Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни. Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни Массаж для новорожденных 5 6 месяцев
Родители порой и не замечают, как быстро растут дети. Малыши в 5 месяцев уже много чего умеют. Они способны координировать свои движения.
Повышенный тонус мышц к этому времени проходит у большинства детишек. Они без затруднений переворачиваются на животик. В пять месяцев они еще и пытаются ползать.
Родителям важно правильно и гармонично развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Для правильного развития ребенку нужны не только любовь и забота родителей, но и лечебная физкультура с массажем. ЛФК для ребенка 5 месяцев позволяет укреплять иммунную систему, развивать мускулатуру, которая так необходима, чтобы малыш научился сидеть и активно ползать.
Оздоровительные занятия оказывают положительное влияние на все системы организма. Комплексная гимнастика улучшает пищеварительную и нервную системы, учит правильному дыханию, нормализует обмен веществ и кровообращение. Самое главное – это укрепление мышечной системы ребенка, а также нормализация тонуса мышц.
Без специальной оздоровительной гимнастики невозможно полноценное развитие. У некоторых детей возможно запаздывание многих движений, или они не являются точными, поэтому оздоровительная физкультура и считается обязательной.
Лечебные упражнения в пять месяцев направлены на закрепление умения координировать свое тело. Также они помогают малышу справляться с новыми этапами развития.
Основные задачи
На данном этапе взросления внутренний организм ребенка видоизменяется, поэтому родителям, при выборе комплекса упражнений, необходимо принимать во внимание особенности развития:
- у ребенка пропадает повышенный тонус, поэтому движения на сгибание и разгибание становятся более точными и правильными;
- все свои движения младенец делает осознанно;
- переворачивается на животик и активно пробует ползать;
- предметы чадо может уже держать в ручке значительно дольше.
На основе этих умений в развитии выделяются основные задачи оздоровительной гимнастики:
- развитие навыка ползания;
- нормализация тонуса в мышечных тканях;
- развивать удерживание предметов длительное время;
- развитие безусловных рефлексов.
Также в комплексе должны присутствовать пассивные упражнения, так как в пять месяцев у ребенка значительно понижается тонус. Помимо этого, при выполнении гимнастических занятий нужно усложнять упражнения, которые направлены на координацию движения.
Правила проведения гимнастики
Вне зависимости от возраста малыша, существуют определенные правила проведения занятий. Родители должны обязательно их соблюдать для того, чтобы не причинить ребенку лишнего дискомфорта.
Перед началом зарядки помещение должно быть убранным, без пыли, а также нужно тщательно его проветрить. Если занятия проходят в летний период, и на улице наблюдается безветренная погода, то но время занятий можно оставить приоткрытое окно.
Взрослый, проводящий гимнастику, должен соблюсти все гигиенические нормы. Руки должны быть вымыты, продезинфицированы. Также необходимо снять все ювелирные украшения и коротко подстричь ногти. Это необходимо для того, чтобы случайно не нанести малышу травму.
Занятия лучше всего проводить на пеленальном столе, так как поверхность твердая, и малыш лучше знаком с ним. На него обязательно нужно постелить пеленку или полотенце, чтобы телу было приятно и комфортно.
Физкультура для малышей в 5 месяцев предполагает специальные лечебные комплексы. Такая физическая активность не подходит для младенцев младшего возраста и новорожденных, так как их скелетная и мышечная системы находятся на более ранней стадии развития.
Дети в пять месяцев нуждаются во всестороннем развитии. Особенно важно следовать инструкции и соблюдать регулярность проведения лечебных мероприятий, чтобы добиться результата. Специалисты выпустили даже специальные обучающие видео, которое позволяет наглядно изучить все важные нюансы.
Нельзя проводить зарядку на полный желудок. Поэтому рекомендуется подождать 45 минут после еды или провести физкультуру за полчаса до приема пищи.
В начале каждого занятия необходимо наладить тактильную связь с малышом – для этого по всему телу можно выполнить легкие поглаживания. Продолжительность занятий уже можно увеличить до 30 минут.
Важно! На протяжении всего занятия родители должны разговаривать с ребенком. Можно выучить песенки, потешки, комментировать свои действия. Это необходимо для создания положительного эмоционального фона.
Не стоит забывать про настроение – этот фактор является определяющим для проведения физических нагрузок. Если малыш капризничает, то следует перенести занятие на другое время. Для того, чтобы ребенок был расположен к гимнастическим занятиям, необходимо строго соблюдать режим дня. Тогда младенец всегда будет в нормальном психическом и эмоциональном состоянии.
Занятия не рекомендуется проводить в вечернее время, так как малыш после них не сможет нормально заснуть. Его организм будет сильно возбужден, и он не сможет вовремя лечь отдыхать. Также необходимо помнить, что ребенку обязательно нужно делать расслабляющий массаж.
Техника выполнения массажа
Массаж в пять месяцев практически аналогичен тому, который проводят в четыре месяца. Однако из-за новых особенностей развития необходимо ввести другие массажные элементы. Уделяется большое внимание развитию мышц лица, а также мелкой моторики рук.
Массаж нужно начинать с лицевой части тела аккуратными движениями от лба к височкам, от носа к щекам и от губ до скул. Движения родителей должны быть аккуратными, не причинять болевых ощущений.
Массаж ног практически такой же, как и в 4 месяца, и состоит из следующих элементов:
- поглаживание;
- валяние;
- пощипывание;
- растирания.
Массажу рук уделяется особое внимание – необходимо проработать каждый пальчик в отдельности. Живот массируется по часовой стрелке, главное - нельзя задевать пупок и зону около него. Спина просто поглаживается, можно немного ее похлопать.
Комплекс оздоровительных упражнений
Занятия включают в себя как активные, так и пассивные упражнения. Количество походов не ограничивается, главное - чтобы ребенку нравилось выполнять упражнение. В процессе гимнастики можно включить расслабляющую музыку. Это может помочь научить ребенка чувствовать ритм. Надо:
- обязательно вначале провести поглаживание по всему телу. Данная процедура необходима для того, чтобы младенец привык к рукам взрослого;
- после нужно разработать ножки при помощи сгибаний и разгибаний;
- далее необходимо поработать с ручками, чтобы малыш смог выполнить следующее упражнение. Для этого их вытягивают в сторону, а после сводят их вместе на груди ребенка;
- положить на спинку и дать в ручки небольшую палку. Взрослый аккуратно тянет ее вверх, при этом слегка поддерживает чадо за ручки. Задача ребенка – сесть из положения лежа;
- младенца нужно поставить на твердую поверхность, взрослый фиксирует ножки малыша, чтобы они оставались ровными и в одном положении. Далее нужно крайне аккуратно нагнуть верхнюю часть тела вперед так, чтобы образовался тупой угол;
- для предупреждения плоскостопия можно выполнить упражнение с гимнастической палкой. Для занятия подойдет спортивный инвентарь, который будет иметь диаметр в 2 сантиметра. Палку необходимо положить на стол, и на нее поставить ножками младенца;
- упражнение на ползание является особенно важным. Задача родителя - обучить правильному выполнению данного элемента. Для этого малыша нужно перевернуть на животик, а свою руку подставить под его стопы. Ребенок рефлекторно начнет ползти вперед; упражнение лучше всего проводить на полу;
- если отсутствует гимнастическая палка, то можно выполнить упражнение на присаживание с помощью рук. Младенца нужно положить на столик, в его ручки дать большие пальцы, а оставшимися обхватить ручку малыша и аккуратно тянуть его на себя. Упражнение хорошо развивает опорно-двигательный аппарат и подготавливает ребенка к следующему этапу развития. Ведь большинство детей начинают сидеть уже в возрасте шести месяцев.
Данный комплекс направлен на развитие и укрепление мышц спины, живота, позволяет улучшить координацию, развить мелкую моторику. ЛФК направлен на правильное формирование мышечной структуры организма, а также повышает иммунитет. Это очень необходимо в сезонные изменения, когда ребенок подвержен простудным заболеваниям.
Вывод
Только от родителей зависит здоровье и развитие ребенка. Все упражнения, которые взрослые используют при занятиях оздоровительной физкультурой, должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями. Благодаря ЛФК ребенок знакомится с миром, учится выполнять новые движения, закреплять уже пройденные элементы.
Специалисты давно доказали, что физические нагрузки напрямую связаны с отделами головного мозга. А потому, при систематических занятиях, улучшается работа центральной нервной системы. Ребенок благодаря этому развивается намного быстрее, улучшается его физическое и умственное развитие. Также комплекс упражнений влияет на здоровье всех органов организма.
Родителям нужно следить за правильностью выполнения всех гимнастических элементов, так как неграмотное выполненное упражнений не даст положительного эффекта. Также взрослым стоит помнить, что все дети индивидуальны, и развиваются по-разному, поэтому не нужно переживать, если какой-то вид упражнения не получится.
В том случае, если один из физических элементов причиняет малышу дискомфорт, то можно заменить его на другой. Важно, что от занятий ребенок должен получать только положительные эмоции. Также родители обязаны проконсультироваться с педиатром. Он может порекомендовать дополнительные упражнения, в соответствии с индивидуальными особенностями малыша.
Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно – тогда родители увидят положительный эффект. Занятия достаточно проводить один раз в день, длительностью от 15 до 30 минут , в зависимости от желания ребенка. Тогда малыш будет расти здоровым и полноценно развиваться.
Благотворное влияние на физическое и психическое развитие грудного ребенка оказывают массаж и гимнастика. Они улучшают дыхание и кровообращение, тонизируют нервную систему, активизируют обмен веществ, повышают двигательную активность ребенка, оказывают положительное действие на его настроение, сон и аппетит.
Перед тем, как приступать к массажу и гимнастике, надо ознакомиться с техникой этих процедур. Полезные советы по этим вопросам мать может получить у врача-педиатра и медицинской сестры, которые наблюдают ребенка в условиях детской поликлиники. Мы остановимся лишь на общих принципах проведения массажа и гимнастики у детей первого года жизни.
Общий массаж выполняется детям до 6 мес, позже его делают только детям с ослабленными мышцами и дряблой кожей при рахите, гипотрофии (истощении) и некоторых других зат болеваниях. Однако местный массаж (спины, живота) полезен совершенно здоровым детям и во втором полугодии жизни.
Техника массажа бывает разная: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Перед массажем ребенка раздевают, укладывают на стол, покрытый вчетверо сложенным байковым одеялом. Поверх одеяла кладут клеенку, а на нее – пеленку. Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, без колец и часов. Нельзя делать массаж руками, если на пальцах длинные ногти, заусеницы, грубые мозоли, гнойнички. Во время массажа желательно поддерживать с ребенком речевой контакт: обращать к нему ласковую речь, улыбаться. Каждое массирующее движение делают неторопливо, плавно и повторяют 2-4 раза. Массаж производят раз в день за 1 ч до еды или через 1 ч после приема пищи. Обязательно учитываются возраст ребенка, его индивидуальные реакции на процедуру. Перед последней необходимо хорошо проветрить комнату. Оптимальная температура в помещении – 22-24 °С.
Техника массажа. Во время массажа рук и ног ребенок лежит на спине. Большой палец своей левой руки мать вкладывает в правую кисть ребенка, придерживая его руку остальными пальцами, правой рукой она делает поглаживающие движения в направлении от кисти к плечу. При массаже левой руки ребенка ее держат правой рукой, а массируют левой. Правую ногу ребенка мать кладет на свою правую ладонь и поглаживает ее левой рукой. Массаж левой ноги осуществляется правой рукой, а левой рукой удерживают ногу ребенка. Коленные суставы на массируют.
Поглаживание – основная форма массажа в грудном возрасте, которую применяют уже с 3-4-й недели жизни ребенка. В первые месяцы полезно поглаживание ладонью передней поверхности грудной клетки, межреберных промежутков кожи и спины. Продолжительность массажа постепенно увеличивают с 1 до 3-4 мин.
С 3-4 мес применяют более энергичные формы массажа – растирание, разминание и похлопывание. Растирать ребенка можно одной или двумя ладонями, производя продольные либо круговые движения. Разминать мышцы удобно тремя пальцами – указательным, средним и безымянным, делая поступательные и круговые движения.
Массаж целесообразен перед гимнастическими упражнениями и после них. Нельзя делать массаж при гнойничковых и других распространенных заболеваниях кожи у ребенка, а также при острых заболеваниях организма.
Правила гимнастики для новорожденных
Гимнастику можно начинать, когда ребенку исполнится полтора месяца. Для детей грудного возраста приемлемы три вида движений – рефлекторные, пассивные и активные. Рефлекторные движения являются реакцией на изменения положения тела, конечностей или головы, на раздражение кожи (например, легкое щекотание). Пассивные движения ребенок совершает не по своей воле, а благодаря усилиям матери, приводящей в движение руки, ноги, туловище, голову малыша в соответствии с задачами гимнастики. Активные же движения ребенок выполняет самостоятельно, в процессе гимнастических упражнений, проводимых по определенной системе.
До 3 мес у ребенка сохраняется характерное для этого возраста повышение тонуса (напряжение) сгибательных мышц рук и ног, поэтому пассивные движения противопоказаны, но допустимы движения рефлекторные. Так, когда ребенка кладут на живот, он рефлекторно поднимает голову и верхнюю часть туловища. Если положить младенца на живот с согнутыми ногами, а затем приставить ладонь к его стопам, он будет рефлекторно разгибать ноги и продвигаться вперед (рефлекторное ползание).
Весьма просто вызвать двигательные рефлексы на звуковые и зрительные раздражения, например на большую погремушку. Движения игрушки вправо, влево, вверх обусловливают соответствующие движения головы и туловища ребенка, лежащего на животе или спине. Можно сделать так, чтобы малыш пополз за игрушкой. Например, ребенок лежит на животе с полусогнутыми ногами, которые упираются в ладонь матери. Мать кладет игрушку недалеко от него и словами «достань игрушку» стимулирует ползание. В дальнейшем, когда ребенок научится ползать самостоятельно, этот двигательный акт стимулируется при помощи яркой игрушки, которую мать кладет в манеже на расстоянии 50-60 см от него так, чтобы игрушка была в поле зрения малыша.
Развитие хватательного рефлекса
Для развития хватательных движений мать прикасается игрушкой к ладони ребенка, вызывая хватательный рефлекс. Это упражнение можно делать при положении ребенка на животе или спине. Укреплению мышц ног в возрасте 3-5 мес способствует пританцовывание: мать поддерживает стоящего ребенка под мышки и несколько раз (3-4) приподнимает его и опускает ножками на поверхность стола. Ребенок при этом рефлекторно упруго отталкивается, как бы пританцовывая. К рефлекторным движениям относится также поворот со спины на живот, осуществляемый с помощью матери. Для этого она удерживает снизу голени ребенка левой рукой, в указательный палец правой руки вкладывает в кисть левой руки ребенка (он рефлекторно сжимает палец матери). Затем мать осторожно переворачивает младенца со спины на живот.
Начиная с 3-4-го месяца жизни ребенка в комплексы пассивных движений постепенно включают движения активные. Так, в 3 мес полезны такие активные движения, как скрещивание рук на груди и отведение их, сгибание и разгибание ног и рук. Допустимы и такие активные движения, как «скользящие» шаги: ребенок лежит на спине, а мать поочередно сгибает и разгибает его ноги, которые скользят своими внутренними поверхностями одна о другую.
В 4-6 мес ребенок пытается приседать, удерживаясь за руки матери или какой-либо предмет, с 5-6 мес дети могут садиться, опираясь лишь слегка, или даже самостоятельно. В этот период мать должна всячески поощрять ползание ребенка, для чего удобен небольшой манеж с твердым дном. Вначале с помощью взрослых, а затем самостоятельно ребенок поворачивается с живота на спину и наоборот.
Развитие навыка ходьбы
Целый ряд упражнений подготавливают ребенка к устойчивому стоянию и ходьбе. Они выполняются с 8 до 12 мес. В это время дети довольно хорошо стоят, делают первые неуверенные шаги. Свободная, уверенная ходьба вырабатывается на втором году жизни. К таким упражнениям относится вставание на ноги из положения сидя или лежа: мать берет ребенка 7-8 мес под мышки и ставит его на ножки, через несколько секунд она возвращает его в положение сидя или лежа. Необходимо, чтобы ребенок, находясь в вертикальном положении, хорошо упирался ножками. Это упражнение повторяют несколько раз в течение дня. Полезно доставать игрушку, находящуюся выше сидящего ребенка. При этом он встает. Упражнение можно повторять, меняя игрушки.
Укреплению мышц спины и брюшного пресса способствуют наклоны туловища. Это упражнение выполняется в положении ребенка стоя, мать стоит сзади, лица обоих обращены в одну сторону. Удерживая ребенка обеими руками за переднюю часть ног и живот, мать чуть наклоняет туловище малыша и в это время убирает ту руку, которая располагается на животе. Ребенок при этом наклоняется, рефлекторно напрягая мышцы спины и брюшного пресса, а затем выпрямляется. Упражнение повторяют 3-4 раза.
Существует и много других упражнений для физического развития ребенка. Родители, однако, не должны добиваться, чтобы ребенок преждевременно садился, стоял, ходил, так как возможны искривление ног и позвоночника, деформация грудной клетки.
|