Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни. Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни Массаж для новорожденных 5 6 месяцев

Родители порой и не замечают, как быстро растут дети. Малыши в 5 месяцев уже много чего умеют. Они способны координировать свои движения.

Повышенный тонус мышц к этому времени проходит у большинства детишек. Они без затруднений переворачиваются на животик. В пять месяцев они еще и пытаются ползать.

Родителям важно правильно и гармонично развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Для правильного развития ребенку нужны не только любовь и забота родителей, но и лечебная физкультура с массажем. ЛФК для ребенка 5 месяцев позволяет укреплять иммунную систему, развивать мускулатуру, которая так необходима, чтобы малыш научился сидеть и активно ползать.

Оздоровительные занятия оказывают положительное влияние на все системы организма. Комплексная гимнастика улучшает пищеварительную и нервную системы, учит правильному дыханию, нормализует обмен веществ и кровообращение. Самое главное – это укрепление мышечной системы ребенка, а также нормализация тонуса мышц.

Без специальной оздоровительной гимнастики невозможно полноценное развитие. У некоторых детей возможно запаздывание многих движений, или они не являются точными, поэтому оздоровительная физкультура и считается обязательной.

Лечебные упражнения в пять месяцев направлены на закрепление умения координировать свое тело. Также они помогают малышу справляться с новыми этапами развития.

Основные задачи

На данном этапе взросления внутренний организм ребенка видоизменяется, поэтому родителям, при выборе комплекса упражнений, необходимо принимать во внимание особенности развития:

  • у ребенка пропадает повышенный тонус, поэтому движения на сгибание и разгибание становятся более точными и правильными;
  • все свои движения младенец делает осознанно;
  • переворачивается на животик и активно пробует ползать;
  • предметы чадо может уже держать в ручке значительно дольше.

На основе этих умений в развитии выделяются основные задачи оздоровительной гимнастики:

  • развитие навыка ползания;
  • нормализация тонуса в мышечных тканях;
  • развивать удерживание предметов длительное время;
  • развитие безусловных рефлексов.

Также в комплексе должны присутствовать пассивные упражнения, так как в пять месяцев у ребенка значительно понижается тонус. Помимо этого, при выполнении гимнастических занятий нужно усложнять упражнения, которые направлены на координацию движения.

Правила проведения гимнастики

Вне зависимости от возраста малыша, существуют определенные правила проведения занятий. Родители должны обязательно их соблюдать для того, чтобы не причинить ребенку лишнего дискомфорта.

Перед началом зарядки помещение должно быть убранным, без пыли, а также нужно тщательно его проветрить. Если занятия проходят в летний период, и на улице наблюдается безветренная погода, то но время занятий можно оставить приоткрытое окно.

Взрослый, проводящий гимнастику, должен соблюсти все гигиенические нормы. Руки должны быть вымыты, продезинфицированы. Также необходимо снять все ювелирные украшения и коротко подстричь ногти. Это необходимо для того, чтобы случайно не нанести малышу травму.

Занятия лучше всего проводить на пеленальном столе, так как поверхность твердая, и малыш лучше знаком с ним. На него обязательно нужно постелить пеленку или полотенце, чтобы телу было приятно и комфортно.

Физкультура для малышей в 5 месяцев предполагает специальные лечебные комплексы. Такая физическая активность не подходит для младенцев младшего возраста и новорожденных, так как их скелетная и мышечная системы находятся на более ранней стадии развития.

Дети в пять месяцев нуждаются во всестороннем развитии. Особенно важно следовать инструкции и соблюдать регулярность проведения лечебных мероприятий, чтобы добиться результата. Специалисты выпустили даже специальные обучающие видео, которое позволяет наглядно изучить все важные нюансы.

Нельзя проводить зарядку на полный желудок. Поэтому рекомендуется подождать 45 минут после еды или провести физкультуру за полчаса до приема пищи.

В начале каждого занятия необходимо наладить тактильную связь с малышом – для этого по всему телу можно выполнить легкие поглаживания. Продолжительность занятий уже можно увеличить до 30 минут.

Важно! На протяжении всего занятия родители должны разговаривать с ребенком. Можно выучить песенки, потешки, комментировать свои действия. Это необходимо для создания положительного эмоционального фона.

Не стоит забывать про настроение – этот фактор является определяющим для проведения физических нагрузок. Если малыш капризничает, то следует перенести занятие на другое время. Для того, чтобы ребенок был расположен к гимнастическим занятиям, необходимо строго соблюдать режим дня. Тогда младенец всегда будет в нормальном психическом и эмоциональном состоянии.

Занятия не рекомендуется проводить в вечернее время, так как малыш после них не сможет нормально заснуть. Его организм будет сильно возбужден, и он не сможет вовремя лечь отдыхать. Также необходимо помнить, что ребенку обязательно нужно делать расслабляющий массаж.

Техника выполнения массажа

Массаж в пять месяцев практически аналогичен тому, который проводят в четыре месяца. Однако из-за новых особенностей развития необходимо ввести другие массажные элементы. Уделяется большое внимание развитию мышц лица, а также мелкой моторики рук.

Массаж нужно начинать с лицевой части тела аккуратными движениями от лба к височкам, от носа к щекам и от губ до скул. Движения родителей должны быть аккуратными, не причинять болевых ощущений.

Массаж ног практически такой же, как и в 4 месяца, и состоит из следующих элементов:

  • поглаживание;
  • валяние;
  • пощипывание;
  • растирания.

Массажу рук уделяется особое внимание – необходимо проработать каждый пальчик в отдельности. Живот массируется по часовой стрелке, главное - нельзя задевать пупок и зону около него. Спина просто поглаживается, можно немного ее похлопать.

Комплекс оздоровительных упражнений

Занятия включают в себя как активные, так и пассивные упражнения. Количество походов не ограничивается, главное - чтобы ребенку нравилось выполнять упражнение. В процессе гимнастики можно включить расслабляющую музыку. Это может помочь научить ребенка чувствовать ритм. Надо:

  • обязательно вначале провести поглаживание по всему телу. Данная процедура необходима для того, чтобы младенец привык к рукам взрослого;
  • после нужно разработать ножки при помощи сгибаний и разгибаний;
  • далее необходимо поработать с ручками, чтобы малыш смог выполнить следующее упражнение. Для этого их вытягивают в сторону, а после сводят их вместе на груди ребенка;
  • положить на спинку и дать в ручки небольшую палку. Взрослый аккуратно тянет ее вверх, при этом слегка поддерживает чадо за ручки. Задача ребенка – сесть из положения лежа;
  • младенца нужно поставить на твердую поверхность, взрослый фиксирует ножки малыша, чтобы они оставались ровными и в одном положении. Далее нужно крайне аккуратно нагнуть верхнюю часть тела вперед так, чтобы образовался тупой угол;
  • для предупреждения плоскостопия можно выполнить упражнение с гимнастической палкой. Для занятия подойдет спортивный инвентарь, который будет иметь диаметр в 2 сантиметра. Палку необходимо положить на стол, и на нее поставить ножками младенца;
  • упражнение на ползание является особенно важным. Задача родителя - обучить правильному выполнению данного элемента. Для этого малыша нужно перевернуть на животик, а свою руку подставить под его стопы. Ребенок рефлекторно начнет ползти вперед; упражнение лучше всего проводить на полу;
  • если отсутствует гимнастическая палка, то можно выполнить упражнение на присаживание с помощью рук. Младенца нужно положить на столик, в его ручки дать большие пальцы, а оставшимися обхватить ручку малыша и аккуратно тянуть его на себя. Упражнение хорошо развивает опорно-двигательный аппарат и подготавливает ребенка к следующему этапу развития. Ведь большинство детей начинают сидеть уже в возрасте шести месяцев.

Данный комплекс направлен на развитие и укрепление мышц спины, живота, позволяет улучшить координацию, развить мелкую моторику. ЛФК направлен на правильное формирование мышечной структуры организма, а также повышает иммунитет. Это очень необходимо в сезонные изменения, когда ребенок подвержен простудным заболеваниям.

Вывод

Только от родителей зависит здоровье и развитие ребенка. Все упражнения, которые взрослые используют при занятиях оздоровительной физкультурой, должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями. Благодаря ЛФК ребенок знакомится с миром, учится выполнять новые движения, закреплять уже пройденные элементы.

Специалисты давно доказали, что физические нагрузки напрямую связаны с отделами головного мозга. А потому, при систематических занятиях, улучшается работа центральной нервной системы. Ребенок благодаря этому развивается намного быстрее, улучшается его физическое и умственное развитие. Также комплекс упражнений влияет на здоровье всех органов организма.

Родителям нужно следить за правильностью выполнения всех гимнастических элементов, так как неграмотное выполненное упражнений не даст положительного эффекта. Также взрослым стоит помнить, что все дети индивидуальны, и развиваются по-разному, поэтому не нужно переживать, если какой-то вид упражнения не получится.

В том случае, если один из физических элементов причиняет малышу дискомфорт, то можно заменить его на другой. Важно, что от занятий ребенок должен получать только положительные эмоции. Также родители обязаны проконсультироваться с педиатром. Он может порекомендовать дополнительные упражнения, в соответствии с индивидуальными особенностями малыша.

Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно – тогда родители увидят положительный эффект. Занятия достаточно проводить один раз в день, длительностью от 15 до 30 минут , в зависимости от желания ребенка. Тогда малыш будет расти здоровым и полноценно развиваться.

Благотворное влияние на физическое и психическое развитие грудного ребенка оказывают массаж и гимнастика. Они улучшают дыхание и кровообращение, тонизируют нервную систему, активизируют обмен веществ, повышают двигательную активность ребенка, оказывают положительное действие на его настроение, сон и аппетит.

Перед тем, как приступать к массажу и гимнастике, надо ознакомиться с техникой этих процедур. Полезные советы по этим вопросам мать может получить у врача-педиатра и медицинской сестры, которые наблюдают ребенка в условиях детской поликлиники. Мы остановимся лишь на общих принципах проведения массажа и гимнастики у детей первого года жизни.

Общий массаж выполняется детям до 6 мес, позже его делают только детям с ослабленными мышцами и дряблой кожей при рахите, гипотрофии (истощении) и некоторых других зат болеваниях. Однако местный массаж (спины, живота) полезен совершенно здоровым детям и во втором полугодии жизни.

Техника массажа бывает разная: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Перед массажем ребенка раздевают, укладывают на стол, покрытый вчетверо сложенным байковым одеялом. Поверх одеяла кладут клеенку, а на нее – пеленку. Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, без колец и часов. Нельзя делать массаж руками, если на пальцах длинные ногти, заусеницы, грубые мозоли, гнойнички. Во время массажа желательно поддерживать с ребенком речевой контакт: обращать к нему ласковую речь, улыбаться. Каждое массирующее движение делают неторопливо, плавно и повторяют 2-4 раза. Массаж производят раз в день за 1 ч до еды или через 1 ч после приема пищи. Обязательно учитываются возраст ребенка, его индивидуальные реакции на процедуру. Перед последней необходимо хорошо проветрить комнату. Оптимальная температура в помещении – 22-24 °С.

Техника массажа. Во время массажа рук и ног ребенок лежит на спине. Большой палец своей левой руки мать вкладывает в правую кисть ребенка, придерживая его руку остальными пальцами, правой рукой она делает поглаживающие движения в направлении от кисти к плечу. При массаже левой руки ребенка ее держат правой рукой, а массируют левой. Правую ногу ребенка мать кладет на свою правую ладонь и поглаживает ее левой рукой. Массаж левой ноги осуществляется правой рукой, а левой рукой удерживают ногу ребенка. Коленные суставы на массируют.

Поглаживание – основная форма массажа в грудном возрасте, которую применяют уже с 3-4-й недели жизни ребенка. В первые месяцы полезно поглаживание ладонью передней поверхности грудной клетки, межреберных промежутков кожи и спины. Продолжительность массажа постепенно увеличивают с 1 до 3-4 мин.

С 3-4 мес применяют более энергичные формы массажа – растирание, разминание и похлопывание. Растирать ребенка можно одной или двумя ладонями, производя продольные либо круговые движения. Разминать мышцы удобно тремя пальцами – указательным, средним и безымянным, делая поступательные и круговые движения.

Массаж целесообразен перед гимнастическими упражнениями и после них. Нельзя делать массаж при гнойничковых и других распространенных заболеваниях кожи у ребенка, а также при острых заболеваниях организма.

Правила гимнастики для новорожденных

Гимнастику можно начинать, когда ребенку исполнится полтора месяца. Для детей грудного возраста приемлемы три вида движений – рефлекторные, пассивные и активные. Рефлекторные движения являются реакцией на изменения положения тела, конечностей или головы, на раздражение кожи (например, легкое щекотание). Пассивные движения ребенок совершает не по своей воле, а благодаря усилиям матери, приводящей в движение руки, ноги, туловище, голову малыша в соответствии с задачами гимнастики. Активные же движения ребенок выполняет самостоятельно, в процессе гимнастических упражнений, проводимых по определенной системе.

До 3 мес у ребенка сохраняется характерное для этого возраста повышение тонуса (напряжение) сгибательных мышц рук и ног, поэтому пассивные движения противопоказаны, но допустимы движения рефлекторные. Так, когда ребенка кладут на живот, он рефлекторно поднимает голову и верхнюю часть туловища. Если положить младенца на живот с согнутыми ногами, а затем приставить ладонь к его стопам, он будет рефлекторно разгибать ноги и продвигаться вперед (рефлекторное ползание).

Весьма просто вызвать двигательные рефлексы на звуковые и зрительные раздражения, например на большую погремушку. Движения игрушки вправо, влево, вверх обусловливают соответствующие движения головы и туловища ребенка, лежащего на животе или спине. Можно сделать так, чтобы малыш пополз за игрушкой. Например, ребенок лежит на животе с полусогнутыми ногами, которые упираются в ладонь матери. Мать кладет игрушку недалеко от него и словами «достань игрушку» стимулирует ползание. В дальнейшем, когда ребенок научится ползать самостоятельно, этот двигательный акт стимулируется при помощи яркой игрушки, которую мать кладет в манеже на расстоянии 50-60 см от него так, чтобы игрушка была в поле зрения малыша.

Развитие хватательного рефлекса

Для развития хватательных движений мать прикасается игрушкой к ладони ребенка, вызывая хватательный рефлекс. Это упражнение можно делать при положении ребенка на животе или спине. Укреплению мышц ног в возрасте 3-5 мес способствует пританцовывание: мать поддерживает стоящего ребенка под мышки и несколько раз (3-4) приподнимает его и опускает ножками на поверхность стола. Ребенок при этом рефлекторно упруго отталкивается, как бы пританцовывая. К рефлекторным движениям относится также поворот со спины на живот, осуществляемый с помощью матери. Для этого она удерживает снизу голени ребенка левой рукой, в указательный палец правой руки вкладывает в кисть левой руки ребенка (он рефлекторно сжимает палец матери). Затем мать осторожно переворачивает младенца со спины на живот.

Начиная с 3-4-го месяца жизни ребенка в комплексы пассивных движений постепенно включают движения активные. Так, в 3 мес полезны такие активные движения, как скрещивание рук на груди и отведение их, сгибание и разгибание ног и рук. Допустимы и такие активные движения, как «скользящие» шаги: ребенок лежит на спине, а мать поочередно сгибает и разгибает его ноги, которые скользят своими внутренними поверхностями одна о другую.

В 4-6 мес ребенок пытается приседать, удерживаясь за руки матери или какой-либо предмет, с 5-6 мес дети могут садиться, опираясь лишь слегка, или даже самостоятельно. В этот период мать должна всячески поощрять ползание ребенка, для чего удобен небольшой манеж с твердым дном. Вначале с помощью взрослых, а затем самостоятельно ребенок поворачивается с живота на спину и наоборот.

Развитие навыка ходьбы

Целый ряд упражнений подготавливают ребенка к устойчивому стоянию и ходьбе. Они выполняются с 8 до 12 мес. В это время дети довольно хорошо стоят, делают первые неуверенные шаги. Свободная, уверенная ходьба вырабатывается на втором году жизни. К таким упражнениям относится вставание на ноги из положения сидя или лежа: мать берет ребенка 7-8 мес под мышки и ставит его на ножки, через несколько секунд она возвращает его в положение сидя или лежа. Необходимо, чтобы ребенок, находясь в вертикальном положении, хорошо упирался ножками. Это упражнение повторяют несколько раз в течение дня. Полезно доставать игрушку, находящуюся выше сидящего ребенка. При этом он встает. Упражнение можно повторять, меняя игрушки.

Укреплению мышц спины и брюшного пресса способствуют наклоны туловища. Это упражнение выполняется в положении ребенка стоя, мать стоит сзади, лица обоих обращены в одну сторону. Удерживая ребенка обеими руками за переднюю часть ног и живот, мать чуть наклоняет туловище малыша и в это время убирает ту руку, которая располагается на животе. Ребенок при этом наклоняется, рефлекторно напрягая мышцы спины и брюшного пресса, а затем выпрямляется. Упражнение повторяют 3-4 раза.

Существует и много других упражнений для физического развития ребенка. Родители, однако, не должны добиваться, чтобы ребенок преждевременно садился, стоял, ходил, так как возможны искривление ног и позвоночника, деформация грудной клетки.





Все движется, все изменяется, ничто не стоит на одном месте. То же самое можно сказать и касательно развития ребенка: в 5 месяцев он умеет достаточно много, и пришло самое время, чтобы научить его водной гимнастике. Некоторые родители начинают практиковать подобную зарядку и раньше, но большинство педиатров советует начинать активные водные упражнения ближе к полугоду, так как к этому времени малыш достаточно окреп, его иммунитет готов к закаливающим процедурам.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев и развивающие занятия (с видео)

Понаблюдайте за малышом во время бодрствования, когда он лежит на животе. В 5 месяцев ребенок, лежа на животе, активно выпрямляет руки в локтевых суставах и поднимает верхнюю половину туловища над поверхностью, может удержаться на одной выпрямленной руке, а второй взять лежащую перед ним игрушку.

Что ещё должен уметь ребенок в 5 месяцев при нормальном развитии? В этом возрасте малыш уже хорошо переворачивается со спины на живот в обе стороны. Хватает разнообразные игрушки, перекладывает их из руки в руку. Оборачивается на звуки.

В этом возрасте сила мышц, участвующих в разгибании шеи назад, больше, чем у мышц, сгибающих шею вперед. Это связано с тем, что ребенок, лежа на животе, самостоятельно тренирует мышцы спины, участвующие в удержании головы. А мышцы, сгибающие шею, тренируются лежа на спине, и для этого малышу требуется помощь родителей. И некоторые дети пробуют самостоятельно приподнимать голову, лежа на спине.

Для развития малыша в 5 месяцев настало самое время приступать к занятиям в воде. Если вы решили проводить развивающие водные упражнения, то надо знать, что этот процесс потребует от вас каждодневной работы. Чтобы получить хороший результат, необходимо придерживаться простого правила - постепенность и регулярность, эти занятия должны, прежде всего, доставлять удовольствие вам, так как если это делается только ради ребенка, то такие занятия очень быстро надоедают, заканчиваются и ни к чему не приводят. Что это дает ребенку?

Во-первых, это великолепная закаливающая процедура. Причем очень ощутимая, так как температуры воды и воздуха в ванной (или там, где вы занимаетесь) будут отличаться друг от друга приблизительно на 10 °С. Во-вторых, эмоциональная составляющая. Во время занятий с малышом 5-ти месяцев вы находитесь в тесном взаимодействии с ним, что способствует более доверительным, близким отношениям, особенно это важно для пап. В-третьих, прикладное значение. Ребенок с рождения учится быть с водой на «ты». Он ее не боится, она для него друг и товарищ по играм и т. д. В дальнейшем у этих детей, как правило, не возникает таких проблем, как помыть голову, и сложностей в освоении техники плавания. Для занятий, прежде всего, подготовьте ванную комнату. Ее необходимо освободить от лишних вещей, которые могут мешать вам, затрудняя подход к ванне и стесняя движения.

Итак, для того чтобы начать занятия с ребенком в 5 месяцев, наполняем ванну водой - глубина должна быть примерно по локоть вашей руки или по грудь, если поставить в нее ребенка. Температура воды 37-37,5 °С.

Не торопитесь сразу опускать ребенка в воду, дайте ему освоиться в помещении. Для этого пройдитесь с ним, держа его на руках, по ванной комнате, дайте посмотреть в зеркало, пройдитесь по краю ванны, потопайте и только затем опустите ребенка в воду.

Но опускать в воду надо не сразу - сначала ноги, Потом туловище по пояс, затем поднять ребенка из воды и через 1-2 секунды опять опустить в воду, теперь можно полностью. Этим мы добиваемся сразу двух целей. Первая - ребенок настраивается на работу. Вторая - , так как температуры воды и воздуха отличаются друг от друга минимум на 10 ᵒС.

Первое развивающее упражнение для ребенка 5-ти месяцев в воде - это ходьба по дну. Вода поддерживает и выталкивает малыша наверх, следовательно, осевая нагрузка уменьшается, что дает возможность с первых дней тренировать силу ног. Возьмите ребенка двумя руками под мышками. Не спеша пройдите с ним от начала ванны до конца и обратно. Старайтесь, чтобы он опускался на всю стопу полностью. Это упражнение повторяем 2-3 раза.

Затем во время развивающих занятий с ребенком 5-ти месяцев, удерживая малыша за подмышки, опускайтесь с ним под воду так, чтобы на поверхности осталась только голова. Плавно перехватываем его. Теперь малыш лежит в воде на спине. Одна ваша рука расположена поперек под головой и плечами ребенка так, что большой палец руки находится под затылком, а мизинец - между лопатками ребенка. Вторая рука находится под тазом ребенка так, чтобы ноги малыша были под водой.

Перемещаем малыша в воде сначала вперед, затем назад. Все упражнения с ребенком 5-ти месяцев нужно делать медленно и плавно, следим за тем, чтобы во время движения ногами вперед волна не попала на лицо ребенка. Потом делаем движения вправо и влево, от одного бортика ванны к другому. Следующее движение - восьмеркой, т. е. соединяем вместе движения вперед-назад и вправо-влево непрерывно. Чем больше вы придумаете движений и направлений, тем лучше. Ваша задача - постепенно научить малыша расслабленно лежать на воде. Добиться того, чтобы его руки выпрямились вдоль туловища, пальцы на руках разжались.

Посмотрите видео «Занятия ребенком 5 месяцев в воде» – такие упражнения очень нравятся малышу:

Массаж рук ребенку 5-ти месяцев в домашних условиях (с видео)

Во время массажа в домашних условиях ребенок 5-ти месяцев должен лежать на животе или на спине. В этом возрасте дети хорошо держат голову и уверенно опираются на предплечья. Уговорить ребенка опустить голову на стол на время массажа у вас, скорее всего, не получится. Поэтому придется делать массаж, невзирая на активные повороты головы малыша и его перевороты на живот. Из приемов массажа добавляются разминание плечевой области, более интенсивное растирание в виде приема пиления в ягодичной области.

Начинают массаж грудничков 5-ти месяцев с рук, для этого малыша нужно положить на спину. Одной рукой возьмите его в области запястья, пальцами другой проведите поглаживание, затем растирание каждого его пальчика по очереди от кончика к основанию. Повторите прием 2-3 раза.

Отдельно погладьте ладошку ребенка и уделите внимание большому пальцу.

Переходим на предплечье и плечо. Для этого переложите свой большой палец в ладонь ребенка. Ладонью второй руки проведите сначала поглаживание, затем растирание по направлению от кисти к локтевому суставу, потом к плечевому. Поглаживание делается как с наружной, так и с внутренней стороны руки.

Как показано на видео «Массаж ребенку 5-ти месяцев», растирание выполняется только по наружной поверхности предплечья и плеча:

Повторите приемы по 2-3 раза.

Теперь добавьте приемы разминания. Для этого захватите мышцы плеча над локтевым суставом по наружной поверхности между своими 1-м пальцем с одной стороны и 2-4-м с другой. Поступательными движениями пройдите мышцы до плечевого сустава. Повторите прием 2-3 раза.

Заканчиваем массаж руки поглаживанием всей конечности от пальцев к плечу.

Как сделать ребенку 5-ти месяцев массаж грудной клетки и живота

На следующем этапе массажа ребенка 5-ти месяцев переходят к массированию грудной клетки. Первый прием - поглаживание. Проводится вдоль грудины ладонной поверхностью кистей рук в направлении снизу вверх и к плечам. Повторите прием 3-5 раз.

Затем подушечками пальцев проводится поглаживание от грудины по ходу ребер вбок. Повторите прием 3-5 раз с каждой стороны.

Следующий прием - растирание. Подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями пройдите в области грудины, вдоль ее краев снизу вверх. Повторите прием 2-3 раза.

Далее смените направление растирающих движений. Чтобы делать массаж ребенку 5-ти месяцев, ваши пальцы должны двигаться от грудины вбок, по ходу межреберных промежутков. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны. Область сердца массировать не рекомендуется! Повторите первый прием - поглаживание - еще раз.

А как сделать ребенку 5 месяцев массаж живота? Для этого оставьте малыша лежать на спине ногами к вам.

Первый прием - поглаживающий. Ваша правая рука ладонной стороной скользит по животу по часовой стрелке, описывая круг. Затем движение ваших ладоней должно идти от боковой поверхности живота с двух сторон одновременно и соединиться над областью пупка. Повторите прием 4-5 раз.

Следующий прием - растирание. Согните пальцы правой руки. Суставами согнутых пальцев растирайте околопупочную область спиралевидными движениями, одновременно описывая круг вокруг пупка по часовой стрелке. Выполните прием, проходя 3-4 круга. Каждый последующий круг увеличивайте в диаметре.

Для стимуляции мышц брюшного пресса при массаже малышам 5-ти месяцев можно добавить прием пощипывания передней брюшной стенки по кругу.

Заканчивать массаж живота следует, повторяя круговое поглаживание, с которого начиналась процедура.

Массаж ног для грудничков 5-ти месяцев (с видео)

Переходим к массажу ног. Массаж ног начинают со стоп. Одной рукой возьмите ножку ребенка в области голени. При этом нога должна быть слегка согнута в коленном и тазобедренном суставах.

Первый прием - поглаживание от кончиков пальцев к голеностопному суставу. При этом ваш большой палец должен находиться на подошвенной стороне, а остальные пальцы - с тыльной стороны стопы. Повторите прием 3-5 раз.

Следующий прием - растирание. Придерживая стопу с тыльной стороны, подушечкой большого пальца растирайте подошву спиралевидными поступательными движениями от пяточки к пальчикам ребенка. Повторите прием в 2-3 прохода.

Если для детского массажа ребенку в 5 месяцев пальчики нужно распрямить, погладьте дополнительно стопу с тыльной стороны по направлению от основания пальчиков к голеностопному суставу.

Переходим к поглаживанию и растиранию голени и бедра. Обхватите своей ладонью голень ребенка чуть выше голеностопного сустава. Проведите рукой по голени скользящими движениями по направлению к коленному суставу, затем - по передней и боковой поверхностям бедра в сторону тазобедренного сустава. Прием повторяем 3-5 раз.

Следующее за этим растирание проводим подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями по передней и наружнобоковой поверхностям бедра. Прием повторяем 3-5 раз.

Следующий прием - разминание. Расположите свои руки поперек бедра ребенка. Захватите мышцы переднебоковой поверхности чуть выше коленного сустава.

Слегка оттяните их, затем начните S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль бедра к тазобедренному суставу. Повторите прием, проходя каждое бедро 2-3 раза.

И заканчиваем приемы первоначальным поглаживанием.

На видео «Массаж грудничков 5-ти месяцев» вы можете посмотреть, как правильно массировать малыша:

Массаж шеи для 5-месячных детей (с видео)

Переходим к массажу задней поверхности туловища. Перед тем как делать массаж ребенку 5-ти месяцев, переверните малыша на живот ногами к себе.

Чтобы помочь мышцам спины и шеи быстрее окрепнуть, проведите стимулирующий массаж задней поверхности шеи и области надплечий. Стимулирующий массаж не показан, если у малыша сильно и постоянно напряжены мышцы спины, разгибающие шею, из-за чего он не может привести подбородок к груди ни лежа на спине, ни лежа на животе. В этих случаях показан расслабляющий массаж.

Во время массажа малыш должен лежать на животе, его руки согните в локтевых суставах и подведите под грудную клетку. Начинайте массаж с поглаживания. Ваша ладонь должна двигаться от затылочной области в сторону надплечий, по задней и боковым поверхностям шеи. Отдельно погладьте сами надплечья от шеи до плечевых суставов. Повторите прием 4-5 раз.

Следующий прием массажа младенцам 5-ти месяцев - растирание подушечками пальцев. Пальцы должны продвигаться поступательными спиралевидными движениями по задней поверхности шеи, а также отдельно по надплечьям в сторону плечевых суставов. Прием повторите 2-3 раза в каждом направлении.

Дополнительный прием растирания проведите согнутыми фалангами указательного и среднего пальцев правой руки в области основания шеи в виде круговых движений. Проводите прием в течение 10-15 секунд.

Закончите процедуру легким поглаживанием.

Если у ребенка напряжены мышцы шеи, прием растирания не проводят. Этот прием заменяют нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Начните с обычного поглаживания, а затем одной рукой придерживайте затылок, а второй от этой области медленно проведите по мышцам шеи вниз и к надплечьям, задерживаясь в конце движения на 2-3 секунды. Прием повторите 3-5 раз.

Посмотрите видео «Массаж 5-месячных детей» для закрепления навыков:

Массаж спины и ягодиц для младенцев 5-ти месяцев

Переходим к массажу спины. Первый прием - поглаживание. Проводится сначала вдоль позвоночника, затем по ходу ребер от позвоночника вбок. Повторите прием 3-5 раз.

Теперь - растирание. Подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями пройдите около позвоночника по обе стороны снизу вверх, затем от позвоночника вбок, по ходу межреберных промежутков. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Следующий новый прием массажа спины ребенка в 5 месяцев – разминание. Разминайте мышцы боковой поверхности туловища по направлению снизу вверх. При этом ваши руки захватывают и слегка оттягивают мышцы, затем совершают S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль туловища. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

Переходим на область ягодиц. Первый прием - поглаживание. Ваши ладони скользят по ягодицам. Начинается движение с обхвата боковой их поверхности, и руки направляются друг к другу. Повторите движение 5-7 раз.

Далее следует прием растирания. Для этого используйте фаланги согнутых пальцев рук. Направление спиралевидных движений по кругу, прорабатывайте по очереди правую и левую части ягодичной области. Повторите прием в 3-5 круговых проходов.

Для более интенсивной стимуляции добавьте растирание в виде «пиления». Его проводят, используя наружный край ладоней. Ваши Руки при этом должны располагаться вдоль ягодиц, а ладони приближены друг к другу.

Направление движений рук при массаже 5-месячных детей - вперед-назад одновременно навстречу друг другу, напоминающее пиление. Массируйте каждую ягодицу отдельно в течение 20-30 секунд.

Для стимуляции ягодичных мышц используем прием пощипывания этой области пальцами.

Повторите прием поглаживания, с которого начинали массаж.

Массаж задней поверхности ног 5-месячному ребенку

После ягодичной области продолжаем массаж задней поверхности ног. Повторите поглаживание и растирание в том же порядке и направлении.

При массаже 5-месячному ребенку придерживайте одной рукой голень, нога при этом должна быть слегка согнута в коленном суставе. Проведите рукой по икроножной мышце поглаживающими скользящими движениями по направлению к коленному суставу, далее по бедру в сторону ягодиц 2-3 раза.

Затем подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями растирайте заднюю поверхность голени, заднюю и наружнобоковую области бедра. Приемы повторяем 3-5 раз.

Следующий прием - разминание. Расположите свои руки поперек икроножной мышцы ребенка. Слегка ее оттяните, затем начните S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль голени к коленному суставу. Повторите прием 2-3 раза.

Теперь положите свои руки поперек бедра ребенка. Захватите мышцы заднебоковой поверхности чуть выше коленного сустава. Слегка оттяните их, затем начните S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль бедра к тазобедренному суставу. Повторите прием 2-3 раза.

Заканчиваем массаж ноги, повторяя поглаживания по направлению от стопы к бедру и далее к ягодицам в 4-5 проходов.

Упражнения на мяче для ребенка 5-ти месяцев: фитбол для детей-грудничков

В этом возрасте обязательно продолжайте занятия на гимнастическом мяче. По мере взросления ребенка упражнения становятся более разнообразными.

1. Первое упражнение на фитболе в 5 месяцев направлено на укрепление мышц рук. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Если ребенок научился стоять, можно поставить его на ноги, придерживая за талию. Предложите ему оттолкнуть от себя гимнастический мяч двумя руками. Его мышечное усилие дозируйте путем удерживания мяча. Повторите упражнение 5-7 раз.

2. Упражнения на гимнастическом мяче в 5 месяцев для укрепления мышц спины. Положите ребенка животом на мяч ногами к себе и удерживайте его в подмышечной области. Проведите прокатывающие движения по направлению от себя, затем к себе. Нужно, чтобы ребенок научился прогибаться в спине в виде лодочки. В этом положении необходимо задержаться до 8-10 секунд. Повторите упражнение 3-5 раз. Затем смените направление движения из стороны в сторону, далее по кругу по часовой и против часовой стрелки. Эти движения делаем также 3-5 раз.

3. Упражнение на фитболе для грудничков 5-ти месяцев для формирование опоры на ножки. Малыш продолжает лежать на мяче на животе. Прокатите его на мяче к себе до соприкосновения подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Малыш должен научиться выпрямлять ноги и удерживать вес тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5-7 раз.

4. Теперь поучите ребенка удерживать на мяче позу группировки. Это такое положение, при котором согнутые ноги подтянуты к животу, а голова наклонена к груди. Умение группироваться необходимо, когда ребенок будет учиться ходить - чтобы падать без серьезных ушибов. В этом упражнении начните с удержания головы в положении сгибания. Ваш малыш лежит на мяче на спине. Его голова находится на вашем надплечье, а ноги подтянуты к животу. Прокатите его на мяче на себя, медленно убирая свое плечо из-под головы ребенка. Ему придется некоторое время удержать свою голову без опоры на вас. Выполняя это упражнение на мяче для ребенка 5-ти месяцев, задержитесь в данной позе группировки на 2-3 секунды, удлиняя время до 5-7 секунд. Вернитесь в исходное положение, дайте отдохнуть малышу, в это время его голова должна лежать на вашем надплечье. Повторите упражнение 3-5 раз.

5. После того как вы добились длительного (до 10 секунд) удержания позы группировки малыша на мяче, начните упражнение в виде прокатывания на мяче в чуть ускоренном темпе . При этом мяч должен соприкасаться со спиной ребенка по ходу позвоночника, а ваши движения направлены на себя и вверх, затем от себя и вниз. Длительность выполнения упражнения 10-15 секунд.

6. Потренировав в предыдущем упражнении умение, группироваться на мяче, перейдите к поворотам на мяче таза и бедер на бок в каждую сторону, при этом удерживайте лежащего на спине малыша также за туловище в подмышечной области головой к себе. Повторите упражнение 3-4 раза в каждую сторону.

Какой комплекс развивающих упражнений делать с ребенком 5-ти месяцев

Какие упражнения можно делать с ребенком 5-ти месяцев без использования гимнастического мяча?

Следующие упражнения проводим на массажном столе. Для укрепления мышц живота и рук потренируйте умение малыша группироваться и присаживаться при подтягивании за руки. Ребенок лежит на спине, под его голову и плечи подложите для страховки тоненькую, плотную подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка так, чтобы он их крепко обхватил. Потяните на себя малыша, дождитесь его желания согнуть руки в локтевых суставах и, подтянувшись за ваши пальцы, сесть. Верните его в исходное положение. Повторите упражнение 7-10 раз.

Также в комплекс упражнений для ребенка 5-ти месяцев входит ходьба на руках. Это необходимо для подготовки к началу ползания на четвереньках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой - в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2-3 раза.

Статья прочитана 9 889 раз(a).

Большинство безусловных рефлексов у детей угасают к 6 месячному возрасту. Они сознательно перемещаются по кроватке, реагируют на звук, умеют поворачиваться в разные стороны и т.д. О том, что массаж имеет чудодейственное воздействие, спорить не приходиться. Но гимнастика и массаж, проводимые вкупе, позволяют достигнуть не менее потрясающих результатов. Поэтому гимнастика для ребенка в любом возрасте не только рекомендуется педиатрами, но и является неотъемлемой частью жизни младенца первых месяцев жизни.

Однако, не все родители могут проводить массаж и заниматься гимнастикой с детьми до года самостоятельно, и вынуждены прибегать к услугам специалистов. На самом деле проводить общеукрепляющие сеансы массажа можно и в домашних условиях, соблюдая основные рекомендации и меры предосторожности.

Как и сколько проводить гимнастику

В 5 месяцев зарядка для малыша должна проводиться в течение 20-30 минут. Чтобы упражнения не вызывали у малыша дискомфорта, ребенка нужно увлечь. Для этого вам потребуется хорошее настроение, проветренное помещение и ритмичная музыка. Последний пункт позволит не только сделать гимнастику эмоционально положительной, но и приучит ребенка совершать движения в такт музыки. После нескольких подобных сеансов ребенок уже сам начнет двигаться, только заслышав знакомые ритмы.

В этом же возрасте малыши делают первые попытки к самостоятельному усаживанию. Поэтому гимнастические упражнения будут способствовать выработке данного навыка. Гимнастические и массажные движения с каждой неделей должны усложняться. К концу пятого месяца вы можете уже не только растирать и поглаживать тело малыша, но и использовать вибрационные и щипообразные разминания, слегка постукивать и пощипывать кроху. Главное, стоит помнить о том, что массаж и гимнастика должны проводиться максимально аккуратно и заботливо.

Техника проведения гимнастики и массажа

Массаж для ног, способствующий укреплению мышц:

Повторять данные манипуляции необходимо 3-4 раза, чередуя движения.

Упражнение для укрепления суставов и мышц ног:

  • уложить малыша на спину;
  • взять ребенка за ножки (голень) и начать поочередно их сгибать и разгибать;
  • после этого следует начать выполнять движения синхронно обеими ногами.

Если ваш малыш не страдает гипертонусом, то ножки можно доводить до животика.

Рефлекторный массаж стоп:

  • малыш лежит на спине;
  • погладить ступни;
  • начать растирать;
  • погладить;
  • простучать.

Данные манипуляции необходимо чередовать минимум 4-5 раз.

Массаж рук:

  • сначала провести поглаживание рук;
  • приступить к кольцевому растиранию.

Данные действия необходимо провести минимум 5 раз.

Массаж груди:

  • малыш на спине;
  • от ребер к плечам провести круговые поглаживающие движения;
  • произвести поглаживание по межреберным промежуткам;
  • 3 раза повторить вибрационный массаж.

Все манипуляции необходимо чередовать до 5 раз, а заканчивать сеанс стоит поглаживанием.

Круговые вращения руками и скрещивание рук:

  • сначала дать малышу в ручки свои большие пальцы рук;
  • когда он их будет удерживать, развести его ручки в стороны;
  • затем поднять к верху и завести вперед;
  • расслабленные ручки малыша скрестить на его груди;
  • проделать упражнения в обратном направлении.

Массаж ягодиц и спины:

  • уложить ребенка на живот;
  • погладить ягодицы и спинку;
  • приступить к пощипываниям и растиранию.

Данный прием массажа можно применять у детей с первых месяцев жизни.

Поворот со спинки на живот и в обратном направлении:

  • ребенка положить на спину;
  • слегка завести ножку малыша вправо;
  • немного подтолкнуть его, что он совершил переворот.

Данное упражнение можно делать с крохой от двух месяцев. В пятимесячном возрасте «заставить» ребенка перевернуться можно с помощью его любимой игрушки, положив ее сбоку от него и попросив ребенка достать до цели.

Игра как гимнастика

Поскольку именно в игровой форме дети лучше воспринимают любую информацию, заниматься гимнастикой с ними нужно тоже, играя. Для этого можно придумать собственные занятия или воспользоваться проверенными методами. Например, вы можете поиграть в летчика. Полеты на животе способствуют не только тренировке мышц спины и живота, но и вестибулярного аппарата. Положите малыша на свои ладони животиком вниз, придерживая его за ребра большими пальцами. Приподнимите кроху так, чтобы он докасался до вашего туловища ногами. Теперь немного пройдитесь с ним, давая его тельцу слегка прогнуться.

Чтобы ребенок в пяти месячном возрасте продолжал правильно развиваться, ему нужны не только гимнастические упражнения и массаж, но и постоянное общение с мамой. Поэтому любые занятия следует проводить с постоянным комментированием того, что вы делаете.

Комплекс упражнений для ребенка 5-6 месяцев. Оздоровительный и укрепляющий массаж для грудничков. Делаем самостоятельно, в домашних условиях.

У ребенка в возрасте 5 -6 месяцев быстро развивается скелетная мускулатура , что создает предпосылки для возникновения самостоятельного передвижения тела в пространстве . Необходимо в массаж включать пассивно -активные упражнения . Занятия с детьми этого возраста проводят в следующей последовательности .

  • Поочередное разгибание и сгибание рук – «бокс ».
  • Поочередное поднимание прямых ног .
  • Переход в положение сидя при фиксировании нижних конечностей .
  • Поворот со спины на живот вправо и влево .
  • Приподнимание и отведение плеч назад .
  • Сгибание и разгибание ног попеременно .
  • Поочередное поднимание выпрямленных рук .
  • Скользящие шаги .
  • Ползание за игрушкой .
  • Массаж ног и рук .

Прежде чем приступить к проведению гимнастических упражнений и массажа, мать должна приготовить стол, снять с рук все украшения и часы, вымыть руки теплой водой с мылом. Ребенка нужно осторожно раздеть и уложить на массажный стол. Затем постепенно начинают движения все время разговаривая с малышом.
Руки у матери должны быть теплыми.
1 . Поочередное разгибание и сгибание рук – «бокс ». Ребенок лежит спине . Ему дают захватить большие пальцы рук матери или кольца , затем сгибают и разгибают поочередно руки , при этом чуть придерживают кисти ребенка . Выполняется 6 -8 раз .
2 . Поочередное поднимание прямых ног . Малыш лежит на спине , ноги в коленях выпрямлены . Захватив голень правой ноги , левую фиксируют . Далее поочередно поднимают ноги до прямого угла в тазобедренном суставе . Выполняют 4 -6 раз каждой ногой .
3 . Переход в положении сидя . Ребенок лежит на спине , ногами к матери . Мать вкладывает большой палец руки в ладонь ребенка ; другой рукой она должна удерживать его за бедра . Придерживая кисть ребенка своей рукой , мать слегка подтягивает ребенка к себе , побуждая сесть . Затем осторожно кладет ребенка вновь на спину . Повторяют 3 -4 раза .
4 . Поворот со спины на живот . Ребенок лежит на спине ногами к матери . Обхватив кисть руки ребенка левой рукой , мать подводит правую руку под голени снизу , помещая указательный палец между сомкнутыми голенями . Помогая повороту легким подтягиванием за руку , мать добивается завершения поворота на живот самим ребенком . При повороте в противоположную сторону положение рук матери меняется . Повторяют 1 -2 раза .
5 . Приподнимание и отведение плеч назад . Массаж выполняется при поддержке за плечи . Ребенок лежит на животе , руки его уложены вдоль туловища . Обхватив руками плечи ребенка и слегка прижимая их к груди , мать приподнимает его . При этом ребенок самостоятельно поднимает голову , отводит плечи назад . Повторяют 4 -6 раз .
6 . Попеременное сгибание ног . Ребенок лежит на спине . Захватив голени (указательные пальцы сверху ), попеременно сгибают и разгибают ноги , имитируя движения «велосипедиста ». Выполняют 6 -8 раз .
7 . Скользящие шаги . Ребенок лежит на спине , ноги согнуты в коленях , стопы опираются на стол . Держа малыша за голени , мать производит скользящие движения стопами попеременно по поверхности стола . Выполняют 8 -10 раз .
8 . Поочередное поднимание выпрямленных рук . Ребенок лежит на спине , руки вдоль туловища . Мать , захватив кисти рук ребенка , в медленном темпе приподнимает выпрямленную руку вперед и вверх до соприкосновения со столом и возвращает ее в исходное положение . Сменяя положение рук , упражнение повторяют 6 -8 раз .
9 . Ползание за игрушкой . Ребенок лежит на животе . Мать , положив перед ребенком игрушку , побуждает его ползти , при этом рукой слегка подпирает подошвы стоп . Повторяют 4 -6 раз .
10 . Массаж ног и рук (