то в чем-то заподозрить. У них очень высокая самооценка, поэтому им нравится, когда их хвалят.

Стоит отметить, что ригидные люди благодарны тем, кто проявляет к ним дружеские отношения.

НЕУПРАВЛЯЕМЫМ ЛИЧНОСТЯМ очень трудно контролировать свои эмоции и поступки. Они склонны к открытой агрессии и враждебности. В случае конфликта они легко выходят из себя и могут нанести вред не только себе, но и другим людям.

СВЕРХТОЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ отличаются внимательностью и осторожностью. У них прекрасные лидерские способности, поскольку они могут владеть не только собой, но и управлять массами. Однако такие люди очень сложно переживают какие-либо неудачи.

Интересен факт, что наряду с конфликтными типами существует и бесконфликтный тип . Однако это совсем не означает, что такие люди вообще не склонны к конфликтам.

Просто они отличаются особенной робостью, вследствие чего стремятся избегать любых неприятных ситуаций. Им сложно отстаивать свою точку зрения и права, в результате чего они предпочитают оставаться незамеченными.

Итак, мы рассмотрели наиболее популярные типы личности, хотя их существует намного больше. При этом следует помнить, что каждый человек неповторим и уникален, что касается, естественно, и его индивидуального типа личности.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Личность - уникальное определение человека. Каждый имеет свои особенности характера и поведения, частично наследуемые, а отчасти приобретенные в обществе. Часто человек знает свой тип личности, но некоторые особенности могут быть скрыты или еще не осознанны. Люди со схожей типологией проще находят общий язык. Зная свой тип, можно выбрать и настроиться на определенную профессию. Для его определения используют специальные тесты, а затем расшифровывают результат.

Основные типы личности

Типология личности - один из самых важных аспектов в социологии. Уже более века назад немецкий философ Эдуард Шпрангер разработал собственную классификацию систем личности, выделив 6 основных "идеальных" типов на основе их мотивационной направленности:

  • социальный, стремящийся к общению и налаживанию социальных связей;
  • эстетический, склонный к самовыражению и переживаниям;
  • экономический, строит свою жизнь в соответствии с поиском выгоды и принципами полезности;
  • теоретический, ориентирован на получение новых знаний;
  • религиозный, стремится найти высший смысл жизни;
  • политический тип, стремится к господству.

Уточняется, что на практике еще никогда не встречался человек с одним из этих типов в чистом виде, в каждом выделяется господствующий тип и отголоски остальных.

Известными психологами и философами были определены множество других классификаций на основе определенных признаков и характеристик: Эрнст Кречмер соотносил тип личности в соответствии с конституцией тела, Юнг разделил всех людей на экстравертов и интровертов.

Типы личности относительно темперамента

Темперамент - это индивидуальное свойство человека, проявляющееся совокупностью душевных и психических свойств и отражающее его отношение к окружающей действительности.

Согласно учению Гиппократа тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков: кровь - сангвиник веселый и активный, флегма - флегматик спокойный и медлительный, желчь - холерик более импульсивный, черная желчь - меланхолик, часто грустный и опасливый.

При определении психологической характеристики выделяются главные критерии темперамента:

  • сензитивность поясняет, насколько мала может быть сила воздействия для возникновения психологической реакции;
  • реактивность отражает степень непроизвольной реакции на определенные воздействия;
  • активность показывает, насколько энергично личность воздействует на окружающий мир и общество;
  • соотношение активности и реактивности;
  • пластичность и ригидность определяют, насколько легко человек приспосабливается к новым условиям и ситуациям;
  • темп реакции отражает скорость основных психологических процессов;
  • экстраверсия и интроверсия - выявляется зависимость деятельности человека от впечатлений или от мыслей, связанных с прошлым опытом.

Характеристика основных типов темперамента:

Критерии темперамента Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Сензитивность Живо откликается на все, что привлекает его внимание Настроение практически не зависит от происходящего вокруг Нетерпелив, вспыльчив Слишком обидчив, чувствителен
Реактивность Повышена Малая Высокая Малая
Активность Повышена Высокая Высокая Низкая
Соотношение реактивности к активности Уравновешенно Активность преобладает над реактивностью Уравновешенно Уравновешенно
Пластичность или ригидность Высокая пластичность Скорее ригидность Скорее ригидность Ригидность
Темп реакции Очень быстрый Спокойный, медленный Средний Низкий
Экстра- или интроверсия Экстраверт Скорее интраверт Скорее экстраверт Интраверт

Темперамент определяется типом нервной системы, то есть присущ от рождения. Нельзя его полностью изменить, но можно по-другому смотреть на ситуации и корректировать поведение.

Классификация: 16 персоналий

В психологии выделяют и другую типологию в соответствии с преобладанием в человеке определенных аспектов личности: разума, энергии, сущности или характера, тактичности и индивидуальности. На основании этого выделяют 4 группы личностей, каждая из которых включает еще 4 подтипа - итого 16 типов или персоналий.

Группа аналитики

К данной группе относятся:

К группе дипломатов относят:

  • Активистов - они решительны и моральны. Многие активисты склонны делать целью своей жизни помощь другим, благотворительность. Они легко вливаются в коллектив, очень вежливы по отношению к другим, но всегда четко отстаивают свои позиции и взгляды. Будучи социально активными, часто забывают о себе.
  • Посредники - им важен процесс, а не результат. Ими движут принципы чести и морали, они красиво говорят и на подсознательном уровне создают отличительные признаки своих идей. Имеют склонность к языкам. В отличие от других, посредники концентрируют свое внимание на одной значимой цели и на нескольких важных в жизни людях - не распыляют свои усилия, иначе могут остаться ни с чем.
  • Тренеры - прирожденные мотиваторы и наставники. С гордостью демонстрируют другим свои знания и умения и очень счастливы, когда получается "дотянуться до каждого ума" серьезными фактами или же эмоциональным воздействием. Главная слабость тренеров - стремление к самоанализу и рефлексированию.
  • Борцы - наслаждаются социальными взаимодействиями, поэтому они частые гости на вечеринках и заводилы в компаниях. Самооценка таких личностей во многом зависит от возможности принимать самостоятельные оригинальные решения, на однообразной работе таким людям скучно. Борцы легко переключают свое внимание и умеют расслабляться после работы.

Группа хранителей

Включает в себя:

  • Администраторов - всегда следуют установленным правилам, четко выполняя свои обязанности. Такие люди гордятся выполненной работой, оперируют фактами, а не эмоциями, обладают самодостаточностью. Жалобы считают проявлением слабости. Безотказность - один из главных отрицательных качеств администратора в долгосрочной перспективе, когда другие начинают пользоваться его помощью.
  • Защитники - состоят сплошь из противоречий. Всегда стремятся к безопасности, но не против перемен; довольно скрытны и молчаливы, но легко вливаются в компании. Такие люди - истинные альтруисты, отдающие всего себя, желая получить в обмен всего лишь добро и благодарность. Часто педантичные, любят откладывать дела на потом, но всегда все делают в назначенное время.
  • Менеджеры - закон и порядок современного общества. Главные качества - честность и целеустремленность, своим примером показывают, что всего можно достичь упорным трудом. Такие люди - командные игроки, постоянно ждут помощи и поддержки, но недовольны, когда коллеги не соответствуют высокому уровню.
  • Консул всегда стремится к повышению своего социального статуса. Такие личности всегда бывают в центре внимания, действительно слушают собеседника и вникают в разговор. Они любят быть полезными, не прочь побыть даже альтруистами, пока видят свою нужность и благодарность за труд.

Группа искателей

К данной группе относятся:

  • Виртуозы, являющиеся прирожденными творцами. Любят изучать окружающий мир с рационализмом и воодушевленным любопытством. Охотно помогают другим, делятся опытом, стремятся постоянно улучшать существующие механизмы. Такие личности весьма загадочна - они дружелюбны, но часто закрыты, спокойны, неусидчивы. Все решения принимают на основе практического реализма.
  • Артисты любят экспериментировать с внешностью и поведением и разрушать общепринятые устои. По большей части интроверты, но свободное одинокое время тратят на самоанализ и переоценку собственных ценностей. Очень трепетно относятся к чувствам людей. Не любят и не планируют свое будущее, живут здесь и сейчас.
  • Дельцы очень комфортно ощущают себя в центре внимания и любят обсуждать животрепещущие темы, касающиеся непосредственно настоящего. Не строят долгосрочных планов, делают все сразу, исправляют ошибки на ходу. Больше всех склонны к рискованной жизни, тяжело подстраиваются под общепризнанные нормы социума.