Тайны мозга. Сверхвозможности опасны для их обладателя

Мозг — это самый загадочный и таинственный орган человека. Парадоксально, но наши представления о его работе и то, как она самом деле происходит — вещи диаметрально противоположные. Следующие эксперименты и гипотезы приоткроют завесу над некоторыми тайнами функционирования этого «оплота мышления», взять который ученым не удалось по сей день.

1. Усталость — пик креативности

Работа биологических часов — внутренней системы организма, определяющей ритм его жизнедеятельности — имеет непосредственное влияние на повседневную жизнь человека и его продуктивность в целом. Если вы «жаворонок», то разумней всего выполнять сложную аналитическую работу, требующую серьезных умственных затрат, утром или до полудня. Для полуночников, иными словами — «сов» — это вторая половина дня, плавно переходящая в ночь.

С другой стороны, за более креативную работу, требующую активации правого полушария, ученые советуют приниматься, когда организм чувствует физическую и умственную истощенность, а мозгу уже просто не под силу разобраться в доказательстве тернарной проблемы Гольдбаха. Звучит безумно, но если копнуть немного глубже, то рациональное зерно в данной гипотезе найти все же можно. Так или иначе, это объясняет, почему моменты типа «Эврика!» происходят во время езды в общественном транспорте после длинного рабочего дня или, если верить истории, в ванной. :)

При недостатке сил и энергии фильтровать поток информации, анализировать статистические данные, находить и, что самое главное, запоминать причинно-следственные связи крайне тяжело. Когда речь заходит о творчестве, то перечисленные негативные моменты приобретают положительный окрас, так как этот вид умственной работы предполагает генерирование новых идей и нерациональное мышление. Другими словами, уставшая нервная система при работе над творческими проектами более эффективна.

В одной из статей научно-популярного американского журнала Scientific American говорится о том, почему отвлечение играет важную роль в процессе креативного мышления:

«Способность к отвлечению очень часто является источником нестандартных решений и оригинальных мыслей. В эти моменты человек менее сконцентрирован и может воспринимать более широкий спектр информации. Такая «открытость» позволяет оценивать альтернативные варианты решения проблем под новым углом, способствует принятию и созданию совершенно новых свежих идей».

2. Влияние стресса на размеры мозга

Стресс — это один из наиболее сильных факторов, влияющих на нормальное функционирование головного мозга человека. Недавно ученые Йельского университета (Yale University) доказали, что частые переживания и депрессии в буквальном смысле уменьшают размеры центральной части нервной системы организма.

Головной мозг человека не может синхронизировать процессы принятия решений в отношении двух отдельно взятых проблем. Пытаясь сделать два действия в одно и то же время, мы всего лишь истощаем свои когнитивные способности, переключаясь с одной проблемы на другую.

В случае, если человек сконцентрирован на чем-то одном, основную роль играет префронтальная кора, контролирующая все возбуждающие и угнетающие импульсы.

«Передняя (Anterior part) префронтальная кора головного мозга отвечает за формирование целей и намерений. К примеру, желание “Я хочу съесть тот кусочек торта” в виде возбуждающего импульса проходит по нейронной сети, достигает задней префронтальной коры, и вы уже наслаждаетесь лакомством».

4. Короткий сон повышает умственную активность

Прекрасно известно, какое влияние оказывает здоровый сон. Вопрос в том, какое воздействие имеет дремота? Как выяснилось, короткие «отключки» на протяжении дня не менее положительно сказываются на умственной деятельности.

Улучшение памяти

После окончания эксперимента по запоминанию 40 иллюстрированных карточек одна группа участников на протяжении 40 минут спала, тогда как вторая бодрствовала. В результате последующего тестирования выяснилось, что участники, которым выпал шанс немного вздремнуть, запомнили карточки гораздо лучше:

«В это сложно поверить, но выспавшейся группе удалось возобновить в памяти 85% карточек, тогда как остальные вспомнили всего 55%».

Очевидно, что короткий сон помогает нашему центральному компьютеру «кристаллизировать» воспоминания:

«Исследование показывает, что едва сформировавшиеся в гиппокампе воспоминания очень хрупки и могут быть легко стерты из памяти, особенно если потребуется место для новой информации. Короткий сон, как оказалось, “проталкивает” недавно усвоенные данные к новой коре (неокортекс), месту длительного хранения воспоминаний, защищая их таким образом от уничтожения».

Улучшение процесса обучения

В процессе исследования, проведенного профессорами Калифорнийского университета (The University of California), перед группой студентов было поставлено довольно сложное задание, требующее изучения большого количества новой информации. Через два часа после начала эксперимента половина волонтеров, точно так же, как и в случае с карточками, на протяжении короткого периода времени спала.

В конце дня выспавшиеся участники не только качественнее выполнили задание и лучше усвоили материал, но их «вечерняя» продуктивность значительно превышала показатели, полученные перед началом исследования.

Что происходит во время сна?

Несколько недавних исследований показали, что во время сна активность правого полушария значительно повышается, тогда как левое ведет себя предельно тихо. :)

Такое поведение ему совершенно не свойственно, так как у 95% населения планеты левое полушарие является доминирующим. Андрей Медведев, автор данного исследования, сделал весьма забавное сравнение:

«Пока мы спим, правое полушарие беспрестанно хлопочет по дому».

5. Зрение — главный «козырь» сенсорной системы

Несмотря на то, что зрение является одной из пяти составляющих сенсорной системы, способность воспринимать электромагнитное излучение видимого спектра по своей важности значительно превалирует над остальными:

«Через три дня после изучения какого-либо текстового материала, вы вспомните всего 10% прочитанного. Несколько релевантных изображений способны увеличить эту цифру на 55%.

Иллюстрации гораздо эффективнее текста отчасти потому, что чтение само по собе не приносит ожидаемых результатов. Наш мозг воспринимает слова в виде крошечных изображений. Чтобы вникнуть в смысл одного предложения, необходимо больше времени и энергии, нежели для того, чтобы рассмотреть красочную картинку».

На самом деле то, что мы так сильно полагаемся на свою зрительную систему, имеет несколько негативных моментов. Вот один из них:

«Наш мозг вынужден постоянно строить догадки, так как он не имеет никакого понятия, где конкретно находятся видимые предметы. Человек живет в трехмерном пространстве, тогда как свет на сетчатку его глаза падает в двумерной плоскости. Таким образом, мы додумываем все, что не можем увидеть».

На картинке, представленной ниже, показано, какая часть головного мозга отвечает за обработку визуальной информации, и ее взаимодействие с другими областями мозга.

6. Влияние типа личности

Умственная активность экстравертов значительно повышается, когда «выгорает» рискованная сделка или удается провернуть какую-то авантюру. С одной стороны, это просто генетическая предрасположенность общительных и импульсивных людей, а с другой — разные уровни нейромедиатора дофамина в мозгу разных типов личности.

«Когда стало известно, что рискованная сделка оказалась удачной, повышенная активность прослеживалась в двух областях мозга экстравертов: миндалевидном теле (лат. corpus amygdaloidum) и прилежащем ядре (лат. nucleus accumbens)».

Прилежащее ядро является частью дофаминергической системы, вызывающей чувство удовольствия и влияющей на процессы мотивации и обучения. Дофамин, вырабатываемый в мозгу экстравертов, подталкивает их к совершению безумных поступков и дает возможность полностью насладиться происходящими вокруг событиями. Миндалевидное тело, в свою очередь, играет ключевую роль в формировании эмоций и отвечает за обработку возбуждающих и угнетающих импульсов.

Другие исследования продемонстрировали, что самая большая разница между интровертами и экстравертами заключается в процессах обработки различных стимулов, поступающих в мозг. У экстравертов этот путь гораздо короче — возбуждающие факторы двигаются через области, отвечающие за обработку сенсорной информации. У интровертов траектория движения стимулов гораздо сложнее — они проходят через области, связанные с процессами запоминания, планирования и принятия решений.

7. Эффект «полного провала»

Профессор социальной психологии Стэнфордского университета (Stanford University) Эллиот Аронсон (Elliot Aronson) обосновал существование так называемого эффекта «полного провала» (Pratfall Effect). Его суть состоит в том, что допуская ошибки, мы больше нравимся людям.

«Тот, кто никогда не ошибается, менее симпатичен окружающим, нежели тот, кто временами делает глупости. Совершенство создает дистанцию и невидимую ауру недосягаемости. Именно поэтому в выигрыше всегда тот, у кого есть хоть какие-то изъяны.

Эллиот Аронсон провел замечательный эксперимент, подтверждающий его гипотезу. Группе участников было предложено прослушать две аудиозаписи, сделанные во время собеседований. На одной из них было слышно, как человек опрокидывает чашку кофе. Когда участников опросили, какой из претендентов им симпатизировал больше, все проголосовали за неуклюжего соискателя».

8. Медитация — подзарядка для мозга

Медитация полезна не только для улучшения внимания и сохранения спокойствия в течении дня. Различные психофизические упражнения имеют множество положительных эффектов.

Спокойствие

Чем чаще мы медитируем, тем спокойнее становимся. Это утверждение несколько спорное, но довольно интересное. Как выяснилось, причиной тому является разрушение нервных окончаний мозга. Вот как выглядит префронтальная кора до и после 20-минутной медитации:

Во время медитации нервные связи значительно ослабевают. При этом связи между областями мозга, отвечающими за рассуждения и принятия решений, телесными ощущениями и центром страха, наоборот, укрепляются. Поэтому, переживая стрессовые ситуации, мы можем более рационально их оценивать.

Креативность

Исследователи Лейденского университета в Нидерландах, изучая целенаправленную медитацию и медитацию ясного ума, обнаружили, что у участников эксперимента, практикующих стиль целенаправленной медитации, не наблюдалось особых изменений в областях мозга, регулирующих процесс творческого мышления. Те, кто избрал для себя медитацию ясного ума, намного превзошли остальных участников по результатам последующего тестирования.

Память

Кэтрин Кэрр (Catherine Kerr), доктор философских наук, сотрудник Центра Биомедицинского Сканирования MGH (Martinos Center for Biomedical Imaging) и Исследовательского центра Ошера Гарвардской Медицинской Школы, утверждает, что медитация повышает многие умственные способности, в частности — быстрое запоминание материала. Способность абсолютно абстрагироваться от всех отвлекающих факторов позволяет людям, практикующим медитацию, предельно концентрироваться на выполняемой задаче.

9. Упражнения — реорганизация и воспитание силы воли

Конечно, физические упражнения очень полезны для нашего тела, но как насчет работы мозга? Между тренировками и умственной активностью существует точно такая же связь, как между тренировками и положительными эмоциями.

«Регулярная физическая нагрузка может стать причиной значительного улучшения когнитивных способностей человека. В результате проведенного тестирования выяснилось, что люди, активно занимающиеся спортом, в отличие от домоседов, имеют хорошую память, быстро принимают правильные решения, без особого труда концентрируют внимание на выполнении поставленной задачи и умеют выделять причинно-следственные связи».

Если вы только приступили к занятиям, ваш мозг воспримет это событие не иначе как стресс. Учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, судороги, мышечная боль и т. д. — все эти симптомы возникают не только в тренажерных залах, но и в более экстремальных жизненных ситуациях. Если ранее вы ощущали что-то подобное, эти неприятные воспоминания обязательно всплывут в памяти.

Чтобы защититься от стресса, во время тренировки мозг вырабатывает белок BDNF (нейротрофический фактор мозга). Вот почему после занятий спортом мы чувствуем себя непринужденными и в конечном итоге даже счастливыми. Кроме того — как защитная реакция в ответ на стресс — увеличивается выработка эндорфинов:

«Эндорфины минимизируют ощущение дискомфорта во время занятий, блокируют боль и способствуют возникновению чувства эйфории».

10. Новая информация замедляет ход времени

Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы время летело не так быстро? Наверное, неоднократно. Зная, каким образом человек воспринимает время, можно искусственно замедлять его ход.

Поглощая огромное количество информации, поступающей от разных органов чувств, наш мозг структурирует данные таким образом, чтобы мы могли беспрепятственно воспользоваться ими в будущем.

«Так как информация, воспринимаемая мозгом, совершенно неупорядоченная, она должна быть реорганизована и усвоена в понятной для нас форме. Несмотря на то, что процесс обработки данных занимает миллисекунды, новая информация усваивается мозгом немного дольше. Таким образом, человеку кажется, что время тянется вечность».

Более странно то, что за восприятие времени отвечают практически все области нервной системы.

Когда человек получает много информации, мозгу необходимо определенное время на ее обработку, и чем дольше длится этот процесс, тем больше замедляется ход времени.

Когда же мы в который раз работаем над до боли знакомым материалом, все происходит с точностью до наоборот — время пролетает практически незаметно, так как особых умственных усилий прикладывать не приходится.

Академик Н. БЕХТЕРЕВА.

Крамольные идеи, изложенные в этой
статье, - они и есть крамольные,
но других пока нет и,
может быть, не будет.
А впрочем... Все бывает.

Н. П. Бехтерева

Бехтерева Наталья Петровна - действительный член (академик) Российской академии наук.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся русский психиатр, морфолог и физиолог.

Детектор ошибок.

Тест "Детекция смысловых и грамматических признаков речи". Гистограммы импульсной активности нейронов определенных зон (полей Бродмана) мозга человека при выполнении теста.

Особенности сверхмедленных физиологических процессов, которые в головном мозге человека связаны с формированием эмоциональных реакций и состояний, у больной паркинсонизмом.

ХХ век оказался веком взаимообогащающих изобретений и открытий в самых разных областях. Современный человек прошел путь от букваря до Интернета, но тем не менее не справляется с организацией сбалансированного мира. Его "биологическое" во многих уголках мира, да иногда и глобально торжествует над разумом и реализуется агрессией, такой выгодной в малых дозах, как активатор возможностей мозга, такой разрушительной в больших. Век научно-технического прогресса и век кровавый... Мне кажется, что ключ перехода от века кровавого к эпохе (веку?) процветания спрятан под несколькими механическими защитами и оболочками, на поверхности и в глубине мозга человека...

ХХ век внес много ценного в копилку фундаментальных знаний о мозге человека. Часть этих знаний уже нашла применение в медицине, но сравнительно мало используется в воспитании и обучении. Человек как индивидуум уже пользуется достижениями фундаментальных наук о мозге. Человек как член общества имеет еще мало "профита" и для себя и для общества, что связано в большой мере с консерватизмом общественных устоев и трудностью формирования общего языка между социологией и нейрофизиологией. Здесь имеется в виду перевод достижений в изучении закономерностей работы мозга с языка нейрофизиологии в приемлемую для воспитания и обучения форму.

Попробуем же разобраться, находимся ли мы "на пути" к мистической мудрости "Шамбалы" (сказочная страна мудрецов в Тибете. - Прим. ред. ), если находимся, то где? Единственный надежный путь к необходимой и достаточной мудрости в межличностных, личностно-общественных и межобщественных отношениях, рационально-реальный путь к "Шамбале" лежит через дальнейшее познание законов работы мозга. Путь к этому знанию человечество прокладывает совместными усилиями нейрофизиологии и нейропсихологии, укрепленных сегодняшними и завтрашними технологическими решениями.

ХХ век унаследовал и развил данные и представления о базисных механизмах работы мозга (Сеченов, Павлов), в том числе и мозга человека (Бехтерев). Комплексный метод изучения мозга человека и технологический прогресс в медицине в ХХ веке принес и наиболее крупные достижения в познании принципов и механизмов работы мозга человека. Сформулированы формы организации мозгового обеспечения интеллектуальной деятельности человека, надежности функционирования его мозга, механизма устойчивых состояний (здоровья и болезни), показано наличие в мозгу детекции ошибок, описаны ее корковые и подкорковые звенья, обнаружены разные механизмы собственной защиты мозга. Значение этих открытий для понимания возможностей и ограничений здорового и больного мозга трудно переоценить.

Возможности мозга интенсивно изучаются и будут изучаться, на пороге стоит задача открытия (или закрытия?) мозгового кода мыслительных процессов. Мозг человека заранее готов ко всему, живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя.

Что же мы знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека? И что же такое его защитные механизмы, сверхзащита, а может быть, и запреты?

Однажды - а во сверхускоряющемся беге времени, пожалуй что и давно - уже больше тридцати лет назад, стимулируя одно из подкорковых ядер, мой сотрудник Владимир Михайлович Смирнов увидел, как больной буквально на глазах стал раза в два "умнее": в два с лишним раза возросли его способности к запоминанию. Скажем так: до стимуляции этой, вполне определенной точки мозга (знаю, но не скажу какой!) больной запоминал 7+ 2 (то есть в пределах нормы) слов. А сразу после стимуляции - 15 и больше. Железное правило: "каждому данному больному - только то, что именно ему показано". Мы не знали тогда, как "вернуть джинна в бутылку", и не стали с ним заигрывать, а активно подтолкнули к возвращению - в интересах больного. А это была искусственным образом вызванная сверхвозможность человеческого мозга!

О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита введенной в сознание информации. Крайние случаи. Люди такого рода оцениваются обществом как обладатели талантов и даже гении! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются почти пределом, а 2-3 - оптимальным и достаточным количеством. В жизни не только таланта, но и так называемого обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота.

В наблюдении В. М. Смирнова приведено как бы обратное событие по сравнению с теми, о которых упоминается далее, однако, может быть, в нем есть и ответ на еще не сформулированный здесь вопрос к мозгу: что же и как обеспечивает сверхвозможности? Ответ и ожидаемый и простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Простой, ожидаемый, но - неполный. Стимуляция была короткая, феномен "не застрял". Мы все тогда так боялись возможной платы мозга за сверхвозможности, так внезапно раскрытые. Ведь они были здесь раскрыты не в реальных условиях озарения, а полууправляемо, инструментально.

Таким образом, сверхвозможности бывают исходные (талант, гений) и могут при определенных условиях оптимального эмоционального режима проявляться в форме озарения с изменением режима (скорости) времени и в экстремальных ситуациях тоже, по-видимому, с изменением режима времени. И, что самое важное в наших знаниях о сверхвозможностях, они могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи.

Жизнь столкнула меня с группой лиц, которые под руководством В. М. Бронникова обучаются многому, в частности видеть с закрытыми глазами. "Мальчики Бронникова" получили и демонстрируют свои сверхвозможности, приобретенные в результате планомерного длительного обучения, осторожно раскрывающего способности к альтернативному (прямому) видению. При объективном исследовании удалось показать, что в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) такое обучение проявляет условно-патологические механизмы, работающие на сверхнорму. "Условно-патологические", по-видимому, в условиях собственных, специальных мозговых механизмов защиты.

Количественное накопление данных о возможностях и запретах мозга, о двуединстве - по крайней мере многих, если не всех его механизмов, - сейчас на грани перехода в качество - на грани получения возможности целенаправленного формирования человека сознательного. Однако переход от познания закономерностей природы к разумному пользованию ими не всегда быстрый, не всегда легкий, но всегда тернистый.

И все же, если подумать об альтернативах - жизнь в ожидании нажатия кнопки ядерного чемодана, экологической катастрофы, глобального терроризма, понимаешь, что, как бы ни был труден этот путь, он - наилучший: путь формирования человека сознательного и, как следствие, общества и сообществ людей сознательных. А формировать человека сознательного можно только на основе знания принципов и механизмов работы мозга, его возможностей и сверхвозможностей, механизмов защиты и пределов, а также понимания двуединства этих механизмов.

Итак, каковы же эти двуединые механизмы мозга, два лица Януса, о чем здесь идет речь? Сверхвозможности и болезнь, защита, как разумный запрет, и болезнь и многое, многое другое.

В идеальном варианте пример сверхвозможностей - это долго живущие гении, умеющие принимать правильные решения по минимуму введенной в сознание информации и не сгорающие из-за наличия у них адекватной собственной защиты. Но как часто гений как будто бы "пожирает" себя, как будто бы "ищет" конца. Что это? Недостаток собственной защиты мозга как "внутри" обеспечения одной функции, так и во взаимодействии различных функций? А может быть, ее, эту защиту, можно формировать, усиливать - особенно с детства, распознав в способном ребенке задатки интеллектуальных сверхвозможностей?

В течение многих десятилетий и даже веков обучение практически важным знаниям шло при воспитании (закреплении в памяти моральных ценностей) и тренировке памяти. Загадка памяти до сих пор не решена, несмотря на Нобелевские премии в области медицины. А значение раннего формирования "морального" базиса памяти (хотя так это и не называется) для общества было очень велико, у подавляющего большинства сначала детей, а затем взрослых заповеди превращались в мозгу в затверженную матрицу - ограду, не позволяющую преступать их, практически определяющую поведение человека и больно наказывающую преступившего. Муки совести (если она сформировалась!), трагедия раскаяния - все это, активированное через детекторы ошибок, ожившее в мозгу преступившего, вместе со "страшными карами", обещанными уже в раннем детстве за преступление заповедей, в обществе в целом работали сильнее судебных взысканий. В реальной сегодняшней жизни многое, в том числе "страшные кары", муки совести и т. д., мягко говоря, трансформировалось, да и в прошлом останавливало далеко не всех. Пренебрегая запретами матрицы памяти, заложенными в прошлых поколениях и не закладываемыми сейчас, человек шагает к свободе и духа, и криминала.

В случае, о котором говорилось выше, память работала прежде всего как механизм запрета или, если хотите, как механизм "локального невроза". Но если о матрице памяти в мозге ничего не знали, да так ее и не называли, то к самой памяти как к главному механизму, позволяющему нам выживать в здоровье и болезни, в старом варианте обучения все же относились куда более бережно, чем сейчас.

Память уже с раннего детства формирует матрицы, где далее работают автоматизмы. Тем самым она освобождает наш мозг для переработки и использования огромного информационного потока современного мира, поддерживая устойчивое состояние здоровья. Но память сама нуждается в помощи, и особенно важно заранее помочь ее наиболее хрупкому механизму - считыванию. И раньше это, по-видимому, осуществлялось при большом объеме заучивания наизусть и особенно - трудно заучиваемой прозы мертвых языков. Память, "задвинув" и "задвигая" в автоматический режим все стереотипное, все снова и снова освобождает, открывает нам огромные возможности мозга. Надежность этих огромных возможностей определяется многими факторами, и важнейшие из них - ежедневная постоянная тренировка мозга любым и каждым фактором новизны (ориентировочный рефлекс!), многозвеньевой характер мозговых систем, наличие у этих систем при обеспечении нестереотипной деятельности не только жестких, то есть постоянных звеньев, но и звеньев гибких (переменных) и многое другое. В процессе создания условий для реализации возможностей и сверхвозможностей мозга те же механизмы - и прежде всего базисный механизм - память - выстраивают частокол защиты и, в частности, защиты человека от самого себя, биологического в нем, его негативных устремлений, а также от различных экстренных жизненных ситуаций.

Это - ограничительная роль матрицы памяти в поведении ("не убий"...). Это - и ее избирательный механизм ограничений, механизм выявления ошибок.

Что это за механизм защиты от ошибок, ограничения, запрета - детектор ошибок? Мы не знаем, дарит ли природа этот механизм человеку с рождения. Но скорее всего - нет. Мозг человека развивается, обрабатывая поток (приток!) информации, адаптируясь к среде методом проб и ошибок. При этом в обучающемся мозге наряду с зонами, обеспечивающими деятельность за счет активации, формируются зоны, реагирующие избирательно или преимущественно на отклонение от выгодной, "правильной в данных условиях" реакции на ошибку. Эти зоны, судя по субъективной реакции (тип беспокойства), связаны с входящими в сознание атрибутами эмоциональной активации. На человеческом языке - хотя детекторы ошибок, по-видимому, не только человеческий механизм - это звучит так: "что-то... где-то... неправильно, что-то... где-то - не так...".

До сих пор мы говорили (в том числе и о важнейшем открытии В. М. Смирнова) о возможностях и физиологическом базисе сверхвозможностей. А как в обычных условиях вызвать сверхвозможности и всегда ли это возможно и, что очень важно, - допустимо?

Сейчас на вопрос "всегда ли" ответа нет. Однако можно вызывать сверхвозможности гораздо чаще, чем это случается в повседневности.

Уже говорилось о том, что мозг гения способен статистически правильно решать задачи по минимуму введенной в сознание информации. Это - как бы идеальное сочетание интуитивного и логического склада ума.

Проявление мозга гения мы видим по решаемым им сверхзадачам - будь то "Сикстинская мадонна", "Евгений Онегин" или открытие гетеропереходов. Легкость принятия решений происходит с помощью оптимальных активационных механизмов главным образом, по-видимому, эмоционального толка. Они же ответственны за радость творчества, особенно если процесс сочетается с оптимальной собственной защитой мозга... А эта оптимальная защита складывается прежде всего из баланса мозговых перестроек при эмоциях (выражаясь физиологически - в пространственной разнонаправленности развития в мозге сверхмедленных физиологических процессов разного знака) и оптимальной медленноволновой ночной "чистки" мозга (надо "не выбросить с водой ребенка" и не оставить слишком много "мусора")...

И все же, хотя память есть базисный механизм обеспечения возможностей и сверхвозможностей, ни талант, ни тем более гениальность только к ней не сводятся. Вспомните хотя бы книгу отечественного ученого-психолога А. Р. Лурии "Большая память маленького человека"...

Сверхвозможности у "обычных" людей в отличие от гениев проявляются - если проявляются - при необходимости решения сверхзадач. При этом мозг оказывается в состоянии, в интересах оптимизации своей работы, использовать и условно-патологические механизмы, в частности - гиперактивации, естествен но, при достаточной защите, не дающей превратиться могущественному помощнику в эпилептический разряд. Сверхзадачу может поставить жизнь, а вот решаться она может и самостоятельно, и с помощью учителей, и есть в этой жизни решения, когда за результат можно заплатить и высокую цену. Пожалуйста, не путайте с печально знаменитым "цель оправдывает средства".

Как известно из истории религии, Иисус Христос дал зрение слепому верующему, предположительно, прикоснувшись к нему. До самого последнего времени в попытках не объяснить - куда там, - а хотя бы понять возможность этой возможности приходилось привлекать понятие так называемой психической слепоты - редкого истерического состояния, когда "все в порядке, а человек не видит", но может прозреть при сильной эмоциональной встряске.

Но вот сейчас, уже совсем под конец жизни, сижу вместе с Ларисой за большим "заседательским" столом. На мне - подаренное сыном ярко-красное шерстяное мохеровое пончо. "Лариса, какого цвета моя одежда?" - "Красная, - спокойно отвечает Лариса и на мое ошеломленное молчание начинает сомневаться, - а может быть, синяя?" - Под пончо у меня темно-синее платье. - "Да, - говорит далее Лариса, - я еще не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться". Позади несколько месяцев очень напряженного труда Ларисы и ее учителей - Вячеслава Михайловича Бронникова, его сотрудницы врача Любови Юрьевны и время от времени - красавицы-дочери Бронникова 22-летней Наташи. Она тоже это умеет... Все они учили Ларису видеть. Я присутствовала почти на каждом сеансе обучения видению абсолютно слепой Ларисы, лишившейся глаз в восьмилетнем возрасте - а сейчас ей 26! Слепая девочка - девушка адаптировалась к жизни и, конечно, прежде всего благодаря своему немыслимо заботливому отцу. И потому, что она, наверное, очень старалась, ведь злая судьба, казалось, не оставила ей выбора.

Когда ей рассказали о возможности видеть после специального обучения по методике В. М. Бронникова, ни она, ни мы не представляли себе трудность, трудоемкость учения как плату за желаемый результат.

Какая хорошенькая сейчас Лариса! Как распрямилась, повеселела, как она верит в новое для нее будущее.. Даже страшно! Ведь она еще не дошла до того удивительного умения видеть без помощи глаз, которое нам демонстрируют более "старые" ученики Бронникова. Но она уже очень многому научилась, и об этом нужен специальный рассказ.

Рассказам о том, что уже существует на самом деле, люди обычно не верят. Журналисты снимают фильмы, показывают, рассказывают. Кажется (а может быть, это так и есть на самом деле), ничего не скрывается. И все равно - подавляющее большинство осторожничает: "Не знаю, в чем, но в чем-то здесь фокус" или "Они подглядывают сквозь повязку" - черную глухую повязку на глазах.

А я после удивительного фильма о возможностях методики Бронникова думала не столько о науке, научном чуде, сколько о Ларисе - Ларисе как несчастной, трагически обокраденной девочке, Ларисе, как о человеке, которому в великой ее беде и подглядывать-то нечем - глаз нет совсем.

Лариса - что называется, трудный случай для обучения. То, что лишило ее зрения, - из арсенала самых страшных "страшилок". Отсюда меняющийся у нее психологический настрой. Вместе с новыми возможностями, наверное, в ее мозге оживает и страшная картина преступления, новое осознание его трагических последствий, долгие годы проб и ошибок в приспособлении к изменившемуся миру. Но в девочке за эти долгие годы не умерла мечта. "Я всегда верила, что буду видеть", - шепчет Лариса. Ее, Ларису, их, "мальчиков Бронникова" (сын Бронникова, больные на разных стадиях обучения), мы обследовали с помощью так называемых объективных методов исследования.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), биотоки мозга Ларисы резко отличаются от привычной картины ЭЭГ здорового взрослого человека. Частый ритм, в норме обычно едва просматриваемый (так называемый бета-ритм), присутствует у девушки во всех отведениях, во всех точках мозга. Это, как традиционно считается, отражает преобладание возбудительных процессов. Ну еще бы, жизнь Ларисы трудна, требует напряжения. А вот альфа-ритма, более медленного ритма здоровых людей, связанного со зрительным каналом, у Ларисы поначалу было очень немного. Но ЭЭГ Ларисы в целом - не на слабые нервы специалиста. Если бы не знать, чья это ЭЭГ, можно было бы думать о серьезной болезни мозга - эпилепсии. В энцефалограмме Ларисы полно так называемой эпилептиформной активности. Однако то, что мы здесь видим, лишний раз подчеркивает часто забываемое (золотое!) правило клинической физиологии: "ЭЭГ-заключение - это одно, а медицинский диагноз, диагноз болезни ставится обязательно при ее клинических проявлениях". Ну, конечно, плюс ЭЭГ для уточнения формы болезни. Эпилептиформная активность, особенно типа острых волн и групп острых волн, - тоже ритм возбуждения. Обычно - в больном мозге. В ЭЭГ Ларисы много этих волн, а изредка виден почти "местный припадок", не распространяющийся даже на соседние области мозга, ЭЭГ-"эквивалент" припадка.

Мозг Ларисы активирован. И, по-видимому, в дополнение к тем, о которых мы знаем, надо искать и открывать новые механизмы, прочно защищавшие мозг Ларисы в течение многих лет от распространения патологического возбуждения, которое одно и является главной причиной развития болезни - эпилепсии. (При обязательной недостаточности защитных механизмов или в результате этой недостаточности, конечно.)

Объективное исследование биопотенциалов мозга может оцениваться различно. Можно написать: доминирование бета-ритма и единичных и групповых острых волн. Не страшно? Да, и вдобавок - правда. Можно по-другому: распространенная и локальная эпилептиформная активность. Страшно? Да, и вдобавок - уводит куда-то от правды о мозге Ларисы. Отсутствие каких-либо проявлений эпилепсии в медицинской биографии Ларисы не дает оснований для и вообще-то неправомерного диагноза заболевания. В том числе и по тому множеству ЭЭГ, которые были зарегистрированы у Ларисы в процессе обучения видению по методике Бронникова. Я полагаю, что в данном случае правомерно говорить об использовании мозгом Ларисы в условиях ее жизненной сверхзадачи не только обычных возбудительных процессов, но и гипервозбуждения. В ЭЭГ это отражается уже описанным сочетанием распространенной бета-активности и единичных и групповых острых (условно-эпилептиформных) волн. Связь того, что наблюдалось в ЭЭГ, с реальным состоянием Ларисы прослеживалась очень наглядно: ЭЭГ была четко динамичной, причем динамика ее была зависимой и от исходного фона ЭЭГ, и от сеансов обучения.

У нас в запасе методов исследования были еще сверхмедленные процессы, их различные соотношения и так называемые вызванные потенциалы. Анализ сверхмедленных потенциалов также подчеркнул высокую динамичность и глубину, интенсивность физиологических перестроек в мозге Ларисы.

Широко распространенный прием вызванных потенциалов дает обычно достаточно надежные сведения о мозговых входах сигналов, поступающих по каналам органов чувств. Сейчас, по-видимому, уже можно исследовать реакцию на некоторые световые сигналы у Ларисы - в ЭЭГ реакция на яркий свет уже появилась, однако несколько месяцев назад нам казалось более целесообразным (надежным) получить такого рода сведения у человека с хорошим естественным зрением и полностью обученного альтернативному (прямому) видению.

Наиболее "продвинутому" ученику и сыну учителя В. М. Бронникова - Володе Бронникову предъявлялись зрительные (на мониторе - животные, мебель) изображения при открытых глазах и глазах, закрытых глухой массивной черной повязкой. Количество предъявлений этих сигналов было достаточным для статистически достоверного выявления местных вызванных ответов (вызванный потенциал). Вызванная реакция на зрительные сигналы, предъявляемые при открытых глазах, показала достаточно тривиальные результаты: вызванный ответ регистрировался в задних отделах полушарий. Первые попытки регистрации вызванных потенциалов на аналогичные (те же) зрительные сигналы с плотно закрытыми глазами не удались - анализу мешало огромное количество артефактов, наблюдаемых обычно при дрожании век или движении глазных яблок. Для устранения этих артефактов на глаза Володи была наложена дополнительная, но уже плотно прилегающая к векам повязка. (Это - из практики клинической физиологии.) Исчезли артефакты. Но исчезло (на время) и альтернативное зрение, зрение без участия глаз! Володя через пару дней вновь восстановил альтернативное видение, давая правильные словесные ответы при двойном закрытии глаз. Его ЭЭГ менялась и в первом, и в этом случае. Однако при буквальном "замуровывании" глаз Володи нашей дополнительной повязкой зрительные вызванные потенциалы не регистрировались. А Володя продолжал давать правильные ответы на сигналы, правильно опознавал предъявляемые предметы! По ЭЭГ создавалось впечатление, что сигнал поступает в мозг непосредственно, меняя общее его состояние. Но вот вхождение сигнала в мозг - вызванные потенциалы - после восстановления альтернативного видения перестало регистрироваться. Можно было бы себе представить... - как всегда, объяснение можно подыскать. Но вот что резко сузило возможности "просто" объяснить исчезновение вызванных потенциалов при закрытых глазах.

Дело в том, что после освоения Володей альтернативного видения, скажем так, в осложненных условиях - обычная повязка плюс слабое давление на глазные яблоки - вызванные потенциалы перестали регистрироваться и при исследовании с открытыми глазами. По данным объективных методов, которым мы привыкли доверять больше субъективных, Володя Бронников как бы также использовал альтернативное видение в условиях, когда можно было использовать обычное... Это утверждение - серьезное. Оно нуждается в проверках и перепроверках. Кроме Володи есть и другие, уже хорошо обученные альтернативному видению. Наконец, уже созревает для таких исследований Лариса. Но если этот феномен подтвердится, придется думать об альтернативной (какие каналы?) передаче зрительной информации или о прямом поступлении информации в мозг человека, минуя органы чувств. Возможно ли это? Мозг отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками, он прилично защищен от механических повреждений. Однако через все эти оболочки мы регистрируем то, что происходит в мозге, причем потери в амплитуде сигнала при прохождении через эти оболочки удивительно невелики - по отношению к прямой регистрации с мозга сигнал уменьшается по амплитуде не более чем в два-три раза (если уменьшается вообще!).

Так о чем же здесь идет речь, к чему нас подводят наблюдавшиеся факты?

Физик С. Давитая предложил оценивать формирование альтернативного зрения как феномен прямого видения . Речь, таким образом, идет о возможности непосредственного поступления информации в мозг, минуя органы чувств.

Возможность прямой активации клеток мозга факторами внешней среды и, в частности, электромагнитными волнами в процессе лечебной электромагнитной стимуляции легко доказывается развивающимся эффектом. Можно, по-видимому, допустить, что в условиях сверхзадачи - формирования альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако сейчас это - не более чем хрупкая гипотеза. А может быть, сами электрические волны мозга умеют "обыскивать" внешний мир? Типа "радиолокаций"? А может быть, всему этому есть другое объяснение? Надо думать! И изучать!

Какого рода защитный механизм должен играть ведущую роль в возможностях мозга Ларисы использовать и нормальные и условно-патологические виды активности? Много лет назад, прицельно исследуя эпилептический мозг, я пришла к выводу, что не только локальная медленная активность, отражая изменения в мозговой ткани, обладает одновременно и защитной функцией (как показал известный английский физиолог Грей Уолтер в 1953 году). Функция подавления эпилептогенеза присуща физио-логическим процессам, проявляющимся высоковольтной медленной активностью пароксизмального типа. Предположение было проверено: на область эпилептогенеза был подан местно синусоидальный ток, модулирующий эти медленные волны, - он четко подавил эпилептиформную активность!

При эпилепсии мы видим эту защиту уже недостаточно активной, ее "перестает хватать" для подавления эпилептогенеза. И далее, усиливаясь, эта наша наиболее важная физиологическая защита становится сама явлением патологическим, выключая сознание на все более длинный срок. Всячески оберегая Ларису от необязательной перегрузки, мы не проводили еще у нее запись ЭЭГ сна. Это главным образом интересно нам, хотя и не опасно для Ларисы - и даже может быть небесполезно. По ЭЭГ Ларисы и по аналогии с тем огромным международным опытом исследования эпилептиформной активности и эпилепсии, Лариса работает на формирование зрения (прямого видения) за счет разных механизмов активации, балансируемых собственной физиологической защитой. Однако неправильно было бы полностью пренебрегать тем, что в ЭЭГ Ларисы много одиночной и групповой острой, в том числе высоковольтной, активности - она здесь как бы "на грани" физиологического; и тем, что в ее ЭЭГ, записанной в бодрствующем состоянии, эпизодически обнаруживается высоковольтная пароксизмальная медленная активность - двуединый механизм мозга, его надежная защита, тоже уже "на грани" превращения в проявление патологическое. Напоминаю здесь тем, кто не знаком с этим направлением наших работ: появление в бодрствующем состоянии внезапных высоковольтных медленных волн в ЭЭГ отражает переход физиологического процесса защиты в явление патологическое! В данном конкретном случае, однако, по-видимому, все еще выполняющего свою важнейшую физиологическую роль, поскольку отсутствуют клинические проявления эпилепсии.

Умение владеть собой расценивается прежде всего как проявление адаптации. Физиологически реализация эмоций "малой кровью" (без распространения патологического возбуждения) осуществляется при сбалансированности сверхмедленных процессов - тех, которые в мозге связаны с развитием эмоций, и тех, которые в том же мозге ограничивают их распространение (сверхмедленные физиологические процессы другого знака). Эта форма защиты, как и описанная выше, также может иметь свое патологическое лицо - усиливаясь, защита препятствует развитию эмоций, вплоть до появления состояний, определяемых как эмоциональная тупость. Является ли защита, рассмотренная по ЭЭГ, не только защитой, но и запретом? В известной мере и до известной степени - да. И прежде всего в отношении патологии или условной патологии, в данном случае - условно-эпилептогенной активности. Уже и здесь можно, правда, с некоторой натяжкой говорить о двуединстве физиологической защиты. Защита "от" и запрет "на" развитие эмоции гораздо определеннее во втором защитном механизме.

По мере продвижения от физиологического процесса к патологическому его запретительная функция выступает все ярче.

У обоих приведенных здесь механизмов защиты, в отличие от того, который формируется памятью, есть физиологические корреляты, что делает их как бы "ручными" для изучения. Сведения о них приведены здесь по поводу разговора о Ларисе, но не все является результатом прямых исследований, "запретительная" роль детектора ошибок проявляется не в его физиологических коррелятах, хотя они имеются. Запретительные свойства детектора ошибок проявляются в субъективном, эмоциональном, а далее - нередко в поведенческом и двигательном компонентах. Однако потенциальное двуединство феномена детекции ошибок также существует. Детектор ошибок является в норме нашей защитой, но при гиперфункции вызывает патологические проявления типа невроза, навязчивых состояний; от страха, оберегающего нас от нередко очень чувствительных последствий наших ошибок, до невроза, когда детектор не "предлагает" (напоминает, намекает!), но требует, доминирует и в крайней форме выводит человека из социальной жизни.

В отличие от сказанного выше, все известное о памяти - самом главном, базисном механизме, определяющем устойчивое состояние и здоровья, и болезни, в значительной мере поддерживающем поведение большинства членов общества в рамках моральных ценностей, морального "кодекса законов", - оказывается пока результатом анализа лишь проявлений активности человека. Как я писала вначале, мы - пока, по крайней мере, - видим лишь результаты невидимой работы памяти; прямые физиологические корреляты этого важнейшего механизма работы мозга неизвестны.

Механизмы работы мозга должны и далее интенсивно изучаться. На мой взгляд, известным на сегодня физиологических закономерностям, в том числе и приведенным здесь, уже должно быть найдено место в преподавании человековедения или, проще, предмета: "познай самого себя".

Что такое высший центр регуляции? Часть человеческого организма, сложный и загадочный орган. Знания о нем часто носят мифический характер. Что он скрывает в глубинах? Можно ли доверять «фактам» из интернета о чудесных проявлениях необычных способностей у людей, подвергшихся травмам мозга? Насколько далеко простираются скрытые возможности этого прекрасного устройства, подаренного нам самой природой? Почему не все люди рождаются гениями? В чем секрет выдающихся достижений отдельных личностей? Как расширить свои интеллектуальные горизонты? Как задействовать сверхспособности? Насколько одна нация «умнее» другой? Правда ли, что блондинки выше по интеллекту брюнеток? Зачем развивать умственные способности? Каждого из нас волновал однажды хотя бы один из подобных вопросов. Давайте сопоставлять факты и разбираться, насколько простираются возможности человеческого мозга?

Ученые научились диагностировать изменения в мозговых структурах и выявили взаимосвязь с рядом заболеваний, в частности, онкозаболеваний, болезней внутренних органов, например, сердца, психических отклонений. Исследования поведения человека и реакции отдельных участков в голове помогли установить закономерности во взаимодействии главного координатора, центра деятельности и его подразделений.

Стало ясно, вопросов больше, чем ответов. До сих пор непонятно, почему при одних и тех же условиях результат у разных пациентов несоизмеримо отличается? Почему при одних и тех же умственных нагрузках развитие детей проходит с огромным разрывом? Например, кажется, что гениям все дается без усилий, а изнурительные интеллектуальные тренировки детей со средним уровнем почти не дают результата? Родителям обидно, неравные возможности порождают зависть, лень, нежелание прилагать усилия. Существуют методики по воспитанию гениев, развивающие учебные программы. Советы по сохранению умственного здоровья для пожилых. Что не так? Почему вопрос о развитии дополнительных навыков остается проблемным? Как, все-таки, развить способности мозга?

Как развивать свой потенциал?

Люди очень стремятся получить результат без усилий. Можно украсть чужую ценную вещь, присвоить чужой труд, завладеть чужим кошельком, ограбить банк, незаконно снять деньги со счета. Органы чужие тоже можно «пришить». Вот ум чужой «ставить» пока не научились! Только собственными усилиями в течение всей жизни личность способна развить свой потенциал. Личными регулярными занятиями. При условии, что задействуются глубинные чувства. Без развития эмоциональной сферы, души, нравственности, духовности, человеческих качеств, способности к эмпатии, без взаимодействия с миром природы и людей он не раскроет себя. Вот как чудесно устроен человеческий организм!

Тем, кто не сдался, кто стремится встать на порядок выше самого себя, готов преодолевать трудности, поборов свою лень, кто уверен: глубины нашего мозга не знают границ, если не блокировать их мыслями о собственном бессилии, в помощь будут простые приемы. Читайте вслух! Занимайтесь спортом! Любите жизнь! Не ленитесь и выучите иностранный язык! Осваивайте несвойственные вам полезные действия, например, игру на музыкальном инструменте, шахматы, вязание, ремонт автомобиля – что угодно – при условии, если вам кажется, будто это у вас не получится. Вот основание, толчок, сигнал в центр управления всех систем организма: «Я этого не могу!» Именно усилия в этом направлении способны изменить вас и вашу жизнь к лучшему. Как говорится, «сквозь тернии к звездам»! Так можно расширить возможности мозга человека.

Знакомо выражение: «Все болезни от нервов»? Нервничать нельзя? Как без нервов? Правильнее будет сказать «вследствие негативных мыслей». Какая разница? Мысли, подкрепленные эмоциями, подобны электрическому току. Как переменный и прямой ток, положительно или отрицательно заряженные нейроны передают импульсы разной длины волны, разного качества, обладая созидательными или разрушительными свойствами. Положительные мысли, движимые созидающими чувствами, восполняют испорченные нервные волокна, отрицательные их «рвут», нарушая сложные связи в организме, вплоть до возникновения соматических заболеваний. Связь прямая. Причем, нервничаем из-за других, а раним себя! Помните об этом! Как говорит один мультипликационный персонаж, «нельзя долго думать плохую мысль…» Человеческий мозг сложно устроен, чтобы не нарушалась никакая его функция, нужно сохранять положительный настрой.

Какую роль в развитии интеллекта играют чувства?


Почему, зная все это, люди не берегут друг друга? Заботятся о вещах, о себе не помнят. Почему не волнуются за способности мозга, насколько неумны, неразвиты? Ленивы, наконец! Не слишком озабочены, что испытывают дефицит доброты, сочувствия, любви? Переживают, любят ли, ценят ли их окружающие, насколько щедры к ним другие? Насколько им благодарны?! Кощунство.

Мир материальных ценностей вытеснил все человеческое, живое в людях. Мы роботы, рабы вещей, кассовые машины, банкоматы, вычислительные приборы. Что угодно мы, только не люди, увы! Наш главный центр мудрее нас. Рациональнее, может быть, даже хитрее. Заблокировав, спрятав от своих обладателей, современных недочеловеков, свои скрытые возможности и таланты, как знать, от каких чудовищных поступков оберегает он? Психологи утверждают, если что-то не получается изобрести, значит просто не пришло время? Действительно, почему открытия в мире науки происходят спустя столетия безуспешных поисков до определенного временного отрезка?

Может быть, человечество обязано заслужить благословение свыше? Выстрадать? Вымолить? Или время открытия лишь следствие кропотливо выверенного поиска в каждой области знания, закономерный результат усилий, математическое решение? Как бы то ни было, вследствие человеческого гения современное общество пользуется плодами научных достижений. Жизнь наполнена высокоинтеллектуальными техническими устройствами. Только качество мира живых, живых духовно, превратилось в ад! Приборы слышат, говорят, летают, ходят, танцуют, плачут, лечат, даже пишут музыку. Люди не слышат, не говорят, не чувствуют, да, и не думают. Ведь за них думают, считают, пишут программы, устройства, роботы. Только себе подобных гаджеты создать не могут. Любить не умеют. Заменить людей… разве смогут?! Полностью скопировать, повторить способности человеческого мозга им не дано!

Полезно узнать: Мужской и женский мозг: единство противоположностей

Зачем развивать нам возможности головного мозга? Чтобы остаться людьми. Чтобы не перестать чувствовать радость и боль? Не разучиться плакать и смеяться. Наслаждаться рассветом и закатом. Улыбаться первым лучам солнца и весеннему дождю. Слышать пение птиц, восхищаться цветущим садом, засыпать под шум прибоя, слушать рокот волн. Быть людьми в полном смысле этого слова, с большой буквы.

Величие человека не в его неограниченных возможностях, не в его превосходстве перед окружающими, не в его способностях, достижениях, талантах и уровне IQ. Нет, не в этом! В способности к состраданию, в его созидающей деятельности по отношению к другим людям. В бескорыстии, любви, уровне заботливости. Только если направление образа жизни личности имеет долгосрочную, жизнеутверждающую цель, его интеллект откроет себя в полную силу. Потому что Создатель жизни на земле, Великий Конструктор, устроил нас именно таким образом.

Мозг по объему занимает около 2% от массы тела, примерно 1,5 кг, а площадь коры головного мозга — 2000-2500 кв.см. Защиту «серому веществу» создают оболочки — мягкая и твердая, а также ликвор – спинномозговая жидкость выполняет функции амортизатора. Мозг состоит из двух полушарий и частей: ствол мозга, мозжечок. Строение органа включает еще пять важных отделов:

1. конечный (от общей массы составляет 80 %);

2. задний (мост и мозжечок);

3. промежуточный;

4. продолговатый;

5. средний.

Из всех органов мозг человека изучен менее всего, хотя этот таинственный орган привлекал и сейчас привлекает многих именитых ученых. Благодаря такому вниманию удалось выяснить приблизительное расположение активных зон. Известны места сосредоточения нервных отростков, которые контролируют поведение человека: движение, мышление и речь. Но все равно, возможности человеческого мозга остаются загадкой!

Функции мозга

И. П. Павлов считал мозг самым свершенным и сложным созданием. Головной мозг совместно с нервной системой являются основополагающими для жизни человека, ведь они обеспечивает жизнедеятельность. Благодаря мозговой функции человек:

Разговаривает;

Слышит звуки;

Оценивает происходящее;

Принимает решение;

Ощущает предметы;

Двигается.

Способность мозга человека, не до конца понятая, может скрывать такой ресурс, который еще не выявлен. Специфика функций мозга человека напоминает работу компьютера. В функции мозга входит контроль внутренних органов, но он также отвечает за эмоциональное состояние. Человек может логически рассуждать, совершать поступки согласно нравственному и моральному чутью. Благодаря этим функциям человек радуется, смеется, плачет, сопереживает и т.д.

Особенность функций мозга заключается в способности:

Регулировки метаболизма;

Контроля функций ССС;

Контроля эмоционального состояния;

Контроля функций желез внутренней секреции;

Приема, обработка поступившей информации.

У органа две части и развиваются они у разных людей по разному. Левая часть — формирует и ответственна за техническое и логическое мышление. У людей творческой направленности – более развита правая часть.

Уникальные свойства человеческого мозга

Интенсивное формирование мозга происходит в юном возрасте, от 2 до 11 лет. Для полноценного использования возможностей мозга человека требуется новые прочные нейронные связи. В детском мозгу еще нет крепких связей. Их формирование происходит во время обучения, познания и знакомства с миром. Характерный для этого возраста способ запоминания — использование эйдетической памяти, благодаря которой дети легче усваивают массу нового материала. У взрослых эта способность встречается крайне редко.

Уникальная характеристика человеческого мозга подтверждается фактами:

1. Орган трудится без перерывов, без выходных, даже в период сна наблюдается его высокая активность.

2. Работой орган не утомляется — доказано исследованиями. Кровь интеллектуально загруженного человека к концу рабочего дня остается без изменений.

3. Мозг одинаково реагирует на мысли, навеяны они фантазией или воображением.

4. Мозг может хранить одни ситуации долго, а другие краткосрочно.

5. Большую часть процессов контролирует подсознание. Подсознание включается для того, чтобы избежать перегруза, минуя сознание.

6. Скорость мысли опережает скорость света, за которой не поспевают мышцы. Доказательством тому служит плохой почерк.

7. Мозг просыпается чуть позже тела. Только что проснувшемуся человеку нужны упражнения (физические) и для ума.

8. Благодаря упражнениям для ума, увеличивается объем нейронов, улучшаются их связи. Эти упражнения замедляют старение, предотвращают болезнь Альцгеймера.

9. Часто появляющиеся мысли переходят в реальность. Поэтому, если хочется что-то изменить, следует изменить собственное мышление.

10. Компенсация — возможность органа задействовать, к примеру, ту часть, которая травмирована.

11. Снимается мозговое напряжение при помощи молитвы либо медитации.

Ученые выявили способность мозга изменяться физически. Такие манипуляции происходят за длительное время. Зависит трансформация от установок, от того, что человек думает.

Человеческий мозг имеет невероятный потенциал, который еще не изучен. Долгое время считалось, что нейроны не возобновляются, а только погибают. Мнение изменилось после открытия, сделанного Элизабет Гуд. Она выяснила, что нейроны могут расти, а также возобновляться в любой период жизни.

Вывод. Тренировка ума может открыть новый секрет возможностей.

Развивать ли умственные способности?

Доступно ли любому человеку раскрыть способности ума, к примеру, чтобы решать сложные задачи? Научиться можно многому, если приложить к желанию усилие и постоянство тренировок.

Учиться даже после окончания школы, института? Отучился и все. А нет. Мозг требует постоянной работы, иначе он деградирует. Кстати, всего 0.3% от общей популяции в чем-то гениальных людей. Подавляющая часть человечества занимается рутиной и они довольны своим положением. Главное человек должен чувствовать себя комфортно.

Что такое IQ

IQ – это принятый в 1912 году коэффициент интеллекта. Определяют его решением тестовых задач, каждый из которых должен отличаться сложностью.

1. Показатель IQ 70 – самый низкий.

2. Показатель IQ обычного человека — 100.

3. Показатель IQ выше 100 определяет повышенные способности человека.

К примеру, обычный показатель IQ японцев равен 111. Только у 10% японцев IQ 130.

Можно ли повысить уровень IQ? Американский врач Андреа Кушевски, в начале своей деятельности, занималась с умственно отсталым малышом. Она разработала программу, по которой проводились занятия на протяжении трех лет. В результате IQ ребёнка после окончания курса равнялось 100.

После проведенных экспериментов сделан вывод:

Способности ума поддаются тренировке;

Начать тренировки можно в любом возрасте;

Любой желающий может улучшить свои способности.

С чего начать?

Человек использует возможности мозга примерно на 5%, в лучшем случае 10%.

Этот орган имеет защиту, которая позволяет пользоваться возможностями столько, сколько требуется в настоящее время.

Есть несколько правил, для тех, кому хочется повысить свой уровень IQ:

1. Стабильно «кормить» свой ум полезной пищей. Можно решать математические или логические задачи, заняться освоением музыкального инструмента или изучать иностранные языки, изучать страны в путешествиях.

2. Лучшим способом тренировки (для некоторых) являются компьютерные игры.

3. Неординарные способности развиваются решением одной задачи несколькими вариантами.

4. Следует выбирать сложные варианты решения любой проблемы.

Доказано, что развить способности ума нужно при стабильных нагрузках. Начинать можно с решения простых задач. Иначе говоря, идти от простого к сложному:

Учить стихи;

Решать математические задачи;

Запоминать прочитанную информацию;

Изучать языки;

Освоить компьютер, который помогает контролировать собственные эмоции.

Для выполнения этих нагрузок не требуется много времени. Всего полчаса в сутки стоит потратить на занятия, чтобы сохранить адекватную мозговую активность до самой глубокой старости. Совершенствовать способности человеческого мозга нужно в любом возрасте.

В итоге после подобных занятий человек получает:

Улучшится кровообращение, то есть питание мозга;

Результат тренировок способствует неограниченному восприятию информации;

Заметно снизится риск развития возрастных заболеваний или болезней, подобных депрессии.

Интересно! Сигналом беспокойства должно быть ухудшение запоминания. В такой ситуации можно порекомендовать компьютерные игры. Замечено, что люди, играющие в компьютерные игры, лучше запоминают информацию, также у них высокая скорость реакции. Именно скорость реакции на необычную ситуацию может отображать состояние мозговой активности.

Стимуляция мозговых функций

Чтобы «расшевелить» мозговую активность надо заняться решением интересной задачи. Стимуляцию можно начать с техники скоростного чтения:

Заниматься требуется стабильно 3-4 месяца при приподнятом эмоциональном настроении;

Обязательно понимать суть прочитанного;

Поле охвата текста взглядом расширять постепенно.

Болгарским ученым-психологом Георгием Лозановым во второй половине ХХ века был предложен метод скоростного обучения для взрослых. Метод получил название суггестология. Обучение проходит под музыку. Ученик не напрягаясь, запоминает новый материал на 50% больше в сравнении с обычным обучением.

Тренировки можно начинать в любое время. Регулярные занятия, с постепенным увеличением нагрузок позволят добиться хороших результатов:

1. Чтение способствует развитию логического мышления.

2. Спорт способствует выработке эндорфина, стимулирующего мозговую активность.

3. Чередование занятий и дневного отдыха, способствует лучшему усвоению информации.

Ученые считают, что тренировать собственные способности, для того чтобы улучшить внимание, рассудительность и стать просто умнее – этой возможностью может воспользоваться каждый. Просто требуется каждый день посвящать изучению чего-то нового.

Для сохранения здоровья не следует пользоваться для стимуляции:

Наркотическими веществами;

Алкогольными напитками;

Курением сигарет.

Любой перечисленный способ вызывает деградацию.

Сверхспособности человеческого мозга

Позволяют ли возможности головного мозга человека развить в себе сверхспособности?

Известно, что обучение легче воспринимается в юном возрасте. Дети усваивают очень большой объем информации за короткий период. В детском возрасте закладывается основа фундаментальных знаний.

Сверхспособности людей могут проявляться:

1. В аномально быстром темпе счета и чтения.

2. В дословном запоминании прочитанного текста.

3. В способности осваивать иностранный язык за предельно короткий срок.

4. Фотографической памятью.

5. В способности к ясновидению.

6. В способности к телепатии.

Уникальные способности встречаются редко. Воспитать в себе такие качества может не каждый. Методикой тренировки сверспособностей владеют йоги.

Нередко сверхвозможности у человека появляются после перенесенных стрессов, сложных травм. Дело в том, что мозг открывает новые качества или возможности после утраченных. В данном случае применимо понятие, что свято место пустым не остается. К примеру, у людей, не имеющих зрения, появляются обостренные качества чуткого слуха и осязания. Иногда люди потерявшие здоровье добиваются феноменальных успехов. Но для этого они прикладывают кроме желания, усилие и силу воли. А главное, они сами верят в свою возможность.

Потенциалы человеческого мозга безграничны. Можно ли развивать экстрасенсорные способности, интуицию? Спорный вопрос. Некоторые ученые считают, возможно. Но сколько для этого потребуется времени, усилий и трудолюбия — неизвестно.

Только небольшое количество людей владеют телекинезом, поэтому досконально изучить его сложно. Такие возможности могут проявиться у человека после серьезных травм, развиваются такие качества у тех, кто владеет техникой аккумуляции энергии.

Неограниченные возможности мозга

Ученные, которые изучают человеческий мозг и его возможности утверждают, что этот орган таит в себе множество загадок. Изучением функций мозга занимались известные медики с давних времен: Гиппократ, Аристотель и другие. Исследовали функции мозга такие изветсные ученые как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев. Доктор биологических наук С. Савельев создал методику определения скрытых признаков шизофрении, которая изучает способы выявления способностей человека по структуре мозга. М.С. Норбеков – доктор психологии создал свою учебно-оздоровительную систему, которая может убедить мозг в том, что физическое здоровье организма пришло в норму, т.е. организм самовосстанавливается.

Доставляют много проблем людям современные болезни, такие как: апатия, депрессия, различные фобия. Избавиться от подобных проблем безопаснее тренировкой, к примеру, используя метод Норбекова.

Известно утверждение, что часть мозга не действует, а находится в покое. Дело в том, что межклеточная связь может быть слабой или прочной. Прочной она становится после многократно повторяющегося действия. То есть мысли и ощущения при частом повторении укрепляют тонкие связи нейронов.

Невероятно, но факт

Учеными собраны сведения, которые говорят о феноменальных способностях человеческого мозга, а именно:

2. Орган трудится без отдыха от рождения до смерти.

3. Орган вмещает от 80 до 100 миллиардов нейронов. В левом полушарии нейронов содержится больше.

5. У мужчины больше белой спинномозговой жидкости.

6. У людей гуманитарного направления процент «серого вещества» выше.

7. Систематические физические занятия способствуют увеличению массы мозга.

8. 60% мозга — это белое вещество, его цвет определяет миелин, который увеличивает скорость электрических импульсов.

9. Жир очень полезен для мозга.

10. Орган потребляет до 20% кислорода и столько же ему требуется глюкозы.

11. В органе вырабатывается энергия, на которой может работать лампочка в 25W!

12. Выяснено, что размер органа не влияет на умственные способности.

13. Чем больше извилин, тем больше нейронов, тем лучше память.

14. Увеличить количество мозговых извилин можно при помощи медитации.

15. Когда происходит процесс зевания, орган охлаждается.

16. Если человек пренебрегает сном, повышается температура мозга.

17. Человек за день способен переработать 70 000 мыслей.

18. Информация в органе продвигается по нейронам со скоростью от 1,5 до 440 км/час.

19. Орган способен моментально сканировать и обрабатывать изображения за 13 миллисекунд, тогда как мигание глаза происходит за несколько сотен миллисекунд.

20. Согласно статистике примерно 20% населения левши. Правша наиболее приспособлен к условиям цивилизации. Людям со способностью левши труднее жить.

21. Только 1% населения могут владеть одинаково обеими руками, их называют амбидекстерами.


На грани фантастики

Объективный факт – без мозга невозможна жизнь, однако у каждого доказанного факта есть исключения. Существуют документально подтвержденные сведения, что жизнь может продолжаться после потери мозга:

1. Финеас Гейдж проживавший в 18 веке известен как человек с продырявленным черепом. После полученной травмы он прожил 10 лет, при этом у него сохранились адекватные способности.

2. Карлосу Родригесу после автомобильной аварии удалили 60% мозга! Получился череп с вмятиной, но он и сейчас живет! Уникальность может проявиться при разных обстоятельствах.

4. Яков Циперович не спит, не ест, не устает, не стареет! Раскрыть эти качества помогло отравление, случившееся в 1979 году.

5. Пайлота Баба Джи, известный йог может остановить сердце, просидеть под водой 9 дней.

Надо признать, что изучением людей с уникальными возможностями наука серьезно не занимается! Происходит это вероятно потому, что ученые имеют громкие звания, но не наделены уникальными качествами.

Братья по разуму?

Дельфины — разумные млекопитающие, они понимают людей, отлично контактируют с детьми. Общаться они могут при помощи 60 звуковых сигналов. Но эти сигналы могут быть использованы в 5 различных комбинациях. Поэтому их звуковой запас составляет примерно 14 тыс. сигналов. Для сравнения обычно человек обходится словарным запасом в 1000 слов. Количество извилин мозга животного превышает количество у человека в два раза!

Вывод. Сведений о мозге и его свойствах много, но в то же время их так мало и они очень противоречивы. Такое утверждение легко может спровоцировать когнитивный диссонанс.

Мозг человека - по факту самая загадочная система познания мира с творческими и удивительными способностями.

У мозга немало таких способностей, о которых не подозреваем порой и вовсе. Ну а чтоб воспользоваться ими и осуществить заветную мечту, основополагающие принципы функционирования мозга важно понимать.

Мозгу, что фантазия, что реальность, - одинаково

Работа мозга такова, что реагируя на какую-либо мысль, он не понимает, где происходит событие фактически, а где воображение. Поэтому люди, надевающие «розовые очки», ощущают себя во много раз счастливее других. Еще организм воспринимает в целом для себя плацебо как действительно настоящее лекарство, и врачи часто пользуются этим.

Человеческая память способна держать в уме лишь 7 разных объектов

Из 3 разновидностей памяти - сенсорной, способной помнить долго и краткосрочной - последняя может удерживать одномоментно лишь порядка 5-9-ти различных объектов, для большинства людей - 7.

Желто-зеленый - наиболее восприимчивый для мозга оттенок

Часто такой оттенок называется шартрез (забавно, что назван в честь ликера). Рецепторы глаз, как известно, воспринимают только лишь красный цвет, синий и еще зеленый. Причем мозг так устроен, что не получает что-либо непосредственно о цвете, а лишь информацию о различной градации темного и светлого, плюс еще данные о самой разнице между доступных ему цветов.

Шартрез расположен в таблице частот доступного для визуального восприятия спектра приблизительно в центре. Из-за чего рецепторам мозга и легче распознавать именно такой оттенок. Такая удивительная способность не осталась без внимания художников, магов, психологов, и часто применяется в своих практиках как наиболее приметный и расслабляющий цвет.

Подсознание на порядок умнее вас

Оно мощнее, так как контролирует большинство процессов. Чтоб не перегружаться, мозг выполняет их в фоновом режиме, минуя сознание. Но сознание может расставлять приоритеты и влиять на постановку задач для подсознания.

Работа мозга происходит непрерывно

Даже если мы уснули, то наша мозговая деятельность ни на минуту не останавливается. Причем во сне он на порядок активнее.

Работа, использующая интеллект, мозг не утомляет

Причиной усталости для мозга служит эмоциональная составляющая. При изучении содержимого крови, которая непосредственно при интеллектуальной деятельности снабжала мозг, выяснилось, что оно такое же. А кровь, отобранная из вены обычного человека, физически проработавшего весь свой день, отличается сильно.

Медитации и молитвы оказывают на мозг расслабляющее влияние

При молитве происходит иное восприятие постоянно поступающей информации. Она проходит, не затрагивая мысленные процессы и последующий анализ сознанием, мозг становится как бы вне реальности. В подобном состоянии или медитации внутри мозга улавливается много дельта-волн. После выхода из него появляется способность к более глубокому размышлению. И замечено, что люди, склонные к проведению религиозных обрядов, менее подвержены к болезням и выздоравливают скорее.

Часто мозг так быстр, что механика мышц не успевает за процессом

Плохой почерк зачастую свидетельствует, что у данного человека мозг работает куда быстрее рук.

Мозг пробуждается не сразу и позже тела

У пробудившегося человека интеллект ниже на порядок, чем после долгой бессонницы или при легком опьянении. Помимо освежающей пробежки, запускающей в теле все метаболические важные процессы, и насыщающего завтрака, еще весьма полезно и размять мозг.

Чтоб мозговая деятельность была полноценной, не должно быть недостатка в жидкости

Наш мозг - часть тела, а оно в целом состоит почти что на 3/4 из жидкости. Соответственно, организму, в том числе и мозгу, чтобы быть работоспособным на все 100, необходима для многих процессов жидкость.

Для мозга любая тень - продолжение объекта

При взаимодействии с окружающим мозг расставляет положение тел в пространстве, учитывая некие визуальные маркеры, получаемые от концов формы. Тень дополняет положение объекта относительно других предметов. Следовательно, двигающаяся тень воспринимается им как одно целое.

Мозг тренируется, как и все мышцы

Как и любая мышечная ткань, так, в сущности, и мозг требует тренировки. Ему пойдет на пользу обучение, питание и здоровый сон, прогулки на свежем воздухе, посещение новых мест, спорт, причем подойдут даже любые игры и танцы. Интеллектуальная деятельность запускает процессы появления новых нейронных клеток, компенсируя не функционирующие, предотвращая так старение и синдром Альцгеймера.

Что держим в уме, на то и настраиваемся

Все мысли, появляющиеся в мозге, трансформируются в жизненный опыт. К примеру, если мечтаем побывать в Риме, то работа мозга так подстраивается, что везде и все чаще будем встречать напоминания о нем. Задумали изменить окружающий вас мир - для начала поменяйте свое мышление!

Мозгу куда легче «переварить» мужской голос

Фактически мужская и женская речь воздействуют на совершенно разные места в мозге. Оказывается, женский тембр голоса как бы музыкальнее, ведь диапазон частот их чуть шире и они относятся к более высоким, что не свойственно мужским. И мозгу по этой причине приходится уже «раскодировать» смысл произнесенного женщиной, привлекая больше ресурсов. Также известно, что людям, у которых наблюдаются галлюцинации со слухом, слышатся почти всегда именно голос мужчины.

Мы вполне способны менять мозг

При любой интеллектуальной деятельности мозг ежесекундно создает сотни нейронных связей. Чем чаще думать и настраивать себя, что не получится в чем-либо добиться прогресса, тем крепче в подсознании будет закрепляться данная мысль. Лучше поменять установку на противоположную - «у меня это выйдет, надо лишь постараться». И мозг уже сам начнет подстраиваться для выполнения задачи, прорабатывая возможности для ее реализации.

Повсюду множество возможностей для развития, чтобы с пользой проявить удивительные способности мозга, главное - в начале поверить!