Почему нам так важно слышать свое имя? Почему в русском языке нет нейтрального обращения.

Общение начинается с грамотного обращения. По правилам этикета общения на «ты» можно обращаться к самым близким и детям моложе 18 лет (по некоторым данным к уже положено говорить «Вы»). Ко всем остальным людям, даже незнакомым, которые с вами одного возраста, надо обращаться на «Вы».

Правилами этикета предписано переходить на «Вы», называть родственника или друга по имени-отчеству в присутствии посторонних. Иногда бывает неуместно в обществе демонстрировать фамильярные или родственные отношения.

От обращения «вы» к «ты» перейти нужно тактично. Хорошо, когда инициативу в этом плане проявит женщина или более старший по возрасту (положению).

Упоминая в разговоре о ком-то, не говорите о них в третьем лице. Вместо «он» или «она» лучше назовите их по имени-отчеству. Например, «Александр Петрович просил передать…» или «Анна Сергеевна будет Вас ждать…»

Обычно в зависимости от обстоятельств используют следующие виды обращения:

  1. Официальные (гражданин, мадам, господин; в отдельных случаях с титулами и званиями);
  2. Неофициальное (обычно по имени, чаще на «ты»);
  3. Без личного обращения (когда вы вынуждены обратиться к человеку незнакомому с какой-то просбьой - помогут фразы «прошу прощения», «позвольте», «подскажите», и т.д.)

Ни в коем случае нельзя обращаться к человеку — «мужчина» или «женщина», «дедушка» или «мальчик». Представительниц сферы услуг у нас привыкли называть «девушками». Но это не по этикету - на западе подобным образом обращаются исключительно к путанам. Поэтому поосторожнее - лучше предпочесть безличное обращение.

Если вы перепутали имя или споткнулись в разговоре, достаточно

Не последнюю роль при общении играет дистанция между собеседниками. Для людей малознакомых или деловых партнеров оптимальное расстояние - 2 вытянутые руки. Причем каждый собеседник имеет возможность выйти из разговора - никто никому не загораживает проход и не держит за пуговицу или лацкан пиджака.


При общении важно правильно выбрать тему беседы. Недопустимо предаваться продолжительным воспоминаниям, рассказам о своих делах, вести длительный монолог, акцентировать внимание на детях, снах, привычках, вкусах, проблемах со здоровьем, сплетням.

Говорить о присутствующих - дурной тон, это может спровоцировать щекотливую ситуацию.

Если вы замечаете, что разговор собеседнику явно неприятен, коротко извинитесь и переведите беседу в другую, более нейтральную плоскость.

Проявление неуважения - говорить на непонятном для окружающих языке или жаргоне, включая профессиональные сленг. Кстати, познакомившись в гостях с юристом или врачом, не просите - это вопиющая бестактность! Лучше договоритесь об отдельной встрече у них в офисе, чтобы прояснить вопрос.

При неинтересном или утомительном разговоре хороший тон - не показать неудовольствия, раздражения, нетерпения, чтобы прервать беседу. Не принято также перебивать говорящего, делать ему замечания.

Забавные истории, анекдоты уместны в небольшом количестве и желательно в тему разговора.

Явно наблюдать за человеком или пристально его разглядывать, особенно, когда он ест, по правилам этикета неприлично.

Инструкция

При встрече со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословение: кланяются в пояс, коснувшись земли, и говорят: «Отец Иоанн, благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите». При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» и кладет правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, лобызая руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило при со священником.

Благословение уместно испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например, перед хирургической операцией. Важным смыслом является позволение, разрешение, напутствие.

Но если все-таки представится такой случай, обращаться к патриарху следует: «Ваше святейшество» и «Владыко» (ну или более современно: «Владыка»). Поскольку у принято просить благословение у священнослужителя на все действия, в том числе и при встрече, то уместнее будет сказать сначала: «Владыко, благословите». А потом уже говорить об основном, обращаясь к патриарху: «Ваше святейшество….»

В официальной письменной речи к патриарху можно обращаться словами: «Ваше Высокопреосвященство…»

Однако слова – это далеко не все в процессе общения. Жесты тоже имеют большое значение, они многое могут рассказать о человеке. Бывает, мирянин, желая показать, что он не чужд церкви, начинает креститься при виде священнослужителя. Это неправильно. Встретившись со знакомым духовным лицом в общественном месте, воспитанный человек обязательно поздоровается, а воцерковленный может слегка склонить голову. При более тесном общении необходимо сложить правую ладонь поверх левой – таким образом вы показываете, что просите благословение. При обращении к патриарху действует то же правило.

Но как быть, если вы атеист или представитель другой конфессии? Если это дело принципа, и обратиться к патриарху в соответствии с церковным этикетом вы никак не можете, это можно сделать и не как истонно верующий. Главное показать себя воспитанным человеком. Например, сказать: «Уважаемый», «Господин».

Можно ли говорить: «Батюшка» или «Отец?» Батюшкой по-простому священников именуют в народе. Это привычное обращение. Отец – более официальное. Отцом можно назвать любого священнослужителя – тут грубой ошибки не будет.

Источники:

  • Официальный сайт Московской патриархии РПЦ

Зачастую прихожане православных храмов в момент обращения к лицам духовного звания допускают неточности. В этом нет никакой крамолы, и чтобы подобное не случалось, следует кое-что уяснить. В православной церкви различают следующие степени священства: диакон, священник и епископ, и к каждой из них полагается соответствующее обращение.

Инструкция

Можете обращаться по имени, но непременно в сочетании со словом «отец». Если о диаконе вы говорите в третьем лице, то употребляйте такую форму: «Отец Евгений в алтаре». Священника в соответствии с русской традицией можете смело «батюшка». Пример такого обращения: «Батюшка, можно вас спросить»? В третьем лице это выглядит примерно так: «Батюшка сегодня выходной».

Более официальная форма обращения к священнику – по имени в сочетании со словом «отец». К примеру, «Отец Дмитрий, прошу вашего благословения». При упоминании священника в третьем лице о нем говорят: «Отец настоятель совершил таинство крещения».

Не принято сочетать чин священника и его имя, к примеру – протоирей Николай. Весьма редко допускается употребление сочетания фамилии священника со словом «отец» - «отец Семиколенов».

Обращаться ко всем священнослужителям следует исключительно на «вы». По отношению к архиерею существует обращение «владыко». Если вы испрашиваете у него благословения, то следует обратиться «Владыко, благословите».

И, наконец, обращение к представителям высшего духовенства. Если вам выпала честь общаться с архиепископом или митрополитом, то ваше обращение должно начинаться со слов «Ваше Высокопреосвященство» либо «Высокопреосвященнейший владыко».

К Патриарху обращение несколько иное: «Ваше Святейшество» либо «Святейший Владыко». Помимо устных обращений совершается множество письменных. В этом случае письмо вы начинаете с обращения «Владыко, благословите». Если письмо адресовано архиепископу , тогда первая фраза будет выглядеть так: «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите».

Видео по теме

Иногда кажется, что вопрос вежливого обращения к незнакомцу – это проблема последних десятилетий, с тех пор как в нашей стране распрощались с «товарищами». Однако над этой темой не без грусти иронизировал еще Грибоедов в «Горе от ума»: «Как европейское поставить в параллель / С национальным? – странно что-то! / Ну как перевести мадам и мадмуазель? / Ужли сударыня! – забормотал мне кто-то…»

Инструкция

Вспомните, какие формы вежливого обращения существовали в России в дореволюционную эпоху: господин / госпожа, сударь /сударыня. Эти обращения имеют сходное , так как последний вариант происходит от слова «государь». Возможно, поэтому данные формулировки не очень приятны к использованию (не хочется ставить себя в более низкое, как бы подчиненное положение по отношению к собеседнику). Тем не менее, в официальной речи принято именно обращение «господин». Неплохо, если оно войдет и в повседневную жизнь тоже.

Обращение по гендерному звучит грубовато: «Женщина!» или «Мужчина!». Однако применительно к людям юного возраста оно вполне приятно и уже устоялось: « » или немного архаичное «барышня», «молодой человек». К детям тоже зачастую обращаются по признаку пола: « », « ». Нет ничего дурного в том, чтобы красиво и немножко иронично сказать «юная леди» или «юный джентльмен», особенно когда ребенок уже достаточно большой, и вы сомневаетесь в том, можно ли обратиться к нему на «ты».

Не употребляйте обращение с семейными статусами: «мамаша», «отец», «сестренка», «бабушка», «сынок» - это звучит невежливо в большинстве ситуаций. «Товарищ» - универсальное обращение для лиц обоего пола – прочно ассоциируется с социалистическим прошлым, поэтому сегодня практически полностью вышло из обращения. Бытовавшее в те же годы «гражданин» привычно в контексте судебной практики («гражданин следователь»), и также не слишком ласкает слух.

Если все прочие слова кажутся неуместными, обратитесь к незнакомцу безлико: «Извините, как пройти…», «Прошу прощения, я бы хотел…» или сразу безо всякого обращения приступите к сути своего высказывания «Вы выходите?». Филолог Ольга Северская предлагает обращаться к людям соответствующих профессий «по должности»: «Учитель, можно мне ответить…», «Доктор, выпишите мне…». В этом также чувствуется западная тенденция. Но что же остается делать, если национальная языковая культура обращения в российском обществе уже которое десятилетие не может сформировать устойчивые формы вежливости?

Источники:

  • О. Северская Мужчина, женщина, дяденька, тетенька, сударь, сударыня - как обратиться к незнакомому человеку?

Форма обращения к христианскому священнослужителю формировалась с начала существования самой религии. Сегодня, несмотря на раскол, священников православных, католических и других храмов можно называть одними и теми же титулами.

Инструкция

Западные и некоторые вестерны привили мнение, будто католических священников положено « отец». Попробуйте обратиться к пастору в такой манере поймете, в чем ошиблись. Скорее всего, он приведет вам цитату из Ветхого Завета: «Никто не свят, кроме Бога». Эта форма неприемлема в любой христианской церкви.

Традиционные формы обращения запечатлены в биографических документах, записках учеников того или иного священника. Ознакомьтесь с ними (к примеру, книга Мотовилова об о. Серафиме), особое внимание уделите формам обращения к святым старцам.

Слушайте живую речь. В особенности следите за постоянными посетителями церкви, которые разбираются в порядках и правилах. Прихожане, как правило, обращаются к священнику в канонической манере. Копируйте ее, используйте те же слова и обращения.

К обычным священнослужителям, имеющим только чин священника (не выше) применимы формулы: «отец Иоанн», «отче» (устаревшая форма, так называемый звательный падеж). Допустимо обращение «батюшка», к которому можно, но необязательно прибавлять имя. Эти формы применимы к священнослужителям и православной церкви, и католической, и протестантской.

Часто нам очень трудно о чем-то попросить человека, потому что мы боимся отказа. С другой стороны, и отказать-то нам бывает трудно, потому что нам кажется, что мы этим обидим человека. Таким образом, просьба и отказ становятся не просто инструментом достижения цели, но и источником комплексов, психологических проблем.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ ПРОСЬБЫ И ОТКАЗА

Но все это происходит только в нашей голове: мы вкладываем в просьбу больше, чем просто просьбу, а услышав отказ, слышим больше, чем просто отказ. Это все проецируется на наше отношение к человеку, его — к нам, воспринимается именно в этом контексте. И поэтому, соглашаясь на неудобную для себя просьбу, чтобы только «не обидеть человека» , то есть сохранить с ним отношения, мы мучаемся и оттого, что терпим неудобства, и оттого, что внутри нас зреет неприятное чувство к человеку, причиняющего нам эти неудобства. То есть мы достигли противоположного результата: не желая обидеть его, мы обижаемся сами. А отношения, которые мы таким образом пытались сохранить, дают незримую трещину. Кто такой безотказный человек? Тот, кто любит оказывать услуги другим людям, у кого много лишних денег и некуда деть время? А вот и нет! Это человек, который не хочет ни с кем не то что ссориться, но хотя бы допустить малейший дискомфорт в отношениях. Причем часто это происходит из-за неуверенности в себе. Где-то в глубине его души сидит такая мысль: ведь если я откажу… они перестанут со мной дружить!

А другой человек будет сидеть и страдать от своей беспомощности (заболел, попал в трудную ситуацию), а рядом будет множество людей, которые с удовольствием помогли бы ему. Но как это — вот прямо так попросить? А оно им надо? А я их напрягу, а они мне откажут, я расстроюсь. И опять-таки шепот из детства: ведь если я так сделаю, они перестанут со мной дружить!

Но если мы сделаем саму процедуру технологичной, то есть лишим и просьбу, и отказ ненужной психологической подоплеки, снимем это напряжение с ситуации, возможно, нам станет проще. Ведь если человек не боится получить отказ, у него ровно на 50% больше возможностей.

По теории вероятности, перспектива положительного ответа на вашу просьбу — 50%. Если же мы не спрашиваем, то мы себя этих 50% благоприятных для себя ситуаций лишаем.

ПОМОГИ МНЕ, А НЕ ТО ПОЖАЛЕЕШЬ!

Конечно, наша культура такова, что нам с детства внушают, что надо быть сильным и полагаться только на себя. Чего это я кого-то буду просить? А то еще подумают, что я беспомощный! Помните хрестоматийное: «Никогда ни о чем не просите — сами предложат и дадут!»? С одной стороны, в том конкретном случае Маргариты и того, с кем она общалась, наверное, эта стратегия — правильная. Но с точки зрения быта, даже в отношениях мужчины и женщины, она часто не работает. Во-первых, мужчины часто даже не догадываются, что им нужно вам предложить свою помощь, хотя они бывают счастливы, когда они могут проявить свою силу! Но для того, чтобы дать им возможность помочь, нужно их об этом попросить. Женщины же идут на кучу всяких ухищрений и манипуляций, чтобы они сами догадались, без всяких просьб. И получается примерно как в этой притче. Пожилая пара отмечает золотую свадьбу. Утром они садятся завтракать, жена достает из печи свежий хлеб… И тут муж произносит: «Милая, у нас такой праздник… Можно я тебя попрошу об одном одолжении… Я не решался тебя попросить всю жизнь, может, хоть сегодня в честь праздника… В общем, ты печешь изумительно вкусный хлеб! И больше всего мне нравится горбушка! Но я знаю, что она нравится тебе, ведь ты ее всегда берешь… Но сегодня… можно ее съем я?» Изумленная жена ответила: «Милый! Если честно, я не очень-то люблю горбушку! Да и зубы уже не те. Но ты всегда брал серединку, и я не решалась тебе перечить! Я с удовольствием поменяюсь с тобой! Как здорово, что мы наконец-то признались друг другу!»

В профессиональной области то же самое. Есть люди, которые нуждаются в одобрении, восхищении, демонстрации своего профессионализма. Они с удовольствием помогут, поддержат, поделятся. Но надо их об этом попросить! И да, для этого придется признаться себе, что вы не всемогущи.

То же самое в дружеских отношениях. Одна подруга говорит другой: «Мне собаку не с кем оставить, ах, я бедная и несчастная, теперь не смогу поехать в отпуск!» Другая, как честный человек, должна в этой ситуации сказать: «Оставь ее со мной!» Очень часто мы выбираем путь манипуляций, потому что не хотим брать на себя ответственность , поэтому мы лучше будем жаловаться и подсматривать: «А если он не предложит помощь? Вот сволочь!» Вместо того чтобы просто перейти к деловым отношениям: «Ты побудешь с моей собакой, а я тебя в следующий раз встречу в аэропорту».

Елена Лопухина, классик российской психодрамы, психолог, меня в свое время очень многому научила с точки зрения ролевых взаимоотношений «Взрослый — Родитель — Ребенок». Это все отражается и в том, как мы просим или реагируем на просьбы.

Если мы просим с точки зрения Родителя, это будет скорее некий приказ. Помоги мне! Немедленно! И это чаще всего будет вызывать негативную реакцию, потому что это ставит человека в позицию Ребенка. А Ребенок автоматически реагирует двояко: либо втянет голову в плечи и сделает из-под палки, «пока не началось», либо начнет выкаблучиваться, демонстрируя свою власть: «А чего это я буду делать. Вот еще! Сами делайте!» Хотя если потом человека спросить, выяснится, что он, возможно, и не против был бы помочь и сделать.

Как в анекдоте, где один человек жалуется другу: «Представляешь, отправил сына учиться в город, а он присылает телеграмму, — и читает ее с возмущенной интонацией: — «Папа, вышли денег!» Нет бы по доброму попросил: «Папа, вышли денег!» В первый раз папа прочел это с интонацией Родителя, а второй — с позиции Ребенка: «Ну пожалуйста, ну вышли!» Это уже вторая крайность: ну купи мороженое, ну сделай!

Однажды с нами на отдыхе была девочка, которая вила из папы веревки. Она не могла попросить прямо: «Папа, купи мне мороженое!» Она все время шла загадочными путями. Например, мы идем компанией человек в десять, папа — такой красивый офицер, бравый и мужественный. И вдруг она говорит скорбно вслух: «Так жалко, что у моего папы нет 20 рублей!» Причем это она заявляет всем окружающим, не папе. «Как это нет?» — вопит папа. «А что, есть? Тогда купи мне мороженое!» — тут же отвечает девочка.

Есть и взрослые люди такие, когда уже хочется сделать за них что-то самому, чтобы не смотреть, как это существо мучается. Без денег. Без работы. Без отпуска. Без радости.

Но это — длинный путь, который может вызвать совсем не ту реакцию, которую мы хотим. И позиция Ребенка как раз самая уязвимая, потому что и обиднее всего, если не помогли. «Я просила-просила, а меня никто не услышал!» «Я тут голодал (ночи не спал, страдал, мучился), а вы даже не заметили!» Как в старом фильме сказал маленький мальчик: «Я тут сплю-сплю, а никто не слышит!»

«НЕТ» В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ

Единственный конструктивный способ — это просить с позиции Взрослого, о чем Елена Лопухина и писала. Суть метода заключается в том, что мы апеллируем как к левому, так и к правому полушарию.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМУЛА ПРОСЬБЫ:

1. контакт;
2. формулирование просьбы;
3. рациональное обоснование (аргументы);
4. обоснование эмоциональной значимости;
5. индульгенция (если откажешь, отношения останутся прежними).

Во-первых, главное условие: мы оба — у нас обоих все в порядке. Во-вторых, я четко говорю, что мне нужно. Как у Бориса Гребенщикова в одной песне: «Если хочешь сказать мне слово, попытайся использовать рот!» Итак: «Я тебя прошу посидеть с моей собакой!» Если я просто на этом закончу, это будет похоже на «Папа, денег дай!», то есть на Родителя. Поэтому я обязательно добавляю аргументы для левого полушария: для меня это очень важно потому-то и потому-то. Мне надо кого-то найти, кто бы присмотрел за моей собакой, пока я буду в отъезде. Затем я объясняю, почему мне это важно. Потому что мне так хочется уехать, а мне некуда деть собаку, я так жду этого отпуска, но беспокоюсь о своей собаке, что с ней будет, пока я в отъезде. Все это эмоции, то есть аргументы для правого полушария. И наконец, очень важная фраза: «Если ты откажешься, я пойму!»

С такой формулировкой человеку незачем отказываться, если у него реально нет для этого уважительных причин. Я откажусь, если я действительно не могу: меня не будет на месте, или у меня у самого будут гости.

Отказ с позиции Родителя: «Нет и все! Кто тут главный?» Эта позиция вызывает обиды и протест. «Почему?» — «Да потому что! Я сказал!» Отказ с позиции Ребенка: «Вот еще, с собакой сидеть, что, у меня дел других нет? Да ну-у!» Ребенок начинает обижаться и выяснять отношения.

ФОРМУЛА «ВЗРОСЛОГО» ОТКАЗА:

1. контакт;
2. просьба;
3. четкий отказ;
4. рациональное обоснование;
5. поддержка: сочувствие (я понимаю, как тебе сейчас) или сожаление (ничего личного, это бизнес).

Так же как и в просьбе, с нами все хорошо, мы равноправны и уважаемы друг другом. Второе: отказ тоже должен быть четким и недвусмысленным. Позиция «нет — значит нет» избавляет человека от необходимости додумывать. Потому что мы иногда говорим: «Я бы рад, но у меня сейчас времени нет!» Что слышит человек? «А, то есть завтра можно попытаться!» Или человек объясняет: «Я сейчас не готов!» — «А когда будешь готов?» Или: «Я подумаю!» — «Хорошо, а я каждый день буду спрашивать, что ты надумал». «Я тебе напишу!» — «А чтобы ты не забыл про меня, я буду тебе каждый день напоминать. А когда ты мне уже напишешь?» Если мы не сказали четкого «нет», это оставляет человеку надежду. Мы вроде бы закрыли дверь, но не до конца: до человека доносятся из нашей комнаты звуки, запахи, дразнят и так и заставляют снова сунуться в дверь и топтаться на пороге, вместо того чтобы идти дальше. Такая позиция неконструктивна для обоих. Так поступают разве что капризные красавицы, окружающие себя толпой поклонников. Но это чем-то напоминает игру «динамо», так ведь?

Игры вокруг отказа на самом деле могут принести гораздо больший вред, в том числе и эмоциональный, чем если ты объяснишь свое «нет». Но ведь это слишком жестко, возразите вы — и будете правы.

После отказа необходимо привести свои аргументы: аллергия на собачью шерсть, маленький ребенок, да, в конце концов, скажите прямо, если вы не любите животных или не готовы взять на себя такую ответственность! При этом обязательно добавьте, что вы ему сочувствуете, но у вас есть свои обстоятельства.

Уверяю вас, ваши отношения от этого только выиграют, кстати, как и ваша собака. Зачем вам отдавать ее другу, который скрепя сердце согласился за ней присмотреть?

Психология на каждый день, № 12 (46) Декабрь 2010
«Да» и «нет» говорите!

http://psyh.ru/rubric/2/articles/659/

Как часто у вас возникает необходимость обратится к новому знакомому или же случайному человеку? Бывает так, что люди способны растеряться в ситуации, когда им вдруг нужно обратиться к кому-либо. И ведь нельзя же просто так взять и сказать "Эй!" или "Извините". Как же следует действовать? Как обращаться к людям?

На самом деле, в этикете есть вполне объяснимые и понятные каждому действия на этот счет.

Если вы старше

Если вы старше того, к кому обращаетесь на несколько лет, то в зависимости от конкретного случая, по этикету можете обратиться к человеку на "ты" или же "молодой человек". Уместно будет добавить "Извините"/"Извините, пожалуйста". Такое обращение раньше часто можно было услышать среди жителей Ленинграда, которые обращались к молодежи: "Извините, молодой человек....". Извинения на самом деле значили, что тот, кто обращается заранее извиняется за то, что отнимает время.

Если вы моложе

Если вы моложе того, к кому решили обратиться, то лучше обращаться на "вы". Исключения составляют случаи, когда человек старше вас всего на два-три года. В остальных же лучше обратиться к человеку в уважительной форме: "Извините, пожалуйста"; "Мужчина, вы обронили", "Девушка, вы не заняты?" и т.п.

Старинные обращения

В СССР часто к прохожему могли обратиться, как "Гражданин" или "Товарищ". Причем, такое обращение было актуально среди представителей милиции и рядов граждан. Сегодня все чаще среди представителей закона можно услышать обращения: "Молодой человек", "Девушка", "Женщина или "Мужчина". В общем, самые обычные обращения, которые распространены в обществе. Все потому, что обращаться к людям, называя их товарищами уже для многих не актуально. Хотя среди военнослужащих или даже студентов - это может быть вполне уместно.

Этикет приветствия

Говоря о том, как здороваться с людьми, стоит напомнить, что слова "Здрасьте", "Приветик", "Здорово" и прочие являются фамильярными. В этикете их допускается использовать только среди близких друзей. При этом подчеркивается, что если вы встречаетесь с людьми, которые не знакомы с вашим окружением, следует поздороваться с другом по общепринятым правилам: "Здравствуй", "Привет".

Не стоит во время приветствия с людьми, которые на порядок старше вас, задавать вопросы в духе: "Как дела?", "Как жизнь?", "Как здоровье?". В этикете принято спрашивать "Как поживаете?", "Как у Вас дела?". Обратите внимание на уважительное обращение к собеседнику.

Этикет обращения в рабочей обстановке

Деловое обращение - демонстрация уважительного отношения к партнёрам и коллегам. Поэтому принято обращаться на «вы» ко всем: руководителям, подчиненным, клиентам, партнерам, коллегам независимо от возраста и статуса. Официальная обстановка требует повышенной вежливости в обращении к собеседнику, независимо от его положения. Обращение к наиболее важным лицам, занимающим высокое общественное или служебное положение, отмеченным за выдающиеся заслуги может быть следующим: "Многоуважаемый (глубокоуважаемый)" И.О.

В офисной среде предусматривается обращение по имени-отчеству, исключением может стать только тот сотрудник или клиент, который сам просит обращаться к нему только по имени. В таком случае необходимо употреблять полную форму имени, например Анатолий, а не Толя. Обращайтесь на «вы». Возможно, работая вместе достаточно давно, вы успели стать хорошими приятелями, а, может, и друзьями, не стоит совмещать на рабочем месте деловые и личные отношения, среди коллег не стоит давать себе поблажку в виде фамильярных обращений, соблюдайте правила этикета. Также в деловом мире недопустимы обращения по гендерным признакам «Девушка», «Мужчина» и т.д. Варианты обращения: «Уважаемые коллеги!», «Господа» вполне приемлемы.

В пятницу 1-й седмицы Великого поста, 18 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме пророка Илии на Пороховых .

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Александр Будников с клиром и другие священнослужители.

Были совершены молебен великомученику Феодору Тирону и чин благословения колива.

Владыка Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.

"Благодарю всех за подвиг поста, молитвы, хождение в храм Божий, - сказал архипастырь. - Сегодня мы вспоминаем великомученика Феодора Тирона в связи с его предупреждением о том, что император Юлиан Отступник приказал осквернить на рынках пищу идоложертвенной кровью, чтобы посмеяться над христианами. Хотя христианство в IV веке уже было повсеместно распространено, язычество еще представляло собой силу, особенно когда его придерживались правящие династии. Феодор Тирон пострадал в 305 году, уже на излете гонений, когда заканчивалась эпоха богоборчества в Римской империи. Все религии дозволялись, только одно христианство преследовалось. Феодор Тирон был молодым военным, только попал в полк. В армии христиан не то чтобы преследовали, но требовали, чтобы они приносили жертвы идолам. И Феодору тоже сказали: "Можешь исповедовать свою веру, но внешне соблюдай обычаи, как и все остальные". Он для вида согласился, пришел в храм языческий... и сжег его. Тут же доложили начальникам о его дерзком поступке. Его вызвали, и он сказал: "Я сделал это нечаянно, хотел разжечь дрова, чтобы опалить идоложертвенный камень, а вместо этого сжег храм". Все понимали, что он юродствует, и за эту "шутку" его присудили к смерти. Мы знаем, что он после страшных мучений был предан огню. Одна благочестивая вдова собрала его останки, захоронила. Его честная глава была принесена в Константинополь, а сейчас она хранится в Италии. Так вот, великомученик Феодор по смерти стал помогать христианам. И когда Юлиан Отступник приказал осквернить пищу, Феодор явился местному епископу во сне и предупредил, чтобы христиане не покупали ничего на рынке, а питались пшеницей с медом - тем, что мы называем коливом, - чтобы подкрепить свои силы в Великом посту. Об этом повсеместно стало известно, вскоре на рынке появились новые продукты, которые можно было покупать. Христиане с тех времен с благодарностью вспоминают великомученика Феодора Тирона, и мы каждый раз в пятницу на первой седмице Великого поста после Литургии совершаем молебен великомученику Феодору, чтобы он нас укреплял в несении подвига поста, и благословляем коливо".

"Мы сейчас читали великопостную молитву Ефрема Сирина "Господи и владыка живота моего..." - это очень известная молитва, - продолжил митрополит Варсонофий. - Крайне полезно вспомнить не только эту молитву, но и высказывание преподобного Ефрема Сирина о чтении Священного Писания. Он говорил, что очень плохо, если человек не знает Священного Писания, но вдвойне прискорбно, если он знает, но не исполняет того, что там написано. Чтобы не бродить во тьме, мы должны как можно чаще обращаться к священным текстам - и меньше у нас будет грехов. Часто грехи совершаются по незнанию, особенно это касается молодых людей, которые пока недостаточно хорошо знают, что греховно, а что нет. Вся Библия пронизана идеей спасения от греха. Господь пришел, чтобы спасти нас".

Владыка обратил внимание на то, что все на словах хотят подражать Христу, но на деле редко вдумываются в смысл того, что мы узнаем из Евангелия о жизни Спасителя.

"Мы видим, в каких условиях жил Христос в Вифлееме, в Египте, в Назарете. А когда Он вышел на проповедь - где Он жил? "Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет, где преклонить голову" (Мф. 8:20). А христиане часто строят себе особняки и даже дворцы - подражание ли это Христу? Нет, это нечто совершенно противоположное. Как Христос одевался? У него была одна одежда. А у нас, бывает, шкафы забиты, а все равно "нечего надеть", - пошутил владыка. - Как Он питался? Покормят где-то - и слава Богу, а мы заботимся об изысканных кушаньях, даже во время поста. Получается, что вроде Писание знаем, а живем не по-христиански. Мы должны, проходя пост, каясь, исповедуясь, причащаясь, настраивать себя на жизнь во Христе, и Господь поможет употребить наши силы и средства в правильном и нужном направлении. Поэтому всем желаю исправиться и жить так, как велит нам Господь, как написано в Слове Божием".

В ответном слове настоятель также поздравил владыку с началом Великого поста.

"Первая седмица Великого поста фактически уже прошла, - сказал отец Александр. - Когда пост начинается, нам кажется - ой, какой он длинный. А на самом деле не успеем оглянуться - и уже наступят дни Страстной седмицы". Протоиерей Александр Будников отметил, что владыка несет трудное послушание как на посту управляющего делами Московской Патриархии, так и на посту главы Санкт-Петербургской митрополии, и пожелал ему сил, духовной крепости и здоровья. Настоятель вручил правящему архиерею букет алых роз, напоминающий, по его словам, о грядущем Воскресении Христовом.

Литургия Преждеосвященных Даров - это особое богослужение, которое, согласно церковному уставу, совершается в первые шесть недель Великого поста по средам и пятницам. Для причащения верующим предлагаются Святые Дары, освященные на предыдущей полной Божественной литургии по чину святителей Василия Великого или Иоанна Златоуста. Смысл этого богослужения, утвержденного на Шестом Вселенском Соборе, в том, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и в то же время не нарушать поста.

Каменный храм Илии Пророка был заложен в 1781 году на месте деревянного, архитектор - Иван Старов или Юрий Фельтен. Освящен 21 декабря 1785 года. В 1806 году рядом был построен теплый храм святого Александра Невского. В 1841 году оба храма соединили. В советское время храм был закрыт, с 1983-го началось его восстановление, а в 1988-м его вернули верующим. Главный придел был освящен 2 августа 1989 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием, будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Памятник архитектуры федерального значения. Полностью восстановлен.

ИА "Вода живая",