Такое чувство что время. Каста – Такое чувство, что время проходит зря

Что такое чувство времени, и каково его значение для современного человека – вопрос, занимающий умы каждого, кто стремится повысить продуктивность своей работы и избавиться от привычки везде и всегда опаздывать.

Вот какое значение имеет чувство времени:

  1. Обеспечение возможности планировать свои действия. Вы составили план, продумав каждый пункт до мелочей, но все равно ничего не успели? Значит, ваш план был нереален, и основная проблема – отсутствие или слабая выраженность чувства времени. Не зная, сколько времени потребуется на то или иное дело, вы не сможете составить точный план. А без плана вашим мечтам о продуктивной работе так и не суждено будет перейти в категорию реальных достижений.
  2. Обеспечение возможности руководить собой во время работы. Например, вы думали, что подготовите контракт за два часа, а прошло 40 минут, а вы сделали только десятую долю работы? Вас подвело чувство времени, вы не смогли трезво оценить свои возможности и сложность поставленной задачи.
  3. Контроль рабочей нагрузки и, как следствие, контроль уровня стресса. Ошибки в планировании дел по времени приводят к цейтноту, цейтнот – к задержкам в работе, задержки – к следующим ошибкам. Возникает эдакий замкнутый круг, и вот вы уже живете в состоянии постоянного стресса.

Таким образом, становится понятно, что от того, насколько у вас развито чувство времени, напрямую зависит качество вашей жизни. Чувство времени есть у каждого, но и развить его также могут все. Переходим к реальным советам.

Методы развития ощущения времени

Упражнение №1 «Калибровка»: задумайте определенное дело, посмотрите на часы, установите себе количество времени, необходимое, чтобы это дело завершить. Главное условие – не обманывайте себя, ставьте реальные сроки. Выполняем поставленную задачу, сверяемся с часами. Если работу на 20 минут вы выполнили с отклонением в +/- 1 минуту – чувство времени у вас отличное. Если же вы ошиблись на 2 минуты или больше, вам стоит поработать над чувством времени. Если выполнять упражнение регулярно и честно, то первые результаты вы сможете наблюдать уже дня через три.

Упражнение №2 «Хронометраж»: берем лист бумаги и чертим таблицу с графами «Начало», «Окончание», «Суть дела». В течение дня в табличку заносите все дела, которые вы выполняли. Записи на бумаге помогут вам освободить память от не нужной информации, что даст больше энергии. Кстати, обращая внимание каждый раз на часы, вы дополнительно способствуете выработке чувства времени.

Чтобы сократить время, необходимое для заполнения таблицы, обозначайте дела значками. Какими? Это вы поймете уже через пару дней после начала выполнения упражнения. Не стоит сразу пытаться составить таблицу за целый месяц. Все нужно делать постепенно. Вначале хронометрируйте 1-2 дня в неделю, сделайте перерыв, потом записывайте дела в течение 5 дней, снова перерыв. После чего можно дней 14 провести за непрерывным хронометражем. Хотя, как правило, хорошие результаты можно получить еще до истечения этих 2-х недель.

Доказано, что хронометраж, проводимый в течение 4-6 недель, дает повышение точности внутренних часов до 80%. Для профилактики рекомендуется раз в год устраивать хронометраж продолжительностью в 2 недели.

Как видите, упражнения просты. Все, что от вас требуется, так это терпение и скрупулезность, и поверьте, результат не заставит себя слишком долго ждать. Научившись чувствовать время, вы сможете добиться ощутимых результатов в управлении своей жизнью. Затраты на выполнение указанных упражнений полностью соответствуют тем результатам, которые вы получите. Согласитесь, быстро ощутимый эффект – уже достаточная мотивация для того, чтобы начать действовать.

04.07.2008

Что такое чувство времени?

Можете ли вы в эту самую минуту сказать сколько сейчас времени? Не смотрите на часы. Ответьте себе. А теперь сверьтесь с будильником. Каково расхождение? Чем ближе вы к фактическому времени – тем лучше ваше личное чувство времени. На него могут оказывать влияние совершенно разные факторы. Если вы в творческом порыве – время останавливается, если у вас стресс – вы не можете объективно оценить ход времени. И так далее. У каждого из нас, кроме этого, свои биологические часы.

Если человека лишить ориентиров во времени (от настоящих часов до природных – вроде движения Солнца), он всё же сможет фиксировать ход времени. И на каком-то его промежутке даже с приличной точностью. Правда, если испытуемых просят сказать, когда пройдут пять минут, люди отмечают разные временные промежутки вокруг реального значения.

Однако настоящая загадка – это не ошибки людей в определении времени, а, напротив, сам факт того, что человек «внутри себя» вообще ощущает его ход. Объяснений этому было предложено масса: от сердцебиения до некоего «встроенного часового механизма» в мозгу, вроде часов в компьютере, который, мол, меряет, условно, секунды с минутами и задаёт биологические ритмы. Между тем, каких-то специальных встроенных часов в человеке ученые так и не нашли.

Прямо сейчас вы можете проверить свое внутреннее состояние.

При повышении нервного напряжения способность оценки времени изменяется. Если напряжение усиливается, ваше субъективное время будет течь быстрее, если напряжение чрезмерно и уже начались процессы психического торможения, ваше время замедляет ход
Тест прост: попробуйте оценить 10-секундный интервал времени, не глядя на часы. Если ваше время короче астрономического не более, чем на 1,5 сек - это неплохо. Если же оно отклоняется более этого, все равно в какую сторону, ваш стресс пересекает критическую черту. Такой вот тест на наличие у вас стресса. Диагноз поставлен – нужно бороться. Вот так чувство времени может установить причину внутреннего состояния.

А нужно ли вообще чувство времени современному человеку? Как вы считаете? Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут… И никуда не успевают… П О Ч Е М У???

Многие просто плывут по течению жизни, даже не задумываясь о ее быстротечности. Не успел сегодня – завтра будет день – будет пища. Во всяком деле хороша золотая середина. Нервно смотрящий на часы и всюду пытающийся успеть человек тоже крайность. Так как же подчинить себе время? Как жить так, чтобы не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?

Есть такое понятие как самоменеджмент. Это идеал. Как всегда – идеала не достичь, он как линия горизонта – к ней упорно движешься, но никогда не достигнешь. НО именно движение к идеалу и дает стимул развития. Тайм-менеджмент – часть самоменеджмента. Зная законы и методики тайм-менеджмента каждый выбирает свои. Под себя. Под свои условия работы и жизни.

Чтобы найти резервы времени – нужно понять где и на чем вы его теряете. Сделайте анализ потери времени. Думайте о том, что полезного или приятного можно было сделать за потерянное время. Если вы таким образом сэкономите хотя бы 30 минут в день – это будет прекрасный результат. Умножьте эти 30 минут на неделю, месяц, год и вы поймете СКОЛЬКО у вас будет времени для развития, отдыха и общения с любимыми.

Вырабатывайте в себе «чувство времени» (чаще смотрите на часы и проверяйте себя). Когда удалось сэкономить время, придумайте для себя поощрения, сделайте что-то полезное или приятное для себя.

И, наконец, принимайте твердое решение, что вы будете заниматься самоменеджментом в ближайшее время, не пропуская ни одного дня. И это решение нужно «заякорить». Мне очень помогают планы на день, неделю. Можно заключить с собой «договор» на экономию времени. Даже его прописать как настоящий. Очень самодисциплинирует. Главное, чтобы это было для вас приятно. Наверняка могут возникнуть внутренние протесты и отговорки. А вот тут нужно проявить характер. Иначе опять скатитесь до суеты и вечного цейтнота.

При прохождении тренинга по тайм-менеджменту мои слушатели часто начинают задумываться о смысле жизни и главных целях. Можно, конечно, так и продолжать бесцельное существование и всегда находить себе оправдание. Кому что нравится. Кому-то даже нравится везде опаздывать и ничего не успевать. Только нравится ли это окружающим?

Чувство времени – реальная оценка мира. Когда мой клиент говорит, что будет через 10 минут, сам же находится в 30 км от места встречи – я понимаю, что чувство времени – не его конек. Когда мой менеджер ставит себе задачу за день встретиться с 40 клиентами – я понимаю, что этих клиентов можно даже в базу не вносить. Вместе вырабатываем стратегию ведения бизнеса.

Маленький совет по самоменеджменту. Активно используйте для записи списков дел карманный компьютер, ноутбук, электронный органайзер, записную книжку мобильного телефона. Эти электронные носители информации с точностью до секунды напомнят вам о запланированном мероприятии.

Пусть все у вас обязательно получится.

Жанна Пятирикова

Полное или частичное копирование статьи возможно при размещении
обратной активной ссылки на страницу статьи нашего сайта, с указанием авторства.

Организм человека очень многое унаследовал от своих далёких предков, которые вели дикий образ жизни. Их среда обитания ограничивалась пещерой и прилегающей территорией, на которой водились самые разнообразные виды животных. Древние люди охотились на них и по своей сути мало отличались от хищных зверей. В те далёкие времена не было календарей и часов. Однако пещерные жители прекрасно ориентировались по солнцу и знали, когда нужно вставать, обедать или ужинать. То есть они обладали таким даром как чувство времени.

В наши дни цивилизация свела на нет очень многие животные инстинкты, но не сумела вытравить из людей те часы, которые находятся у них в головах. Каждый человек может запрограммировать себя на то, чтобы просыпаться ровно в 7 часов утра без всякого будильника. Этот будильник "сидит" у него в голове от рождения. Особенно он наглядно проявляется под гипнозом. Человека усыпляют и дают ему установку проснуться ровно через 20 минут. Проходит указанный временной интервал, и глаза у спящего открываются. Всё это происходит, благодаря подсознанию, которое неразрывно связано с природой и космосом.

Среди вундеркиндов пользуются широкой известностью люди-хронометры . К примеру, Жан Шевалье, живший в Швейцарии в XVIII веке. В любое время суток его могли спросить, который сейчас час. И любопытствующий тут же слышал точное время. Секрет же вундеркинда был предельно прост и в то же время поразителен. Шевалье всю свою жизнь вёл в уме отсчёт секундам, минутам и часам. Он ел, читал, писал, разговаривал, но это не сбивало его.

Такой дар выглядел просто фантастически. С вундеркиндом иногда начинали спорить или просили решить сложную математическую задачу, чтобы сбить его со счёта. Но это никому не удавалось. Когда люди неожиданно задавали вопрос о времени, то тут же следовал чёткий и абсолютно правильный ответ.

Также известен крестьянин Иван Зыков, живший на Дальнем Востоке. На сенокосе или уборке хлеба сельчане спрашивали его: "Ваня, сколько там времени?" Зыков несколько секунд отрешённо смотрел перед собой, а затем говорил: "Один час 15 минут". Он никогда не ошибался. Проверок было много, всем было интересно, но Иван всегда оказывался на высоте. Этот крестьянин, обладавший уникальным даром, погиб в Первую мировую войну. Секрет определения времени он унёс с собой в могилу. Так никто и не узнал, как Зыкову удавалось точно называть часы и минуты.

Но чувство времени у человека не идёт ни в какое сравнение с аналогичным даром у растений и животных. Если говорить о растениях, то в течение суток они то раскрывают свои листья и лепестки цветков, то закрывают. Происходит это с постоянной периодичностью.

Специалисты решили проверить эту способность растительных организмов. Они поместили в абсолютно тёмную комнату горох и клевер. В обычных природных условиях они ночью опускают листья вниз, а с восходом Солнца расправляют их. И как же повели себя растения, оказавшиеся в абсолютной темноте? Точно так же. Этот опыт доказал, что у растительных организмов имеются какие-то внутренние регуляторы времени. От внешних условий и солнечного света они никак не зависят.

Что же касается животных, то здесь чувство времени тоже развито великолепно. Возьмём для примера кошек. О них много интересного поведал шведский натуралист Густав Экштейн. У него была кошка по имени Вилли. Она всегда приходила домой после ночных прогулок ровно в 8 часов 20 минут. Но это не всё. Каждый вторник в 19 часов 35 минут она появлялась в местной больнице, чтобы посмотреть, как врачи играют в бинго и послушать, как они выкрикивают: "Бинго". Животное ни разу не ошиблось ни днём, ни часом.

Английский зоолог Вильям Бич тоже приводил довольно интересное наблюдение, связанное с ослами. Путешествуя по Калифорнии, исследователь посетил ферму, хозяин которой использовал этих животных для полевых работ. В полдень, как только стрелки часов останавливались на цифре XII, ослы без какого-либо сигнала прекращали работу. И никакая сила не могла заставить их поступить иначе.

Что же это за сказочные механизмы скрыты в живых организмах? Непонятным образом они заставляет чувствовать минуты и часы. Чёткого и ясного ответа, объясняющего данный феномен, на сегодняшний день нет. Но без всякого сомнения здесь прослеживается связь природы с космическими силами, от которых на Земле зависит всё живое.

Управление времнем – легко и просто

Графики и бланки

Новые бланки (на основе «Учебного органайзера»)

1. Бланк дневного хронометража. Содержит большой раздел задач, с отметками о выполнении.

2. Бланк сводного учета показателей. Удобен для отслеживания изменений намеченных показателей, включает табличное и графическое представления.

3. Бланк оперативного управления. Содержит бланки управления регулярными и контекстными задачами дневного уровня, бланк хронометража с большим количеством заданных показателей.

Хронокарта Гастева Построена по принципу графика Гантта. Может пригодиться для учета времени на начальном этапе. Неудобна своей некомпактностью, удобна наглядностью. Формат А4.

Годовой график на 2000 и 2001 годы Наиболее удобная из известных нам форм годового графика (оси: месяцы/дни, субботы и воскресенья отмечены белыми и черными квадратиками). Дает хороший обзор. Формат А4.

Годовой график на 2001 год - вертикальный вариант Похож на предыдущий, но вертикальный (слева направо месяцы, сверху вниз числа). Более спартанское исполнение - эргономичнее за счет удаления многих подробностей. Формат А4.

Недельный график Одна из многих возможных форм. (Стоит заметить, что система годовой + недельный графики является вполне достаточной для всех форм планирования, и, по всей видимости, наименьшей из возможных систем, охватывающих все периоды планирования в году). Формат А4.

Протокол совещания (начало и продолжение) Также лишь одна из возможных форм. Начало - со списком участников итп; продолжение - только часть, посвященная затронутым вопросам и принятым решениям. Для текущих заметок в ходе совещания можно использовать свободное пространство в левой колонке, после списка вопросов. Формат А4.

На днях договорились встретиться с приятелем в полдень на «пушке». Я подошел туда в 11.55, осмотрелся по сторонам в поисках Игоря, и не найдя его глазами, достал журнал и увлекся чтением. Прошло уже 20 минут после назначенного срока, когда меня дернули за рукав. Игорь с виноватой миной развел руками:

Прости, опять опоздал. Вроде и спланировал, и пробок не было, но… сам видишь! Как будто время со мной играет в прятки. Вечно опаздываю, куда бы не отправлялся. Особенно обидно, когда важная встреча, а ты приходишь на 10-15 минут позже, чем договорились.

Ладно, не отчаивайся. Наверно у тебя слабо развито чувство времени, потому и не можешь вовремя появляться там, где спланировал. Отсюда и складывается впечатление, «что время играет с тобой в прятки».

А что такое чувство времени?

В самом деле, что такое чувство времени? Это внутренний голос, способный дать ответы на вопросы следующего плана: «сколько времени займет подготовка отчета о выполненном проекте?», «Сколько ехать от дома до офиса?», «Который сейчас час?». Собственно, для многих этот голос известен под термином «внутренние часы». Вот как иллюстрирует эту способность человеческого организма известный изобретатель Г.С. Альтшуллер, «…я просто чувствую движение времени, выработалось такое качество. Знаю, сколько «стоит» та или иная работа. Чувствую полезную загруженность времени, и если она мала – это воспринимается как состояние физического дискомфорта…». Чувство времени – физическое ощущение его движения. Восприятие телом, а не умом. И это очень важно. Потому что телесное восприятие – функция, не требующая вмешательства сознания. Следовательно, оно дает нам возможность разгрузить мозг для любой другой деятельности. Важное отличие – чувствовать время, а не считать (прикидывать) в голове, сколько займет та или иная работа.



Многие заменяют чувство времени сознательным расчетом. Раскладывают цепь событий на звенья и фиксируют длительность каждого звена. Далее суммируют – и получают продолжительность события. Этот подход умозрителен, а чувствовать время можно только телом, практически на рефлекторном уровне. Центр чувства времени располагается чаще всего в области грудной клетки. У некоторых – в окрестностях сердца, у других ближе к животу. Задайте себе вопрос: «сколько по времени я буду выполнять это упражнение?». И постарайтесь определить, откуда вы получаете ответ. Прикидываете в голове, который час? Вспоминаете, когда последний раз смотрели на часы? Определяете время по внешним факторам (звон часов, приход коллеги…)? Или перемещаете свое внимание в область груди? Сосредотачиваетесь на своих ощущениях? Фактически вы задаете ряд вопросов: «это займет 10 минут? 5 минут? 20 минут?» Получаете ответ «да» или «нет», и через ряд таких вопросов вы приближаетесь к правильному ответу, когда почувствуете комфортное состояние – «именно столько, 20 минут!». Обычно, это приятная тяжесть, некая неторопливая пульсация в груди.

Чувство времени есть у любого нормального человека. Отличия лишь в точности определения времени. Свои внутренние часы мы вырабатывали с детства. Именно тогда, в детстве, день казался длинным, и время тянулось. Именно тогда наше чувство времени было латентным и давало большие погрешности. Взрослея, мы уже четко знали, что урок длится 45 минут, перемена 10 минут, дорога от школы домой – 15 минут. И сейчас каждый из нас может сказать, сколько времени займет то или иное событие, особенно если мы делали его многократно. Будь то домашние дела, различного рода рабочая рутина, время на дорогу от дома до работы и прочее. Чувство времени есть у каждого из нас. Только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено, плюс-минус полчаса – это норма жизни. К чему приводит такая разлаженность внутренних часов – мы рассмотрим чуть позже.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ЧЕЛОВЕКА

О.Н. КУЗНЕЦОВ, А.Н. АЛЕХИН, Т.В. САМОХИНА, Н.И. МОИСЕЕВА

Адекватность отражения реального времени в сознании человека является необходимой предпосылкой успешной адаптации к условиям изменяющейся среды. Изучение отражения времени в психологическом плане до сих пор преимущественно ограничивалось изучением восприятия времени, относительно мало затрагивая другие психические процессы и социально-психологические аспекты отражения времени.

Оценка точности воспроизведения временных интервалов в каждый конкретный период развития личности испытуемого является результирующей его жизненного опыта и генетически обусловленной биоритмологической индивидуальности, опирающейся на динамические характеристики соматического и нервного функционирования. Дифференциально-психологические особенности и зрелость понятий «настоящего, прошлого и будущего», «быстрого» и «медленного», способность оценки человека и предмета по отношению к личному времени, эмоциональное отношение к скорости реакции окружающих связаны не только с уровнем восприятия, но и с интеллектуально-понятийным, эмоциональным и волевым развитием личности как субъекта познания. Генетически определяющее значение отражения особенностей времени объективного мира в формировании адекватного образа окружающей реальности обусловливает необходимость разработки системного подхода к методам исследования психологии времени, органически интегрирующего изучение взаимодействия восприятия, мышления, речи и эмоций при ориентации в изменяющейся по времени окружающей среде.

Группа авторов, объединив совместные усилия в разработке единого физиолого-психологического методического подхода к изучению «психического времени» при нормальной и патологической адаптации к изменяющимся условиям существования в процессе развития личности, пришла к необходимости существенного дополнения и модификации классических методик исследования. Мы постарались использовать в целях изучения времени наиболее перспективные для этих целей психологические методы (пиктограмма, проективные тесты, семантический дифференциал и др.). Одновременное исследование различных аспектов восприятия и понимания времени у одного и того же человека позволяет интегративно оценить уровень развития отражения времени, а также его связь с особенностями личности и психических процессов. Батарейный принцип построения, использованный в подходе, повышает валидность предлагаемого нами комплекса для оценки степени развития чувства времени как показателя адаптированности.

Изучение восприятия времени вызвало и появление соответствующих тестов. Для этого использовались: тест определения длительности индивидуальной минуты, исследования восприятия более коротких временных интервалов - 7, 10 и 30 с в виде словесной оценки предъявляемых интервалов времени, воспроизведения их и отмеривания заданного интервала времени.

I . Определение длительности «индивидуальной минуты»

Испытуемому предлагается определить отрезок времени длительностью в 1 мин, при этом он может вести счет до 60. Исследователь фиксирует время секундомером, учитывает степень точности определения длительности заданного интервала времени и частоту и значение недооценок или переоценок этой длительности.

1. Словесная оценка предъявляемых коротких интервалов времени. Щелчком секундомера или иным способом (мигание лампы) задаются интервалы времени различной длительности (7, 10 и 30 с), испытуемый словесно оценивает их длительность.

2. Отмеривание заданного интервала времени. Исследователь называет какой-либо отрезок времени (7, 10 и 30 с), а испытуемый его отмеривает с помощью щелчка секундомера или стука. Количество заданных интервалов и их диапазон зависят от решаемой задачи. Тесты 2 и 3 являются взаимосвязанными. Те лица, которые переоценивают заданные интервалы времени, как правило, недоотмеривают их, и наоборот, тенденции к недооценке соответствует тенденция к переотмериванию интервалов времени , , .

3. Воспроизведение предъявленного интервала времени. Исследователь предлагает испытуемому с помощью щелчка секундомера

или стука повторить ранее воспроизведенный отрезок времени (7, 10 и 30 с).

4. Тест Франкенхойзе p . Испытуемый читает список случайных цифр с тем, чтобы за 1 с произнести одну цифру. Его внезапно останавливают и предлагают оценить, сколько прошло времени. Сравнивается субъективное восприятие времени с объективно прошедшим, дополнительно учитывается количество реально происшедших событий: число прочитанных цифр.

К методикам, отражающим временную шкалу индивидуума, относятся, кроме того: оценка длительной простой двигательной реакции - ВАР , ; оценка точности слежения за движущимся объектом - РДО . Эти методики очень информативны, но обследования достаточно длительны, и поэтому применяются они в отдельности, а не в совокупности с другими тестами.

Из тестов неаппаратурной оценки индивидуальной шкалы времени наиболее удобны тесты 1 и 2.

5. Исследование собственного произвольного ритма двигательной активности в единицу времени. Для исследования необходимо любое записывающее устройство, на (котором с помощью ключа, воздушной передачи (капсула Марея) или с использованием обычных микрофонов передается двигательная активность. Испытуемому предлагается равномерно постукивать по датчику в приятном для него ритме. Скорость и длительность записи зависят от поставленной задачи. Мы фиксировали количество ударов за 1 мин. Тест можно усложнить: на записи выделять среднюю частоту постукивания, ритмические группировки, акцентуированные движения. Желательно выделение скрытых, медленноволновых компонентов ритма, что возможно осуществить как приемами периодограммного анализа с использованием ЭВМ, так и средствами когерентной оптики.

В нашей работе анализ бумажной записи на очень малой скорости - 2 мм в мин после ее пересъема на обычную фотопленку стал проводиться с использованием лазерной установки ОПТАН .

Было проведено исследование способности воспроизводить заданный метрономом ритм как в условиях его прослушивания, так и после выключения метронома. Этот тест можно варьировать, создавая условия шума или задавая переменный ритм. Оценка результатов производится так же, как в тесте 1.

II . Методика исследования представлений человека о свойствах времени

Тест зрительного представления понятий о времени (пиктограмма представлений о скорости времени). Испытуемому предлагается нарисовать картинки, обозначающие понятия «быстро» и «медленно». Выявлено два принципиально разных подхода:

а) Обозначение с помощью распространенных символов (ракета, мчащаяся лошадь и т. п. для понятия «быстро» и черепаха для понятия «медленно»).

б) Обозначение через программу действия (изображение процессов, где требуется быстрота и, наоборот, где спешить нельзя - чтение, например, и т.д.). Девочка С., 9 лет ученица III класса, изобразила, что в течение дня она делает быстро и что медленно.

В оценке пиктограмм учитывается наличие и степень дифференцирования приводимых понятий:

1) Испытуемый может совсем не дифференцировать понятия, изображая, например, часы и полагая, что этим все исчерпано. Дифференцировка оценивается на 1.

2) Слабая попытка дифференцирования - например, рисуется стоящий телевизор или человек (оценивается на 2).

3) Сформировано отражение одного из понятий: например, полет птицы отражает «быстро», а отражения понятия «медленно» не найдено (оценка 3).

4) Отражение понятия «быстро» и «медленно» через соответственно быстрые и медленные свои собственные действия (оценка 4).

5) Отражение понятий через чужие действия (оценка 5). Например, рисуется медленно идущий человек или мчащийся автомобиль.

6) Отражение понятий с помощью общезначимых символов, практически тождественных языку (оценка 6), например изображение ракеты и черепахи.

III . Тест семантических ассоциативных связей при определении понятий настоящего, прошлого и будущего

Испытуемому предлагается назвать 5 и более слов, связанных с понятиями настоящего, прошлого и будущего. В качестве примера приводим ответы С.

Таблица 1

Бланк методики «семантический дифференциал»

Год. . . . . .

Месяц. . . . . .

День. . . . .

Час. . . .

рождения

Дата. . . .

Час. . . .

Мин. . . . .

исследования

Определяемое понятие

будущее,

прошедшее,

настоящее время

Длительное

Мгновенное

Активное

Пассивное

Напряженное

Расслабленное

Радостное

Печальное

Стремительное

Застывшее

Плотное

Пустое

Яркое

Тусклое

Понятное

Непонятное

Большое

Маленькое

Неделимое

Делимое

Тревожное

Спокойное

Цветное

Серое

Объемное

Плоское

Широкое

Узкое

Далекое

Близкое

Непрерывное

Прерывное

Реальное

Кажущееся

Частное

Общее

Постоянное

Изменчивое

Глубокое

Мелкое

Ощущаемое

Неощущаемое

Светлое

Темное

Замкнутое

Открытое

Обратимое

Необратимое

Ритмичное

Неритмичное

Настоящее - сейчас, в данный момент, в это время, сегодня это делается. Прошлое - давнее, прошедшее, то что было, бывало, это делалось. Будущее - завтра, это будет, буду делать.

Критерии оценки теста семантических ассоциаций:

1) сколько слов предложено для каждого из понятий;

2) использование частей речи: глаголов, обозначающих действие, местоимений, обозначающих временные отношения, и существительных, отражающих категории времени. Преобладание тех или иных частей речи (табл. 1).

IV . Тест семантического дифференциала

Методика состоит в том, что испытуемый оценивает понятия - настоящее, прошлое и будущее время по предложенным нами 25 шкалам. Каждая шкала - отрезок прямой с 7 делениями, полярные точки которой представлены прилагательными - антонимами, характеризующими время. Оценка значения понятия по шкалам СД позволяет поместить его в точку семантического пространства, для выделения основных измерений которого применялся факторный анализ. При помощи СД можно оценить координаты точки в СП (семантическом пространстве), расстояния между значениями различных понятий, понятийные структуры испытуемых. Семантический дифференциал отражает, по мнению его создателей, «аффективные компоненты значения». При его использовании оценивается то значение, которое данное явление имеет для человека в зависимости от его индивидуального опыта (приводится бланк теста СД; опросник).

Таблица 2

Характеристика «настоящего времени» у здоровых испытуемых при факторном анализе методики СД

№ шкалы

Факторы

0,736

0,697

0,655

0,295

0,572

0,730

0,307

0,665

0,462

0,620

0,289

0,564

0,279

0,351

0,489

0,507

0,719

0,697

0,321

0,545

0,803

0,687

0,388

0,726

0,443

0,546

0,257

0,263

0,294

0,342

0,497

0,273

0,303

0,472

0,304

0,332

0,289

0,419

0,328

0,318

0,464

0,262

Сумма квадратов элементов

3,085

2,989

1,869

1,683

1,599

В табл. 2 показаны данные факторизации методики СД, проведенной у здоровых испытуемых, - 138 обследований (курсанты ВМОЛА, спортсмены, сотрудники

НИИ и др.), рассматривается понятие «настоящее время».

Факторный анализ шкал проводился отдельно для каждого понятия и выявил в общем идентичные факторные структуры. Табл. 2 упорядочена таким образом, что факторы расположены в порядке убывания дисперсии. В строках факторные нагрузки меньше 0,250 заменены прочерками.

Уже после того, как работа была сдана в печать, нам стало известно, что по такому же принципу составлен опросник (10 вопросов) в монографии Е.И. Головахи и А.А. Кроника, которые в отличие от нас выделяют не 5, а 3 фактора, из коих 2 (эмоциональный фактор и фактор напряженности) совпадают с выделенными нами, а третий - «континуальность - дискретность» относится как более частный случай к нашему фактору «структура времени» (Головаха Е.И., Кроник А.А . Психологическое время личности. - Киев, 1984).

Фактор 1 (в порядке убывания факторной нагрузки): радостное-печальное, яркое-тусклое, светлое-темное и т.д. Фактор 2: напряженное-расслабленное, тревожное-спокойное, стремительное-застывшее, активное-пассивное и т.д. Фактор 3: бесконечное-мгновенное, постоянное-изменчивое, далекое-близкое. Фактор 4: неделимое-делимое, непрерывное-прерывное. Фактор 5: реальное-кажущееся, обратимое-необратимое.

Первые три фактора из вышеперечисленных представляют собой, как и у Остуда , факторы оценки, активности и величины. Можно предположить, что факторы 4 и 5 отражают специфику переживания психического времени - степень ощущения его реальности, необратимости и сочетания последовательности и одновременности.

При анализе СД нас интересовало: содержание факторов, особенности восприятия трех моментов времени, выявление того, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной.

Таким образом, специально сконструированные шкалы для методики СД, характеризующие настоящее, прошлое и будущее время, позволяют оценить индивидуальные различия переживания временных аспектов реальности.

V . Тест социальной перцепции временных характеристик личности

Тест социально-интуитивной перцепции динамики поведения разработан и введен для изучения дифференциальных характеристик прогноза времени поведенческих реакций в диапазоне «быстро - медленно» по экспрессии лица воспринимаемого человека. Тест включается в качестве дополнения социально-перцептивного интуитивного теста, составленного нами на основе стимульного материала теста Зонди . Отобранные Зонди стимульные группы психически больных в ремиссионно-реабилитационном периоде заболевания наиболее отчетливо выявляли специфику программ общения (маниакальную, депрессивную, паранойяльную, кататоническую, эпилептическую, истерическую, агрессивную, конфромную). Депрессивные лица, кататоники, эпилептики в значительной степени противоположны маниакальным, агрессивным, паранойяльным по таким динамическим характеристикам поведения, как «быстро - медленно». На первом этапе исследования выявляется и фиксируется в графике традиционный аффективный выбор предпочитаемых и отвергаемых для общения лиц. На втором этапе испытуемому предлагается распределить все фотокарточки на группы по параметрам «быстро - медленно». Такая инструкция дает возможность выявить способность восприятия тонких различий в динамически-временных характеристиках личности. При расшифровке анализируется точность восприятия скорости поведенческих реакций по отношению к наиболее отличающимся по параметру «быстро - медленно» группам и эмоциональное отношение к быстроте и медленности прогнозируемых для общения поведенческих реакций.

По предварительным данным, наиболее хорошо адаптирующиеся лица обладают достаточно высокой точностью перцепции времени поведенческих реакций предполагаемых партнеров общения, предпочитают положительно оценивать быстро реагирующих лиц. В состоянии неустойчивой адаптации и дезадаптации точность перцепции значительно нарушается, характерна парадоксальная перцепция (к быстрым относятся наиболее медленные лица, и наоборот). Предпочтение медленных лиц мы встречали у наиболее дезадаптированных испытуемых.

В заключение следует подчеркнуть, что чувство времени как характеристика человека является важным интегративным показателем уровня развития познавательных процессов и эмоциональности. Предлагаемый нами комплексный методический подход к изучению чувства времени является первой попыткой интегративного физиолого-психологического изучения восприятия и отражения времени у человека.

С этих позиций нами проведены исследования

чувства времени у детей с разным уровнем психического развития, у спортсменов, у лиц практически здоровых (слушатели ВМОЛА, сотрудники НИИ и др.), у лиц, переживающих кризисные состояния (суициденты).

Комплексное исследование перцепции, понятия эмоционального и личностного отношений применительно ко времени с медико-психологических позиций клинически информативнее отдельных показателей, что позволяет непосредственно использовать полученные результаты в практике (в психотерапии, в психологическом консультировании). Было бы преждевременным давать точные качественные критерии надежности и валидности. Однако опыт показывает достаточную надежность метода при повторном тестировании.

Согласованность общего уровня развития чувства времени при различных тестах, качественно-количественное изучение чувства времени определяет общую направленность изучения валидности предлагаемого комплекса. Дальнейшее содержательное, общепсихологическое обогащение понятия чувства времени и статистические исследования различных групп позволят определить критерии и границы валидности.

1. Беляева-Экземплярская С. П. Об экспериментальном исследовании субъективного отсчета времени человеком. - Вопр. психол. 1965. № 5. С. 59-70.

2. Лисенкова В. П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком. - Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 113-119.

3. Лоскутова Т. Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции. - Физиологический журнал СССР. 1975. № 1. С. 3-12.

4. Лоскутова Т. Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния нервной системы. - В кн.. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / Под ред. А.М. Зиминой, В.И. Климовой-Черкасовой. Л., 1978. С. 165-194.

5 Митина Л. М. Влияние интенсивности стимула на оценку и отмеривание временных интервалов разной длительности. - Вопр. психол. 1977. № 1. С. 64-73.

6 Точилов К. С. Практикум по физиологии труда. - М., 1970. - 214 с.

7. Филиппович А. И., Лапина И. А. Математическая обработка биологических сигналов когерентной оптики. - В кн.: Применение математических методов и ЭЦВМ в медико-биологических исследованиях. Л., 1982. Ч. 1. С. 119-120.

8. Федорова Т. Л. Методика семантического дифференциала и возможности ее применения в клинической психологии. - В сб. Психологические исследования личности в клинике. Л., 1978. С. 80-81.

9. Кузнецов О. Н., Лебедев А. В., Лукичев Н А. Методы количественной оценки нарушения восприятия человека как личности в патопсихологическом исследовании. - В сб.: Системный подход в использовании методов психологического исследования при решении научно-практических задач. Пенза , 1983. С . 39-40.

10. Osgood Ch. Е ., Suici G.J., Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. Urbana : Univ. of Illinois Press, 1957.

Поступила в редакцию 22.XI 1983 г .