Цикл обучения Колба. Примеры


Эта статья - первая в цикле "создание тренингов". В данном цикле статей мы поочередно рассмотрим методику создания тренинга с чистого листа. Первоочередное, с чего нам следует начать - так это разобраться с тем как вообще происходит обучение взрослых людей.

Содержание статьи:

Разберемся - в чем отличие так называемого "взрослого обучаемого":

  1. Данный человек осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью
  2. Взрослый обучаемый за свою жизнь уже накопил собственный жизненный опыт, который становится источником как для самообучения, так и для обучения коллег
  3. Мотивация к обучению взрослого человека определяется его желанием решить с помощью обучения какие-либо собственные жизненные проблемы
  4. Взрослый обучаемый (при наличии мотивации из п.3) стремится сразу же применять на практике полученные знания
  5. Учебная деятельность обусловлена временными, пространственными, профессиональными и другими факторами (социальные, бытовые и т.д.)

Небольшое лирическое отсутпление по поводу ремарки в п.4 - на тренингах необходимо различать - пришел к вам человек самостоятельно (замотивирован на обучение), либо же он загнан руководством "из под палки". Об особенностях работы с каждым из типов участников мы будем говорить в других частях данного цикла статей. Пока же вернемся непосредственно к обучаемым и методам их обучения.

Наверняка многие слышали про существование модели обучения, так называемый цикл Колба. Если Вы про него слышали - то дальше можно не читать и переходить к следующим статьям цикла. Для тех, кто хочет узнать про цикл Колба подробнее - читайте дальше.

Модель Колба (Дэвид Колб) - теория, согласно которой происходит поэтапное формирование умственных действий у взрослых. Цикл Колба - это четырехэтапный цикл, который выведен эмпирическим путем и показывает как любой из нас обучается. Принцип теории Колба состоит в том, что "непосредственный или конкретный опыт" является основой для "наблюдений и размышлений". Эти "наблюдения и размышления" превращаются в "абстрактные концепции", обеспечивающие новый смысл активным действиям, которые можно "активно протестировать", что в свою очередь опять дает новый опыт. И так по кругу.

Сам цикл можно расписать следующим образом:

  1. Конкретный опыт (КО)
  2. Мыслительные наблюдения (МН)
  3. Абстрактная концептуализация (АК)
  4. Активное экспериментирование (АЭ)

Сочетание различных этапов цикла дает четыре различных стиля обучения:

  1. Отстранение (КО\МН)
  2. Ассимиляция (АК\МН)
  3. Конвергенция (АК\АЭ)
  4. Приспособление (КО\АЭ)

Для чего нам, как методологам (или тренерам), разрабатывающим новые программы, желательно понимать цикл Колба?

Ну, во-первых - потому что это реально работает. То есть обучение, построенное по принципу Колба, действительно позволяет передать навыки и знания взрослым людям. А во-вторых - это позволяет строить структуру тренинга (обучения).

Ниже приведена схема обучения, построенная по теории Колба:

  1. Мотивация участников (10% от времени обучения)
  2. Закрепление и повторение пройденного (20%)
  3. Изучение нового материала (50% времени)
  4. Оценивание (10%)
  5. Подведение итогов, дебрифинг (10%)

Мотивация.

Мотивация - начальный этап тренинга, который призван сконцентрировать внимание участников на изучаемой теме, заинтересовать их, показать необходимость или пользу получения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися материала. На тренингах роль подобной мотивации выполняют кейсы на проблемматизацию участников - то есть представление отсутствия необходимого опыта у участника при решении каких-либо задач. (для тренинга продаж это может быть упражнение на проведение продажи товара тренеру, где тренер явно показывает дефицит какого-либо навыка).

Закрепление и повторение пройденного.

Закрепление - это важный этап тренинга, который не только повышает общую эффективность усваения навыков и знаний, но и формирует в сознании участников последовательную логическую структуру знаний и методов, изучаемых на тренинге, а не просто разрозненную россыпь знаний.

Если вы уже практиковали ведение тренингов и у вас были участники, которые любят логику - они, при отсутствии данного блока, моментально становятся сложными участниками - так зачем плодить себе проблемы, если их можно избежать - просто прописав у себя в тренинге небольшой блок на повторение пройденного.

Изучение нового материала

Изучение нового материала - это главный этап тренинга, на которм участники получают знания, методики и навыки, которые необходимы для решения задач, примененных в мотивационном блоке. При изучении главное помнить китайскую поговорку "Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю".

Оценивание

На этом этапе необходимо оценить как участники усвоили знания, методики и навыки. При этом оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать как стимул к продолжению обучения, в противном случае оценка может стать демотиватором для участников. Оценка может быть как командной, так и самооценкой, оценкой со стороны тренера и т.д.

Дебрифинг

Дебрифинг - это подведение итогов тренинга. На данном этапе тренер собирает обратную связь - что было эффективно на тренинге, что нет, собирает замечания и в итоге обобщает пройденное и мотивирует на дальнейшее самостоятельное и более глубокое изучение материала по теме.

Надо отметить, что обучение может быть построено (а чаще так и делается) по принципу вложенности - сначала идет общая проблемматизация участников, а далее внутри блока "изучение нового материала" идет несколько дополнительно вложенных циклов Колба (мини-проблемматизация, изучение, оценивание, дебрифинг), после идет итоговая оценка и заключительный дебрифинг.

Консультант по эффективности персонала, главный редактор журнала «Компетенции»

Цикл Колба как эффективный инструмент корпоративного обучения

Из всех теорий, описывающих и объясняющих процесс результативного обучения, наиболее успешной является модель Колба (Experiential Learning Model, David A. Kolb). Согласно модели Колба люди обучаются с помощью одного из четырех способов:

  1. рефлексия
  2. концептуализации
  3. экспериментирование

Несмотря на то, что каждый обучаемый отдаёт предпочтение одному из четырех названных способов, он не может обучаться, минуя остальные три. Прохождение этих трех способов обучения как этапов, собственно и составили цикл Колба. Главная идея модели Колба заключается в том, что обучающийся перемещается из этапов «мыслительных» в «действующие» и обратно по кругу.

Из чего состоит модель Колба в сфере обучения?

Цикл Колба в тренинге состоит из четырех этапов:

  • Работа с опытом обучаемых – совершенно не принципиально получили они опыт в результате действий, или только тренер вызвал воспоминание от каких-то событиях.
  • Рефлексия — разложение опыта на элементарные составляющие и их оценка. (Анализ)
  • Создание концепции – создание более успешной модели поведения в ситуации, которая рассматривалась в качестве опыта. (Синтез)
  • Эксперимент — опробование вновь созданной концепции на практике.

Нетрудно заметить, что второй и третий этап являются соответственно процессами анализа и синтеза.

Цикл Колба — типы обучающихся

Оттолкнувшись от модели Колба, об индивидуальном предпочтении способов обучения, английские исследователи Мамфорд и Хоней (A. Mumford & P . Honey) описали четыре типа обучающихся:

  • Деятели
  • Аналитики
  • Концептуалисты
  • Экспериментаторы

С практической точки зрения обнаружить эти типы в чистом виде невозможно. Однако существенный индивидуальный перекос присутствует всегда. Это позволяет нам в тренинговой группе, выделить представителей всех четырёх типов, и управлять группой в процессе прохождения микро и макро циклов Колба, опираясь прежде всего на реакции участников соответствующего типа. Естественно, речь идёт о высочайшей квалификации тренера, тренеров с подобной компетенцией на рынке единицы.

Это еще один источник эффективности обучения активным методом. Кроме этого можно выделить ещё один фактор эффективности связанный с моделью Колба – разные типы обучаемых позволяют, объединяя их в тренинговую группу разделять дефицитный личностный ресурс. Например: деятели компенсируют своей энергетикой нерасторопность аналитиков, концептуалисты подытоживают работу аналитиков, экспериментаторы придают практическую направленность концептуалистам, и т.п.

Итак, в этой части статьи мы обнаружили еще три фактора эффективности активного обучения:

  • Использование цикла Колба
  • Использование типов обучаемых как движущей силы на соответствующем этапе обучения
  • Синергизм различных типов обучаемых

Необходимо заметить, что когда мы говорим высококачественном тренинговом продукте, (тренинге или тренинговых модулях) мы имеем в виду полноценное использование всех вышеперечисленных факторов. На этапе создания высококачественного тренинга необходимо учесть модель Колба в микродизайне и макродизайне. О квалификации ведущего-тренера способного использовать типы обучаемых и синергизм этих типов, приходится говорить только в превосходной форме.

может применяться в качестве эффективного инструмента корпоративного обучения. Подробнее с тем, что такое модель Колба и как ее применить в теории корпоративного тренинга узнавайте в следующих статьях.

19 ноября 2012 в 18:45

Цикл Дэвида Колба в жизни

  • Учебный процесс в IT
  • Tutorial

Если Вы часто сталкиваете в работе со следующими фразами, то это статья для Вас:
Почему ты, не разобравшись, сделал такую ерунду?
Хватит задавать вопросы, прочитай вот этот маленький параграф и всё поймешь! - Я прочитал, но ничего не понял, объясни по-человечески.
А вы знаете, нам всё надо делать по другому, так как в книге Х, в главе Y, есть утверждение Z противоречащее пункту 14.5.3 нашего ТЗ.
Когда ты уже начнешь работать? – Я проектирую систему, мне надо ещё три недели.
У меня есть идея, как сделать нашу жизнь лучше! Вася, послушай меня, тебе надо сделать: а, б, в, г …

Итак

Цикл Колба (модель Колба) – интересная теория о том, как эффективно получать знания. Часто применяется при составлении плана тренингов. Почему? Читаем ниже.
Основа метода исходит из предположения, что можно выделить следующие стили познания:
конкретный опыт,
рефлективное наблюдение,
абстрактная концептуализация,
активное экспериментирование.
И что ещё более важно, люди имеют склонность к определённой связке стилей получения и обработки информации. Как любят психологи, на этом основании можно легко делить людей на группы. Это в свою очередь позволяет строить обучающие курсы либо узкоспециализировано для определённой группы, либо максимально широко охватывающие аудиторию.
Его последователи Питер Хани и Алан Мамфорд перевели эти страшные названия на «кухонный язык» и понеслось. Сейчас любой уважающий себя тренинг-центр, почти в обязательном порядке, декларируют обучение с учетом вашего стиля познания.

Рассмотрим эти стили познания.


По вертикали – сбор информации, по горизонтали обработка полученной информации. Попробуем кратко расшифровать:
Связка личный опыт-практика (адаптированное «Активист» / по Колбу «Аккомодационный стиль») – это человек, который любит получать знания на основании своего опыта методом проб и ошибок. Обожает, когда ему объясняют, показывают на пальцах. Обычно такие люди не пытаются глубоко изучить проблему, а сразу бегут проверять её на деле. Заставить таких людей разбираться в глубоких теоретических трудах – гиблое дело.

Личный опыт – Размышение (Мыслитель / Дивергентный стиль) – человек, который, так же как и Активист, любит получать знания во время общения, но проверять их на практике не спешит. Хочет разобраться до конца, в основном задавая вопросы, либо размышляя, всматриваясь в голубую даль.

Теория – Размышление (Теоретик / Ассимилирующий стиль) – любит получать знания структурировано, читать и глубоко разбираться в теории. Обрабатывает знания самостоятельно, рефлексируя к своему опыту, многократно пережёвывая их. Так же как мыслитель, до практической деятельности может вовсе не дойти. Может удовлетвориться красивой теорией, которую в принципе нельзя применить на практике.

Теория – Практика (Прагматик / Конвергентный стиль) – это человек, который любит получать теоретические знания, но при этом для него важна применимость знаний на практике. Он изучает ровно столько, сколько ему нужно для практических задач. И закрепляет выполнением заданий.

Как это проявляется в учебе.

Попробуйте припомнить свою группу из университета, либо свой последний тренинг. Вы сможете легко определить стиль познания по действиям человека.
Например, был ли у Вас в группе человек, который задавал много вопросов, не открыв книжку, но при этом с удовольствием делал (а может быть и даже требовал) практические задания. Так знайте, перед вами сидит выраженный активист. Если же он сидит, задает вопросы, да ещё и саботирует практические задания, значит это мыслитель. Ему не надо решить 15 примеров, чтобы запомнить правило (как активисту), ему надо сесть и рефлексировать, уточнять детали, получить больше примеров соответствия с тем, что он уже знает. А вот, если человек, внимательно читает теорию, задает «неудобные» вопросы преподавателю, о достаточно глубоких деталях, то это, скорее всего, теоретик. Практик же будет требовать, чтобы ему показали жизненные примеры, не надо ему примеров с потолка, давайте практичные и побольше.
Но самое интересно, что эти выводы можно применить дальше на обычную повседневную деятельность.
Как стиль проявляется в жизни.

Если вы отправляетесь в магазин купить новый DVD-проигрыватель, как вы, скорее всего, поступите?
1. Особенно не станете беспокоиться: купите проигрыватель и отправитесь с ним домой. Вы быстро разберетесь, как он работает. У вас не будет времени изучать руководство к нему: оно слишком сложно написано.
2. Перед тем, как купить, будете настаивать на том, чтобы продавец вам все продемонстрировал, а потом дал вам самому все попробовать. Когда вы будете подключать и настраивать проигрыватель у себя дома, руководство пользователя будет у вас под рукой.
3. Перед тем как включить проигрыватель, вы первым делом откроете инструкцию с надписью «сначала ознакомьтесь с этим» и внимательно ее изучите.
4. Вам сразу станет ясно, что между этой моделью и ее предшественниками есть много общего. Теперь вы сосредоточите внимание на новых функциях и элементах, попытаетесь понять, как они работают, поэкспериментируете с ними. Позже вы прочтете инструкцию, чтобы проверить, все ли вы делали правильно.
1 = Активист 2 = Мыслитель 3 = Теоретик 4 = Прагматик
Источник: Thomas, 1995

Ещё пример. Я жуткий теоретик, часто не трону ни одной кнопки до того, как прочитаю инструкцию. А вот хотя бы кто-нибудь прочитал одну книжку по вождению автомобиля? А я аж две, прежде чем сесть за руль. А жена, например, активист, и, может без проблем начать щелкать по всем кнопкам, чтобы понять как это работает.

Как это знание можно применить на практике

Например, если Вы работаете с активистом, то бесполезно давать ему читать книжки, ему проще показать на примере, дать пошаговую инструкцию. Зато они великолепные исполнители, которые не будут Вас постоянно отвлекать, задавать много лишних вопросов. Когда на учебе мы выявляли свои стили, большинство оказалось именно активистами.

Если же Вы столкнулись по жизни с мыслителем, то вы узнаете его по большим объемам рассуждений о том, как было бы хорошо похудеть, полететь в космос, начать жить заново и т. п. Но действий, кроме как попытки уговорить Вас обязательно попробовать, практически не будет. Им больше нравится философствовать, рассуждать, кого-нибудь напрягать реализовать их великие идеи.

С теоретиками, будет сложно, они будут докапываться до сути, им очень сложно рассказывать и что-либо показывать, проще дать литературу на самостоятельное изучение. А когда Вы придёте через несколько дней, он уже будет знать даже больше, чем Вы. Хотя результата может и не быть, так как ему сильно понравилось копаться в этой теории и он забыл о Вашем задании.

Если у Вас в семье есть прагматик, то страданий Вам не избежать. Это трудолюбивые, не сильно общительные люди, для которых самое важно практическая ценность. Им так же как теоретикам очень сложно объяснить, что-либо на пальцах, да ещё и они будут вас постоянно мучать вопросами «а зачем это надо?». Если Вам необходимо поставить задачу или договориться с таким человеком, то придется заранее подготовить доклад на тему «Почему без этого жизнь не мила!». Но зато он ответственно выполнит свои обязательства в короткий срок.

Итого:

Иногда конфликта с человеком можно избежать, если учитывать его стиль познания. Но, что более интересно, если Вы достаточно точно определите свой стиль познания, то Вы сможете значительно повысить эффективность своего самообразования.

Предупреждение

Посмотрев статьи в интернете про цикл Колба, выявилась нехорошая тенденция - каждый придумывает свои примеры/советы, возможно, не полностью разобравшись в вопросе, либо наоборот сильнее разобравшись, чем другие. Соответственно, некоторые примеры явно из разряда «Взаимоисключающих параграфов». Но, так как это всё откосится к гуманитарным наукам, то тут возможно всё. А может быть, я ещё не до конца понимаю, поэтому прошу не принимать близко к сердцу.
  • Tutorial

Если Вы часто сталкиваете в работе со следующими фразами, то это статья для Вас:
Почему ты, не разобравшись, сделал такую ерунду?
Хватит задавать вопросы, прочитай вот этот маленький параграф и всё поймешь! - Я прочитал, но ничего не понял, объясни по-человечески.
А вы знаете, нам всё надо делать по другому, так как в книге Х, в главе Y, есть утверждение Z противоречащее пункту 14.5.3 нашего ТЗ.
Когда ты уже начнешь работать? – Я проектирую систему, мне надо ещё три недели.
У меня есть идея, как сделать нашу жизнь лучше! Вася, послушай меня, тебе надо сделать: а, б, в, г …

Итак

Цикл Колба (модель Колба) – интересная теория о том, как эффективно получать знания. Часто применяется при составлении плана тренингов. Почему? Читаем ниже.
Основа метода исходит из предположения, что можно выделить следующие стили познания:
конкретный опыт,
рефлективное наблюдение,
абстрактная концептуализация,
активное экспериментирование.
И что ещё более важно, люди имеют склонность к определённой связке стилей получения и обработки информации. Как любят психологи, на этом основании можно легко делить людей на группы. Это в свою очередь позволяет строить обучающие курсы либо узкоспециализировано для определённой группы, либо максимально широко охватывающие аудиторию.
Его последователи Питер Хани и Алан Мамфорд перевели эти страшные названия на «кухонный язык» и понеслось. Сейчас любой уважающий себя тренинг-центр, почти в обязательном порядке, декларируют обучение с учетом вашего стиля познания.

Рассмотрим эти стили познания.


По вертикали – сбор информации, по горизонтали обработка полученной информации. Попробуем кратко расшифровать:
Связка личный опыт-практика (адаптированное «Активист» / по Колбу «Аккомодационный стиль») – это человек, который любит получать знания на основании своего опыта методом проб и ошибок. Обожает, когда ему объясняют, показывают на пальцах. Обычно такие люди не пытаются глубоко изучить проблему, а сразу бегут проверять её на деле. Заставить таких людей разбираться в глубоких теоретических трудах – гиблое дело.

Личный опыт – Размышение (Мыслитель / Дивергентный стиль) – человек, который, так же как и Активист, любит получать знания во время общения, но проверять их на практике не спешит. Хочет разобраться до конца, в основном задавая вопросы, либо размышляя, всматриваясь в голубую даль.

Теория – Размышление (Теоретик / Ассимилирующий стиль) – любит получать знания структурировано, читать и глубоко разбираться в теории. Обрабатывает знания самостоятельно, рефлексируя к своему опыту, многократно пережёвывая их. Так же как мыслитель, до практической деятельности может вовсе не дойти. Может удовлетвориться красивой теорией, которую в принципе нельзя применить на практике.

Теория – Практика (Прагматик / Конвергентный стиль) – это человек, который любит получать теоретические знания, но при этом для него важна применимость знаний на практике. Он изучает ровно столько, сколько ему нужно для практических задач. И закрепляет выполнением заданий.

Как это проявляется в учебе.

Попробуйте припомнить свою группу из университета, либо свой последний тренинг. Вы сможете легко определить стиль познания по действиям человека.
Например, был ли у Вас в группе человек, который задавал много вопросов, не открыв книжку, но при этом с удовольствием делал (а может быть и даже требовал) практические задания. Так знайте, перед вами сидит выраженный активист. Если же он сидит, задает вопросы, да ещё и саботирует практические задания, значит это мыслитель. Ему не надо решить 15 примеров, чтобы запомнить правило (как активисту), ему надо сесть и рефлексировать, уточнять детали, получить больше примеров соответствия с тем, что он уже знает. А вот, если человек, внимательно читает теорию, задает «неудобные» вопросы преподавателю, о достаточно глубоких деталях, то это, скорее всего, теоретик. Практик же будет требовать, чтобы ему показали жизненные примеры, не надо ему примеров с потолка, давайте практичные и побольше.
Но самое интересно, что эти выводы можно применить дальше на обычную повседневную деятельность.
Как стиль проявляется в жизни.

Если вы отправляетесь в магазин купить новый DVD-проигрыватель, как вы, скорее всего, поступите?
1. Особенно не станете беспокоиться: купите проигрыватель и отправитесь с ним домой. Вы быстро разберетесь, как он работает. У вас не будет времени изучать руководство к нему: оно слишком сложно написано.
2. Перед тем, как купить, будете настаивать на том, чтобы продавец вам все продемонстрировал, а потом дал вам самому все попробовать. Когда вы будете подключать и настраивать проигрыватель у себя дома, руководство пользователя будет у вас под рукой.
3. Перед тем как включить проигрыватель, вы первым делом откроете инструкцию с надписью «сначала ознакомьтесь с этим» и внимательно ее изучите.
4. Вам сразу станет ясно, что между этой моделью и ее предшественниками есть много общего. Теперь вы сосредоточите внимание на новых функциях и элементах, попытаетесь понять, как они работают, поэкспериментируете с ними. Позже вы прочтете инструкцию, чтобы проверить, все ли вы делали правильно.
1 = Активист 2 = Мыслитель 3 = Теоретик 4 = Прагматик
Источник: Thomas, 1995

Ещё пример. Я жуткий теоретик, часто не трону ни одной кнопки до того, как прочитаю инструкцию. А вот хотя бы кто-нибудь прочитал одну книжку по вождению автомобиля? А я аж две, прежде чем сесть за руль. А жена, например, активист, и, может без проблем начать щелкать по всем кнопкам, чтобы понять как это работает.

Как это знание можно применить на практике

Например, если Вы работаете с активистом, то бесполезно давать ему читать книжки, ему проще показать на примере, дать пошаговую инструкцию. Зато они великолепные исполнители, которые не будут Вас постоянно отвлекать, задавать много лишних вопросов. Когда на учебе мы выявляли свои стили, большинство оказалось именно активистами.

Если же Вы столкнулись по жизни с мыслителем, то вы узнаете его по большим объемам рассуждений о том, как было бы хорошо похудеть, полететь в космос, начать жить заново и т. п. Но действий, кроме как попытки уговорить Вас обязательно попробовать, практически не будет. Им больше нравится философствовать, рассуждать, кого-нибудь напрягать реализовать их великие идеи.

С теоретиками, будет сложно, они будут докапываться до сути, им очень сложно рассказывать и что-либо показывать, проще дать литературу на самостоятельное изучение. А когда Вы придёте через несколько дней, он уже будет знать даже больше, чем Вы. Хотя результата может и не быть, так как ему сильно понравилось копаться в этой теории и он забыл о Вашем задании.

Если у Вас в семье есть прагматик, то страданий Вам не избежать. Это трудолюбивые, не сильно общительные люди, для которых самое важно практическая ценность. Им так же как теоретикам очень сложно объяснить, что-либо на пальцах, да ещё и они будут вас постоянно мучать вопросами «а зачем это надо?». Если Вам необходимо поставить задачу или договориться с таким человеком, то придется заранее подготовить доклад на тему «Почему без этого жизнь не мила!». Но зато он ответственно выполнит свои обязательства в короткий срок.

Итого:

Иногда конфликта с человеком можно избежать, если учитывать его стиль познания. Но, что более интересно, если Вы достаточно точно определите свой стиль познания, то Вы сможете значительно повысить эффективность своего самообразования.

Предупреждение

Посмотрев статьи в интернете про цикл Колба, выявилась нехорошая тенденция - каждый придумывает свои примеры/советы, возможно, не полностью разобравшись в вопросе, либо наоборот сильнее разобравшись, чем другие. Соответственно, некоторые примеры явно из разряда «Взаимоисключающих параграфов». Но, так как это всё откосится к гуманитарным наукам, то тут возможно всё. А может быть, я ещё не до конца понимаю, поэтому прошу не принимать близко к сердцу.

Колба цикл — это корпоративное поэтапное обучение человека и формирование умственных поступков (действий).
Специалисты в области психологии Дэвид Колб и Роджер Фраем разработали модель, обучающая взрослых.

Обучение цикл Колба

Данная модель подходит любому человеку. Вы спросите, почему «цикл Колба обучение» адресует взрослым? Очень просто, у обучающего уже имеется:

  1. Опыт из жизни, который поможет при обучении
  2. Желание учиться, чтобы достичь желаемой цели
  3. Осознанное обучение

Значит, от такого обучения можно ждать максимальной результативности.

Цикл обучения Колба рассчитан на прохождение 4-х этапов: от мыслительного к действующему. В идеи модели обучения заложен принцип перемещения по кругу, проходя все 4 этапа, не выделяя и не перепрыгивания через какой- то этап.

  1. Жизненный опыт;
  2. Рефлексия и постоянное наблюдение;
  3. Концепция абстрактная;
  4. Выводы эксперимента.

Тренинг обучения построен по принципу «вложенности» для конкретной группы участников. Вначале выявляются их проблемы, затем изучение предоставленного материала внутри блока, как дополнительные вложения цикла Колба.

Рассмотрим модель Колба подробно:

1. Жизненный опыт . Имея определенный опыт, человек стремиться улучшить способности. Возможно, он, знает, к какому результату он приходит. Первый этап тренинга – мотивация , используются кейсы на выявления проблем участников: упражнение — вызов, определяющий отсутствие их навыков или опыта. Тратится 10% учебного времени на: концентрацию внимания на новой теме, освещение необходимости и пользы от данного материала . Этап эффективно влияет на усвоение этого материала.

Пример: На тренинге «по продажам» после определенных упражнений тренер может указать на отсутствие определенного навыка обучаемого.

2. Рефлексия и постоянное наблюдение . Готовит слушателя к обдумыванию и анализу, имеющихся знаний и опыта, формируя его логическую структуру навыков и методов . Второй этап тренинга занимает 20% учебного процесса.

3. Концепция абстрактная . Основной этап — на 50% времени рассчитано обучение: получение новых методик, знаний, навыков, необходимых для выполнения задач. Идеи генерируется, взаимосвязи выстраиваются между новой информацией и имеющимися навыками .

Очень хорошая китайская поговорка: «Когда я слышу, я могу забыть; когда я вижу, я могу запомнить; когда я делаю, я сразу понимаю!».

4. Выводы эксперимента . Последнему этапу отводится 20% учебного времени, проверка усвоения нового материала созданной концепции, модели . Оценивание полученных знаний, может быть: самостоятельное — каждый себе, тренером или всей командой обучающих. Оценка должна быть справедливой, наглядной. Присутствовать должна обратная связь, в которой отмечают положительные стороны обучения и замечания к тренеру. Он в свою очередь рекомендует продолжать самостоятельное изучение выбранной темы.

Проходя 4-е этапа обучения, круг модели Колба замыкается.

Цикл обучения Колба — разновидность обучающихся

Индивидуальное предпочтение способа обучения были выделены четыре вида обучающихся английскими исследователями Мамфорд и Хоней, оттолкнувшись от цикла Колба: деятель, аналитик, концептуалист, экспериментатор.

Только тренер с высокой квалификации способен выделить их разновидность по реакции участников в процессе прохождения макро и микро- циклов Колба.

Источниками эффективности обучения является активный метод и фактор , связанный с циклом Колба – разновидность обучающих , которых разделяют личностный дефицитный ресурс , объединяют их в группу тренинга.

Пример: деятель компенсирует энергетикой аналитика; концептуалист подытоживает работу аналитика; экспериментатор придает практическую направленность концептуалиста.

Модель Колба учитывается в макро-дизайне и микро-дизайне при создании тренинга высокого качества. А так же квалификация тренера, способного применить синергизм и разновидность этих типов в превосходной форме.

Шведский специалист Класа Мелландера предоставил свою версию, основываясь моделью Колба:

  • Мотивация — готовность и восприимчивость человека;
  • Информация — собирательные факты и данные;
  • Процесс обработки – преобразование информации в опыт и понимание;
  • Дальнейшее применение – подходы из знаний, навыки в дело;
  • Обратная связь – размышление и усовершенствование опыта.

Цикл обучения Колба — суммированный процесс имеющегося и приобретенного опыта с дальнейшим обдумыванием, размышлением с последующим целенаправленным действием.